Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Грешник |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Попков |
сценарий: | Владимир Гоник |
композиторы: | Олег Кива, Юрий Кузнецов |
художник: | Вячеслав Ершов |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Злая сатира на загибающийся Советский Союз. Трещит по всем швам, «родимый». Восемьдесят восьмой год на дворе, перестройка М. И. Горбачёва в самом разгаре. Много слов, много «воды» в речах, результат нулевой. Гласность привела к критике, плюрализму, открытию архивов. Социальные институты, институты власти под прессом назревших перемен. КПСС, Съезд партии на излёте истории. Барьеры цензуры основательно подмыты. КиноПром пробует запуск фильмов на злобу дня: «Холодное лето 53-го», 1987г., «Воры в законе», 1988г., «Интердевочка», 1989г…. — исследуются темы, долгое время остававшиеся под запретом. Из этой когорты и «Грешник» — трудовая сага о буднях токаря.
Сюжет прост в своей сути. Квалификация — запредельная, опыт — в стаже лет за спиной, мастерство и филигранная техника, его кредо. Он уникум, каких поискать. Светоч с «золотыми руками». Любой механизм, любая машина, любой станок вблизи него искрят жизнью, обретают душу, говорят и поют с благодарностью. Он вдыхает в них жизнь. Они, отвечают ему взаимностью. И выдают сверх нормы. Ускоряются, ломая планы и графики разумных пределов. Ему удивляются. Им восхищаются. Его поколачивают. Каждый примеряет его способности на себя и, видя свой проигрыш, теряет самообладание.
Первое что приходит на ум, при прямолинейности мышления — человек социализма, когда он не лодырь, не заядлый курильщик (особенно в рабочие часы), не тупица и не прохвост при добросовестном отношении способен выполнять установленные нормы и прогрессировать прирастая. Навык есть, уровень вверх. Так-то оно так. Да не так.
Второе. Фильм этот, конечно же, не о жизни Петра Ивановича Маслова воплощенного легендарным Юозас Будрайтисом. Это только «фантик», обёртка конфеты. Начинка же, гораздо более изыскана. Это и партийные лозунги на красном кумаче за спинами этих прозаседавшихся товарищей и плановая экономика, внедрённая повсеместно, но не находящая искреннего порыва, желания делать лучше, быстрее, качественнее. А проще говоря — принудиловка. Платить то, «как академику ему мы не можем…» — понимай «не хотим». Феерия нашего героя рамочная, ему подыскивают загон. Чтобы набросить узду. Он отвергнут и рабочим классом, и начальствующей администрацией. Останься он в цехе завода, просчитать будущее не сложно. План будет подниматься до тех пор, пока человек не дойдёт до своего предела. И оплата будет расти именно до того самого часа Х. А потом? Оплата придёт в согласие с нормой выработки. Никаких баснословных «тысяч» не будет.
Третий же момент, который приходит в голову при разборе-анализе, и который, наверняка не звучит вовсе, не поднимается — личность этого субъекта. Фактор ГЕНИЯ здесь не обсуждается. А на поверку — это увлечённый, «повёрнутый» на механике «ботаник». Так, кажется, говорят сейчас. Можно ли его ровнять с окружением? А сравнивать? Есть Исаак Ньютон, а есть учитель физики. Есть Лионель Месси, а есть игрок того же амплуа, но по стоимости в 1 условный рубль. Одарённость, талант разнятся среди людей. А ещё желание, любовь к делу, соответствие…. Масса вещей, одним словом.
Никто из отцов-начальников на этом внимание не заострил. Для понимания, с ЧЕМ и с КЕМ пришлось им столкнуться. А если бы поняли, иначе оценивали.
Вот такой поток мыслей вызвал столь незатейливый, я бы даже сказал «серый» фильм. Забавно.
7 из 10
2 октября 2018