Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Султан Бейбарс |
год: | 1989 |
страны: |
СССР,
Египет
|
режиссер: | Булат Мансуров |
сценаристы: | Булат Мансуров, Морис Симашко |
видеооператоры: | Николай Васильков, Бек Бахтыбеков |
композитор: | Александр Луначарский |
художники: | Михаил Колбасовский, Рустем Одинаев, Галим Маданов, Андрей Бессолицын |
монтаж: | Надежда Аникеева, Светлана Ниязова |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 21 мин |
«Султан Бейбарс» — фильм, к сожалению, недооценённый. Можно винить в этом время его выхода, или другие обстоятельства, но, так или иначе, широкий зритель не знает о существовании картины. Прискорбно. Ведь режиссёру не занимать мастерства, он — автор насколько превосходной, настолько и малоизвестной «Тризны». Да и литературный первоисточник «Бейбарса» очень достойный. Дух повести М. Симашко «Емшан» вполне точно передан в экранизации. Это не головокружительный экшн с бесконечными батальными сценами, не историческая драма с кружевом дворцовых интриг. Скорее — эпос, и язык его выдержан в соответствующих рамках весьма строго. Одна музыка, подобная широкой, неохватной степи, настраивает на философский лад. Из таких же чистых образцов — можно вспомнить только «Гибель Отрара» Амиркулова, проходящий под названием «Тень завоевателя», где одним из сценаристов выступил Алексей Герман.
Итак, немногословный главный герой, находясь постоянно в центре бурных событий, в то же время — над схваткой. Мудрость и жестокость, позволившие кипчакскому невольнику взойти на верхние ступени власти, не изменяют ему и там. Потому как: «Судьба заманивает беспечных людей.» Тот, кто не способен этого понять, должен уступить, уйти, положить свою голову под ноги способных и безжалостных последователей. И Бейбарс всегда настороже. Мудрость и жестокость, впитавшаяся с каплями солёной морской воды и смешанная с потом галерника. Такие уроки не проходят впустую.
Как остановить непобедимое войско Чингисхана, чтобы захлебнулась дикая монгольская песня, не огласив страну Миср кличем торжества? Что в резерве? Читаем в первоисточнике: «Мамлюки — люди, им нужны еда, одежда и родина. Просто кусок земли не может быть родиной. Для этого нужно зелёное дерево, чтобы оно им снилось. Пока оно снится им, он может посылать их на какие захочет стены. Они не сомневаются.» Бейбарс знает, что его мамлюки — бывшие рабы — не могут позволить срубить это дерево — всё, что у них есть и когда-либо будет.
Нет жалости к врагам, но нет жалости и к ближнему кругу. «Поверяй, каждый день поверяй достоинство прямого взгляда.» Тому, кто отвёл глаза — одна дорога. Эмиры — железное кольцо вокруг трона, и прочность этого кольца должна быть непогрешимой. Дающие власть султану, первые обязаны преклониться перед этой властью, чтобы и для других она была страшна. И с них, первых, особый спрос. Как замечено: «Львы быстрее всех становятся собаками.»
Что же меняется в этом ледяном мире, где нужно рассчитывать каждый шаг? Какое одно-единственное слово, подобно невынутому из раны наконечнику стрелы, мучает героя? И в разреженном воздухе на вершине власти, где давно уже «исчезли границы его желаний», вдруг появляется такое простое человеческое чувство Несбывшегося.
Доносится запах степной травы. Чаша с кумысом, принятая из рук старухи. И слово, слово сорвавшееся с губ юной девушки. Так почему Бейбарс столь круто меняет свою жизнь? Чтобы понять это, стоит посмотреть фильм.
9 из 10
1 декабря 2014
Как известно, дважды в одну и ту же текущую воду ступить нельзя. Однако создатели начального фильма этой как бы кинодилогии- «Бейбарс»- предприняли такую попытку, сняв некое продолжение темы- «Султан Бейбарс». Весьма странное (но не значит, что плохое или неудачное!).
Чтобы понять, в чём тут дело, сначала посмотрите «Бейбарс» и прочтите рецензии на него (в том числе и мою), а потом уже беритесь за «Султана Бейбарса». Это будет логично и правильно, и многие вопросы или отпадут, или, наоборот, появятся. Как и у меня.
Напомню: в обоих фильмах, вышедших в один, 1989-й год, рассказывается о судьбе (по версии замечательного писателя-историка и соавтора сценария Мориса Симашко) реального исторического персонажа- выходца (знатного рода!) из кипчакских (казахских) степей Бейбарса, который, волею судьбы, к концу жизни стал могущественным и уважаемым и в Азии, и в Европе султаном-повелителем страны Миср (Египет и обширные «окрестности»). И если действие «Бейбарса» заканчивается приходом экс-мамлюка к власти и укреплением её, то «Султан Бейбарс» посвящён как раз времени его правления, где он предстаёт перед нами уже не как бесстрашный, честный и порядочный воин (согласитесь, редчайшее сочетание качеств для того, да и для нынешнего времени!), да к тому же носящий на плечах талантливейшую, если не гениальную голову (вообще раритет!!!), а как мудрый, дальновидный правитель, заботящийся о благе своих подданных. Но как раз провидческий дар и глубокий, аналитический ум не дают покоя его душе. «Главное- вовремя уйти…» И султан Бейбарс таки уходит! Почему и куда- об этом и фильм.
Точнее, половина фильма (вот почему и появляются некоторые вопросы), ибо другая половина суть повторение (причём далеко не полное) «предыдущих событий». А вот и главный вопрос: «Так что собой представляет Султан Бейбарс? Вторую серию «Бейбарса», сиквел или же вполне самостоятельный фильм?». Похоже на то, что сами создатели обеих картин ответа на данный вопрос так и не нашли, что однозначно плохо и для них, и для нас, зрителей.
Посудите сами. Если перед нами как бы «вторая серия» (фильм), достаточно было бы ёмко напомнить зрителям «содержание предыдущей серии» и спокойно заниматься развёрткой продолжения, а не дублировать показанное, порой вставляя «оттуда сюда» готовый съёмочный материал и бессмысленно тратя время, ресурсы и плёнку. Если же принять «Султана Бейбарса» за относительно самостоятельное творение, тогда бы надлежало компактно (в виде воспоминаний султана) добавить сюда его раннюю биографию, и всё бы стало на свои места и прояснилось. Увы, ни того, ни другого сделано не было. В результате мы смотрим то, что смотрим. Кстати, по-моему, стоит, между просмотром первого и второго фильмов, допустить небольшую временную дистанцию: подряд, «сплошняком» их смотреть- обострится описанная «нестыковка» и ухудшится восприятие многого.
На мой взгляд, «Султан Бейбарс» более психологичен и серьёзен, нежели «Бейбарс», в своей основе ситуационно-приключенческий. Это как у человека: бурные события молодости, вообще первой половины жизни и вдумчивый, не спешный анализ её и вероятного будущего второй, зрелой половины. Так что тут всё правильно. А неправильны уже упоминавшиеся повторы и нестерпимое злоупотребление дешёвым спэцэффектом «размножения картинки на экране».
… По популярной ныне версии, российский император Александр I не умер «вовремя», а тихонько «ушёл в мир», замаливать грехи и искать себя, «другого». Судя по нашему фильму и роману Симашко, у него был не менее знаменитый предшественник, которого потянуло к корням своим…
7 из 10
6 июля 2014