Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Салам, Бомбей |
английское название: |
Salaam Bombay! |
год: | 1988 |
страны: |
Великобритания,
Индия,
Франция,
США
|
режиссер: | Мира Наир |
сценаристы: | Мира Наир, Хридай Лани |
продюсеры: | Габриель Ауэр, Мира Наир, Майкл Нозик, Анил Теджани, Джейн Бальфур, Митч Эпштейн, Чери Роджерс |
видеооператор: | Сэнди Сиссел |
композитор: | Л. Субраманиам |
художники: | Нитиш Рой, Нитин Чандракант Десай, Митч Эпштейн |
монтаж: | Бэрри Александер Браун |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $2 080 046 |
Мировые сборы: | $2 080 046 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Ещё один потрясающий НЕ индийский фильм про Индию, снятый в сотрудничестве тремя странами — Индией, Великобританией и Францией. А значит фильм обязательно нужно смотреть (или пересматривать, тем кто его уже видел, как я).
Дебют в игровом кино индийской постановщицы Миры Наир получил приз «Золотая камера» на фестивале в Каннах, три награды в Монреале, был номинирован на соискание «Сезара», «Золотого глобуса» и премии БАФТА, что открыло Наир дорогу к международной творческой карьере.
Фильм «Салам, Бомбей!» живописует бедную, грязную, несчастную жизнь обитателей перенаселённых и запущенных кварталов Бомбея (теперь он — Мумбай), и показывает со всех сторон настоящую жизнь индийской бедноты, без прекрас. Конечно, Мире Наир здесь ещё далеко до знаменитого соотечественника Сатьяджита Рея, который за 30 лет до этого воплотил на экране поэтически-неореалистическую историю вхождения сельского мальчишки в огромный мир («Песнь дороги»-«Непокорённый»-«Мир Апу»). Но и ей в своём рассказе о двенадцатилетнем Кришне, разносчике чая, который приехал в большой город из деревни на заработки и по-детски влюбился в 16-летнюю непалку, проданную в местный дом свиданий, которую все вокруг называют псевдонимом «Сладкая шестнадцать», удаётся искренне и даже не без поэтичности поведать о маргинальном существовании на задворках киностолицы Индии.
Благодаря этому фильму, зритель видит жизнь этого большого города совсем с другой стороны. Жизнь простых и порой очень бедных людей: простых торговцев и детей попрошаек, наркоторговцев, полицейских и богатых предпринимателей. Бомбей — это огромный город, жизнь в котором кипит день и ночь. Каждый, кто попадает в этот город, мечтает о чём-то своём, но, главное, не затеряться в городской суете и не потерять своё истинное лицо.
Эта драма в 1988 году, стала настоящим прорывом для режиссёра Миры Наир, которая в последствии сняла такие фильмы как «Нью-Йорк, я люблю тебя», «Ярмарка тщеславия» и «Амелия». В 1989 году этот фильм был номинирован на Оскар, как «Лучший иностранный фильм».
Блестящий, но грустный фильм, в котором мы следуем за покинутым Кришной в его поисках, которому нужно заработать достаточно денег, чтобы вернуться в свою деревню. По пути мы встречаем бездомных детей, с которыми он делит повседневную жизнь, проституток, сутенёров и торговцев наркотиками. Особенно мне нравилось, как Наир сравнила детскую невинность со взрослым цинизмом и жестокостью. Сцена, где Кришна — «чайный мальчик» оплакивает своё утраченное детство и то, кем он стал, очень трогательна; подобно наркоману Чиллиму, он «забыл», как впервые попал в Бомбей, и теперь видит только жизнь, полную отчаяния и страданий. Бедность никогда не бывает аккуратной, в фильме же она достоверно показана, как таковая. Но невинность и сила детей, растущих в таких условиях, делают их более выносливыми, чем взрослых. Фильм — о жизни. Она здесь показывает, что как бы тяжело это ни было, жизнь существует и в трущобах, и в нищете, и люди живут ею. Фильм — настоящий алмаз, предмет коллекционирования. Один из лучших об Индии — из Индии… смотреть его обязательно.
Удивительным аспектом является то, что все дети в фильме не актёры, а настоящие дети живущие на улицах этого огромного города, которых режиссёр находила сама. Фильм не впадает в чрезмерную сентиментальность, и порой трудно поверить, что вы смотрите не документальный фильм. Музыка и реализм просачиваются в повседневную жизнь, актёры смешиваются с обычными людьми, и весь фильм снимается в реальных местах вокруг Мумбаи, которые просто поражают своей атмосферой. Выделить здесь игру кого-то конкретного из актёров, невозможно, потому что все были потрясающи, но больше всего лично мне запомнился персонаж Ирфана Кхана и персонаж Рагхувира Ядава (наркоман Чилим). Хотя Нана Патекар в роли главаря преступного мира, тоже был превосходен.
История хоть и идёт медленно, но это только служит для того, чтобы втянуть вас в их мир и оставить вас ошарашенным в конце — в потере детства для этих детей и бесчисленных других. Очень советую посмотреть этот фильм всем, кто любит Индию, но никогда там не был, и хочет видеть её настоящую, реальную, со всеми её недостатками и проблемами. Это всё так актуально и сегодня.
10 из 10
3 ноября 2020
Кинофильм, разрушающий привычные стереотипы о Болливуде!
Кинофильм, напоминающий по своему содержанию великолепные картины «Город Бога» и «Миллионер из трущоб», только снятый задолго до них обоих.
История о том, как в пёстрой мозаике крупнейшего индийского города оказываются рядом самые разные люди, разные судьбы, разные характеры, маленькие радости и большие трагедии.
Главный герой фильма — 12-летний деревенский паренёк по имени Кришна, волею случая оказавшийся в Бомбее после того, как труппа цирка, в котором он выступал, бросила его одного на произвол судьбы и без средств к существованию. В надежде заработать заветные 500 рупий для своей семьи и вернуться в родную деревню, он устраивается разносчиком чая в одном из беднейших кварталов города. Ему негде жить, и он поселяется под мостом в компании таких же бездомных детей и подростков.
Постепенно Кришна обзаводится новыми знакомыми, представителями «городского дна»: мелким наркоторговцем Чилимом, который, тем не менее, становится его лучшим другом; маленькой девочкой Манджу, дочкой работающей в районе «красных фонарей» проститутки и немногословной «новенькой в 109-й» — 16-летней девушкой, проданной в местный бордель, которую все называют «Сладкая шестнадцать», в которую впоследствии влюбляется.
Всеми делами в районе заправляет Баба — местный авторитет, сутенёр и наркоторговец. Он уважаем, влиятелен, расчётлив, но часто жесток и корыстен. Баба является отцом Манджу и хозяином «Сладкой шестнадцать», на него долгое время работал Чилим. После инцидента с иностранцем, которому Чилим продал наркотики без ведома хозяина, Баба с яростью выгоняет его на улицу. Это становится последней каплей, после чего Чилим стремительно деградирует и теряет всякий контроль над собой.
Глядя на всё, что происходит с его другом, Кришна встаёт перед выбором: либо всё дальше медленно опускаться на самое дно, либо до самого конца оставаться человеком, достойно пройти все жизненные испытания и стать настоящим мужчиной…
Помимо хорошего сценария и прекрасной режиссуры Миры Наир, можно также отметить отличную операторскую работу, игру света и тени в кадре, музыку известного композитора Лакшминараяна Субраманиам и, конечно, превосходную игру детей-актёров, которые, кстати, были набраны в трущобах Бомбея и действительно жили на улице. Жаль только, что такой замечательный фильм малоизвестен в России, даже русского дубляжа или синхронного перевода я нигде не нашёл, зато интересно было его увидеть в оригинальной озвучке с русскими субтитрами.
Фильм будет интересен к просмотру всем, кто неравнодушен к авторскому кинематографу, всем тем, для кого в кино всё же гораздо больше важна идея, а не яркие спецэффекты, всем, кто неравнодушен к проблемам детской беспризорности и нищеты, к проблемам социальной несправедливости, а также всем тем, кто помнит, что кино — это не только Голливудская коммерческая продукция.
(с): «Говорят, что души детей, умерших в Бомбее, не покидают нас. Они так же как мы собираются по ночам под этим мостом…»
9 из 10
7 июля 2015