И стал свет
Et la lumière fut
7.6
7.3
1989, фэнтези, комедия, драма
Франция, Германия (ФРГ), Италия, 1 ч 47 мин
12+

В ролях: Сигалон Сагна, Сали Баджи, Бинта Сисс, Мари-Кристин Дьем, Фату Сейди
и другие
Жизненный уклад африканского племени мутирует под натиском новых технологий. Племя с равной смекалкой приспосабливает для своих нужд и дары цивилизации, и ее отбросы. Но со временем вещи меняют отношения между людьми...
Дополнительные данные
оригинальное название:

И стал свет

английское название:

Et la lumière fut

год: 1989
страны:
Франция, Германия (ФРГ), Италия, Сенегал
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Робер Алазраки
композитор:
художники: Ив Бровер-Рабиновичи, Шарлотта Давид
монтаж: , ,
жанры: фэнтези, комедия, драма, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 сентября 1989 г.
на DVD: 31 января 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 47 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, комедия, драма, детектив

Отзывы критиков о фильме «И стал свет», 1989

***

Мне сложно оценивать истории, где каноничность традиционной, может быть, деревенской жизни возводится в абсолют, а все современное – плохо, просто потому, что это современное. Некоторые истории перестают быть актуальны с течением десятилетий. Это нормально, ведь все, что может после них остаться - художественная ценность. К фильмам Отара Иоселиани я отношусь с большим предубеждением. Я не считаю их плохими, или скучными. Автор мне просто не близок, я по своей сути не люблю терпеть кино, я люблю его смотреть. Как всегда говорю, получать вдохновение, чувствовать, что внутри что-то откликается.

И стал свет - фильм с громко звенящей аннотацией: жизнь племени меняется под натиском технологий. Рецензенты пишут про экологическую притчу, а я час жду хоть какого-то экранного развития. По сути, вся история - это последние 20 минут, когда племя просто перестает существовать. Происходит типичная эволюционная социализация, история не стоит на месте, все каталогизируется, и вот пастуху за 3 минуты рисуют паспорт, обыскивают на границе и отпускают за шлагбаум.

На фоне массовой урбанизации 20 века история, конечно, выглядит свежо, рассказана она просто. Грузинская ирония автора белой нитью сшивает сцены. Правда, такой взгляд на историю создает неплохое впечатление. Но мне, резиновому зрителю, испорченному яркой картинкой и бодрым ритмом; человеку, забывшему о подростковой любви к старому кино; все повествование кажется ужасным. Первые полтора часа - племенной африканский ад, без начала и конца, без смысла и содержания, с бытовыми почти документальными сценами. Они сном закрывают глаза, и только иногда врывающиеся в поле видимости грузовики, везущие вырубленный лес, заставляют проснуться и вспомнить: Так, я смотрю классику авторского кино, я дам еще один шанс, обязательно, сейчас что-то произойдет и во мне что-то да откликнется.

27 октября 2023

Довольно тяжело смотреть такой фильм в наше время. И дело даже не в том, что мы «зажрались». Фильм очень скуп на все, что мы привыкли видеть в художественном фильме. Что должно быть в художественном фильме. Если бы жанр был документальным, это снимало бы море вопросов. Но тогда бы он и оценивался по другим критериям. Но да ладно, мы имеем то, что имеем. Думаю, не мне учить Отара Иоселиани снимать фильмы. Я лишь поделюсь своим скромным мнением.

Пожалуй, главный недостаток — отсутствие сюжета. Хотя формально он есть. Он как Кот Шрёдингера. Несомненный плюс — это идея. Сейчас таких фильмов хватает. Есть «Танцующий с волками», «Покахонтас», «Последний самурай», «Апокалипсис» и, конечно, «Аватар». Но все это вышло позже, хотя их уровень гораздо выше, конечно. Ну и финал здесь более правдоподобный, нежели в голливудских фильмах.

Фильм об империализме. Он описывает борьбу современного человека с коренными народами. Причем борьбы, как таковой, нет. Более развитая цивилизация просто молча приходит и берет все что им нужно, ни у кого ничего не спрашивая. Что остается более слабому коренному населению? Ничего, только возмущаться, уходя, проклинать это самое место, что и делает один из персонажей фильма. Но это только идея. Сюжета, как такового, нет. Он развивается очень вяло. Первый час фильма просто показывается быт населения. И ты вынужден собирать все крупинки сюжета, как местные аборигены собирают капельки дождя. Его можно рассказать в трех предложениях, и это даже не будет спойлером.

Жило-было африканское племя. Охотились, рубили лес, мылись, стирали, отрубали головы (в целях лечения), строили, разводились, женились, рожали, избавлялись от стариков. Потом пришла более развитая цивилизация, срубила весь лес, и аборигены были вынуждены переселиться в это новое общество. Все, конец.

Я не случайно вот так просто сухо перечислил факты. Так же и в фильме, никаких эмоций, никаких событий, разговоры оставлены без переводов, лишь изредка для понимания всего происходящего дурдома, когда самому понять не представляется возможным, на экране появляется объясняющий текст, либо перевод пары реплик из разговора.

Видно, что режиссер хотел показать переселение именно с точки зрения коренного народа. Что они чувствуют, как они будут осваиваться в новом месте, как у них сложатся отношения с совершенно другим обществом, которые ходят в непонятных тряпках, прикрывающих тело. Жмут руки, не понять зачем, что аж потом рука воняет и не отмоешь. Но как раз вот этой адаптации нет. Мы не понимаем что они говорят, что они чувствуют. Вплоть до того, что в финале, когда в большом развитом городе встречаются бывшие знакомые из племени, они пальцами показывают, дергают одежду друг друга и что-то бурно обсуждают, но мы не знаем что! Ну как так? Это же самое главное. Счастливы ли они стали, что стали жить в таком обществе? Что не нужно мыться в бочке или ждать дождя, чтобы помыться. Что еду можно купить в магазине. Что лечить болезни можно без обезглавливания. Или все же свобода им была важнее? Может им нравилось повелевать дождем и ветром? Где все эти ответы? Их нет. Но зато есть очень сильно растянутый быт.

Идем дальше. Что еще должно быть в художественном фильме? Правильно, актерская игра. По Станиславскому, есть два типа актерской игры. Первая — это когда актер проживает на сцене свою роль и персонажа. Вторая — это когда актер вне сцены своей игрой доводит чувства и эмоции до автоматизма и на сцене просто воспроизводит эти чувства, без проживания. Так вот в фильме, можно сказать, полностью весь актерский состав использует первый тип игры. И это я очень мягко выразился. Ибо у меня на протяжении всего фильма возникало ощущение, что я смотрю документалистику на дискавери. Ну и иногда вспоминал популярный «Дом 2» и игроков в футбол. Сложно не вспоминать о них, когда персонажи начинают драки, толкачки на пустом месте, падать буквально от небольшого прикосновения и барахтаться по земле.

Видимо, пришел оператор, воткнул несколько камер и ушел. А люди просто живут и занимаются своими делами. Через месяц оператор приехал, забрал свои камеры, отдал режиссеру, по совместительству, еще и монтажеру. Тот быстренько все это склеил, не парясь особо из-за качества склеек и благополучно пустил фильм в массы. А массам фильм понравился. Критикам фильм понравился. На Венецианском кинофестивале фильм даже получил особый приз жюри.

Итого. Мне хотелось бы выразить свое отношение к осовремениванию первобытного общества. Лично я ничего плохого в этом не вижу. Первобытный человек не лишается своих возможностей. Единственное ограничение, которое на него накладывается — это бумажная зависимость. Но в любой момент, он может плюнуть на все, взять топор, пилу, удочку и уйти жить в лес. А плохих людей и в обществе необразованных аборигенов хватает. Чего только стоит эпизод, когда парень хотел пригласить девушку в свой новый отстроенный дом, но тут вмешался бездельник отец девушки, который только спит и ест и он «выгнал» парня, если говорить нашими словами. Плохие люди есть везде. Не нужно из-за них осуждать все общество.

1 из 10

28 октября 2017

ЧП районного масштаба

Маленький человек беззащитен перед лицом цивилизации. Она пожирает его, возбужденно хрустя костями и хрящиками, поглощает без остатка его самобытность, индивидуальность и значимость. Маленькое племя аборигенов в африканской глуши еще слабее — безжалостные челюсти этого монстра перемалывают в серую пыль не только многовековой уклад жизни простодушных туземцев, но и самые основы их бытия и не оскверненных капиталистическим душком первобытных отношений. Надменный европейский артхаусник завершил бы эту нравоучительную зарисовку далекими звуками набата и символическим плачем Ариадны, но то — европейцы, а то — грузины.

Точнее — вполне конкретный грузин, чудесным образом осевший еще в железнозанавесные времена во Франции. С тех пор щедроты европейских кинокритиков регулярно сыпались на маэстро Отара Иоселиани, обильно сдабривая его славную биографию золотыми статуэтками разной формы. Гениальность его таланта довольно быстро возвели в кубическую степень и выставили в качестве непреложной характеристики всего творчества. Оспорить эту аксиому пытается каждый уважающий себя маргинал, однако даже самые ярые из них признают наличие у Иоселиани оригинального авторского почерка, который сложился еще на заре его творческого пути. В далекие 1960-е наивный грузинский юноша со взором, горящим огнем неистощимой любви к родным просторам, доказал, что любить можно с доброй ироничной ухмылкой на лице.

Не все оценили его чувство юмора. Однако, отказавшись «колебаться вместе с партией», Иоселиани нашел свою тематическую нишу, где он в течение последних десятилетий денно и нощно шлифовал позывы творческих страстей.

«И стал свет» многим кажется самым грузинским фильмом Иоселиани. Дело, конечно, не в том, что полуголые негры невероятно похожи на чернооких кавказских парней. Экзистенциальная подоплека центральной темы фильма сводится к трагической гибели одной культуры под натиском другой, более новой, развитой, прогрессивной. Этот конфликт, а точнее — эпическая кончина патриархальной традиционности — есть квинтэссенция сюжетных линий почти всех фильмов Отара Иоселиани. Он машет рукой на индивидуальность, отсылая ее в мусорный ящик, и приковывает внимание зрителя к некой общности людей, живущей по своим собственным, только им понятным порядкам. В этом процессе он похож на чудаковатого энтомолога, который, вместо того, чтобы наколоть своих героев на нужную сюжетную булавку, предпочитает наслаждаться наблюдением их тихой размеренной жизни, которая, по сути, мало меняется даже с прибытием адских всадников цивилизации — грузовиков и экскаваторов. «Берегись автомобиля!» — крикнул бы Рязанов, но Иоселиани предпочитает отмалчиваться в стороне, по ходу пьесы лишь констатируя неизбежные изменения, которые настигают десять (или чуть больше) негритят, наиболее заметных персонажей его фильма. Присущий режиссеру «псевдодокументальный» стиль, который кому-то покажется крайне утомительным и нудным, высвечивает с дотошной тщательностью даже самые крохотные бытовые детали. Да, иной раз стареющий моралист ударяется в откровенные выдумки, заставляя поверить, что в Африке большие злые крокодилы на самом деле — добрые, и поэтому катают диких аборигенов от одного берега реки до другого. Но кому из нас иной раз не хотелось слегка приукрасить правду, чтобы другому было еще интереснее и приятнее ее услышать…?

При этом фильм не позволяет даже с легонца взгрустнуть. Под веселые африканские распевы самих жителей деревни, где, собственно, вот-вот «станет свет», разворачивается мыльная опера под названием «жизнь». Девчонки собачатся из-за неказистого паренька, мужики стирают грязное белье — ибо матриархат, старая, больше похожая на высохшую обглоданную кость старуха шаманит рядом с деревянным божком, а голопузые дети мешаются под ногами всем и каждому. Однако, эта рутина замирает, когда вся деревня собирается на отшибе, чтобы проводить заходящее солнце.

Это потом умные дяди в очках скажут, что узрели в образе деревушки обобщенную модель мира с кучей вытекающих аналогий. Что библейское название фильма скрывает непостижимую тайну мироздания, сообразно которой ветхозаветные примеры Бытия присутствуют в жизни и по сей день. А простой рядовой зритель просто насладится осколком девственной жизни, пусть чуть утрированной и грубоватой, зато — такой естественной и бесхитростной. Ведь этих осколков с каждым годом становится все меньше.

5 декабря 2013

Всюду Грузия

Экологическая притча с библейским названием вполне соотносится с ключевой темой режиссёра, который после переезда во Францию в каждом новом фильме с нарастающей печалью говорит о разрушении вековых традиций и нашествии нуворишей. Но на этот раз Иоселиани решил пойти как бы от обратного и рассказать миф о духовной целостности природного человека. Для этого ему пришлось совершить вояж в Африку.

Экзотичная модель первобытного общества становится тут прообразом угасающей культуры первозданных человеческих отношений. Они терпят полный крах под агрессивным натиском цивилизации, которая выступает в образе варварской силы: племя маленького «отсталого» народца поглощает акулья пасть прогресса.

Вокруг селения аборигенов с некоторых пор ежедневно слышится всё нарастающий рёв тракторов, занятых лесоповалом. Ритуальную девственность бытия с обязательными совместными просмотрами заходящего солнца нарушают пришельцы из иного мира, которые искушают и совращают природного человека. А те, кто не пожелал поддаться сомнительному соблазну, совершают массовый исход.

Плач по исчезающему миру мог прозвучать набатом, если бы не авторская ирония, которая не просто снимает напряжение, но превращает данную историю в утопическую комедию или, если хотите, трагикомическую притчу. Идеализированный матриархат, царящий в африканском племени, представлен фантазийными сценками, где смешное неотделимо от иносказательного.

Здесь запросто могут заставить крокодила работать на человека вместо лошади. Тут с лёгкостью могут сделать с помощью глины удачную операцию по приживлению к телу оторванной головы. Как весёлые этнические ритуалы смотрятся зарисовки об особенностях племенной любви, в которой по обыкновению доминирует женщина.

И всё же Иоселиани снимает совсем не этнографическое кино, адаптированное к европейскому менталитету, а рассматривает модель создания и разрушения коммунального сообщества, похожего на то, в котором он сам когда-то провёл свои лучшие годы. Когда один из героев отправляется в город на поиски сбежавшей жены, то первым делом он сталкивается там с новообразованной бюрократией, затем с пионерами в галстуках и выведенной на транспаранте надписью по-грузински: «Вперёд к всеобщему счастью».

Прозрачность шуточных намёков наводит на грустные размышления: при всей разности общественных строев суть их остаётся неизменной. Прогресс уподобляется вандализму, если беспардонно вторгается на чужую территорию, достойную права на существование хотя бы в силу приспособленности к жизни её обитателей.

7 августа 2013

Чудесный реализм.

Картина показывает нам быт неназванного африканского племени, живущего по своим древним природным законам. И хотя фильм не документальный, а художественный, это становится ясно совсем не сразу.

Со зрителем никто не разговаривает, ему ничего не объясняется, он должен сам стать частью этого мира и понять, что происходит, используя свои человеческие инстинкты.

Это невероятно увлекательная картина, полностью погружающая вас в мир традиционного общества, без клише и стереотипов. Люди говорят на своем языке, нам не понятном, нам демонстрируются неведомые обычаи, но почему-то все становится на свои места, все выглядит правильным.

Фильм очень полезен для того, чтобы понять, сколько существует культур и людей на земле, что не для всех западная культура является эталоном. Природный способ жизни еще есть, хотя он исчезает. Но здесь мы еще можем увидеть, насколько он прекрасен и понятен даже европейскому человеку, так давно забывшему про подлинную естественность жизни.

При этом здесь нет никакой дидактичности, автор не сравнивает, не говорит, как правильно, ничему не учит и не запугивает, как принято в современных экологических или этнографических документалках.

Короче говоря, Иосселиани совершает подлинное чудо. Искусство, лишенное самосознания. Как и природный человек.

Смотреть советую всем, это один из тех фильмов, которые реально меняют мировосприятие, расширяя его границы.

10 из 10

7 января 2013

Фэнтези И стал свет появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Отар Иоселиани. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Сигалон Сагна, Сали Баджи, Бинта Сисс, Мари-Кристин Дьем, Фату Сейди, Альфа Сэйн, Абду Сане, Сулейман Санья, Мари-Соланж Бадиан, Муса Сагна, Ouissman Vieux Sagna, Salif Kambo Sagna, Fatou Mounko Sagna, Освальда Оливера, Bouba Sagna.

Производство стран Франция, Германия (ФРГ), Италия и Сенегал. И стал свет — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.