Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Австрийка |
английское название: |
L'Autrichienne |
год: | 1990 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Пьер Гранье-Дефер |
сценаристы: | Андре Кастело, Ален Деко |
продюсер: | Раймон Данон |
видеооператор: | Pascal Lebgue |
композитор: | Дидье Вассёр |
художники: | Жак Солнье, Филипп Тюрлюр, Лилиан Делер |
монтаж: | Жан Равель |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 сентября 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Ее мать была императрицей величайшей христианской империи, владычицей половины Европы, от западной Белоруссии до лигурийского побережья. Сама принцесса вышла замуж за наследника наиболее значительного королевства Европы, стала матерью его детей и королевой. В ее эпоху философы-беллетристы провозглашали приход царства разума, для дам изобретали огромные высокие парики, на лужайках Версаля происходили галантные празднества во вкусе Ватто, а Калиостро и Месмер явились смущать и изумлять светскую публику в Париже (такие стервятники всегда чуют запах распада первыми, как Распутин и Бадмаев). Казалось, что она, Мария-Антуанетта Габсбург-Лотарингская, самая беспечная и радостная монархиня на свете: «казалось, нет конца их грезам на вечном празднике весны…» Правда, остряки уже прозвали ее «Мадам Дефицит», намекая на разоренный бюджет. Но за несколько лет не осталось ничего: ни королевства, ни короля, ни Мадам Дефицит. Осталась вдова Капет в чепце и несвежем белье, состарившаяся, угрюмая, изнуренная бедами, тюремным заточением, униженьями. Какой пример для всякой легкомысленной надменности!
Жак Рене Эберт был нищим памфлетистом, которому приходилось жить и впроголодь. Благодаря революции он стал вождем «крайне левых» якобинцев, якобинских «экстремистов», требовавших усиления террора и упразднения христианской церкви. Он был предводителем «санкюлотов» — анархически и кровожадно настроенных «бесштанников». Вдова Капет и журналист Эберт встретились на суде, где он прилюдно бросил ей самые гнусные и самые непотребные обвинения, обвинения, которые редко выслушивают матери: она-де приучала сына-ребенка к мастурбации, чтобы подорвать его здоровье и стать регентшей, она развратила его в кровосмесительной игре! Конечно, ее судили главным образом за измену Республике и Народу, Эберт был лишь одним из свидетелей против нее, и заправлял процессом не этот горлопан, а хитроумные якобинские политики, которые вскоре расправились и с ним самим.
Но эпизодическое появление Пьера Клементи в роли Жака Эберта расставляет очень важные акценты в этом фильме. Пьер Клементи был символом надежд и поражения революции 1968 года. Он сыграл режиссера революции как всеобщего хеппининга в фильме Бертолуччи «Партнер» по мотивам «Двойника» Достоевского, сыграл хипповского Христа 1968 года в фильме Гарреля «Ложе девственницы», сыграл в модернизированной интерпретации классической «Антигоны» у Лилианы Кавани, фильме «Каннибалы», о юноше и девушке, хоронящих трупы убитых повстанцев. Буньюэль узнал в Клементи своего «ангела-разрушителя», таким он предстает в «Млечном пути», да по ходу сюжета и в «Дневной красавице». Поэтому аллегорически исполнение Пьером Клементи роли фанатичного Эберта на мрачном судилище означало глубочайшее дно разочарования, где начинается холодный скептический анализ. Но вправду ли такое разочарование было единственным исходом и было ли оно исходом? Невозможно не сочувствовать Антуанетте в этом фильме, невозможно не ненавидеть ледяного маньяка Фукье-Тенвиля, но ведь и этот фильм уже не нов и сам воспринимается как произведение той же эпохи, что «Терраса» и «Ночь Варенны» Этторе Сколы, эпохи тоже завершившейся. Ее усталый антибольшевизм релятивизирован временем, когда кончалась «холодная война» и последние симпатии к «красному» агрессору растаяли, а жуткая правда бесчинных репрессий дошла даже до твердолобых европейских «левых». И теперь вопрос о правомочности революции может быть опять поставлен, поскольку никаких ответов, кроме временных, на него, видимо, не существует.
6 из 10
30 сентября 2012