Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Частный детектив, или Операция «Кооперация» |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Гайдай |
сценаристы: | Леонид Гайдай, Юрий Волович, Аркадий Инин |
видеооператор: | Игорь Черных |
композитор: | Александр Зацепин |
художники: | Наталья Мешкова, Ирина Белякова, Татьяна Беляковская |
монтаж: | Людмила Фейгинова |
жанры: | комедия, мелодрама, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Идейно в 1989 году Советский Союз уже не существовал, так что в этом фильме Гайдая мы можем видеть мир будущего СНГ в процессе обновления. Как единственный фильм режиссёра, снятый во времена Перестройки (и вообще последний из советских), «Частный детектив» представляет особый интерес.
Раскрепощённость — фильм ей дышит от первой до последней секунды. Темы наркомании, проституции, рэкета и неформалов раскрываются настолько сильно, насколько режиссёр осмелился рискнуть. Впервые показав без стеснений сцену с обнажением, Гайдай не оставил зрителю сомнений в том, что новые времена уже на нашем пороге. Дмитрий — лишь один из многих жителей исчезающего СССР, который подаётся в частное предпринимательство и сталкивается с первыми затруднениями. В свойственной Гайдаю эксцентричном сюжете амбициозный парень ведёт независимое расследование, попутно сталкиваясь с симпатичной девушкой и конкурируя с опытными милиционерами, которые качают головами от того, насколько меняется мир. При этом сами милиционеры — второстепенная, но очень интересная деталь фильма. Показанные в фантастичном, почти сказочном свете, они воспринимаются уже как стражи порядка нового государства. Интересно, если бы фантазия Гайдая перенеслась лет на двадцать вперёд, он бы предсказал возвращение полиции?
Дмитрий Харатьян, Ирина Феофанова и бесподобный Спартак Мишулин в главных ролях такого фильма — очень даже неплохое начало. Участие Гайдая выдаёт присутствие актёров, с которыми режиссёр работал далеко не первый раз — Наталья Крачковская, Сергей Филиппов, Михаил Кокшенов, Леонид Куравлёв и Нина Гребешкова. Появился здесь и Николай Парфёнов, который вновь играет ворчливого, но забавного начальника. Ещё один актёр, прославившийся именно в Перестройку — Михаил Светин, за которым надёжно закрепился образ чудаковатого мужичка. Видеть эти знакомые лица — сплошное удовольствие!
Как и многие предыдущие фильмы режиссёра, «Операцию Кооперацию» приятно смотреть. В отличие от большинства других лент, которые появлялись на экранах в Перестройку и последовавшие девяностые, «Частный детектив» во всех своих аспектах соблюдает взвешенность, а что самое главное — сохраняет позитивный взгляд в будущее. И это однозначно заслуживает аплодисментов.
10 из 10
19 сентября 2021
Знаете, есть фильмы, которые противно смотреть. Не потому, что он плох, а просто из-за неясности. Зритель всё время хочет понять смысл сюжета, его привязку к сценарию. Но не получает ответа, для чего снять фильм и почему от его просмотра тошно.
К Харатьяну нет претензий — актёр высшего класса! Ему удалась отрицательная роль на все проценты мастерства. Чего не скажешь о его коллегах. И этому есть ряд причин — они просто не попали в жанр. Перед нами вовсе не комедия.
Не знаю, кто заплатил Гайдаю, что он снял такую чернуху. Меня это кино всегда пугало чёрным юмором и гротеском, умеренно эротичным и пошлым. Сюжет вообще простой, как дважды два. К частному детективу обращается девушка с просьбой избавить её от преследования маньяка. Детектив, недолго думая, сам перевоплощается в него для.. сами понимаете, чего. Чтобы заработать репутацию и получить расположение девушки.
После мини-сцены топлесс фильм смотреть крайне тяжело и скучно. Этакая советская чернуха в угоду перестройке, оказалась чужой для актёров классического звена кинематографа 60-х. По сути, перед нами гротескная картина в духе чёрного юмора, что по стилю ближе к малобюджетке США. А голые девушки уже далеко не в новинку. Поэтому становится непонятным, почему Гайдай остался в Союзе. Уехал бы в Штаты и снимал подобные картины, ему был бы обеспечен успех. Ведь уехал же Крамаров, не сдулся.
Ещё раз повторю, что картина мне никогда не нравилась. Вот что реально осквернило советскую систему. Пропаганда кооперации, секса и проституции вышла на первый план. Более не о чем говорить. Единственный раз, уже в России, Гайдай заставил нас улыбнуться, стала картина «На Дерибасовской хорошая погода». Это был финальный аккорд.
4 из 10
23 марта 2020
Гайдаев было несколько: Гайдай эпохи «развитого» социализма, Гайдай-80, перестроечный Гайдай и постперестроечный Гайдай. последний, к сожалению, снял только один фильм — «На Дерибассовской»… перестроечный Гайдай снял «Частного детектива» с Харатьяном в главной роли, открыв последнему дорогу в мир большого кино. Большинство разочаровалась в перестроечном Гайдае, а значит, с лёгкостью забраковало это его творчество.
Но что объединяет всех Гайдаев? Именно эксцентрика. Она есть и в этом фильме, который я считаю весьма добротной комедией, отразившей, пусть и несколько гротескно, самую известную и судьбоносуню эпоху в истории нашего государства. Почему? Объясню, мотивирую. Прежде всего, очень подходящий сюжет. Молодой и перспективный гражданин необъятного Союза вовремя почуял ветер перемен и решил не терять времени даром. Все предприимчивые вокруг открывают ЧП, почему бы не сделать то же самое? И открывает, вроде бы с благими намерениями — частное детективное агентство. «Работа» хвалёной советской милиции — притча во языцех, надо помогать бороться с преступностью самим гражданам. Герой Харатьяна рассчитывает на славу Ломброзо или даже гениального Холмса. И получает очень интересное дело о похищении кооператоров… Параллельно — ведь ничего человеческое детективам не чуждо — пытается ухаживать за неприступной блондинкой — талантливой журналисткой.
Лично мне понравилась игра Харатьяна. Многие противопоставляют его Демьяненко — раннего гайдаевского героя. Разве можно сравнить потрясающую игру Харатьяна с кривляниями и ужимками Демьяненко? Думаю, ни в какое сравнение. Харатьян и Мишулин вытаскивают фильм на актёрском уровне. Здесь не нужны идеализированные образы троицы, время уже не то, преступники серьёзнее и реальнее. Но Гайдаю удалось обратить в юмор даже такую назревающую в постсоветском обществе проблему, как криминальная конкуренция.
2 января 2018
С началом перестройки в СССР поменялись интересы на все. Исключением не стал и кинематограф. Появилась мода снимать криминальные боевики и ругать все то, что было до перестройки. Не устоял перед этой модой и великий режиссер Леонид Гайдай. Он снял криминально — комедийный детектив. Однако получилось плохо. В режиссере видимо появилась усталость и творческий кризис, к тому же, в погоне за модой, он окончательно запутался.
Сюжет таков: Дмитрий Пузырев, который остался без работы, решает открыть частное сыскное бюро. У него это получается, и наш новый Шерлок Холмс вместе со своим отцом начинает расследовать свое первое дело…
Согласитесь, довольно странный для творчества Гайдая сюжет. Сценарий немного не смешон. В фильме не прозвучало не одной приличной шутки, только одни пошлости. Смотреть было откровенно скучно. С самого начало расследования было понятно, кто был главным злодеем.
Фильм также не блещет хорошей актерской игрой. Понравилась игра только Спартака Мишулина и Александра Белявского. Харатьян играет не очень хорошо. Но дело не в нем, а в том, что его персонаж плохо прописан. Мадянов постоянно переигрывал. Остальные не запомнились вообще ничем.
В итоге: полтора часа потраченного напрасно времени и легкое недоумение оттого, что это снял прекрасный режиссер комедии Леонид Гайдай.
3 из 10
24 августа 2014
Поздний Гайдай всегда подвергался сильной критики от мягкой, что мол не то, не дотягивает мэтр до своих лучших работ, до жесткой, что это комедии для ПТУшников.
Однако недавно пересмотрев этот фильм, я подумал о том, что как же не хватает нам Гайдая сейчас с его острой сатирой и тонкой иронией. При этом фильм не выглядит этаким музейным экспонатом, интересным только историкам, специализирующимся на перестройке, он актуален, так как же как актуален и находится вне времени как гоголевский Ревизор, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, произведения Салтыкова-Щедрина.
Фильм довольно остро высмеивает такие явления как самолетный терроризм, возможность для работника скрывать свое отсутствие на рабочем месте по несколько дней, повесив пиджак на стул, чиновники кочующие с одного директорского места на другое на предприятиях, которые ничего не производят, взятки в исполкоме, цеховики, ставшие кооператорами, бандиты, сбор компромата на конкурента на выборах, возмущенные приходом капитализма пенсионеры, жены чиновников, одетые как проститутки и проститутки, одетые как серые мышки(намек на Интердевочку).
А еще горбачевский сухой закон и самогоноварение, рокеры-неформалы, наркоманы и проститутки, которых до перестройки не существовало, а после поставленные на учет и даже популярный в то время сериал «Знатоки».
Герой сыгранный Дмитрием Харатьяном — все тот же Шурик, но уже помещенный в перестроечное время. На мой взгляд Харатьян так и не сыграл ничего лучше ролей в гайдаевских фильмах.
А еще в этом фильме сыграл свою последнюю роль в кино такой великий актер как Филиппов.
В общем хорошее кино очень рекомендую посмотреть, тем, кто его не видел.
9 июля 2014
Давеча, к примеру, «На Дерибасовской…» имел возможность вполглаза наблюдать — не осилил и половины, хотя, было время, — буквально по полу катался от смеха. Что поделать, взрослеем.
А тут история другая. Нет, понятно, что первоначальный успех имел место быть. Стандартная, в принципе, схема: визит в кинотеатр, самое благоприятное впечатление, масса воспоминаний, несколько лет вынужденного (так сказать, «по техническим причинам») забвения, короткий ренессанс эпохи VHS (в виде записи с остановками на время рекламы) и… Разочарование.
Знаете, когда уже и откровенно детское восприятие утратилось, и какого-то более-менее глубокого понимания ему на смену не пришло. В результате ощущение сплошной за- и натянутости. Не смешно, не интересно, не нужно… Но! «На корочку»-то всё записано! И никуда ты от «улыбки Челентано» или «кооперативной варёнки на уровне мировых стандартов» не денешься — при всем желании. Просто всему свое время.
Вспоминаешь (на бытовом уровне, к слову просто) раз, другой, третий, а потом подворачивается случай пересмотреть картину заново. И, о чудо, сколько в ней, оказывается, всего! Совершенно (в силу возраста) непонятного (но милого сердцу!) в 89-м, в аналогичной степени чуждого (объясним сие подростковым помутнением рассудка) условными десятью годами позднее и весьма привлекательного нынче.
Ну, согласитесь, разве не прелесть это ироничное «Всё наладит кооператив!» или, скажем, трогательная история гражданина Турбазова Турбаз Турбазыча ничего не напоминает?
Безусловно, о наивности лихих контрабандистов эпохи «Бриллиантовой руки» говорить уже не приходится. Чистота отношений времен Саши и Лиды — к сожалению, такой же музейный экспонат (фигурально выражаясь). Но ведь общий-то уровень комедии чувствуется! Понимание-то жанра никуда не делось!
Нет, я, ей богу, не ожидал даже, что так легко всё пойдет. На одном дыхании кино посмотрел. Стоит ли удивляться, что на DVD его выпускать и не думали!
Еще бы. Подумаешь,
8 из 10
12 февраля 2013
Предпоследний фильм великого комедиографа Леонида Гайдая. Поздние работы режиссера принято ругать, и я вполне понимаю этих людей. Слишком высокую планку качества установил для себя Леонид Иович еще в 60-х годах. Но так ли уж безнадежно плох «Частный детектив…»?
Да, сценаристы не придумали не одной крылатой фразы (ими всегда славились лучшие фильмы Гайдая). Песни (в картине их три) не стали хитами. Главного злодея можно вычислить задолго до финала — для детектива, пусть и комедийного, это, конечно, минус. Но главное даже не это. Авторы не учли мысль одного из героев собственного фильма: «В коммерции, как в искусстве, надежда только на вечные темы». Напротив, они изо всех сил старались быть современными и злободневными. Помню, в телевизионном репортаже со съемок сценарист Аркадий Инин говорил примерно следующее: «Мы должны успеть выпустить наш фильм до того, как в стране закроют последний кооператив». Успели, но в погоне за сиюминутным потеряли что-то важное. Шутки про перестройку, комиссара Каттани и Знатоков зрители, не заставшие СССР, уже не оценят.
И в то же время Леонид Гайдай остается мастером даже в проходных картинах. «Частный детектив…» снят в хорошем темпе, заскучать не успеваешь. Как всегда у Гайдая, даже в эпизодах — звезды кино. Ну а Дмитрий Харатьян проявил себя неплохим комиком. Нечто похожее он уже играл в фильме «Зеленый фургон», но частный детектив Дима Пузырев — персонаж абсолютно гротесковый, такая обновленная версия знаменитого Шурика.
Комедии, снимавшиеся на кооперативных студиях в «лихие 90-е», в большинстве своем хочется забыть, как страшный сон. А вот «Частный детектив…» изредка, под настроение, можно и пересмотреть. Если, конечно, вы хорошо помните веселые времена перестройки.
7 из 10
22 сентября 2012
Очевидно, что «Частный детектив, или Операция Кооперация» гораздо слабее других комедий Леонида Гайдая. Автор, на мой взгляд, попался в ловушку собственного художественного подхода. Так же было и со «Спортлото-82», тем не менее сорвавшую прокатный успех. И дело тут не в ритме эпохи.
Ловушка такая. Гайдай-сатирик начал высмеивать ценности нового времени, но сделал это в старом формате классической комедии с постоянными веселыми догонялками, каламбурами и, как сейчас бы сказали, гэгами. При этом повествование у Гайдая так же, как и всегда, было не фантастическим, не вымышленным, а реальным. А для сатиры на новое общество, которое окунулось в новые ценности с головой, такой ход был неверен. Пример абсурдной комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дожди», которая вышла тремя годами позднее, подтверждает эту гипотезу. Абсурд — вот ключ к успеху, когда хочешь посмеяться над большинством.
«Частный детектив» оказался репетицией и экспериментом перед последней из, действительно, великих комедий Гайдая. Этот эксперимент не совсем удался, но с другой стороны задам риторический вопрос. Если бы этот фильм был снят командой «Самого лучшего фильма», какую бы оценку вы поставили и не заговорили бы вы о возрождении комедии в России?
5 сентября 2011
«Леонид Гайдай покорил новую высоту». Так можно было бы озаглавить данный отзыв, если бы это было правдой…
Герой Харатьяна решает начать свой бизнес по розыску людей, так как основная работа накрылась медным тазом. На помощь приходит любящий папа, для которого за честь помочь сыну. Конечно, сама работа сыщика подразумевает постоянное движение, поиск, поэтому приключения у нашего героя начинаются уже с момента подготовки к новой деятельности.
К сожалению, эпоха перестройки не только смела все с прилавков магазинов и вытащила последнее из карманов простых людей, но и подвергла испытанию умы людей из мира творчества.
Былое чувство баланса между сатирой и веселым задором в новой ленте Гайдая просто исчезло… Уже снискавший тогда славу у людей разных поколений, великий юморист просто не прочувствовал ритм новой эпохи. Она его будто сломала.
В результате на свет появилась этакая карикатура с мельтешащими туда-сюда героями, в действиях которых уже на 20й минуте даже не хочется искать логику.
Жаль признавать, но данная работа не идет ни в какое сравнение с теми классическими комедиями, на которых выросло поколение «шестидесятников». На смену легкости и мудрому подтексту пришел цинично-базарный юмор.
Но это не вина самого Гайдая. Виновато время, в котором ему уже стало негде развернуться.
Краткий итог: комедия, смотря которую вспоминаешь былые победы великого режиссера.
11 января 2011
Очень слабая комедия признанного мэтра Леонида Гайдайа. Сюжет бредовой, диалоги между героями выглядит натянутыми, но никак не остроумными.
Из актеров понравились только Спартак Мишулин и Леонид Куравлев, и то их роли второстепенные и им уделено очень мало экранного времени. Их герои обаятельны, и даже плоские шутки в их устах звучат достаточно органично. Дмитрий Харатьян не понравился совсем, хотя я неплохо отношусь к нему, как к комедийному актеру. Но здесь его реплики и его движение в кадре выглядят деревянными, к тому же он постоянно переигрывает. Актриса, Ирина Феофанова играет неплохо, но из-за плохого сценария её реплики звучат как бред сивой кобылы.
Если вы хотите насладится настоящими комедиями, то смотрите ранние фильмы Гайдая.
2 из 10
25 сентября 2010
Нет, Харатьян всё-таки бесподобен… Особенно молодой Харатьян.
Этот фильм довольно-таки старый, но… Весёлый, чёрт возьми.
Идея проста как веник: молодой, самоуверенный парень решил стать сыщиком. И, соответственно, на протяжении всего фильма он занимается сыскной деятельностью.
Как и все советские фильмы, это вечная комедия. Я смотрела её несколько раз, и ей-богу, каждый раз, как первый. Подобное со всеми фильмами вроде «Иван Васильевич меняет профессию». И хоть сейчас я фильмы с участием Харатьяна не смотрю, практически все советские видела.
Партнёрша Дмитрия в этом фильме великолепно исполнила свою роль. Красивая, яркая, привлекательная, харизматичная в то время девушка, а сейчас обаятельная женщина Ирина феофанова. Они постоянно конкурируют, попадая в неприятные ситуации. То драку учинят, то автомобиль подорвут…
Роман Мадянов в молодости тоже приятно удивил. Оказывается, он не всегда был таким противным, как в «Солдатах». Мелочь, а приятно…
Здоровское советское кино. Невозможно не пересматривать. Спасибо Харатьяну!
1 июня 2008