| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
4.7 |
IMDb
|
4.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
На помощь, братцы! |
| год: | 1988 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Иван Василев |
| сценаристы: | Иван Василев, Сергей Бодров |
| видеооператор: | Аурелиус Яциневичюс |
| композитор: | Николай Каретников |
| художник: | Михаил Гараканидзе |
| монтаж: | Мария Родионова |
| жанр: | комедия |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 10 мин |
Неделя просмотра фильмов, актрисы Ольги Машной. Фильм 6-й.
Фильм «На помощь, братцы!» - это советская комедия-сказка 1988 года, снятая на киностудии им. М. Горького, режиссёром Иваном Василёвым. Фильм привлёк внимание благодаря звёздному составу - особенно тандему Георгия Милляра и Ольги Машной, а также неожиданному контрасту между заявленным жанром и содержанием. Я узнала о нём впервые. Раньше никогда не слышала об этом фильме, посмотрела его только в рамках моей тематической недели.
Эта сказка предназначена исключительно для взрослых людей. И опять же - если посмотреть на актёрский состав, то можно увидеть много знакомых фамилий - Георгий Милляр (это уже отсылка к типичной сказке), Николай Олялин, Ольга Машная, Людмила Аринина.
Но нужно обратить внимание на год создания этого фильма - 1988. Из этого следует, что фильм создавался в то самое время, когда уже всё было можно. Режиссёры снимали то, что хотели снимать. Сценаристы писали то, что хотели писать.
В некотором царстве жили два брата, не отличающиеся умом и сообразительностью. Они просят руки девицы по имени Фёкла. Её отец, воевода, имеет большое желание выдать свою дочь за самого царя, чтобы потом получить и деньги, и привилегии. Только вот есть один большой нюанс - у царя уже было пять жён. И все они почили. И все знают, что в этом деле виноват сам царь. Но все девушки царства мечтают выйти замуж за царя. И к тому же царь (Георгий Милляр) уже в преклонном возрасте, что даёт шансы надеяться на скорое получение наследства. Сам царь также понимает, что девушки корыстны, а потому переживает за свою сохранность. И тогда решает он искать себе невесту в Три-Тринадцатом царстве. Туда и отправляются воевода и два брата. В том царстве они находят невесту в виде принцессы по имени Настёна (Ольга Машная), но девушка отказывается выходить замуж за старика. Тогда решают её похитить.
Абсурд? Полностью. Буффонада? Скорее, да, чем нет. Но какие времена - такие и сказочки. Год, напомню, 1988, когда в кино уже можно было снимать всё.
Так вот, хоть это и сказка, но в ней присутствуют в ненавязчивой форме эпизоды «для взрослых». Можно было этих эпизодов избежать? Легко. Они на сюжет никоим образом не влияют. А фильм, на минуточку, был снят на киностудии детских и юношеских фильмов. Но, видимо, режиссёр так видел. Это так сейчас модно, и сразу - «Я художник (на мой объективный взгляд, от слова «худо»), я так вижу». Так говорят, чтобы косяки свои разные скрыть, и даже прикрыть плохо завуалированные погрешности в чём бы то ни было. Меня если честно, это выражение просто убивает. Так можно и кучу д...ма (прости Господи), выдать за шедевр, мотивируя тем, что художник (или писатель, автор, композитор и т. д.), якобы, так видит. Совсем у людей крышу снесло от вседозволенности и псевдо-свободы выражения.
Детей данная сказка точно не заинтересует, так как сюжет там довольно взрослый. Взрослые также вряд ли будут в восхищении от действия. При желании, конечно, можно разглядеть в фильме пародию на фильмы «Убить дракона» или «Формула любви» (хотя при более пристальном рассмотрении, это очень серьёзные фильмы, со смыслом), но тут создателей фильма понесло в чуть другую сторону.
Хотя фильм заявлен как сказка и снят на киностудии детских и юношеских фильмов, он содержит сцены, очень нехарактерные для кино того времени. Например, вполне себе натуральную обнажёнку. Ольга Жулина (Фёкла) и Ольга Машная (принцесса) появлялись в кадре топлесс, что вызвало негативную реакцию у зрителей, ожидавших увидеть традиционное семейное, а главное, сказочное кино.
Когда садишься смотреть советский фильм-сказку, ожидаешь конечно увидеть далеко не это. Голые девки, дикий сюрреализм, драка невест царёвых, погоня этих же невест за предполагаемыми сватами, полёт на воздушном шаре из купола церкви, и т.д.
Почему смотреть стоит (плюсы). Отличный актёрский состав. Дикий сюрреализм происходящего. Первая советская секс-сказка. По смелости эротики (Ольга Жулина и Ольга Машная значительную часть времени проводят обнажёнными) «Маленькую Веру» переплюнула. Скажем так, в конце 80-х кто только, и как только не переосмысливал советский сказочный киноканон. Однако этот вариант далеко не худший.
Я его смотрела только по фильмографии Ольги Машной. И она здесь показала себя во всей красе - и тело обнажённое (а фигура у неё очень хорошая), и моральный облик принцессы, просто великолепны. Ольга меня очень порадовала в этой роли, хоть я и не ожидала увидеть её, харАктерную актрису, в такого рода фильме.
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм обхаяло большое количество критиков и зрителей. Его обвиняли в непрофессионализме, пошлости, непристойности, низком художественном уровне. В эпитетах и выборе матюков авторы не стеснялись.
Фильм смелый. Чувствуется хорошая работа художника и оператора. На редкость честно играют актёры, а это редкость для комедийного жанра. Неожиданно показал себя Николай Олялин, в очень глупой роли - после всех его очень серьёзных ролей в шикарных кинополотнах, видеть его в этом фарсе-абсурде очень непривычно. Но на то он и гениальный актёр, что может попробовать себя в любом киножанре. Настоящий профи.
Шедевром и даже хитом, я этот фильм назвать не могу, но тем не менее посмотрела я его с удовольствием. Это ещё и очень смелая политическая сатира. Если вы помните Советский Союз восьмидесятых, то многие моменты фильма покажутся до боли знакомыми. Хорошая постановка и операторская работа.
Есть такое определение - отходная жанру. Здесь режиссёр подвёл трагикомический итог жанру советской киносказки и сделал это от души. Другой вопрос, что он постарался совместить эту задачу с другой, совершенно отдельной - привнесением эротики в отечественное кино, что придаёт фильму некоторую двусмысленность. Но нельзя не отметить искреннюю и мастерскую работу актёров в столь сложном материале.
Однако, не смотря на все мои ворчания, фильм «На помощь, братцы!» - это социальный трагифарс, изображающий мир, лишённый здравого смысла и потому обречённый на гибель, основные черты которого - деспотизм, чинопочитание, патернализм, неспособность и нежелание граждан осмыслить происходящие в государстве события - здесь всё это доведено до абсурда.
Итог. Всё не так уж и плохо, но фильм, я бы сказала, сильно специфический. Вряд ли такое могло появиться в другой отрезок времени. Следует помнить - эта сказка категорически не для детей.
7 из 10
2 ноября 2024
Компания Твистер, выпуская этот фильм на dvd, конечно допустила определенную двусмысленность и путаницу. Дело в том, что фильм выходил в линейке сказок и детских фильмов, выпущенной Твистер`ом. Дизайн обложки, оформление, синопсис — все это одно, «сказочное». Но на деле все совсем не так. Подразумеваю, что во множестве случаев ожидания сердобольного зрителя были обмануты. Судя по всему куча людей ожидала добрую сказку, а увидела какую-то абракадабру. Поверхностный просмотр вполне способен оставить зрителя при таком мнении, но при более внимательном рассмотрении довольно легко отделить зерна от плевел.
«На помощь, братцы!» — это конечно не сказка, а довольно интересный образец позднесоветского авангарда, обильно сдобренный сатирой, обличением пороков, слабостей и горе-традиций национального характера, да к тому же украшенный игрой великого Георгия Милляра. Фильм-абсурд, фильм-буффонада, фильм на злобу дня и определенно рассчитан на взрослого и прозорливого зрителя. Фильм 1988 года, и этот факт нужно хорошо помнить и учитывать при просмотре и восприятии. Время все таки своеобразное было, горбачевская перестройка, недовольство масс и надвигающийся развал союза…
Антураж и атрибутика сказки в фильме служат лишь ширмой, за которой невооруженным глазом видна вся подноготная перестроечных реалий периода заката СССР. Даже больше — фильм отражает не столь особенности жизни времен перестройки, сколь особенности национального характера вообще. Здесь и дураки (как среди простого люда, так и во власти), и любимая русским человеком «надежда на авось», и раздолбайство, и какая-то неустроенность жизни (хотели как лучше — получилось как всегда). Обычная глупость и, что называется, невезуха. Революционные настроения (и действия) и ренегаты-перебежчики (проще говоря, политические проститутки). Наивная вера в «царя-батюшку», традиционное «наступание на те же грабли» и многое другое. Все это многообразие забавно и виртуозно препарируется режиссером Иваном Василёвым через призму сказочного действа.
- Это что?
- Рыба.
- Зачем?
- Народ накормить.
- Молодец! Хорошее дурацкое дело задумал!
Видно не дано русскому человеку (или, по крайней мере, еще не время) жить по-человечески, стать умнее, лучше и чище. Вроде бы житель страны советов со всеми его революциями, трудовыми опытами и подвигами, войнами и гулагами, прорывными научными достижениями, освоением космоса, коммунизмом и социализмом должен был бы уже переродиться во что то новое, большее — но нет, на горизонте не маячит ничего такого. В 1991 все закончилось. Так и герой фильма — дурак, желая стать богатырем как в сказке, ныряет сначала в кипяток, затем в ледяную воду, а потом в молоко. На выходе же получился не сверхчеловек Ницше, а обычный труп, который бросили на обочину дороги.
- Где ж ты столько награбастал?
- Где, где — суют все.
- А ты не бери!
- Нельзя.
- Почему нельзя?
- Это обычай такой, народный.
Очень интересное решение режиссера — обыграть всю суть фильма именно в «окружающей среде» сказки. Царь тут (неподражаемый Георгий Милляр) носит одеяние цезаря, кто-то из придворных в одеждах петровских времен, другие в древнерусских платьях, а кто-то вообще выглядит как зэк. В фильме есть отличные комедийные решения. Фильм не лишен голых женских грудей и голых мужских ягодиц. Фильм снят в оригинальной окружающей обстановке — аутентичные древнерусские строения, скорее всего какой-то музей-заповедник под открытым небом. Хорошая операторская работа с некоторыми претензиям на стиль, что называется, авторского кино. Фильм снят в широком формате и длится всего 65 минут.
Глядя на некоторые кадры, на ум приходит ни много ни мало Иероним Босх и его ядерные картины. Очень интересный и самобытный фильм. Свежо, смешно и умно. Только и остается сказать пресловутую фразу — такое кино сейчас не снимают.
7,5 из 10
20 июля 2015