Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Суперзвезда: История Карен Карпентер |
английское название: |
Superstar: The Karen Carpenter Story |
год: | 1988 |
страна: |
США
|
режиссер: | Тодд Хейнс |
сценаристы: | Синтия Шнайдер, Тодд Хейнс |
продюсеры: | Тодд Хейнс, Синтия Шнайдер |
видеооператор: | Бэрри Эллсуорт |
художник: | Gina Garan |
жанры: | драма, короткометражка, музыка, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 апреля 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 43 мин |
Тодд Хейнс, по его заверению, стремится следовать тактике, хорошо усвоенной его любимым режиссером Фасбиндером: показывай, симпатизируй, эпатируй, но не вмешивайся. Что значит, герои существуют в кадре и живут эту жизнь как могут, и не режиссеру их судить.
Неясно, принял ли он это правило уже в начале карьеры, но «История Карен Карпентер» отвечает ему. Это действительно сильный дебют, хотя делался он как эксперимент. Хейнс, только задумавшийся всерьез о кино, и его подруга художница Синтия Шнайдер, работали над совместным проектом. Он хотел снять фильм с животными, а она с куклами. Однажды они сидели в кафе, и заиграла песня Carpenters, и в тот же день они решили, что это будет за история.
В его первом фильме можно найти все, что стало лейтмотивом для творчества Хейнса: грязная изнанка блестящей американской мечты, постыдные секреты чистеньких пригородов. Пластиковый образ «суперзвезды». Социальные нормы. И, конечно, музыка, которая одна лишь вне всяких рамок.
Хейнс прибегает к излюбленным приемам. Жанр байопика он элегантно укладывает в 40 минут, фокусируясь на таких аспектах, как болезнь Карен и музыкальный успех группы. Сценки, разыгранные куклами, он перемежает с хроникой из 70х. Вставки с «интервью» и информационными справками и титрами делают фильм еще более эклектичным. Но наиболее мрачные кадры, посвященные расстройству Карен, что усердно скрывалось и замалчивалось, сняты от первого лица: тарелка с ненавистной пищей, таблетки для вызывания рвоты, путь до ванной комнаты, заканчивающийся в точке, хорошо знакомой девушкам, страдающим от РПП. Однажды Карен уже не выберется из ванной — сцена, снятая на этот раз с точки зрения ее матери, повторяется и обрамляет фильм. «Суперзвезда» говорит об анорексии больше, чем множество романтизирующих болезнь фильмов.
Несмотря на очевидный дилетантизм фильм производит удивительно сильное и угнетающее впечатление. Его отличает давящая мрачность, не присущая Хейнсу. Ее отголоски можно найти разве что в Poison и Safe. Но он вовсе не пессимистичен. Хейнс — тот режиссер, что дает жизнь абсолютно разным персонажам из любых общественных групп. И не социальной повестки ради, а потому что видит в этих героях потенциал для истории. И он всегда наделяет героев чем-то неотъемлемым: будь это воспоминания о молодости, любовь, надежда или музыка.
По иронии судьбы, музыка и не дала этой короткометражке получить широкое распространение в свое время: как известно, Carpenters засудили самонадеянных фильммейкеров, и ленту изъяли из оборота. Как говорит Хейнс: «мы украли все, что можно было украсть». Оно того стоило.
16 декабря 2020
Неожиданный дебют — хороший пример для начала карьеры. Минимум средств и множество оригинальных решений.
Прежде всего трогает тема. Режиссер поставил на историю известной певицы, трагически оставившей своих поклонников в молодом возрасте. Это обстоятельство обусловило безусловный интерес к ленте и даже в наши дни. Это очень оригинальная история Карен Карпентер. На века. Так уж вышло.
Вторая составляющая успеха ленты — неимоверно рисковая по сути задумка в части изображения кукол. Все события в фильме происходят между персонажами, которых играют двигающиеся куклы Барби и Кена. Эти бессловесные по определению предметы говорят и камера, будто всматривается в их лица. Такой расклад определенно усложняет фильм. И пускай сам фильм не слишком интересен — чрезмерно нестандартные, причудливые решения вкупе с эксплуатацией имени звезды делают свое дело.
В список достижений ленты можно добавить еще и странную историю с авторскими правами на исполняемые песни. У создателей фильма не было разрешения на песни Карпентер, а они в фильме использовались. Разумеется это завершилось иском и запретом самого фильма. Остались лишь архивные экземпляры. Однако Youtube возродил ленту. Забавно, что фильм выкладывали не только фанаты. Его продвигали прежде всего в целях протеста, несогласия с системой авторского права. Такой поворот безусловно притягивает к ленте внимание и попросту не дает возможности ей состариться.
Вот и выходит, что при достаточно ровной с точки зрения зрительской привлекательности проработке этот фильм оказывается значимым и интересным для просмотра даже в наши дни, что не может не формировать положительное отношение к нему. Однозначно — хороший старт для Тодда Хейнса.
5 из 10
31 мая 2020
История Карен Карпентер — это история стремительного взлета. Совсем юная девочка открывает в себе огромный талант — у нее оказывается прекрасный голос, один на миллион. Таким образом, ее мечта стать всемирно известной женщиной-ударником претерпевает некоторые изменения — и она первращается в вокалистку всемирно известной группы The Carpenters.
Помимо того, эта девушка известна как первый человек, умерший от анорексии, и это — помимо музыки — является основной тематикой фильма.
На мой взгляд, история Карен — это лучшее, что снято в принципе об анорексии. Она не показана маньячкой, которая думает только о своем лишнем весе, у нее есть дело всей ее жизни и чудесный голос. Главная героиня вызывает симпатию, и поэтому ей в особенности сочувствуешь.
Кроме того, Карен — добрая девочка, которая любит свою семью, и это тоже добавляет ей очков зрительской симпатии. Конечно, у нее случаются нервные срывы, проблемы, ссоры, но большую часть фильма это счастливое солнечное создание с нежной улыбкой и чарующим голосом.
Кстати говоря, о музыке. Если вдруг кто-то еще не знаком с музыкой The Carpenters, то этот фильм — лучший способ с ней познакомиться. Прекрасные песни плюс чудесная атмосфера той эпохи, уверена, вы не будете разочарованы. История Карен просто не может оставить равнодушным.
Словом, «История Карен Карпентер» — один из немногих полудокументальных фильмов, которые действительно стоит смотреть: трогательная, поучительная история, прекрасная атмосфера, чудесная актриса в главной роли и, конечно же, безгранично восхитительная музыка.
17 ноября 2011
«Long ago and oh so far away
I fell in love with you before the second show
Your guitar, it sounds so sweet and clear
But you`re not really here
It`s just the radio» The Carpenters — Superstar
Есть такой незамысловатый жанр как байопик. У него есть своя история, свои успехи, провалы; у него есть определенная формула — точно вымеренная, проверенная опытным путем, но всем осточертевшая. На графике идеальная киношная биография выглядит примерно так: начало пути (громкие победы, слава), возвышение над остальными, падение, и, наконец, наставление на путь истинный. К сожалению, не многим удалось избежать этого стереотипного хода действия. Ясное дело, что ни сценаристы, ни режиссеры в этом виноваты; а виноваты, разумеется, сами персонажи их истории. Так как же быть? Тодд Хейнс знает. Он уже показывал это. И не раз…
Карен Карпентер — американская поп-певица, которая, вместе со своим братом, выступала с группой (как не сложно догадаться) the carpenters. Начинала она с музыкальных инструментов (барабаны, аккордеон, флейта), а затем выяснилось, что у нее замечательный голос. За свою жизнь Карен успела достаточно: спеть у президента, написать и исполнить десяток хитов, стать кумиром тысяч, похудеть… Желание похудеть не покидало ее вплоть до неутешительного вывода: нервная анорексия. Но было уже поздно. Она умерла за месяц до своего 33-х летия.
Тодд Хейнс в своем репертуаре: он не хочет никому понравиться, но делает то, что нравится ему. Задав вопрос «что же случилось?» он неумолимо, попунктно, отвечал на него. Вполне ясно и то, что за неимением средств, уже выпускник Хейнс, не смог продумать читабельность субтитров; или, к примеру, съемку с телевидения. Но у него были и преимущества: куклы и музыка. Музыка, из-за которой, в последствие фильм был спрятан на пыльные полки с подписью «illegal». Музыка, которую он так любит.
И пусть эта работа нарисована неровным почерком дебютанта, пусть график этой функции не такой индивидуальный. Пусть. Зато Тодд не пользуется прописями, и у него гораздо больше неизвестных в уравнении, чем у многих других.
29 мая 2009