Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Без мундира |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Дмитрий Светозаров |
сценарий: | Александр Горохов |
продюсеры: | Дмитрий Гербачевский, Татьяна Плескунова |
видеооператоры: | Александр Чечулин, Александр Устинов |
композиторы: | Александр Кутиков, Андрей Макаревич, Александр Зайцев |
художник: | Михаил Суздалов |
монтаж: | Ольга Амосова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Впервые я этот фильм увидел лет в 12—14, на волне своего юношеского увлечения железной дорогой. Конечно, как и абсолютное большинство фильмов про МПС, этот фильм вовсе не о поездах, а о людях, ими управляющих, поэтому тогда, после первого просмотра, я остался не особо высокого мнения о произведении — в фильме много технических ошибок, причем иногда даже в важных местах (так, например, в финальной сцене машинист почему-то не может отправится на жёлтый, хотя в реальной жизни этот сигнал на железной дороге просто уточняет условия движения), качество съемки и пленки далеко не шикарное, да и вообще, кино сугубо разговорное.
С другой стороны, в фильме был замечательный саундтрек — Святозаров вообще умеет его подбирать, та же тема «Улиц разбитых фонарей» до сих пор всем известна. К тому же здесь, как и в Прорыве, композиторами выступали далеко не безызвестные «Машина времени», написав весьма депрессивный, как это сейчас называется, «пост-рок».
Но вот со временем, по мере взросления, фильм стал для меня, что называется, «открываться». Узнал я про примудрости министерской системы нашего государства, про то, что стрелочницы и сигналисты действительно могут работать «одна за три смены», спал флёр идеализма.
И вот тут-то, этот фильм становится по-настоящему депрессивным. Ты смотришь на всю эту киношную канитель, на эти министерства, полные людей не желающих работать, а желающих «крепко сидеть», и становится очень тяжко на душе, от осознания что за тридцать лет и смену режима, по существу-то ничего не изменилось.
Все так же Свибловы генерируют абсурдные, якобы гениальные и во благо отечества идеи — в пику предыдущему рецензенту отмечу что главный герой далеко не положительный персонаж и инноватор, а обычный аппаратчик, понявший, что рискует лишится давно нагретого места, и спешно пытающийся выслужится — об этом можно догадаться из разговора составителей, которые недоумевают «куда они там эту кишку потом заталкивать будут», понять из того, что многие вагоны пустые и составлены абы-как, что весь этот сверх-длинный никому, кроме Свиблова, занимающегося ИБД, не нужен.
И все так же чиновники поменьше классом, вместо исполнения своих обязанностей — пускай даже и по принципу «Я начальник, ты дурак» — будут заниматься в своей вотчине такой-же имитацией деятельности как Свиблов, а на все вопросы начитать бравировать какими-то абстрактными заслугами прошлого: «Я воевал, у меня вся грудь в медалях» — говорит начальник станции в ответ на вопрос почему поезд до сих пор стоит, и начальнику дороги ответить на это нечего. Не врет ведь!
Возможно, написанный мною отзыв изрядно политизирован, но не я такой — фильм такой, перестроечный. Лично я очень советую посмотреть «Без мундира» и тем, кто считает что живёт в прекрасной стране, и тем, кому интересно, почему белье в поездах мокрое, и тем, кто уверен что оно мокрое потому, что у нашей страны лидер плохой или вообще, «с народом не повезло».
И вот в совокупности всего описанного — это очень депрессивный фильм, потому что те, кто работают в РЖД говорят, что по духу то фильм очень похож на реальную жизнь.
И жизнь эта не меняется.
28 марта 2016
Среди многочисленных фильмов о советской ж/д 80-х годов («Поезд вне расписания», «34-й скорый», «Магистраль», «Остановился поезд») эту драму хочется выделить особо.
… Конец 80-х годов. Приближающаяся разруха уже не только в головах железнодорожников, но и начинается на самой ж/д. Никто не хочет брать на себя ответственность за принятие решений и модернизацию составов, чиновники министерства путей сообщения погрязли в бюрократии и обжорстве, прямо на рабочих местах, старая система руководства уже не годится, но и новой не дают зеленый свет.
В центре событий фильма — герой Анатолия Васильева, крупный чиновник министерства, который в течении двух дней пытается (в буквальном смысле слова) сдвинуть с места первый сверхдлинный грузовой состав. Он сталкивается с кучей проблем, с препонами саботажников, а все происходящее — дело рук его же коллег, до которых он пытается, всего лишь, донести мысль, что надо многое менять и заниматься делом, а не ораторствовать на очередном совещании…
Действительно, эксперимент Свиблова со сверхтяжелым составом — как зеркало тогдашней перестройки.
Пожалуй, лучшая роль Анатолия Васильева. Только вот качество кинопленки сильно хромает, — фильм явно нуждается в реставрации, впрочем, как и большинство советских картин конца 80-х — начала 90-х.
«… Машинист, мне надоело стоять и ждать. Вперед, только вперед!»
10 из 10
25 декабря 2009