Серая мышь
6.9
6.8
1988, драма
СССР, 1 ч 31 мин
В ролях: Виктор Соловьев, Николай Гусаров, Валентин Голубенко, Виталий Яковлев, Тамара Сёмина
и другие
Один день из жизни сельских алкоголиков. Четверо опустившихся, попавших в замкнутый круг людей, проводят дни за распитием спиртного. Для жителей села все они — посмешище, а для своих семей — беда. Один из них — бывший директор завода — Семен Васильевич, некогда замечательный, но сломленный человек. Мучимый воспоминаниями, спивается, постепенно теряя человеческий облик. Но не для всех он вычеркнут из жизни...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Серая мышь

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Борис Шапиро
композитор:
художник: Анатолий Пичугин
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Серая мышь», 1988

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Серая мышь», 1988

Декорации другие - суть одна

Хочется разобраться в трагедии жизни главных героев. Почему столь яркие личности - передовик производства, молодой романтик, энергичный и фонтанирующий выдумкой Ванечка Юдин и профессионал производственный управленец Баландин оказались не нужны обществу. Что это за общество, что отринуло от себя таких, в прошлом, замечательных людей? Не в этом ли и причина гибели гос-ва основой которого оно являлось?

Члены общества, вроде бы - как на подбор - братовья Кандауровы, - в прошлом отважные танкисты, нынче - крепко связанные семейными узами производственники или семья крановщика Цыпылова - передовика производства обеспечивающего свою семью и придерживающегося ЗОЖ. Характерен также передовой заводчанин Медведев со своим возвеличиванием собственной передовой значимости. Отчего же находясь в таком, казалось, великолепном окружении, пьют горькую главные герои? Что их гложет? Почему собственная неудача не привела к борьбе за справедливость, а лишь заставляет прятаться от реальности, как мышка в норку? Водка и привычка заливать ею все беды - причина важная, но второстепенная - почему эти беды для них столь катастрофичны, что выход один - стакан?

Вот тут и возникает понимание, что произведение культуры, будучи правильно и достоверно переданным, становится способным пояснить социально-общественную ситуацию в обществе, почти научно. Опираясь на чувственно-эмоциональное отображение виденья жизни авторов его создавших.

Личностная катастрофа героев фильма имеет свою конфликтную основу. Несмотря на отличие у каждого в предыстории - результат один, значит и общее, вероятно, есть. Мне думается, что это не соответствие ожидаемого от реального. Грубо - различие между жизнью и пропагандой. Ведь не случайно все типажи 'нормального' общества без изменений перекочевали из общества одного типа в другое. А участь героев и при нём была бы не завидна. Предположу, что Устина Шемяку завалили бы работой и он бы пахал по 12 часов, ванечка - так бы и обиделся на одного из новых хозяев, Баландин требовал бы соблюдения правил ТБ, а Малых также искал бы справедливости. Декорации другие - суть одна.

Значит не случайно было свёртывание сов. проекта - не поняли люди, что борьба не окончена. Враг не побеждён. самый сильный враг - своё, в себе, самое, скрепное. Если даже самый, самый положительный член 'нормального' общества - крановщик, лишь наблюдает со стороны за действом в социуме (хатаскрайник), заботясь лишь о своём окружении. И так каждый. Но интересы окружения войдут в конфликт с интересами другой 'группировки', что произойдёт рано или поздно при столь многочисленной раздробленности, без горизонтальных связей. Тогда и начинаются 'трения' и ГВ малой интенсивности - все против всех.

Это и чувствуют своими обнажёнными нервами герои. Чувствуют, без возможности осознать и что-то сделать. Слишком долго отстраняли людей от управления страной, сперва вынужденно - откликаясь на внешние опасности, затем целенаправленно - вдохновляясь ошибочной или предательской идеей. И нет героев если нет борьбы...

7 из 10

23 октября 2022

По наклонной в один конец

Увы, сегодня постепенно предаётся забвению советский жанр деревенской литературы. Разумеется, Шукшина ещё более-менее помнят — его фильмы до сих пор показывают по телевизору, его рассказы ещё попадают в школьную программу, а также спектакли по его произведениям ставят на театральных подмостках. Однако, помимо этого жестокого к своим персонажам и навеки обиженного на горожан человека был также сибирский писатель Виль Липатов — автор повести «Серая мышь».

1970 год. Тихое село Чила-Юл на берегу полноводной Оби. В селе четверо пьяниц: молоденький забайкальский переселенец Витька Малых, угрюмый работяга Устин Шемяка, ретивый номенклатурщик Ванечка Юдин и печально известный в селе бывший директор шпалозавода Семён Баландин.

Именно в этом порядке перечислил героев я неслучайно. Тому есть две причины. Одна из них, казалось бы, не играет большого значения — старшинство, как возрастное, так и социальное. Самый молодой из квартета выпивох Витька в селе воспринимается чужаком — он не так давно переехал из другого региона, и даже говор у него звучит иначе. Устин старше, он местный и уже давно имеет жену и сына. У Ванечки детей двое, а сам он участвовал в военных действиях и в разное время занимал различные руководящие посты. Ну, а товарищ Баландин в своё время возвышался над всем посёлком в роли мудрого и хозяйственного руководителя промышленного предприятия.

Вторая причина особого порядка более глубокая: перед нами четыре стадии погружения в спиртовое море. Вновь начнём по порядку. Витька только-только вошёл в местную компанию, наивно полагая, что его вклад приносит лишь пользу спившимся людям. При этом сам он хуже переносит опьянение: по возможности он старается выпить поменьше и в определённый момент готов вовсе отказаться от новой дозы спиртного. Громадный Шемяка уже начал утрачивать волю. Ему жалко денег, потраченных на выпивку, не хочется спиваться, но в глубине души он понимает необратимость процесса разрушения своей воли. Также, будучи пьян, он теряет свою природную злобу и становится благодушным, а потом и совсем беспомощным. Иного характера опьянение Ванечки Юдина: добрый и ласковый в трезвом состоянии, под действием водки он превращается в бешеного зверя, от которого и семья, и соседи стонут. И замыкает цепочку Семён Баландин — человек, окончательно прошедший точку невозврата: он давно нигде не работает, потерял семью, дошёл до состояния утраты связей с реальностью и зависимости от огненной воды. И неспроста звучит фоном к фильму отрывок из «Мёртвых душ» Гоголя: спиваясь, герои стали похожи на умилённого всему Манилова, ворчливого Собакевича, неистового Ноздрёва и опустившегося Плюшкина.

Почему они начали пить? У каждого героя есть своя печальная история. Конечно, в фильме эпизод о Витьке Малых полностью вырезали, однако в книге он есть: его незадолго до свадьбы избили на вокзале, а затем ни за что посадили в КПЗ. Загулявшего Устина Шемяку, который когда-то был передовиком производства, не пустили на доклад об успехах его бригады. Юдина несправедливо обидел во время войны командир, отдав ему недопустимый уставом приказ и, как следствие, лишив его полагающейся за героизм награды. А Баландина обрушила в это проспиртованное болото сама КПСС… Все они понесли несправедливые и непростительные обиды, а теперь общество не желает протягивать им руку помощи, а вместо этого награждает такими же незаслуженными пинками и оскорблениями.

А ведь в этом обществе немало достойных и славных людей. Например, братовья Кандауровы, вместе шедшие на Берлин в танке «Смерть Гитлеру» и вместе же в нём обгоревшие. Или семья крановщика Цыпылова, ласкающая взоры селян идеальными фигурами на велосипедах с блестящими спицами колёс. Есть в селе и главная воительница с Зелёным Змием — бабка Шестерня, чьи умершие от пьянства мужья и дети стимулировали её на вечную войну с алкоголизмом.

Некоторые, однако, сочувствуют опустившимся мужикам и помогают им. Например, сельская учительница (её исполнила уже немолодая, но по-прежнему обаятельная Тамара Сёмина) до недавних пор ссуживала им рубли за помощь по хозяйству (пока её сын не напился). А передовой заводчанин Медведев (которого играл Иван Краско) находит свой алкогольный вклад священным общественным долгом перед Баландиным.

Каждое воскресенье компания забулдыг выпивает по нескольку бутылок водки, скрываясь от односельчан. На пьяный промысел трое выходят своим ходом, правдами и неправдами отпросившись у домашних, а раскисшего от пьянства Семёна Баландина выводят под руки. Вечером Витьку и Устина уводят домой жёны, Ванечка колобродит по селу, а Семёну помогает дойти до дома Витька, не забыв при этом завести его в аптеку, где тот покупает одеколон (пузырьками от него в доме Баландина заполнен пустой аквариум).

От систематических попоек голова бывшего директора совсем опустела — лишь изредка мелькают в ней мысли и наблюдения. Однако засело одно воспоминание. На заводе был молодой рамщик — пьянь и дебошир. Но… Однажды он бросил пить: ему было дано знамение. Он видел, как из норки навстречу ему вылезла маленькая серая мышка — и он запомнил её в деталях. Маленькая, серая, под тонкой кожей видно бьющееся сердце, а хвост тонкий и членистый… Такого же знамения ждёт сам Баландин теперь — каждый день он смотрит в норку в углу, где когда-то скреблась мышь…

Осталось лишь добавить пару деталей, которые редко встречаются на Мосфильме, но в фильмах провинциальных студий находят себе место. Так, немолодой уже Виктор Соловьёв, получивший главную роль, впервые снялся в кино, о чём не постеснялись упомянуть в титрах в начале фильма. А старшая дочь Ванечки Юдина, играл которого популярный в Свердловске актёр Виктор Гусаров, на самом деле является его родной дочерью, а досталась ей не просто эпизодическая роль, но и роль закадрового голоса, читающего текст из финальной части «Мёртвых душ» Гоголя.

Прекрасный сибирский фильм с острой социальной подоплёкой и отражением красоты сибирской природы. Замечательная экранизация классики русской литературы. Такие ленты нельзя забывать и игнорировать: их стоит достать со дна интернет-сундуков, внимательно посмотреть и сохранить для детей и внуков, спасая этим наше культурное достояние от забвения, а потомков — от житейских ошибок.

27 июня 2020

Замкнутый круг падения.

Мрачная и обезнадёживающая драма о бывшем директоре завода. Когда-то он преуспевающим человеком, руководил заводом, но честный, прямолинейный характер столкнул его с вышестоящими бюрократами. И человек не выдержал этой борьбы.

Жизнь, наполненная стрессами нуждается в какой-то компенсации. Такой компенсацией, средством от стрессов становится алкоголь. И директор завода превращается в никому не нужного пьяницу, а бывшие противники лишь злорадствуют. Из друзей с ним остались лишь такие же алкоголики, единственным времяпрепровождением и смыслом жизни которых стала водка.

Пронизывающая насквозь драма заставляет сопереживать погибающим персонажам. Прежде чем снимать стресс, подумайте, а что ли оно того…

3 августа 2009

Драма Серая мышь появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Владимир Шамшурин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Виктор Соловьев, Николай Гусаров, Валентин Голубенко, Виталий Яковлев, Тамара Сёмина, Сергей Варчук, Иван Краско, Нина Усатова, Александра Назарова, Ирина Жалыбина, Владимир Мычкин, Олег Корчиков, Анатолий Голик, Александр Новиков, Борис Юрченко.

Страна производства - СССР. Серая мышь — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.