Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Фантоцци уходит на пенсию |
английское название: |
Fantozzi va in pensione |
год: | 1988 |
страна: |
Италия
|
сценаристы: | Алессандро Бенчивенни, Доменико Саверни, Паоло Вилладжо, Леонардо Бенвенути, Пьеро Де Бернарди |
продюсеры: | Витторио Чекки Гори, Марио Чекки Гори, Бруно Альтиссими, Клаудио Сарачени |
видеооператор: | Серджо Д’Оффици |
художники: | Джованни Ликери, Фьямма Бедендо, Мария Стильде Амбруцци |
монтаж: | Серджо Монтанари, Серджо Монтанари |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 декабря 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
А не боишься скуки?
Нет, лишь бы ты была дома вместе со мной…
(примерно 86-ая минута фильма)
Фантоцци уходит на пенсию
“Как в старые времена, как в старые добрые времена” – произносит с улыбкой Уго Фантоцци. Шестая часть! Кто бы мог подумать, что после “Супер Фантоцци”, который слегка понизил планочку (давайте будем честны), режиссер Паренти сможет вернуть Фантоцци на прежний уровень и выдаст безоговорочный шедевр.
Казалось бы, шестой фильм, все уже давным-давно рассказано и показано. Франшиза должна загнуться, превратиться в самопародию. Ничего подобного. Паренти и Вилладжо открывают новую главу в жизни главного неудачника (всея кинематографа, а-хи-хи) – бухгалтера Уго Фантоцци.
Иными словами – они отправили его на пенсию. Местами гомерически смешно. Местами очень грустно. Изумительная трагикомедия. Вилладжо играет в комика, как и в трагика – просто блестяще. Я обожаю Паоло всем сердцем, ребят. Почему? Потому что он дарит кучу эмоций. Его Уго Фантоцци – мой герой.
Итак, выйдя на пенсию, старина Фантоцци явно сходит с ума от безделья. Самый смешной момент (субъективно) – поход Фантоцци на прогулку с внучкой Угиной, а-хи-хи. Гонка на детских колясках рассмешила до слез. Кстати, внучку играет Плинио Фернандо.
Да-да, он же играет дочку Марианджелу. Т.е. Паренти с Вилладжо не стали заморачиваться. Бабуина родила бабуинку. Логично. Ну, классика. Помимо этого, Фантоцци заведет себе маленькую собачку. Такую маленькую, что Куджо нервно покуривает в сторонке, а-хи-хи.
Плюс, не стоит забывать про веселую поездку с бывшими сослуживцами в Венецию. Не переживайте, бухгалтер Феллини на месте. Как и синьорина Сильвани. Интересная деталь, Фантоцци всегда подкатывал к Сильвани (на протяжении всей франшизы, чего уж там), здесь же они слегка поменяются местами. Вот что с людьми делает старость.
На самом деле, если так призадуматься – Паоло Вилладжо был прав. Да-да, сбылось пророчество Фантоцци. Оглянитесь – везде гигантские корпорации, где восседают (супер-пупер-мега) президенты или олигархи. Обычный человечек вынужден батрачить за гроши всю свою жизнь, затем его вышвыривают на пенсию, как использованный кусок мяса.
А уж про финал фильма (с двойным дном) и говорить не стоит. “Фантоцци уходит на пенсию” – великолепная сатира на эту чертову жизнь…
P.S.
Вукотич, положа руку на сердце, можно было бы отдать Оскар за роль Пины!
8,5 из 10
14 апреля 2022
Приключения Фантоцци начались гораздо раньше, чем первый фильм в серии, являющийся экранизацией успешных книжных произведений самого Паоло Вилладжо. Неуклюжий герой, с улыбкой водрузивший на себя ношу хлёсткой сатиры, формировался по ходу жизни артиста из бедной семьи, чьё детство прошло в военные годы. Юный Вилладжо, имея на руках сомнительные рекомендации в будущую сытую жизнь, вдоволь распробовал её на вкус, долго оставаясь голодным, по собственным словам, сидя на вынужденной диете. Особенно во времена службы клерком приобретались все характерные черты персонажа, в котором отыщет чистую правду любой простой человек, живущий в Италии или рядом с вами по соседству. Фантоцци — это безобидный бухгалтер, до анекдотичного раболепный перед строжайшим начальством, феноменально невезучий во всём, застрявший в нескончаемой офисной пятидневке в суровом царстве бюрократизма, при этом вызывающий симпатию за полудетскую доброту и умиляющую бесхребетность с красивыми женщинами. Он сделал Кафку пылью, неунывающе высмеяв все горькие трудности маленького человечка. Фамилия стала нарицательной в масштабах целого явления, с юмором отображая любую бытовую или производственную сторону нашей жизни, а яркий внешний образ разошёлся на цитаты по всему миру, когда фирменный берет, майку и трусы-парашюты, натянутые выше живота, можно заметить и у Бенни Хилла — английского мастера сатиры.
Ряд злоключений был пройден Фантоцци в десять фильмов. Спустя начальную пару постановок Лучано Сальче, за дело взялся не менее талантливый режиссёр Нери Паренти, чей творческий дуэт с Вилладжо продлится многие годы. У каждого зрителя любимой частью будет своя, и для меня таковой является рассматриваемая шестая. Её уникальность в том, что история, став «возрастной», созрела до высочайшего уровня, когда в детстве пред тобой лишь уморительная комедия, но чем становишься старше, тем очевидней находишь в ней трагедию. Чрез убелённых сединами постоянных героев франшизы, вдруг превратившихся в беззащитных старичков, выброшенных за ворота когда-то ненавистной, а теперь заветной фирмы, правдиво показана зимняя пора жизни человека, которого всюду заменила молодёжь, предоставив себя лишь самому себе. Чем заняться пенсионеру с богатырским здоровьем, привыкшим жить работой и воспринимать походы в кабинет к начальству, как посещение Ватикана, с подкошенными ногами падая ниц пред супер-пупер директором? Фантоцци даст на это исчерпывающий ответ, с прежним рабочим задором принявшись за новые дела назло возрасту. Конечно, десятилетия рабочего ига в мегакорпорации не прошли бесследно, развив рефлексы, превращающие каждое начинание в комичный перевёртыш. Зритель непременно надорвёт живот от смеха, наблюдая сногсшибательные гэги. Традиционный скоростной сбор в офис бухгалтера, натренировавшего каждое утреннее действие до автоматизма, всё так же совершается, но впустую, если примчавшись на место, только там понимаешь, что рабочего места уже и нет. Газета не приносит никакого удовольствия, если не читать украдкой, моментально уничтожая её при любом звуке, принимая шаги жены за начальство. Непривычный дневной поход в кино оказывается катастрофой, особенно если там крутят эротику, которую нужно неуклюже выдать за авангард для возмущённой супруги, находящейся постоянно рядом. Чрезвычайно льготная поездка для пенсионеров под руководством бывшего коллеги-затейника Филини превратится в аттракцион невиданной скупости, где выживет не каждый. А если ответ на звонящий по ошибке телефон в квартире воспринимается трудовыми буднями активного старичка, то необходимо заводить хобби и самым желанным увлечением окажется… работа, которой не видать. И когда некогда офисная королева Сильвани — вечная синьорина, от чьих невероятно подвижных губ терялся последний рассудок, а ныне «юная пенсионерка» совершает чудо, пригласив к себе, но уже от безысходности, старости и отчаяния, то зритель всё острее замечает смех сквозь слёзы не хуже нашего Фантоцци. Если уступают место в автобусе… девушки… беременные, то всё встаёт на свои места! Удивительным образом авторы картины сумели соблюсти этот тончайший баланс сатирической трагикомедии, смешно рассказав о грустном, позволяя задуматься и просто похохотать.
Ещё, что бесценно, картина показывает нам самые трогательные отношения непутёвого мужа Фантоцци, напоминающего ребёнка, и его всепрощающей жены Пины — святой женщины с пылесосом в руках. Вилладжо и Милена Вукотич — прекрасные трагикомичные артисты, которым именно здесь за все былые серии позволили в полной мере разыграть межличностную драму и истинную любовь. Такую любовь не встретишь в слащавых мелодрамах, потому что она настоящая, совсем не идиллическая, показывающая немолодую пару близких людей, понимающих друг друга без слов, искренне любящую без признаний в любви, готовую быть спутниками по жизни, невзирая на все недостатки. Не случайно решение основного конфликта кроется здесь, показывая, что невозможно обмануть годы, затянув себя в тугой корсет, и не удастся пойти наперекор течению времени, потеснив молодёжь, щёлкающую клавиатурами на новомодных компьютерах. Картина учит важной житейской мудрости, что оставшись вне работы, дел, увлечений, молодости, востребованности в новом мире, сбросившим со счетов предыдущее поколение, человек оказывается наедине с самим собой. Но он не одинок, если с ним верный товарищ, готовый разделить и эту ношу старости на двоих, помимо всех анекдотических причуд в духе Фантоцци, снисходительно по-женски относясь к каждой, ведь мы, мужчины, пожалуй, всегда останемся детьми, даже выйдя на пенсию.
Ушёл Паоло Вилладжо и хочется верить, что непременно в рай, как гласит заглавие одной из последующих частей о Фантоцци. Трагикомик обладал недюжинным талантом вызывать смех, спасая от хандры, всякий раз семеня к нам на экраны уже родным силуэтом итальянской фрикадельки в берете под жизнерадостный музыкальный мотив. Бесконечны неудачи неунывающего бухгалтера, не имеют счёта и наши улыбки. В который раз смотришь этот чудесный, весёлый и немного грустный фильм, мысленно завершая его такими словами:
Дорогие мои старики!
Дайте, я вас сейчас расцелую.
Молодые мои старики,
Мы еще, мы ещё… посмеёмся!
22 августа 2019
А не боишься скуки?
Нет, Пина!
Лишь бы ты была дома вместе со мной…
Фантоцци уходит на пенсию (я люблю этот фильм)
Перед нами шестая часть приключений бухгалтера Уго Фантоцци. Нужно сразу сказать, что этот фильм отличается от других частей своей драмой. Наш многоуважаемый бухгалтер Фантоцци выходит на пенсию. В этом и заключается весь трагизм произведения. Для Паоло Вилладжо бухгалтер Фантоцци стал не просто обыкновенным образом. Фантоцци стал частью Вилладжо. Ведь если смотреть все части подряд, то мы увидим настоящую жизнь. В кинематографе таких случаев очень мало, а это дорогого стоит.
Данный фильм вышел спустя два года после предыдущего фильма. Конечно, можно было продолжать дурачится, но Фантоцци ведь уже давно не мальчик. Фантоцци стал дедушкой, и скоро у него появятся седые волосы. Все это очень грустно, а еще его выкинули с работы, и он не знает чем себя занять. Перед нами можно сказать самый душераздирающий фильм о Фантоцци. Смотреть финал фильма без комка в горле просто невозможно. Особенно я бы хотел, чтобы вы внимательно послушали диалог между Фантоцци и Пиной, когда он сидит в кресле и ждет ее. Он понял, на что пошла жена ради его счастья и это очень грустно. Фантоцци очень редко говорил ей, что любит ее, но тут по его глазам все видно. И он ей отвечает, что хочет с ней быть вместе всегда. Браво Нери Паренти и Паоло Вилладжо.
Мне кажется, этот фильм может даже не понравится многим фанатам неудачника Фантоцци. Да, ему в этой части тоже не везет, но почему-то смеяться над этим уже не хочется. А просто охота вспомнить все предыдущие части и поразмышлять вместе с Фантоцци. Финал этого фильма снят очень абсурдно и неправдоподобно. Это наводит на мысли о том, что возможно Фантоцци себя исчерпал. Но Паренти с Вилладжо еще докажут через несколько лет, что это совсем не так. Но это уже совсем другая история…
Спасибо.
10 из 10
24 июня 2010