Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Доктор Калигари |
английское название: |
Dr. Caligari |
год: | 1989 |
страна: |
США
|
слоган: | «the MAD doctor is in.» |
режиссер: | Стивен Саядьян |
сценаристы: | Джерри Шталь, Стивен Саядьян |
продюсеры: | Джозеф Ф. Робертсон, Джералд Стейн |
видеооператоры: | Ladi Von Jansky, Стивен Саядьян |
композитор: | Митчелл Фрум |
художники: | Белинда Уильямс-Саядьян, Стивен Саядьян |
монтаж: | Дж. Мартин Стейнер, Джералд Стейн |
жанры: | ужасы, фантастика, комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 декабря 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Видела этот фильм в списке «Худших фильмов всех времен и народов», наряду с другими шедеврами. Никак не могу согласиться с теми, кто видит в нем лишь пошлую порнографию, лишенную смысла. Для начала стоит пересмотреть исходник — «Кабинет Доктора Калигари», благо уже есть смотрибельный ремейк. Однако это совсем отдельный фильм с потрясающей эстетикой, которой подчинена вся пластика актеров, эти фокусы с сигаретами.
Нельзя так же и согласиться с мнением об отсутствии сюжета — он довольно четкий и логичный, хоть и сюрреалистичный в духе фильма — внучка безумного доктора экспериментирует с гипофизами своих пациентов, перемешав их тела и личности, но в результате сама оказывается пациенткой, заключенной в теле своей жертвы. Психоделичные картины и диалоги фильма, психоанализ и немного научной фантастики делают его уникальным, хотя, не будем отрицать, его главная ценность в оригинальной манере и эстетике, на чем он и выезжает. Естественно, он больше понравиться поклонникам сюрреалистической живописи, чем менее искушенному зрителю…
10 января 2012
Попалось мне тут на днях одно любопытное старенькое кино под названием «Доктор Калигари». Сначала я подумал, что это продолжение культового фильма Роберта Вине, но когда посмотрел, понял, как меня жестоко нае… кхм, «обманули». Нет, это не продолжение, это абсолютно дикий трэш, который пытается закосить под артхаус. Или наоборот — артхаус, тщательно маскирующийся под трэш. «Творение» Стивена Саядяна меня совсем не впечатлило. Я слишком много от него ждал, а он (фильм) не смог оправдаться передо мной даже наполовину.
Начнем с сюжета. Его тут нет. Есть только жалкие потуги на создание чертовски умного и стильного фильма. Стиль то конечно есть, но не могу же я 80 минут подряд смотреть на одно и то же. В данном случае на манерную М. Рейнал и кучку переигрывающих любителей. Это надоедает. Тот же Кеннет Энгер снимал «подобное» на порядок лучше. Фильмы у него очень короткие и не успевают надоесть. Здесь же тотальная «жестяка»…
А ведь кино может даже понравиться. Яркие цвета, очень необычные декорации, неконтролируемый поток шизы, интересная во всех отношениях Доктор Калигари (вроде как внучка того самого — из фильма Вине), звук, атмосфера. Но «чем дальше в лес, тем злее дятлы», как говорится… Такое обилие бреда на экране я вижу впервые. Причем к этому бреду очень быстро привыкаешь и начинаешь воспринимать его как нечто само собой разумеющееся. Режиссер видно забыл, что если бред в таком фильме перестает быть бредом, то и сам фильм перестает быть фильмом и превращается в банальную «тягомотину». Его действительно скучно смотреть…
Я могу расхвалить «Доктора Калигари», но не вижу в этом никакого смысла. О нем можно сказать — «переосмысление классической ленты Вине, снятое в экспрессионистской манере», «культовое кино» и т. д. Но на деле перед нами просто жуткий постмодернистский (в плохом смысле слова) фильм, который старательно насилует наши мозги. Это «фильм-паразит». В чем-то он схож с ван-сентовским «Психозом». Вы помните тот «Психоз»? Неужели вы предпочтете его классической ленте Хичкока? Я думаю вряд ли.
Может, я сам виноват в том, что кино мне не понравилось. Все-таки я его смотрел невнимательно и с перерывом в один день… Не хочу никого отговаривать от просмотра, может быть вам фильм понравится гораздо больше чем мне. Но пока я вынужден признать что «Калигари» — никакой.
3 февраля 2011
Воспринимать на полном серьёзе или, тем более, искать здравый смысл в стилистическом выверте Стивена Саадяна, навеянного шедевром немецкого экспрессионизма эпохи немого кино, не имеет смысла. Этот фильм не нуждается в зрительской любви и не претендует на икону «новояза». Сделано по принципу «а не сделать ли нам кино потому, что есть деньги». Сделали и слава богу! «Доктор Калигари» является таким же неподражаемым, уникальным в своём роде экспериментом, как, например» «Жидкое небо» Цукермана или работы Джона Уотерса. Стоит ли он своей уникальности — другой вопрос: о вкусах не спорят.
Действие развивается в «Церебрально — Ректальном Учреждении» (ЦРУ), в котором докторша Калигари ставит эксперименты по пересадке либидо. Это единственная необычная деталь сюжета. В остальном — схема про беспринципного одержимого учёного, чьи методы идут в противоречие с консервативной моралью. Можно и так трактовать, но это неважно: сюжет — дело последнее. Фишка в красках. В ядовито — гуашевых тонах размазанных многообразными цветами по дурацким диалогам и по балаганной игре актёров тонущей в бездне фрейдистских символов.
Художник Саадян подошёл к своему первому и единственному полнометражному художественному проекту, как живописец плюющий на всё, что к живописи отношения не имеет. Собственно и отсылка к классике Вине условна и имеет значение только для режиссёра, т. к. из немого фильма вместе с образом Калигари перекочевал и его сомнамбулический Чезаре (здесь с ударением на последний слог), но уже в изменённом образе, отброшенном на периферию. Самобытная система образов отсутствует. Только клише. Только штампы. Сознательные схемы. Это утомляет. Быстро освоившись в предложенной психоделической картинке, начинаешь искать большего, а ничего кроме смешиваемой палитры нет и не предвидится. Пусть так. Фильмы всякие важны, фильмы всякие нужны.
6 из 10
11 января 2011