Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вещественное доказательство |
английское название: |
Physical Evidence |
год: | 1988 |
страна: |
США
|
слоган: | «If he's innocent, the truth could save him. If he's guilty, the lies could kill her.» |
режиссер: | Майкл Крайтон |
сценаристы: | Стив Рансохофф, Билл Филлипс |
продюсеры: | Дон Кармоди, Мартин Рансохофф |
видеооператор: | Джон А. Алонсо |
композитор: | Генри Манчини |
художники: | Дэн Ярхи, Дэннис Девенпорт, Бетси Кокс, Жак М. Брадетт |
монтаж: | Гленн Фарр |
жанры: | триллер, мелодрама, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 17000000 |
Сборы в США: | $3 560 932 |
Мировые сборы: | $3 560 932 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 января 1989 г. |
на DVD: | 8 августа 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Майкл Крайтон, который безвременно покинул нас в прошлом году, писатель, сценарист, актер, режиссер и продюсер, создатель гениального «Парка юрского периода», обессмертившего его имя, снискал славу во всех областях своей интересной и разнообразной работы. Пожалуй, только на актерском поприще ему не удалось добиться большой известности, зато как сценарист, писатель и режиссер он знаменит на весь мир. Талантливый человек, глубоко увлекшийся в свое время кинематографом, он в качестве режиссера снял совсем не много фильмов, однако каждый из них достоин встать в ряду лучших представителей жанра триллер. Особняком в этом ряду стоит, конечно, вечно актуальная «Кома», один из самых ярких триллеров 70-х, заронивший глубокую искру сомнения в человечность и человеколюбие людей в белых халатах. Блестяще обыгрывавший извечный страх обывателей перед врачами, Крайтон умело манипулировал человеческим подсознанием, пугал, интриговал, увлекал, вселял пугающую неуверенность в людях, поставленных на защиту человеческой жизни. Он создал шедевр, далеко обогнавший свое время.
«Вещественное доказательство» не открывает Америку ни в плане сюжета, ни в плане смыслового подтекста, ни в плане жанровых предпочтений. Развивающийся строго в рамках криминально-судебного триллера, фильм выдержан в лучших традициях жанра, и создан явно по готовой схеме, то есть творческого полета самого Крайтона здесь не много. В отличие от «Комы», «Лукера», «Охоты на роботов» и других лучших триллеров Крайтона, «Вещественное доказательство» снят без участия маэстро в работе над сценарием, он снят не по его произведению и без его финансового контроля, однако профессионализм у этого мастера саспенса ничем не отшибешь. Пружиной закрученная интрига, сама по себе не шибко оригинальная, включающая подставленного копа, его адвокатшу, судебное дело и целую кучу свидетелей\\подозреваемых, среди которых, разумеется, и настоящий убийца, скрывающийся в тени до самого финала, раскручивается медленно, со вкусом, массой интересных подробностей и возрастающим напряжением.
Крайтон умело манипулирует зрительскими симпатиями, так, появившийся в фильме прокурор, отлично сыгранный созданным для таких ролей Недом Битти, сразу оказывается в зрительском списке подозреваемых просто из-за своей неприятной манеры говорить и вести дела, появляются в деле нечистые на руку копы, бывшие преступники и криминальные авторитеты, роковые красотки и сыновья мелких мафиози, короче, множество пренеприятных личностей, каждую из которых зритель имеет все основания подозревать. Впрочем, и главный герой — вовсе не ангел Господень. Крайтон великолепно выдерживает детективную нить до самого конца, догадаться, кто же там не самом деле главная скотина, мне лично не представляется возможным. Да и то правда — здесь ведь надо выбрать из многочисленных подонков, каждый из которых виновен ни в одном, так в другом — самого виновного. Финал действительно становится финалом — раскрывающим все карты и все многочисленные непонятки ставящим на свои места.
Фильм с полным правом можно назвать напряженным и атмосферным. Буквально физически ощущаешь, в какую бездонную лужу влезла эта честная адвокатесса, которой явно симпатичен этот асоциальный коп, и как трудно будет из этой лужи выбраться, поскольку настоящий убийца не только хитер и опасен, но и очень пунктуален — убирает всех, кто может хоть что-то сказать в защиту обвиняемого. Безусловно, ход не новый, но Крайтон снимает это здорово и очень атмосферно, так что никакого ощущения, что смотришь очередную штамповку, не возникает. По-моему, секрет искусства Крайтона в том, что он действительно верит в то, что происходит на экране, и доносит эту веру до зрителя. Без стандартных пугалок, без громких криков в ночи, без беготни от маньяка с мачете, без крови, пыток и секса — он все равно завораживает зрителя.
Конечно, в этом есть большая заслуга и отличных актеров. Берту Рейнольдсу зритель доверяет. Этот мужественный, обаятельный, харизматичный крепыш всем своим видом говорит — я такой симпатичный мужик, такой свой парень, как вы можете мне не верить? Правильно — не верить невозможно. Даже если бы Крайтон соригинальничал и сделал все-таки его главным убийцей, все равно от него исходит так много положительного обаяния, хорошей энергии, что зрители бы в такой поворот дела все равно бы не поверили. И роль подставленного копа — его роль, он как никто собирает на свою сторону все симпатии.
Однако главная роль, на мой взгляд, здесь принадлежит Терезе Рассел. Отличная актриса и просто очень красивая молодая женщина, она хорошо справилась с ролью неопытного адвоката, пока еще честного, не коррумпированного, слишком близко к сердцу принимающего злоключения своего подзащитного. В тоже время Рассел отлично выдерживает линию «адвокат-подзащитный», большую часть времени одев маску строгой защитницы с холодным взглядом, лишь в некоторые моменты позволяя себе расклеиться и раскрыться как совсем еще молодой девушке, наивной, боящейся ошибок, риска, но все равно рискующей просто потому, что иначе невозможно. Хорошая роль отличной актрисы.
Про Битти я уже сказал — этому скользкому типу (ну сама природа сделал такой его физиономию) всегда было комфортно в ролях мерзавцев и политиков, что, впрочем, одно и то же. И даже если роль сама по себе не предполагает никаких злодеяний, как здесь, все равно к его герою чувствуешь антипатию.
На редкость профессиональный, ладно скроенный и крепко сшитый триллер-детектив, интересный, увлекательный, местами даже пугающий, поразительно выдержанный. И, кстати, с треском провалившийся в прокате. Мне этого провала не объяснить. Даже на взгляд требовательного зрителя это очень крепкая работа, а уж в контексте жанра — тем более. Но факт остается фактом — коммерческий провал фильма больно ударил по самолюбию Крайтона и доверию к нему продюсеров. Впереди был «Парк Юрского периода» и новый виток карьеры Крайтона, но карьеры, увы, уже не режиссерской. Как режиссер, он поставил еще один фильм, «13 воин», ровно через 10 лет после «Доказательства», но его ждал еще больший провал и разгром у критиков. Больше Крайтон кино не снимал. К большому сожалению. Потому что таких фильмов, как «Вещественное доказательство» сейчас очень не хватает. Триллеров и детективов много, и темы в них такие же, и экшена море и все прочее, но лишь единицы из них могут гарантированно заставить зрителя забыть обо всем. Этот фильм — из таких, хоть и не рвется к вершинам киноискусства.
8 из 10
7 мая 2009