Любовь к ближнему
5.7
1988, комедия
СССР, 1 ч 14 мин
12+

В ролях: Виктор Авилов, Богдан Бенюк, Екатерина Васильева, Вадим Гемс, Евгений Герчаков
и другие
Фильм состоит их двух новелл: «Монумент» и «Любовь к ближнему».

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Любовь к ближнему

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Феликс Гилевич
композитор:
художник: Алексей Левченко
жанр: комедия
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 14 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Отзыв критика о фильме «Любовь к ближнему», 1988

[это не рецензия]

За сто лет по произведениям Леонида Андреева было снято чуть менее сорока фильмов. Многие из них канули в лету. Из тех, что все же доступны современному зрителю, наибольшего внимания заслуживают, пожалуй, немой фильм Виктора Шёстрёма «Тот, кто получает пощечины» (1924), короткометражный мультфильм Залины Бидеевой «Ангелочек» (2008) и недавняя экранизация «Иуды Искариота» (2013) Андрея Богатырева. Они одновременно самодостаточны и максимально, на сколько это возможно с андреевскими текстами, приближены к первоисточникам. Малопримечательный и еще менее известный фильм «Любовь к ближнему» интересен разве что тем, что обращается к «другому» Андрееву. Фильм состоит из двух никак не сообщающихся друг с другом частей, в основу которых легли одноактные комедийные пьесы писателя, достаточно точно перенесенные на экран. Первая часть, «Монумент» предложит зрителю театральную сатирическую зарисовку о провинциальных сливках общества и чиновническом крючкотворстве. В маленьком городе N решили установить памятник Пушкину, и вот для обсуждения проекта монумента (как изобразить, где установить, кому доверить) в богатом доме собираются градоначальники, местная аристократия, знатные персоны. Это обсуждение, в ходе которого высокие лица оборачиваются маленькими людьми, и составляет сюжет первой части фильма. Во второй, «Любовь к ближнему», сатира становится шире и направлена уже практически на любого обывателя. Курорт, пляж, гора, на горе — человек, вот-вот сорвется. Ах, волнительное зрелище! Вокруг — кучка отдыхающих зевак, журналисты, дети, дамы, господа — обсуждают, проявляя собственные лица и типичные человеческие черты характера. Жизнь человека и любовь к ближнему или хлеба и зрелищ? Вообще, надо признать, — комедийный жанр Андрееву не давался. В своих юмористических произведениях он предстает скорее непутевым пародистом Чехова и Гоголя, нежели оригинальным автором. Но да простит меня за подлог невольный читатель этого текста, рассчитывавший, вероятно, прочитать анализ или хотя бы описание фильма, но всему приходит свое время, и мне кажется, что оно пришло. Ниже я буду говорить о себе. И о Леониде Андрееве.

~ Любовь к Андрееву

Семнадцать лет я не знал этого имени, восемнадцать мне оно ни о чем не говорило. Случайность, что однажды я взял с полки именно его. Прочитал «Жизнь Василия Фивейского» и дочитал томик избранных произведений до конца. Кажется, с тех пор ни один день не проходил без Андреева. Сказать, что это имя стало для меня нарицательным, будет неверно. В интернете популярна картинка «Достоевский в моей голове» — но и это, если заменить Достоевского Андреевым, не то. Как солнце и луна, сменяя друг друга, встают каждый день над землей и людскими судьбами, так имя Андреева взошло над моей жизнью. И то как солнечный день, озаряет её теплом и светом, то погружает в ночную мглу и холод. И если бы сказали мне: «Открой, исповедуй душу!», то андреевскими текстами была бы эта исповедь. Впервые я читал и понимал, что это то, что хотел бы написать я. Я читал себя. Я читал свои тексты. Только написаны они были так, как я не смогу. Найдя Андреева, я вообще могу больше ничего не говорить.

Я встречал людей, пытающихся выдать наследие Достоевского за новое Евангелие, а самого его считающих святым, Пророком, еще больше. Я не пытаюсь сделать этого с Андреевым. Я не возвожу его в ранги, не переоцениваю его талантов, признаю его недостатки. Тем не менее, есть в его творчестве то, что Юнг называл «визионерским» искусством, но и это я не ставлю в абсолют и не навязываю. Меня не задевают нелестные отзывы и выпады в адрес его текстов и его самого, не обижает критика — меня не обидеть через Андреева: для меня не имеет значения, кто и как к нему относится. И здесь нет ни авторитетных, ни объективных точек зрения. Андреев для меня — это случившееся и принятое. Если кто-то поймет и разделит, обрадуюсь, нет — не огорчусь и не стану доказывать. И если даже весь свет скажет «фу», отвернется или забудет, я буду нести это имя как флаг, как знамя, как символ своей жизни.

~ Любовь к ближнему

[… часть текста — в комментариях]

Андреев много сомневался, сильно увлекался, бесконечно искал. Всё это нашло отражение. Посмотрите на его портреты — сколько тяжелых раздумий, сколько сомнений, боли, адской работы мысли отразилось на его лице, в его взгляде. Ища ответов на мучающие его вопросы бытия, Андреев постигал жизнь, предчувствуя ответы, но не успел этого понять и осознать, поэтому не создал теорий, концепций. Однако в его письмах, дневниках, прозе и драматургии вы найдете всё, что каждодневно преследует вас и волнует. Он подытожил, резюмировал многое, что было до него, и многое предсказал, чему еще только суждено было родиться на свет. Остро, как никто другой, он поставил вопрос тупиковости человеческого существования. Невозможности веры в Бога, но необходимости этой веры. Непримиримости этих двух «не». Он, до Сартра, до Камю, лучше их, сказал об абсурдности человеческого бытия. О потерянности, вброшенности в мир, об одиночестве. О низости, слабости человеческого существа. Но с каким понимаем, каким сочувствием к этому жалкому человеку! Андреев писал, что поверить в Бога он не может, что это абсурд, но должно же быть хоть что-то, хоть что-то! Иначе же невозможно. Невозможно знать, что ты родишься и умрешь, из неоткуда в никуда. Когда не знаешь, зачем. Когда ты — атом земной пыли. Когда тебе не станет, и ничего не изменится. И никакого смысла, никакой высшей истины, цели, оправдания. Ты можешь убивать, можешь спасать — все одно. Андреев страдал и болел за человека, лишенного опоры, доверившего себя изменчивой мысли, слабому разуму, ограниченному и несовершенному. За человека — за людей.

«Мне не важно, кто «он» — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно — что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». (Л. Андреев)

Андреев любил ближнего. Ближнего не по классовой или национальной принадлежности, не по вероисповеданию, не царя, не Иисуса Христа, не пролетария, а в истинно христианском значении слова. Но любовь его была мрачной, угрюмой. Этого ему многие не простили. Не пора ли сегодня вспомнить об этой любви и вернуть миру Леонида Андреева? Чтобы и впредь были актуальными слова, сказанные Корнеем Чуковским вскоре после смерти друга: «… и главное, главное, главное — я уверен, что Андреев жив».

6 ноября 2015

Комедия Любовь к ближнему появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Николай Рашеев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Виктор Авилов, Богдан Бенюк, Екатерина Васильева, Вадим Гемс, Евгений Герчаков, Гедиминас Гирдвайнис, Юрий Дубровин, Александр Кузнецов, Василий Ливанов, Людмила Лобза, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Александр Пятков, Ромуалдас Раманаускас, Эрнст Романов.

Страна производства - СССР. Любовь к ближнему — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.