Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шаг |
год: | 1988 |
страны: |
Япония,
СССР
|
режиссер: | Александр Митта |
сценаристы: | Виктор Мережко, Александр Митта, Владимир Цветов, Ёсики Ивама |
видеооператор: | Валерий Шувалов |
композиторы: | Игорь Кефалиди, Игорь Назарук |
художники: | Игорь Лемешев, Владимир Фабриков, Такэхару Сакагути, Татьяна Личманова, Киёси Хонда |
монтаж: | Надежда Веселовская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 ноября 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
СССР/Япония; конец 50-х - начало 60-х годов XX века
Кейко /Комаки Курихара/ - женщина, потерявшая заболевшего полиомиелитом ребёнка и отправившаяся в СССР сделать вакцину второму сыну, чтобы тот остался жить
Гусев /Леонид Филатов/ - талантливый учёный-иммунолог, создавший вакцину от полиомиелита
Татьяна /Елена Яковлева/ - ассистентка Гусева, его любовница, дочь «шишки» из министерства здравоохранения
Тутунов /Олег Табаков/ - отец Татьяны, значительный человек из министерства
Помнится, я читала не самый восторженный отзыв об этой картине примерно год назад, и вот в очередной раз убедилась, как же моё восприятие отличается от восприятия многих людей. Я от фильма в полном восторге, во мне он вызвал бурю эмоций, я его заношу в список любимых работ любимейшего Филатова.
События картины имеют под собой реальные обстоятельства, но все герои выдуманы. Не знаю, кто был прототипом каждого из них, да и не очень пока что хочется искать эту информацию, поскольку есть желание сохранить всё в таком виде – слегка приукрашенного художественного вымысла.
В фильме речь идёт об эпидемии полиомиелита в Японии, когда там умирали и становились инвалидами тысячи детей, а руководство страны использовало вакцину США, которая мало кого спасала на самом деле. В то время, как в СССР была разработана действующая вакцина, защищающая на 100 процентов, японцы своим бюрократизмом и пресмыканием перед штатами обрекали тысячи семей на потерю детей.
Впрочем, и наша бюрократическая машина показана без прикрас. И это вызывало во мне такую волну негодования, что пару раз я ставила фильм на паузу. Во мне поднималось материнское возмущение, да и просто человеческое. Никогда не могла понять, как так можно, имея возможность спасти жизни, не делать этого: дабы остаться на своём посту, дабы обогатиться или ещё по каким-то причинам. Вроде, пора бы уже перестать удивляться подобным вещам, но я не могу…
Невероятно понравилось в фильме то, что я и люблю в советских картинах – второстепенные персонажи, второстепенные отношения, которые поданы не в лоб, а в некоторых нюансах. Конечно, самые занимательные здесь это отношения Гусева и Татьяны. И интересен сам персонаж Гусева – эгоистичный, порою фанатичный, не жалеющий ни себя, никого вокруг, человек, видящий цель и идущий к ней напролом.
Впрочем, здесь много моментов, которые заставляют задуматься и о долге, и о человечности, и об истинной природе любви… Хороший фильм, рекомендую.
25 июля 2023
Тем, кто прочёл монографию режиссёра Митты, эта картина может показаться результатом точного следования описанному кинематографическому методу. Так, например, начальный элемент в структуре кинодрамы, названный Миттой «вспышкой зрительского интереса», возникает уже после возвращения профессора Гусева в Москву: отныне его мысли всецело заняты идеей спасения японских детей. Следующий элемент структуры кинодрамы по Митте — углубление и расширение конфликта через «противостояние» темы и контртемы. И если основная тема здесь — поиски возможностей для производства и доставки вакцины в Японию, то контртема — мощнейшее сопротивление со стороны фармацевтических корпораций, чиновничьей бюрократии обеих стран и даже ближайшего окружения самого Гусева. Пика напряжения такая «борьба» достигает в завершающей, словами Митты, обязательной сцене — и это последний элемент структуры кинодрамы. Когда преодолены многие барьеры, которые только можно соорудить усилиями человека — на пути Гусева встают силы самой природы. Верно рассчитав, что степень эмоциональной включённости зрителя к этому моменту — наивысшая, режиссёр добавляет в свою «обязательную» сцену альтернативный, условно «нежелательный», вариант финала — правда, лишь как мысленную визуализацию главного героя. Тем не менее приём срабатывает, что называется, на сто процентов — и это самый яркий, но далеко не единственный пример того, с какой лёгкостью, выверенно и дозированно, Митта играет эмоциями зрителя. Мастерская работа режиссёра. Благоприятный исход «борьбы» Гусева за спасение детских жизней, хотя и кажется оправданным, с гуманистической точки зрения, одновременно придаёт картине некий налёт сказочности. Очевидно, оттеняя такой эффект, авторы оставляют нас в неведении относительно судьбы главного героя. Реалистичности картине добавляют также и чисто художественные приёмы, например, перемежение кадров пляшущей учёной публики с чёрно-белой хроникой мучимых болезнью детей.
Впрочем, сам режиссёр неоднократно подчёркивал близость целого ряда своих прежних работ жанру сказки. Так, кроме «Сказки странствий», он упоминал и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и даже указывал на фантастические элементы в сюжете «Экипажа». Словно подчёркивая ту же «сказочную» преемственность, из «Сказки странствий» в «Шаг» перекочевала патетическая музыкальная тема авторства композитора Шнитке. А сам учёный Гусев в исполнении Леонида Филатова продолжает череду «героических» персонажей Митты — изобретателя Орландо, бортинженера Скворцова. Качеством, объединяющим всех троих, является безусловная готовность к самопожертвованию для спасения окружающих. Если есть реальная возможность помочь больным детям, убеждён Гусев, «какая душа не откликнется? Это норма человеческого счастья — за это можно умереть». Так высшая цель становится для него смыслом жизни, а постоянное превозмогание себя, работа на пределе физиологических возможностей — её содержанием. «У меня нет времени, у меня есть цель», — говорит он, — «всё, что я ни делаю, называется словом «целесообразно». Альтруизм персонажа Филатова, кажется, вообще не имеет границ: когда заканчиваются возможности использовать животных в научных эксперименте, он занимает их место. Более того, не останавливает и влюблённую в него Татьяну, когда она делает то же самое. И даже первое впечатление об искреннем чувстве учёного к японке Кейко — и то впоследствии оказывается обманчивым. Ведь его любовь не персонифицирована — она всеобъемлющая. Любовь как служение — в этом ключ к пониманию образа Гусева. И игра Филатова здесь кажется пиком актёрских возможностей: «проживание» в кадре каждой эмоции, ни одного «лишнего» взгляда или жеста. Традиционно богатую палитру красок видим также у Табакова — «фирменные» ухмылки и заражающий смех делают его бюрократического персонажа неожиданно живым, однозначно, вызывающим симпатию. Безусловно, выразительная работа у Яковлевой, героиня которой бесконечно предана профессору Гусеву, бесконечно предающему её во имя своей цели. Чуть сложнее, из-за языковых и культурных особенностей, воспринимается игра актрисы Курихары. Хотя именно в её уста авторы вложили, вероятно, главный посыл, обыгрывающий название фильма: «Во имя здоровья народа надо переШАГнуть через закон».
23 июля 2023
Исправляя абсолютное отсутствие рецензий на работу классика, не могу не заметить, что слабый интерес сообщества к фильму меня по итогам просмотра не удивил. Учитывая общий уровень Митты, эта работа смотрится как проходная.
Сюжет основан на попытках гениального советского врача и нескольких самоотверженных японских матерей наладить поставку в Японию спасительной советской вакцины. Тема сегодня остроактуальная, да и кино про борьбу человека и системы я люблю. К сожалению, вышло не то что бы плохо (Митта есть Митта), но сыровато и схематично.
Во многом потому, что в хорошей истории про борьбу с системой сама система раскрывается как отдельный, продуманный герой. Здесь не хватило не то времени, не то решимости, не то и впрямь советские киношники с трудом договорились с японскими. В итоге история о бездушных властных структурах, что позднесоветских, что капиталистических, с банальностью подлинного зла стоящих на пути простейших общечеловеческих идеалов из-за поверхностного отображения обрела даже некоторые черты подросткового комикса. Чего стоят радостные гримасы японских капиталистов, обсуждающих, как они не впустят вакцину в страну. Не хватает только злодейского смеха со словами «и еще тысячи детей умрут…»… Не верю! В «Методе Гренхольма» про капитализм была прекрасная фраза – «нам нужен не отзывчивый человек, притворяющийся бездушным карьеристом, а бездушный карьерист, притворяющийся отзывчивым человеком». Вот с тем, чтобы притворяться (что важно – притворяться даже друг перед другом) у японских «злодеев» большие проблемы. Советские ненамного лучше. Казалось, само небо обвалится во время сцены с подписью (это почти даже не метафора). И что потом? Чем это в итоге и кому вышло, почему было нельзя? А в ответ тишина. Арка «системы» не имеет значения в сравнении с аркой «человека», но из-за этого арка человека почти перестает быть достоверной. А в ней и без того многовато гротеска, начнем с того, что один (!) доктор отвечает одновременно за вакцины от полиомиелита и энцефалита, да еще и распоряжается ими с лихостью голливудского супермена. Я понимаю все про недоверие системе и важность единичного человека, но зачем же настолько стулья ломать.
Одним словом, не тот случай, когда одна голова Митты хорошо, а четыре лучше. Четыре сценариста пошли на пользу фильму не больше, чем два композитора, попросту заимствовавшие ключевую мелодию из культовой «Сказки странствий». Быть может, кто-то и хотел под эту музыку увидеть кадры, клонирующие еще один культовый фильм Митты «Экипаж», но у меня такая акция два шедевра по цене одного вызвала лишь глубокое недоумение.
Спасает дело хорошая игра актеров и в особенности Филатова, идеально подходящего на эту роль тихого, но непоколебимого филантропа с пылающим сердцем. Он проглотил и переварил гротескное супергеройство, дарованное ему сценарием, почти с такой же самоотверженностью, как его герой – ударную дозу («совершенно безвредных») вакцин и вирусов.
5 из 10
17 сентября 2022