| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
IMDb
|
5.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Дорогое удовольствие |
| год: | 1988 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Леонид Марягин |
| сценарий: | Александр Розанов |
| видеооператор: | Виктор Шестопёров |
| композитор: | Ян Френкель |
| художники: | Иван Пластинкин, Татьяна Чупинина |
| монтаж: | Надежда Аникеева |
| жанр: | комедия |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 26 мин |
Признаться по правде, я не нашел в этой картине чего-то комедийного. Есть ряд сатирических моментов, но режет слух неумение советских граждан обращаться с русским языком. Сценаристы, видимо, просто скопировали штампы и клише официозного слоя общества, начиная с бюрократов и заканчивая прозаседавшимися завхозами. Ведь мы имеем дело ещё с серединой 80-х, когда не было слов о гласности.
Юный конструктор вечно что-то пилит в своей ванной, чем доводит жену. Она является доцентом-биологом и очень сильно не любит своего мужа, так как тот срывает ей научный грант. Желая как-то реабилитироваться, тот обещает ей купить фирменные чулки. Попутно зарабатывая на жизнь стеклотарой и ремонтом древних Жигулей, он сам не понимает, как отдаляется от жены.
Перед тем, как говорить о женщинах, отмечу роль брутального мачо в лице В.Гафта, ему очень идёт. Он в итоге и нанимает мафиози, которые отомстят юному инженеру. Правда, здесь начинается несвязность: ряд кадров в кино всё время тормозит, диалоги героев оторваны от общей сюжетной линии. Инженера бросает в разные авантюры и заканчивается всё в целом не так радужно, а вот жена ему за это даже благодарна.
В самом конце фильма порадовала девушка в красном бикини. на то она и есть советская эротика. Хоть что-то но показано. Тема раскрыта. Выставить голых дам на эстраду - это уже что-то неординарное. Говорят, цензуры боялась показывать дефиле, ряд телеканалов даже вырезал их из эфира. Вот и вся эротика.
Хотя к инженеру это не имеет какого-то прямого отношения. То он сдает стеклотару, то трудится в ООО Эконом, то подметает траву в пансионате. Инженер в период перестройки - это никому не нужный человек. Со своими причудами и страданиями.
В Москве нетрудно найти место съёмок данного фильма, я без труда узнал Ясенево. Антураж кстати явно не советский с хорошими дорогами и уютным советским бытом. Плохое из 80-х всегда забывается, поэтому трудно сказать, хорошо или худо показывать СССР именно таким. Думаю, всё-таки первое. Образ жены - это интеллигентка, которая вмиг потеряла всё. Не надо было умничать.
5 из 10
15 марта 2025
Фильм вышел на экран в 1988 году, в самый разгар 'перестройки' и отражает проблемы и переживания советской интеллигенции, её попытки вписаться в рыночные отношения, которые тогда ещё не были официально разрешены, но уже начинали выходить на свет. Он довольно легко смотрится, но оставляет смутное чувство печали, тревоги и недосказанности. Последующие события (распад СССР и моральный упадок 1990-х) показали, что эти нотки в фильме появились не зря, и с точки зрения современного зрителя превращают его из комедии в социальную драму.
Фильм развивает тему частного предпринимательства, которая периодически затрагивалась в советском кинематографе (например, в комедиях 'Легкая жизнь' (1964) или «Ты - мне, я - тебе» (1977)), но представляет её по-новому. Здесь товарно-денежные отношения не показаны в традиционном черно-белом формате, как нечто спекулятивно-отвратительное, но как неизбежное и набирающее силу явление, иногда даже приносящее пользу и помогающее решать серьезные жизненные проблемы. Вместе с тем в фильме затронуты и проблемы общества, не доверяющего и медленно принимающего открывающиеся возможности. Большая часть населения продолжает существовать по-старому, боится проявить инициативу и подать свой голос («У меня тоже много идей, но у меня ещё начальство есть!») и остается в положении «ждунов» вплоть до момента, когда получают «пинок под зад». И вместе с тем идёт стремительное разложение лиц, которые уже негласно вкусили «запретный плод» и ведут себя двулико и лицемерно, привычно представляясь на людях несгибаемыми советскими людьми, но пускаясь в безудержный загул в среде «своих».
Фильм заканчивается на позитивно-вопросительной ноте. Неясно, что будет делать и как будет дальше жить главный герой, но для зрителей это не загадка, мы-то знаем всё, что было после... Этот фильм не поднимает «вечных» вопросов, но скорее представляет ироничный шарж на жизнь в нашей стране конца 1980-х. Он вполне подходит для тех, кто хочет освежить свои воспоминания или узнать, чем жила и чем мучилась советская интеллигенция на закате «социализма», и придется впору любителям советского кинематографа в стиле «Зигзага удачи» или кинофельетона «Фитиль». А если кто-то захочет более глубоко окунуться в жизнь и переживания советских людей на пике «перестройки», то органичным дополнением к «Дорогому удовольствию» будет фильм «Рой», 1990 года. Впрочем, последний уже совсем не комедия.
13 марта 2025
Впервые мне довелось увидеть только часть этого фильма в далёком 2002-м, когда мне было ещё 12 лет. Интересуясь советским периодом нашей страны я просто на «Ура» воспринял данную картину, не лишённую того острого ощущения исторических, экономических и социальных контрастов и «эффекта присутствия» по сравнению с современностью.
История про инженера из московского КБ, случайно с остальной стеклотарой сдавшего банку с суперредким грибком, откуда-то из Австралии, над которым колдовала его жена, микробиолог по профессии. После почти скандала было просто фантастической удачей помочь отремонтировать машину человеку с почти безграничными возможностями, пообещавшему в два счёта из любой Австралии достать любые грибки. Ведь инженер не только отказался принять деньги за ремонт, но ещё давно получил репутацию человека альтруистичного, наивного в своей сути и нерешительного, что встаёт ему боком.
Однако последовавший «тур» по прелестям блатной жизни воров в законе оставляет инженера из московской монолитки ни с чем, кроме обычной жизни, к которой он был «приписан» по определению и собственному самосознанию, вопреки которому он пытался идти последнее время.
Я с нетерпением ждал нового показа фильма по ТВ. И когда через пару лет мне вновь довелось его увидеть, после повторного просмотра мне пришлось частично пересмотреть своё мнение. Во-первых, проблемы «дня современного» окончательно взяли власть над историческим интересом к периоду тогда 16-илетней давности, неожиданно показавшейся мне отталкивающей в своей низкой ценности человека как личности. Многие вещи оказались показанными весьма отвратными. Как вывод, я просто за такое время сумел переоценить исторические события СССР конца восьмидесятых и многое с ними связанное.
8,5 из 10
14 ноября 2009