Сати
Sati
7.2
1989, драма
Индия, 2 ч 20 мин
В ролях: Кали Баннерджи, , Менака Дас, Бимал Дэб, Мону Мукхерджи
и другие
Действие картины происходит в 1828 году в индуистской деревне, за год до того, как обряд сати был запрещен. Этот индуистский обряд заключается в том, что во время смерти мужа жена подвергается сожжению на костре вместе с ним. В этом селении в доме дяди живет одна сирота Уми. Эта немая девушка перенесла много горя. Ее мать умерла при родах, а жених – перед самой свадьбой. И теперь ей не могут найти жениха, а ведь, пока Уми не выйдет замуж, не может выйти замуж и ее младшая сводная сестра Шаши. Уми даже хотели выдать замуж за старика, при смерти которого ее бы сожгли вместе с ним на костре, но не успели. Ведь сати – это высокая честь для всего рода. Согласно предсказаниям Уми все равно должна стать вдовой и пройти этот обряд. Пытаясь исправить положение, родственники вместе с общиной деревни решают выдать ее замуж за большое дерево. Что же ожидает девушку в будущем?
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сати

английское название:

Sati

год: 1989
страна:
Индия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Ашок Мехта
композиторы: ,
художник: Картик Бозе
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 ноября 1989 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Сати», 1989

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сати», 1989

Слава Богу, что этот ужасный обряд остался в прошлом, и женщинам больше не нужно сжигать себя на костре. Хотя им приходится переживать много других унизительных и оскорбительных традиций.

Фильм «Сати» посмотрела ещё неделю назад, но в шоке от него до сих пор. Настолько он меня поразил. Хотя чему удивляться, когда режиссёром фильма является Апарна Сен бенгальская женщина-режиссёр. Ни одно индийское кино не отличается таким реализмом и жизненностью, как бенгальское кино.

Действие фильма Апарны Сен «Сати» происходит в 1828 году, а в следующем, 1829 году, был принят закон о запрете сати. Фильм рассказывает о немой деревенской девушке-брахманке из Бенгалии начала 19-го века.

В священных индуистских книгах - Шастрах, сказано, что «сати» - это верная жена. Причём верная во всех смыслах. Если муж грустит, то и она печалится, если он весел, то и она радостна. А если муж покинет эту грешную землю раньше неё, то она с готовностью должна последовать за ним. Индуисты считают, что вдовство - это наказание за грехи, совершённые женщиной в прошлом рождении. И кому какое дело, что старик женившийся на юной девушке, вряд ли сможет пережить свою супругу. После смерти мужа, женщине предстояло выбрать одно из двух зол: либо нести бремя вдовы до конца своих дней, опустившись в семье до уровня прислуги; либо совершить обряд верной жены - сати - самосожжение. Последнее считалось наиболее лучшей участью для несчастной. Останься она в живых, и люди всю жизнь будут дурно с ней обращаться. Ей придётся спать на земле, есть самую грубую пищу, и только один раз в сутки. Соль и сладости, украшения и цветная одежда, будут для неё под запретом. А любую случайную встречу с вдовой на улице, посчитают дурным знаком. Есть даже такая индийская поговорка - нельзя хуже обругать, чем вдовой назвать.

Совсем другое дело, если бедняжка изберёт для себя самопожертвование. Считается, что в этом случае она обретёт вечное блаженство на небесах, а её семье гарантируются почёт и уважение в своей общине на долгие годы. Вот и стремились «добросердечные» попечители, сбагрить нелюбимых нахлебниц замуж за стариков или деревья, в надежде заполучить в будущем славу для своего рода.

Апарна Сен в своём фильме показывает историю семьи обедневших брахманов, стремящихся выдать замуж двух девушек, как раз ровно за год до принятия закона о запрете сожжения вдов.

Что касается Уми, то её гороскоп указывает на то, что она рано овдовеет. Она немая. Кто женится на ней, ведь очень трудно выдать младшую дочь замуж раньше старшей. Деревенский священник предлагает выдать Уми замуж за дерево, и это поможет семье со всех сторон.

В «Сати» больше внимания уделено женским персонажам. Мужские характеры набросаны лишь в самых общих чертах. Это скорее типажи нежели яркие индивидуальности.

Другое дело женщины. Апарна Сен представила четырёх очень разных героинь: престарелую хозяйку, старшую невестку дома, племянницу на иждивении, и жену племянника. Самая зловредная из них - хозяйка дома. Настоящая карга. В силу дряхлости своего мужа, она забрала в свои руки всё управление домашним хозяйством и решение судеб младших домочадцев. Корыстная, расчётливая, гневливая старуха обожает только своего внука и люто ненавидит немую племянницу.

Старшая невестка - ещё не утратившая своей привлекательности женщина, вынужденная мириться и со сварливой свекровью, и с повторной женитьбой мужа на более юной и хорошенькой. А главное «способной родить ему сына» в отличие от первой жены, рожающей только девочек.

Нагляден образ жены племянника, показывающей насколько традиционное общество с его строгой моралью, способно прогнуться по всё набирающей вес, властью денег. Согласно обычаям, мужчины в семье и обществе важнее женщин. И жёны обязаны не только повсюду следовать за своими мужьями, но и усердно ухаживать за ними и выказывать почтение.

И наконец Уми, главная героиня (Шабана Азми). Несчастная немая девушка, после смерти родителей вынужденная ютиться в семье дяди. Бессердечная тётка, фактически превратила её в бесплатную служанку, взвалив на её хрупкие плечи всю самую тяжёлую работу по дому и хозяйству. Уми чаще бьют, чем кормят, но попрекают каждым съеденным куском. Её усердие и доброта ни в ком не находят отклика. А её немота воспринимается как убогость, что делает девушку изгоем в деревне. Даже внешняя привлекательность не в состоянии компенсировать этот дефект, затрудняя старания тётки сбагрить постылую нахлебницу.

Отверженная всеми, часто гонимая как собака, Уми, нашла сострадательный отклик лишь в нечеловеческой душе могучего дерева баньяна. С точки зрения индуизма нет большой разницы между душой человека и дерева. Волею обстоятельств, раскидистое дуплистое дерево, стало не просто единственным другом Уми, но и законным супругом, брак с которым был заключён по всем индуистским канонам.

Старый баньян показан как разумное создание, старающееся помогать и оберегать несчастную девушку, насколько это в силах тесно связанного с землёю творения. Под его ветвями Уми находила муравьёв и гусениц развлекавших её. Огромное дупло, стало её тайной «шкатулкой» для её маленьких «сокровищ» - фруктов и браслетов. Могучие выступающие из земли корни, служили ей ложем, а широкая развилка ветвей - креслом. Птицы в высокой кроне пели для неё, а густая листва укрывала от палящего зноя. Часами Уми оставалась наедине с деревом ощущая себя в покое и безопасности. Она гладила шершавую кору, тёрлась о неё щекой, в знак нежности и признательности. Даже во время чудовищной бури, обернувшейся настоящей трагедией для девушки, Уми искала спасение не у людей, а у своего древесного супруга. Сколько же чёрствости и жестокости должно быть в сердцах людей, если дерево оказалось самым человечным во всей деревне.

Удивительно, что не только у индийцев, но и в Домострое на Руси, всегда основной акцент делали на том, как должна вести себя добропорядочная жена. Она фактически должна отречься от всего, и жить только интересами мужа и детей. Но почему нет такого же регламента для мужчин? Они никому ничего не должны получается, и априори безгрешны? Очень «интересное распределение» получается.

Кстати, есть версия, что обряд «сати» придумали те же мужчины из знатных каст, для собственного удобства и спокойствия, дабы у женщин не было соблазна отравить своего богатого мужа и завладеть его имуществом. В общем со всех сторон выгода мужикам. Вот и внушали бедным женщинам с младенчества, что для них это сверхпочётно. Однако сожжение жён имело место и в других культурах мира, даже на Руси. Ну не любят женщин с сотворения мира, завидуют им во многом, и боятся.

Радует, что эти извечные предрассудки по поводу вдов и «обязанностей» женщин, начинают уходить в прошлое. Хоть и очень медленно.

Режиссёр Апарна Сен справедливо выбрала термин «сати» для названия фильма, чтобы показать патриархальное лицемерие в этом фильме.

10 из 10

6 декабря 2024

Униженная

Имеющим представление об индуизме известно, что у «сати» есть два значения — в переводе с санскрита это «честная» или «настоящая», но чаще это слово использовали во втором значении — так называли обряд сожжения вдовы на погребальном костре мужа, причем речь не шла о добровольно принятом решении, характерном для некоторых других культур. Жертву никто не спрашивал, хочет ли она этой участи для себя, совершить сати считалось великой религиозной заслугой, проявлением истинной веры и благом для деревни. Индусы верили, что пары создаются навечно, что так и будут переходить из одного воплощения в другое вместе. Тема сати для индийского кино не нова, в частности, в 1987 году вышел фильм Г. Кхоша «Путешествие в никуда». Спустя два года к ней обратилась и Апарна Сен — одна из немногих женщин-режиссеров Индии.

Действие картины происходит в бенгальской деревне в 1828 году, за год до запрещения этого поощряемого религией убийства. Короткое объяснение сути, и под барабаны, крики и причитания выходит погребальная процессия. Несут труп, а на других носилках — явно чем-то одурманенную, безучастную к своей судьбе молодую женщину. Мужчины, спокойно обсуждающие происходящее, резко контрастируют с рыдающими женами. Обряд давно отлажен, каждый знает своё место, выглядит это почти обыденно. Перспектива запрета жестокой традиции обсуждается тут же и явно не нравится идущим, жрец сам фанатично верит в то, что вера не должна подчиняться законам, и внушает эту мысль остальным участникам шествия.

Молодая девушка, услышав барабаны, наблюдает за процессией из-за большого дерева. Это и есть главная героиня фильма — Уми, идущие говорят, что именно она должна была быть на месте девушки, которую несут вслед за умершим. Но судьба обойдётся с ней ничуть не мягче: эта жизнь тоже будет отдана в жертву чужим представлениям о должном, а пока постепенно становятся ясны все обстоятельства: она немая, живёт в доме дяди в качестве прислуги, мать умерла при родах, жених — незадолго до свадьбы. И даже это не все её беды: из-за её незамужнего положения не могут выдать замуж сестру, а это так нужно семье. «Ты должна встать рано и всё сделать, пока мы спим» — похоже на вариант Золушки, но нет, счастья тут не даст ни фея, ни люди.

Фильм привлекает возможностью заглянуть в те времена, показывает особенности жизни и быта. Ещё один плюс — в фильмах на бенгали нет набивших оскомину штампов, типа великовозрастных юнцов и постоянных танцев под слащавую музыку. Актеры особых высот игры не показывают, но в целом, неплохо, некоторые образы запоминаются. Жрец пугающе органичен в своём религиозном фанатизме. Шабана Азми с ролью Уми справилась, хотя для такого забитого существа выглядит чересчур ухоженной — красивая кожа, плавная линия плеч, густые волосы — это всё мало сочетается с образом несчастного, никому не нужного человека.

Униженная и оскорбленная — это ёмкое определение больше подходит главной героине, но фильм не рвет за душу так, как должен был, судя по теме. Повествование течет слишком плавно, под традиционную индийскую музыку (можно предположить, что использованы струнные — ситар, духовые — бансури), периодически взбадривая зрителей всплесками эмоций. Эти всплески неожиданны и не создают целостного впечатления беспросветной жизни. Жизни, когда окружающие делают, что хотят: унижают, бьют, используют при случае, лишают элементарного права всех женщин — родить ребенка, выдают замуж за дерево.

И сам фильм неплох, и актерская игра неплоха, но почему-то зрителя не удается вовлечь полностью в переживания за судьбу девушки. Столько событий, постоянно сыплющиеся на неё удары судьбы — всё показано, а зацепить за живое не смогли. Окончательно же убивает всё впечатление финал фильма. Брат уже увидел, что произошло, побежал за старшими, группа людей, поторапливаясь, двигается к месту происшествия, а зритель всё недоумевает: «Да что? Что случилось-то?». Произошедшее с Уми слишком долго показывают лишь как отражение на лицах собравшихся. Прояснение ситуации настолько оттянуто, что накал эмоций перегорает, и в момент, когда всё станет ясно, не возникает желания плакать, стучать по столу в слезах гнева и бессилия, как Уми по дереву, вопрошая: «За что?! Ну, почему так?». Ступор жителей деревни неясен, стало ли им стыдно за своё обращение с девушкой, или они увидели во всём этом дурное предзнаменование для себя, узнать так и не удается.

13 июля 2014

Драма Сати появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Апарна Сен. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Кали Баннерджи, Ketaki Dutta, Менака Дас, Бимал Дэб, Мону Мукхерджи, Ажит Баннерджи, Шабана Азми, Арун Баннерджи, Ариндам Гангули, Рэтна Гхошал, Прадип Махержи, Шакунтала Баруа.

Страна производства - Индия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.