Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Защитник Седов |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Цымбал |
сценаристы: | Марина Зверева, Илья Зверев |
видеооператор: | Владимир Шевцик |
композитор: | Вадим Храпачёв |
художник: | Евгений Черняев |
монтаж: | Элеонора Праксина |
жанры: | драма, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 43 мин |
У этого отечественного фильма высоченные рейтинги - 8,0 в Кинопоиске и 7,8 в IMDB - и приз БАФТА за лучшую короткометражку.
'Защитник Седов' 1988 г. - это экранизация рассказа, который, как утверждается, основан на образе известного советского адвоката Владимира Россельса. А в центре внимания тема, в которую похоже безумно влюблены современные российские кинематографисты, - сталинские репрессии 1930-х годов.
Главный герой Владимир Седов работает адвокатом в Москве. Он сидит за столом и пытается наконец поужинать. Звучит дверной звонок. И он и его супруга очевидно пугаются этого неожиданного звонка. Седов после паузы говорит жене, что сейчас всего 10 часов вечера, а приходят либо рано утром, либо поздно ночью.
Он открывает дверь и видит там трех женщин. Они приехали к нему из провинциального городка с просьбой помочь спасти их родственников. Все они агрономы. Их обвинили в контрреволюционной деятельности, сознательном вредительстве животным, технике и растениям. Приговор един и неминуем - смертная казнь.
Адвокат понимает, что ввязываться в это дело практически бессмысленно. И более того - очень опасно для него самого. Ведь защищать врагов народа могут только враги народа... Он отказывается, но выкрик одной из женщин 'Трус!' делает свое дело - адвокат решается попробовать помочь и отправляется вместе с женщинами в их городок.
'Защитник Седов' длится всего 43 минуты и является ярким примером справедливости легендарной фразы Виктора Черномырдина 'хотели как лучше, а получилось как всегда'.
Главный герой сумел спасти несколько жизней, но в итоге стал причиной смерти еще большего числа людей. Забавно, но трактовки этой казалось бы однозначной истории очень сильно разнятся. Кто-то провозглашает, что это мощная метафора о сущности тоталитарного государства и отмечает, что Владимир Седов - это человек, который системой был превращен в орудие зла. А кто-то более чем серьезно восхищается действиями Владимира Седова и понимают этот фильм как историю победы добра над злом...
С художественной и технической точки зрения 'Защитник Седов' очень слабый фильм. Его снимали вовсе не начинающие студенты, но выглядит и звучит он прям очень плохо. Но сама история и отличная игра Владимира Ильина, конечно, многое нивелируют и превращают этот фильм в достойный просмотра.
27 февраля 2024
В разгар ежовщины и большого террора к столичному адвокату Седову (В. Ильин) из города Энск приезжают жены агрономов, приговоренных к высшей мере наказания за вредительство. Женщины уверены, что их мужья не виновны и дело сфабриковано. Зная, чем рискует, Седов все же едет в Энск, чтобы любой ценой добиться справедливости. В итоге дело принимает совершенно неожиданный оборот.
- Куда ты лезешь, скажет ему коллега по адвокатуре, — Это же спецколлегия, пока ты будешь свои аргументы выкладывать, тебе самому впаяют каторгу или ссылку без права переписки.
- Что делать, — ответит Седов, — иначе ведь тоже нельзя.
Фильм снят в редком жанре юридической драмы, в холодной черно-белой гамме, где кадры игрового кино сменяет хроника тех лет.
В один школьный урок (фильм длится всего 45 минут) создателям удалось поместить сам дух эпохи поздних 1930-х. Из репродукторов льется бравурное «Утро красит нежным цветом», мимо гипсовых статуй проносятся конькобежцы в буденовках, бритые наголо офицеры играют в шахматы и с достоинством едят борщ, в провинциальном кинотеатре дают «Цирк» с Любовью Орловой: «Я из пушки в небо уйду, диги-диги-ду, диги-диги-ду!».
На фоне этого по тюрьмам и кабинетам ищет правды защитник Седов. «Они могут быть невиновны, я должен исходить из этого», — упрямо твердит он и идет дальше, не подозревая, чем кончится этот крестовый поход.
8 из 10
5 июня 2020
Седов — очень хороший адвокат, которому не повезло проводить свою практику в самый разгар «ежовщины». Человек, ни разу не запятнавший свою профессиональную честь, немного колеблется, когда некие женщины просят именно его спасти от несправедливого расстрела своих мужей. Колеблется он, впрочем, не потому, что он такой трус, вовсе нет, а потому, что дело это мутное и местное начальство явно недовольно энтузиазмом столичного адвоката…
Разумеется, такой фильм не мог выйти в другое время. Должно быть, потому он так малоизвестен: мало ли снималось в перестроечное время картин про кошмар 30-х, несправедливость судебной системы и страдания рабочего класса? Да одно «Покаяние» чего стоит, а ведь оно не намного старше «Защитника Седова», всего на каких-то два года. И, в принципе, «Защитник Седов» эксплуатирует те же самые паттерны, которые использовались тогда и активно юзаются сейчас: конечно, фильм Цымбала лишён популизма Алексея Германа и в целом куда более сдержан и объективен, но это не отменяет ни чрезмерной эмоциональности, ни этических манипуляций, пусть даже допустимых в рамках произведения искусства.
Но делает ли это «Защитника Седова» плохой картиной? Вовсе нет.
Как и любое настоящее произведение искусства, «Защитник Седов» не зажат в рамках самого себя; по сути, это один из немногих тогда вышедших фильмов, которые можно трактовать не только как прямую критику сталинского режима. Да, действие происходит в 30-е, прям во времена «ежовщины», но дело не только в этом. Проблема — она, как водится, куда глубже: различие между требованиями Конституции и реальным положением вещей никуда не делись ни в восьмидесятых, ни в двухтысчных. И разве сейчас не стоит вопрос о цене героизма и правосудия? Разве исчезла несправедливость, необоснованность наказания, разве не актуален вопрос о необходимости смертной казни? И что, в самом деле героизм, жажда справедливости и добрые намерения не приводят к другому, более жестокому финалу?…
Нет, никуда всё это не исчезло. По-прежнему судебная система выносит несправедливые или неравноценные приговоры, по-прежнему искреннее желание помочь людям может привести к шокирующим последствиям, и жернова истории никогда не остановится, потому что таков её ход. И неважно, в какой именно исторический период происходит нечто подобное: перефразируя Махатму Ганди, какая разница, во имя чего происходят гонения и случаются несчастья — во благо тоталитарного режима или во имя либеральной демократии…
Ко всему прочему, «Защитник Седов» очень хорошо поставлен и снят, а этим может похвастаться далеко не всякая перестроечная картина. Игровой материал соединен с документальным, реализм — с условностью, а объективные и сухие средние планы — с эмоциональными крупными. Композиция почти всех кадров максимально проста и лаконична, оттого съемки выглядят особенно выразительными — и это при минимуме затраченных средств. Довольно любопытно, что почти все кинематографические приёмы, использованные в «Защитнике Седове» строятся на идее контраста — будь то выбор чёрно-белой плёнки, сочетание разных масштабов в одном кадре или же смена ритма…
«Защитник Седов» — один из ярчайших фильмов перестройки, и чертовски жаль, что он не столь популярен, как менее удачная картины этого периода: уж «Защитник»-то заслуживает внимания зрителей.
27 декабря 2013
Этот фильм своего рода маленький шедевр о «большом терроре». Режиссер не стал увеличивать хронометраж фильма подробными перипетиями сюжета, сосредоточившись на ударном финале. Очень даже зря в описании сюжета рассказано о финале, ибо фильм впечатляет прежде всего своим неожиданным поворотом — вроде всего можно ожидать от тех времен, от энкаведешников, от бездушного механизма репрессий, но такого, уверен, не смог бы предсказать никто.
Фильм хорош и точной реконструкцией той эпохи, и яркими деталями, характеризующими своих героев, и прекрасной игрой актеров, за короткое время создавших выпуклых, некартонных персонажей. Сделанный в черно-белых тонах, с вкраплениями кинохроники, этот фильм дарит и эстетическое наслаждение, и заставляет всерьез задуматься о трагедии нашей страны.
8 из 10
24 июня 2011