Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Абориген |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Елена Николаева |
видеооператор: | Ефим Резников |
композитор: | Михаил Поэль |
художник: | Виктор Власков |
монтаж: | Леонид Мельман |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 октября 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
Неделя просмотра отечественного кино 80-х. Фильм 1-й.
Обычно у нас бывает 4 тематических недели просмотра в году, по одной в каждом сезоне. Но в этом году получилось так, что весной у нас ни одной недели не было (как-то навалилось куча всего, некогда было даже подумать о чём смотреть кино в очередную неделю). И вот теперь уже середина лета, а у нас только вторая такая неделя в этом году.
Несколько дней думала, о чём сделать эту неделю, и решила выбрать не особо известные массовому зрителю, отечественные фильмы восьмидесятых годов, когда уже в Союзе всё менялось, и в сознании людей, и вообще в стране, а впереди маячила перестройка и много других событий. Вообще я заметила, что 80-е годы прошлого века, мой любимый период не только в индийском кино, но и в отечественном. Наверное потому, что росла я в эти годы, как говорится пик становления моей личности, первые 10 лет моей жизни, пришёлся именно на 80-е (я успела даже два года побыть октябрёнком и три года пионером, а потом всё это отменили). И наверное поэтому именно этот период, мне особенно близок в кинематографе.
Именно этот фильм на просмотр, я выбрала потому, что здесь в главной роли ещё совсем юный Владислав Галкин. Ему здесь всего 17 лет. В связи с недавней потерей нашего всеми любимого Юрочки Шатунова, я не могла не вспомнить о Владе. Обе эти утраты стали для меня ударом (как гром среди ясного неба). А когда не стало Влада, в 38 лет!!! я помню 2 месяца не могла прийти в себя после известия о его смерти, это стало для меня величайшим шоком (как и теперь с Юрой). Поэтому я решила начать просмотр именно с фильма Влада. И выбрала «Абориген». Ну, ладно, это было предисловие (долгое правда получилось), а теперь перехожу именно к фильму.
Фильм о жизни подростка из северного города Сургут, которого все почему-то считают трудным. Он вовсе не трудный подросток, просто он брошен взрослыми на произвол судьбы, никому не нужен, и пытается выжить самостоятельно, как может. Главный герой этой истории, 15-летний парнишка Борька Хромов - почти сирота. «Почти» - потому что у него есть мать и отчим Феликс, но мать - из тех дамочек, что детей на «штаны» меняют, а Феликс пасынка вообще ненавидит. Борька отвечает ему тем же - ведь именно отчим стал косвенным виновником гибели отца. Мать закрутила с Феликсом, будучи ещё замужней; более того - родила от него. Куда уж было отцу Борьки деваться? Развёлся, да и запил от позора. Ну а Борька теперь всё лето проводит на Оби, рассекая водную гладь моторкой - наследством отца. Здесь, на реке, парень чувствует себя свободным и нужным, река даёт ему и пропитание: отец научил Борьку ловить рыбу. Рыбы достаточно и чтоб самому поесть, и чтоб продать. Вот только дома у Борьки нет, а отчим, вдобавок, подбирается к моторке и жаждет её продать, чтобы купить автомобиль.
Фильм снимался в Сургуте и его окрестностях. Фильм замечательный, вроде и простой на первый взгляд, но при просмотре понимаешь как сложно этому человечку, найти своё место в этом мире. Как радуется он простым ситуациям и тут же в следующей сцене проявляется его твёрдый, порой жёсткий характер. Спасибо Владу за Борьку! Этот образ запал в душу на всю жизнь. При просмотре этого фильма так и хотелось сказать словами Высоцкого, что мол фильм «про всех, про нас, какие к чёрту волки».
Яркая комета Владислава Галкина пронеслась по отечественному кинонебосводу, оставив не стираемый след в сердцах зрителей. Честная и правдивая история о пятнадцатилетнем Борьке Хромове, была далеко не первой работой в карьере юного актёра, начавшего свою жизнь на экране ещё с «Ералаша», но именно образ, воплощённый в этой неспешной, как сама жизнь, драме, стал одной из его настоящих творческих удач. Семнадцатилетний Влад невероятно органичен в роли отчаянного и дерзкого паренька Борьки, рассекающего на своей лодке по реке, промышляющего рыбалкой, хулиганящего, тоскующего по умершему отцу и презирающего отчима и мать за меркантильность и вещизм. Он свободен и не по годам самодостаточен. Настоящий абориген сурового сибирского севера. Кажется, такой нигде не пропадёт, всё ему по плечу, ничто его не сломает. Он легко ввязывается в авантюры, всегда оставляя за собой право иметь собственный взгляд на происходящее. Но однажды удача изменит смельчаку по-крупному.
В этом фильме такой молодой Владислав Галкин поражает очень зрелой игрой, удивительно по-взрослому психологичной и трагичной! Талантливым он был уже тогда. Его такое юное лицо в безысходной тоске остаётся в памяти навсегда, хоть имя его на тот момент, ещё не было столь популярным. Очень тяжко сейчас смотреть его фильмы. И осознавать, что его больше нет...
Фильм очень правдивый. Сразу видно, что сценарист разбирался в ситуациях тех людей, что живут этой большой рекой. Сейчас мало кто снимает настоящие, убедительные фильмы о природе, о людях в ней (не важно, браконьеры это, или рыбинспекторы) - современные фильмы о природе сочиняются в Москве за барной стойкой, без всякого намёка на консультацию с компетентными в этих вопросах людьми. Так и появляются ужасные лживые фильмы или сериалы, делая непросвещённых горожан ещё более непросвещёнными. А этот фильм - просто прелесть. Замечательные подвижные планы - красота воды и несущихся берегов, туман.
Фильм просто сбивает с ног! Молодой Владислав Галкин невероятно органичен, даже не верится, что по-сути ещё ребёнок, может так лаконично и пронзительно передать характер. С самого начала ясно, что это драма, но сделанная настолько качественно, без тошнотворной «чернухи» и надрыва, что как драму этот фильм не воспринимаешь, а просто не можешь оторваться от сюжета, который словно река, течёт своим чередом, уводя за собой...
Фильм с намёком на многие фильмы тех лет, с какой-то своей, только режиссёрской свободой под развал союза. Весь фильм сконцентрирован на ребёнке, уже себя таковым не считающим, ставшим очень рано самостоятельным, постоянно пытающимся показать себя на фоне проблем в семье, гибели отца, не понимания с отчимом и матерью. Влад просто невероятно точно передал образ подростка со сложной судьбой! А потрясающая музыка композитора Михаила Поэля, очень ярко подчёркивает этот образ.
Спасибо всем, благодаря кому родился этот фильм. И светлая память Владиславу Галкину.
10 из 10
13 июля 2022
Знала ведь, что очень тяжело будет смотреть фильм. Смотрела первый раз и пересматривала через несколько дней, а вот одноимённую повесть Юрия Короткова наизусть знаю.
Так-так… вечная мамаша актриса Надежда Маркина, понятно. Ну надо же… Отчим Феликс/Баринов — здесь уже с проплешиной, во даёт. Хлопотливый до тошноты. Верно, и по книге так. Персонаж матери в фильме упрощён и поэтому получился лучше. В книге Борька думает, что вот, мать опять… свитер модный цветастый напялила и глаза до ушей нарисовала, перед Феликсом старается. А Борьку с отцом встречала нечесаная, в халате, и орать начинала ещё из окна.
Когда тренер яхт-клуба домой к ним пожаловал, Феликс пальцем указательным дёргал: «пишите, в милицию!», а мать Борьки стояла, молча отвернувшись к окну. И на её День Рождения, Борька поздравить пришёл, она схватила его подарки, розы и французские духи, как об стенку налетев, затем, губы у неё задрожали, даже и слёзы, но Борьку на кухню отвела, воткнула столовую ложку в салат, а пирог велела пока не трогать. Сама ушла к гостям, и Борька услышал, как она говорит: «да это, соседка зашла поздравить». А он сидел в кухне, слышал весёлый гуртёж в комнате и возгласы Феликса, давился слезами и салатом, потом вскочил и убежал.
Владислава Галкина я неоднократно видела вблизи, он по Мосфильмовской летом часто пробегал с утра, просто спешил куда-то, и всегда здоровался с людьми. Люди его все узнавали. Располагающий к себе, созидательный по энергетике, положительный, очень внешне интересный, очень понятный, очень свой и очень настоящий.
Выбирала, о каком его фильме написать, в день его памяти. Выбрала этот. Здесь роль идёт не только от облика и поведения. Всамделишной внутренней юношеской отягчённости для роли Борьки Хромова тоже не хватило бы. Здесь нужен был повзрослевший подросток, и не дурной бунтарь, а наоборот, трудолюбивый. Не со «взбрыком», а подвижный по природе. Сноровистый, знаткий, на одном языке с речными мужланами, а сам не грубый. С моралью в сердцевине, на жёстком крепеже внутреннего чувства справедливости. Одновременно решительность и жёсткость, чтоб никому и в голову не взбрело, насколько же Борька человечески чуток и по-взрослому одинок. Вот Владислав Галкин такого парня и отобразил.
Тренер молодежного яхт-клуба в исполнении Александра Миронова очень понравился. Он и по книге, на этого Феликса глянул, всё сразу понял, и Борьку приглашал к ним в спортивную команду.
Фильм завершили холодной зябкостью на душе, таким окончанием. Наверно, для сценария остросоциального, чтоб «дошло» и осталось, требуется уродливая душевная боль. Чтобы зритель её испытал и запомнил.
В повести «Абориген» финал принципиально другой.
Капитан буксира-толкача (совсем молодой) пояснив, что не может Борьку юнгой принять, после семи классов, потом окликает его: «Случилось чего у тебя? Погоди!» Борька уходит, не оглядываясь… Потом он спокойно идёт дальше от города, дальше, дальше, уверенный, что по обеим сторонам Большой Оби столько людей, все трудятся, и он не пропадёт.
25 февраля 2021
Несмотря на то, что фильм идет целых 2 часа и за эти 2 часа ничего толком не происходит, хотя поначалу кажется что происходит; фильм не изобилует интересными диалогами и насыщенным повествованием, — он мне все-таки понравился.
Есть что-то затягивающее именно в унылой атмосфере, вечной серости и прохладе, показанной на экране, этой грустной жизни 15-летнего паренька, который не ладит с отчимом, хочет походить на отца и ищет свое место в жизни. Только, увы, все идет не по плану.
Отдельно стоит оценить игру актеров, потому что все хороши, но Владислав Галкин действительно отлично справился с этой ролью. Мне всегда нравился этот актер и в Аборигене он сыграл превосходно. В какие-то моменты ему хотелось посочувствовать, а иногда дать подзатыльник. В общем, с актерами и игрой тут все очень достойно.
Советовать этот специфичный фильм кому-то я вряд ли буду, но если уж так получилось, что вы наткнулись на него, то стоит смотреть, хотя бы ради достойно снятого советского кино.
Конец заставляет взгрустнуть и немного подумать.
7 из 10
28 августа 2018
Это закономерно, что после смерти актера, люди вдруг начинают интересоваться его творчеством. Смерть Владислава Галкина была неожиданностью для всех. Но кем он нам запомнился? Удивительным и добрым дальнобойщиком Саней? Или спецназовцем Якутом? Вспоминая роли этого актера, я вдруг понял, что не видел почти ничего из его творчества. А ведь Владислав снялся в 66 фильмах. Начиная с Ералаша и Тома Сойера, он добрался до главной роли в фильме Абориген в возрасте 18 лет. И после просмотра этого фильма, хочу заявить, что это одна из лучших ролей Владислава.
О чем этот фильм. О молодом парне с севера Сибири. Почти сирота, он воспитывается тайгой и рекой. Судьба все время вставляет ему палки в колеса, и вот однажды даже любимая им тайга, предает его.
Этот фильм, завораживает вас с первых секунд. С самого начала возникает ощущение, что вы просто тень главного героя. Вы следуете за ним по всюду и видите его печаль и радость.
Особо хочется отметить диалоги. Они построены так, что смысла никакого не несут. Информация в них не важна, но именно этим они и оживляют фильм.
Как найти место в жизни? Наверно такой вопрос задает себе Борька Хромов (главный герой фильма). Пытаясь его отыскать он умудрился заблудиться, и выбраться уже более не смог.
Я рекомендую к просмотру, эту картину за то, что она честная и правдивая. Проживите жизнь Борьки. Вы не пожалеете.
21 августа 2012