Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Отцы |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Аркадий Сиренко |
сценарий: | Евгений Григорьев |
видеооператор: | Элизбар Караваев |
композитор: | Ираклий Габели |
художник: | Николай Маркин |
монтаж: | Ольга Назарова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 22 мин |
Лента начинается с замечательного монолога случайного таксиста. После него становится понятной сделанная много позже перекличка с лентой 'Брат-2' - там тоже таксисты исходили от злобы к окружающему миру. Однако в нашей ленте таксист не просто мизантроп. Он гордится своей 'успешностью', восхищается тем как переехал в Москву и вступил в партию, как избил свою бывшую подругу и с 'товарищами одел ей юбку на голову и напоил водкой'. Такое начало задает вектор всей ленте. Гармаш играет члена партии, но при этом законченного подлеца.
Другое дело главный герой. Борис Щербаков играет яркого мужчину, которого направляют на самые сложные участки. И он вполне себе справляется с поставленными задачами.
Интрига ленты в его разладе с любовницей. Девушка очарована респектабельностью ее мужчины и очень удивляется, когда понимает, что его методы слишком холодны и жестоки. Она настаивает на разрыве, он пытается сохранить отношения, которые и так заведомо обречены. У нашего героя семья и весьма влиятельный тесть. Эти моменты позволяют считать, что авторы намеренно делали перекличку с 'Забытой мелодией для флейты' Рязанова, отвечая ему куда более печальным развитием событий.
Так мы приходим к антагонисту. Им оказывается персонаж Олега Борисова. Скромный фронтовик возмущается переживаниями его дочери. И реакция эта оказывается такой же жесткой и жестокой. Он покупает ружье, отпиливает ствол и назначает обидчику дочери встречу...
Нужно оценить сценарную проработку ленты. На первый взгляд тут может показаться все понятным. Лента обличает персонаж Щербакова. В таком ключе персонаж Олега Борисова представляется едва ли не как источник справедливости, идущий от народа. Что, разумеется, совсем не так.
Мы имеем трех мужчин - таксист в исполнении Сергея Гармаша, Олег Борисов и Борис Щербаков. Реакции на действия окружающих и способы достижения своей цели у каждого из них необычайно радикальны. Вместо того, чтобы проблему уладить каждый из мужчин стремится 'резать по живому'. Это обстоятельство добавляет излишней нравоучительности, утяжеляющей ленту.
В тоже время слишком уж хорошо и правдоподобно на экране существуют Олег Борисов и Борис Щербаков. А каждая их экранная встреча и вовсе демонстрирует безупречное актерское мастерство, столкновение двух противоположных мужских харизм. Именно они и вытягивают эту картину.
6 из 10
13 января 2024
Фильм 1989 ставит «диагноз» процессам, начавшимся вскоре после смерти Сталина (действие фильма разворачивается в первой половине 1960-х годов) и закончившимся гибелью СССР в 91-м.
Те творческие люди, безусловно личности, которые не «сломались» и не предали себя и свои идеалы («не потерявшие себя`из песни «КАК молоды мы были») понимали уже тогда, всё идёт к гибели и «развалу» их страны, их Родины, за свободу которой заплачено так дорого. Таких «идейных» людей к концу 80-х оставалось очень мало, чтобы противостоять тем глобальным историческим процессам, которые происходили и в СССР и во всём мире Запада.
Фильм о «частном случае» в котором, как в капле воды, отразился весь спектр надежд, иллюзий, отношений и реалий того времени. Времени, когда к власти в СССР пришли откровенные троцкисты и отбор в партию, которая действительно к тому времени полностью подменила собой Советы и была «руководящей и направляющей силой`всего советского общества. И пусть это выглядит как агитка и «кричащий со всех плакатов лозунг — но это было правдой, ибо Советская власть была в руках партийных чиновников всех рангов: и на производства, и в армии, и в искусстве и в сельском хозяйстве, не говоря уж о СМИ, политике и науке.
Этот фильм — документ эпохи позднего СССР. Документ, который будущие исследователи истории, если они не ангажированы властью, будут изучать наравне с другими документами и это правдивый, «честный» и вполне легитимный документ, ибо люди, пережившие то время подтвердят, что «правда жизни» в нем (фильме) просто поражает своей достоверностью.
Да, есть некоторые, не существенные для «главного» — эпизоды и «ляпы» кинематографического порядка, но не забывайте, фильм снят более чем через 30 лет после произошедших событий. А вынесенный в заголовок рецензии «ОНИ и МЫ» — это рефлексия на ролик в Ютубе К. Сёмина с Владимиром Меньшовым, в котором великий режиссёр подтверждает косвенно то, о чём я тут написал.
Желаю приятного просмотра.
17 августа 2019