На помощь, братцы!
4.7
4.8
1988, комедия
СССР, 1 ч 10 мин
В ролях: Георгий Милляр, Николай Олялин, Евгений Редько, Ольга Жулина, Болот Бейшеналиев
и другие
В некотором царстве бояре решили женить старого царя. Выбрал он себе невесту из заморских краев и послал за ней трех дураков — в надежде на то, что не смогут они выполнить его наказа...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

На помощь, братцы!

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Аурелиус Яциневичюс
композитор:
художник: Михаил Гараканидзе
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 10 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постеры фильма «На помощь, братцы!», 1988

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «На помощь, братцы!», 1988

Не каждая сказка создаётся для детей.

Неделя просмотра фильмов, актрисы Ольги Машной. Фильм 6-й.

Фильм «На помощь, братцы!» - это советская комедия-сказка 1988 года, снятая на киностудии им. М. Горького, режиссёром Иваном Василёвым. Фильм привлёк внимание благодаря звёздному составу - особенно тандему Георгия Милляра и Ольги Машной, а также неожиданному контрасту между заявленным жанром и содержанием. Я узнала о нём впервые. Раньше никогда не слышала об этом фильме, посмотрела его только в рамках моей тематической недели.

Эта сказка предназначена исключительно для взрослых людей. И опять же - если посмотреть на актёрский состав, то можно увидеть много знакомых фамилий - Георгий Милляр (это уже отсылка к типичной сказке), Николай Олялин, Ольга Машная, Людмила Аринина.

Но нужно обратить внимание на год создания этого фильма - 1988. Из этого следует, что фильм создавался в то самое время, когда уже всё было можно. Режиссёры снимали то, что хотели снимать. Сценаристы писали то, что хотели писать.

В некотором царстве жили два брата, не отличающиеся умом и сообразительностью. Они просят руки девицы по имени Фёкла. Её отец, воевода, имеет большое желание выдать свою дочь за самого царя, чтобы потом получить и деньги, и привилегии. Только вот есть один большой нюанс - у царя уже было пять жён. И все они почили. И все знают, что в этом деле виноват сам царь. Но все девушки царства мечтают выйти замуж за царя. И к тому же царь (Георгий Милляр) уже в преклонном возрасте, что даёт шансы надеяться на скорое получение наследства. Сам царь также понимает, что девушки корыстны, а потому переживает за свою сохранность. И тогда решает он искать себе невесту в Три-Тринадцатом царстве. Туда и отправляются воевода и два брата. В том царстве они находят невесту в виде принцессы по имени Настёна (Ольга Машная), но девушка отказывается выходить замуж за старика. Тогда решают её похитить.

Абсурд? Полностью. Буффонада? Скорее, да, чем нет. Но какие времена - такие и сказочки. Год, напомню, 1988, когда в кино уже можно было снимать всё.

Так вот, хоть это и сказка, но в ней присутствуют в ненавязчивой форме эпизоды «для взрослых». Можно было этих эпизодов избежать? Легко. Они на сюжет никоим образом не влияют. А фильм, на минуточку, был снят на киностудии детских и юношеских фильмов. Но, видимо, режиссёр так видел. Это так сейчас модно, и сразу - «Я художник (на мой объективный взгляд, от слова «худо»), я так вижу». Так говорят, чтобы косяки свои разные скрыть, и даже прикрыть плохо завуалированные погрешности в чём бы то ни было. Меня если честно, это выражение просто убивает. Так можно и кучу д...ма (прости Господи), выдать за шедевр, мотивируя тем, что художник (или писатель, автор, композитор и т. д.), якобы, так видит. Совсем у людей крышу снесло от вседозволенности и псевдо-свободы выражения.

Детей данная сказка точно не заинтересует, так как сюжет там довольно взрослый. Взрослые также вряд ли будут в восхищении от действия. При желании, конечно, можно разглядеть в фильме пародию на фильмы «Убить дракона» или «Формула любви» (хотя при более пристальном рассмотрении, это очень серьёзные фильмы, со смыслом), но тут создателей фильма понесло в чуть другую сторону.

Хотя фильм заявлен как сказка и снят на киностудии детских и юношеских фильмов, он содержит сцены, очень нехарактерные для кино того времени. Например, вполне себе натуральную обнажёнку. Ольга Жулина (Фёкла) и Ольга Машная (принцесса) появлялись в кадре топлесс, что вызвало негативную реакцию у зрителей, ожидавших увидеть традиционное семейное, а главное, сказочное кино.

Когда садишься смотреть советский фильм-сказку, ожидаешь конечно увидеть далеко не это. Голые девки, дикий сюрреализм, драка невест царёвых, погоня этих же невест за предполагаемыми сватами, полёт на воздушном шаре из купола церкви, и т.д.

Почему смотреть стоит (плюсы). Отличный актёрский состав. Дикий сюрреализм происходящего. Первая советская секс-сказка. По смелости эротики (Ольга Жулина и Ольга Машная значительную часть времени проводят обнажёнными) «Маленькую Веру» переплюнула. Скажем так, в конце 80-х кто только, и как только не переосмысливал советский сказочный киноканон. Однако этот вариант далеко не худший.

Я его смотрела только по фильмографии Ольги Машной. И она здесь показала себя во всей красе - и тело обнажённое (а фигура у неё очень хорошая), и моральный облик принцессы, просто великолепны. Ольга меня очень порадовала в этой роли, хоть я и не ожидала увидеть её, харАктерную актрису, в такого рода фильме.

Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм обхаяло большое количество критиков и зрителей. Его обвиняли в непрофессионализме, пошлости, непристойности, низком художественном уровне. В эпитетах и выборе матюков авторы не стеснялись.

Фильм смелый. Чувствуется хорошая работа художника и оператора. На редкость честно играют актёры, а это редкость для комедийного жанра. Неожиданно показал себя Николай Олялин, в очень глупой роли - после всех его очень серьёзных ролей в шикарных кинополотнах, видеть его в этом фарсе-абсурде очень непривычно. Но на то он и гениальный актёр, что может попробовать себя в любом киножанре. Настоящий профи.

Шедевром и даже хитом, я этот фильм назвать не могу, но тем не менее посмотрела я его с удовольствием. Это ещё и очень смелая политическая сатира. Если вы помните Советский Союз восьмидесятых, то многие моменты фильма покажутся до боли знакомыми. Хорошая постановка и операторская работа.

Есть такое определение - отходная жанру. Здесь режиссёр подвёл трагикомический итог жанру советской киносказки и сделал это от души. Другой вопрос, что он постарался совместить эту задачу с другой, совершенно отдельной - привнесением эротики в отечественное кино, что придаёт фильму некоторую двусмысленность. Но нельзя не отметить искреннюю и мастерскую работу актёров в столь сложном материале.

Однако, не смотря на все мои ворчания, фильм «На помощь, братцы!» - это социальный трагифарс, изображающий мир, лишённый здравого смысла и потому обречённый на гибель, основные черты которого - деспотизм, чинопочитание, патернализм, неспособность и нежелание граждан осмыслить происходящие в государстве события - здесь всё это доведено до абсурда.

Итог. Всё не так уж и плохо, но фильм, я бы сказала, сильно специфический. Вряд ли такое могло появиться в другой отрезок времени. Следует помнить - эта сказка категорически не для детей.

7 из 10

2 ноября 2024

Заграница нам (не) поможет

Компания Твистер, выпуская этот фильм на dvd, конечно допустила определенную двусмысленность и путаницу. Дело в том, что фильм выходил в линейке сказок и детских фильмов, выпущенной Твистер`ом. Дизайн обложки, оформление, синопсис — все это одно, «сказочное». Но на деле все совсем не так. Подразумеваю, что во множестве случаев ожидания сердобольного зрителя были обмануты. Судя по всему куча людей ожидала добрую сказку, а увидела какую-то абракадабру. Поверхностный просмотр вполне способен оставить зрителя при таком мнении, но при более внимательном рассмотрении довольно легко отделить зерна от плевел.

«На помощь, братцы!» — это конечно не сказка, а довольно интересный образец позднесоветского авангарда, обильно сдобренный сатирой, обличением пороков, слабостей и горе-традиций национального характера, да к тому же украшенный игрой великого Георгия Милляра. Фильм-абсурд, фильм-буффонада, фильм на злобу дня и определенно рассчитан на взрослого и прозорливого зрителя. Фильм 1988 года, и этот факт нужно хорошо помнить и учитывать при просмотре и восприятии. Время все таки своеобразное было, горбачевская перестройка, недовольство масс и надвигающийся развал союза…

Антураж и атрибутика сказки в фильме служат лишь ширмой, за которой невооруженным глазом видна вся подноготная перестроечных реалий периода заката СССР. Даже больше — фильм отражает не столь особенности жизни времен перестройки, сколь особенности национального характера вообще. Здесь и дураки (как среди простого люда, так и во власти), и любимая русским человеком «надежда на авось», и раздолбайство, и какая-то неустроенность жизни (хотели как лучше — получилось как всегда). Обычная глупость и, что называется, невезуха. Революционные настроения (и действия) и ренегаты-перебежчики (проще говоря, политические проститутки). Наивная вера в «царя-батюшку», традиционное «наступание на те же грабли» и многое другое. Все это многообразие забавно и виртуозно препарируется режиссером Иваном Василёвым через призму сказочного действа.

- Это что?

- Рыба.

- Зачем?

- Народ накормить.

- Молодец! Хорошее дурацкое дело задумал!

Видно не дано русскому человеку (или, по крайней мере, еще не время) жить по-человечески, стать умнее, лучше и чище. Вроде бы житель страны советов со всеми его революциями, трудовыми опытами и подвигами, войнами и гулагами, прорывными научными достижениями, освоением космоса, коммунизмом и социализмом должен был бы уже переродиться во что то новое, большее — но нет, на горизонте не маячит ничего такого. В 1991 все закончилось. Так и герой фильма — дурак, желая стать богатырем как в сказке, ныряет сначала в кипяток, затем в ледяную воду, а потом в молоко. На выходе же получился не сверхчеловек Ницше, а обычный труп, который бросили на обочину дороги.

- Где ж ты столько награбастал?

- Где, где — суют все.

- А ты не бери!

- Нельзя.

- Почему нельзя?

- Это обычай такой, народный.

Очень интересное решение режиссера — обыграть всю суть фильма именно в «окружающей среде» сказки. Царь тут (неподражаемый Георгий Милляр) носит одеяние цезаря, кто-то из придворных в одеждах петровских времен, другие в древнерусских платьях, а кто-то вообще выглядит как зэк. В фильме есть отличные комедийные решения. Фильм не лишен голых женских грудей и голых мужских ягодиц. Фильм снят в оригинальной окружающей обстановке — аутентичные древнерусские строения, скорее всего какой-то музей-заповедник под открытым небом. Хорошая операторская работа с некоторыми претензиям на стиль, что называется, авторского кино. Фильм снят в широком формате и длится всего 65 минут.

Глядя на некоторые кадры, на ум приходит ни много ни мало Иероним Босх и его ядерные картины. Очень интересный и самобытный фильм. Свежо, смешно и умно. Только и остается сказать пресловутую фразу — такое кино сейчас не снимают.

7,5 из 10

20 июля 2015

Комедия На помощь, братцы! появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Иван Василев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Георгий Милляр, Николай Олялин, Евгений Редько, Ольга Жулина, Болот Бейшеналиев, Людмила Аринина, Валентина Клягина, Тамара Совчи, Наталья Суровегина, Георгиос Совчис, Юрий Чекулаев, Мария Скворцова, Елена Астафьева, Антон Чудецкий, Сергей Скрипкин.

Страна производства - СССР. На помощь, братцы! — имеет рейтинг ниже среднего, который равен ниже, чем 5 балла из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.