Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дамский портной |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Горовец |
сценарий: | Александр Борщаговский |
видеооператор: | Александр Яновский |
композитор: | Сергей Беринский |
художники: | Евгений Питенин, Галина Агафонова, Татьяна Рахманова, Татьяна Баранова |
монтаж: | Наталия Акаёмова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Фильм в традициях украинского поэтического кино. Туманные, мягкие кадры, как будто пропущенные через фильтр «сепия», сумерки, прохладное осеннее солнце — все это создает тревожное настроение.
Еще чашечка чаю, еще чуть-чуть еврейского гостеприимства, еще несколько аккордов детскими руками на старом дорогом фортепиано. Пара новых складок на старческом лбу, неясные подозрения, тотчас приглушаемые сознанием: «Нет же! Ничего плохого не может случится!». И совсем слепая надежда идет вперед, держась за стены. Сборы. Чемоданы. «Взять? Не взять?»
На кинополотне встречаются сразу три поколения — старого еврея, главы семьи, которого прекрасно сыграл Иннокентий Смоктуновский («Я не боролся, я просто жил…»), его дочери и невесток.
Воспоминания отца существуют сами по себе, их почти никто не слышит, они то ли затихают, как эхо, то ли рассеиваются, как туман. Все повидал старик, со всем примирился, и не осталось у него уже ни надежд, ни сожалений. Только одна надежда — та самая, слепая. И лишь одно сожаление — что не было у его покойной жены (жены портного!) никогда за всю жизнь настоящего английского костюма. И живет в нем эта вина — гнетущая, тихая, вечная. И словно бы и нет уже возможности ее искупить. Но Бог — милостив. На самом краю жизни, где шов уже неумолимо сходит на «нет», встречается ему женщина. Такая же, как и он, обездоленная, обиженная властью, настрадавшаяся. И за одну только ночь кроит он ей классический английский костюм — вдохновенно и обреченно делает последнее свое дело на земле…
Хочется от души поблагодарить сценариста и режиссера еще и за то, что в фильме нет смакования отвратительных сцен расстрела в Бабьем Яру. Герои среди выстрелов и немецких касок неровным строем уходят в свет. Они вернутся, чтобы пройти через наши дни. Как вечно звучащее эхо — то ли беды, то ли памяти, то ли надежды.
9 ноября 2008