Холодное лето пятьдесят третьего...
8.2
7.8
1987, боевик, триллер, драма
СССР, 1 ч 42 мин
18+

В ролях: Валерий Приёмыхов, Анатолий Папанов, Нина Усатова, Юрий Кузнецов, Сергей Власов
и другие
1953 год. Двое политических ссыльных вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Холодное лето пятьдесят третьего...

год: 1987
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Борис Брожовский
композитор:
художники: Валерий Филиппов, Наталья Александрова
монтаж:
жанры: боевик, триллер, драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 января 1988 г.
на DVD: 4 декабря 2003 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 42 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, триллер, драма, криминал

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Холодное лето пятьдесят третьего...», 1987

Видео: Фан-ролик (Холодное лето пятьдесят третьего..., 1987) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фан-ролик
Видео: Фрагмент «Финальная сцена» (Холодное лето пятьдесят третьего..., 1987) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент «Финальная сцена»

Постеры фильма «Холодное лето пятьдесят третьего...», 1987

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...», 1987

Так хочется пожить по человечески и работать...

Я не пишу отзывов и рецензий на фильмы, но сейчас я не могу молчать и не написать хоть что-то.

Это великое кино, от одной только музыке сердце замирает и душу уносит куда-то. Владимир Мартынов смог перенести всю боль людей, советского народа, репрессии, расстрелы, войну, бесчинства, убийства, голод и разруху, выразить все в этой композиции.

Показана жизнь простых людей которые борются за свою жизнь, радуются мелочам и грустят.

Душераздирающая боль от игры Нины Усатовой, как можно так без слов выразить такие эмоции?

Папанов в своей последней роли, он напоминает мне почему-то моего дедушку, как он смог перенести меня в детство? Шапка ушанка, тулуп, деревня. Ветеран ВОВ, он как никто другой знал, что там было на этой войне.

Я много лет не позволяла себе смотреть этот фильм, потому что чувствовала-разнесет и вынесет. Так и получилось, мне 32 года и сижу и плачу, и такая сильная боль и сожаление за жизнь этих людей, на чью долю выпала такая судьба и пройти все это. Прекрасный фильм

27 января 2023

Последнее слово, последнее дело

Этот шедевр называют криминальной драмой. Возможно, стоит учесть, что в фильме виден жестокий след войны, даже нескольких, а на трагедию указывает слишком многое. Лучше было бы отнести этот фильм к жанру послевоенной трагедии. Но «после» ли? Что после, кажется, не очень точно.

С Гражданской войны мирные времена до самого начала Отечественной были не вполне мирными — страна и люди воевали. Называть эти войны локальными можно, но не хочется.

Войны с басмачами по многим признакам так и не закончились, лишь на время затихали. Гражданская война много раз меняла облик, но оставалась. То в криминальное подполье уходила, то вспыхивала в малых формах, то давала о себе знать холодным летом 1953 года.

Нас часто обманывает иллюзия, ясно обозначенная в «Бумбараше»: если люди в форме ходят строем и носят на плечах винтовки, то это война. А если десятки противников схватываются в месте проживания, то действует банда, имеются её жертвы. И иногда запоминаются герои, если решили сопротивляться банде.

У каждой войны есть причины и поводы. Война Лузги и Копалыча на вид маленькая, но для Лузги она стала и продолжением Отечественной, и Гражданской, а Копалыч сам себя мобилизовал на гражданскую.

И эта микровойна точно не попадает в учебники истории, но по сути она гражданская, хоть и очень локальная. Враги — не иностранцы, но горя принесли много, а для погибших не важна национальность и гражданство убийц большой роли не играет.

А вот условия надо бы уточнить. В 1947 году, поскольку наступило мирное время, частично была отменена смертная казнь по ряду статей. Осталась только для «изменников родины, шпионов, подрывников-диверсантов».

Страна потеряла миллионы граждан, послевоенное восстановление позарез требовало рук. По амнистии выходило на волю больше миллиона — после отмены смертной казни в лагерях скопились больше двух с половиной миллионов (было 1,7 млн в начале 1947-го).

Всплеск преступности из-за амнистии был, кризис ГУЛАГа был, следы «сучьей войны» были. И в составе огромной массы (больше миллиона!) желающих злодействовать хватало, но они точно не составляли большинство.

Фильм снят о тех, кто по амнистии получил волю и принялся беспредельничать, об их жертвах, и о тех, кто решил сопротивляться — о героях этой планово-внезапной миниатюрной, но страшной «гражданской войны» холодным летом 1953 года.

Мы узнаём о мотивах, о личном выборе и цене выбора. Фильм о справедливости и высокой плате за защиту понятий о правде, морали и этике. Фильм настолько силён постановкой и актёрской работой, что описывать этот шедевр нет смысла. Нужно смотреть.

Две судьбы и судьба поколения — только часть смысла, поскольку в фильме напрямик и метафорами говорится про то, что очень нужно нам сейчас. Слишком много о тех временах наврали и слишком обильно в течение десятилетий наслаивали на историю карамель пополам с гуано.

Кто отказался от прошлого, тот потерял будущее. Два героя в фильме не собирались геройствовать. Но пришло время, и они сделали единственно возможный выбор для людей с совестью.

Правдиво рассказать о том очень сложном времени удалось, возможно, потому что организаторы и участники съёмок годами вынашивали идеи. Папанов воевал, в кругу общения имел возможность копить личный материал для одушевления персонажа и справился великолепно.

Зрители сегодня не смогут не почувствовать, что это не просто кино. Это потрясающей силы разговор поколений о самом важном в нашей жизни.

И это крайне важно для нас сейчас, поскольку с древности известно, что совесть можно потерять как быстро, так и по капле. А в манкурты лучше не попадать…

10 из 10

23 июня 2021

Какой выбор сделаешь ты

С чего начать… с музыки, заглавная тема фильма шедевр. С самого начала эта музыка дает понять, что далее будет не развеселое улюлюканье и смех, а что то тревожное и опасное, по факту страшное и смертельно опасное.

В фильме наблюдаем быт глухой сибирской деревни, ее коренных жителей и жителей попавших сюда по воле высших инстанций, ссыльных заключенных по разным статьям. На дворе 53й год, массовая амнистия заключенным и как результат всплеск преступности, от которой в первую очередь страдало мирное население страны. В данном фильме показана именно эта ситуация, когда в деревню приходят уголовники и жизнь людей меняется в один момент. И тут поднимается основной мотив фильма, а какой бы выбор сделал ты сам, будучи на их месте?

Персонаж Кузнецова, с одной стороны просто отвратителен, с другой задумаешься, а как еще ему надо было себя вести? Позволить пристрелить себя, или зарезать, т. к. уголовникам шум не нужен был?

Персонаж Приемыхова (Лузга), несправедливо осужденный за то, что выбрался из немецкого окружения. Человек натерпелся столько от власти и от людей, что казалось бы ему на них плевать с высокой колокольни, но даже в ситуации с уголовниками, он один из немногих, кто поднялся на защиту жителей деревни.

Персонаж Папанова (Капалыч) несправедливо осужденный за шпионаж. Интеллигент, инженер, который так же не испугался пойти вместе с Лузгой, а не сдаться на милость уголовникам. Его монолог, это просто нечто, в нескольких словах, он передал всю суть искалеченной жизни, «об одном жалею — годы, а так хочется пожить по-человечески и поработать». Он даже хлеб есть по-особенному, нежно, сохраняя все крошки. Я каждый раз задаюсь вопросом «ну тебе же сказали не высовываться, зачем ты встал?!»

Фильм однозначно смотреть, смотреть и понимать, что не все люди «козлы» выражаясь словами Лузги, и именно это он сам и доказал.

19 декабря 2020

Пожалуй, один из лучших фильмов, времен горбачевской перестройки. Собран блестящий актерский состав — Анатолий Папанов, Валерий Приёмыхов, Виктор Степанов, Владимир Головин, Владимир Кашпур, Нина Усатова, Зоя Буряк и др.

Вообще, упоминая тему репрессий почему-то многие не вспоминают, либо же просто не понимают, что «вождь и учитель товарищ Сталин», был лишь верхушкой айсберга много тысячного чиновничьего аппарата и можно лишь догадываться, как приходилось лавировать и на какие крайности приходилось идти, чтобы удержать власть и вести страну собственным курсом; никто не вспоминает или просто не понимает, что под его командованием была разбита гитлеровская Германия, что он принял страну «с сохой, а оставил с атомной бомбой», за что в был, несправедливо, на мой взгляд, обвинен в жестокости, тогда как, ИМХО, крайние меры были продиктованы не кем иным, а его собственным окружением и остается только сожалеть, что итогом этой закулисной схватки, стало столько невинных жертв, а вождь народов — остался крайним, будучи просто главой огромного государства.

Чем примечательна данная картина, которую, по праву, следует отнести в сокровищницу отечественного кино, то что в ней нет этой, как бы ее помягче назвать — белиберды, а берется кусочек обыкновенной жизни, отпечаток той, ушедшей эпохи, в переходный период — да трудной, тяжелой, где то жестокой и несправедливой эпохи, но какова бы она не была — это история собственной страны и только потому следует отнестись к ней с почтением. России, в отличии от той же Америки, по-моему, везет на переходные периоды. За прошлый век чего только не поменялось. По сравнению с теми временами мы живем в сказке.

20 мая 2020

«Я, Шура вот что скажу. Людям сейчас особенно доверяться нельзя. Люди, Шура — такие козлы…» (с)

И ведь действительно нельзя……. И даже в наше время…

Серые тона… Черные лица…. Грязные, усталые люди…. Лютая, бешеная несправедливость жизни… Когда «враг народа», «предатель», ценой своей жизни пытается спасти обыкновенный народ…. Когда тот, кому дали 10 лет, оказывается человечней всех вокруг…

Это фильм поразил до глубины души. Я сто лет так не рыдал, честное слово. Ей-богу смешно. Девять вечера, а взрослый тридцатилетний мужик досматривая последние кадры вытирает слезы…. Хорошо, хоть меня никто не видел… Эмоциональность…. Стареем….

Не хочется углубляться в политику. Читал много отзывов, про заказуху антикоммунистов, что это фарс, что этого в реальности и быть никогда не могло. Лютые сожаления, что мэтр Папанов снялся в таком, фильме и много иных плевков в сторону фильма. Я не противник коммунизма, знаю и слышал его плюсы и минусы. Но я не считаю события указанные в фильме фантастикой. Все вполне могло быть.

Актеры. Сыграно просто блестяще. После фильма ну уж очень крепко-крепко хочется обнять Нину Усатову. Вот прям взять и обнять. И сказать, что все будет хорошо. Герой Папанова, дедушка с простыми усталыми глазами, и измученным от такой жизни лицом, жадно поедающий кромку хлеба — это нечто. Знаменитый монолог Папанова в конце — это нечто. Ком в горле, жуткая жалость к этому человеку, бешеная злость от все этой несправедливости. Герой Приемыхова — человек от действий и слов которого, при просмотре данной картины немножко становится чуть легче.

Если в целом, то одна мысль меня никак не покидала. Господи, среди каких мразей, скотов и трусов мы живем…. Это же даже людьми назвать нельзя…. Да и животных обижать жалко сравнивая с этими существами (я имею ввиду амнистированных). Весь фильм крутится в голове «За что они сидели то?» Ведь у каждого уголовника есть свой кодекс. Нельзя то, то или то. Для этих людей граней ну абсолютно никаких нет. Смотреть было очень страшно.

Музыка. Нельзя, нельзя, ну нельзя не затронуть ее отдельным пунктом. Это нечто. Это завораживает. Вкупе с таким тяжелым фильмом, со всеми драматическими событиями — музыка просто идеальная. Закрываешь глаза, включаешь ее без фильма — уже ком стоит в горле. Идеально.

Смотреть или нет конечно решать вам. Но я скажу вот что. Этот фильм, одна из сильнейших драм, которых наглухо врежется в память. Конец, непредсказуемо трагичен и несправедлив. А зная, что это последний фильм Папанова, чтобы после такого тяжелого фильма, этого доброго, светлого человека не стало — это вдвойне тяжкий груз. Для любителей драм — приятного просмотра, потом будет о чем поразмыслить, подумать. Этот фильм уж точно никого равнодушным не оставит.

P.S.: Для меня теперь это один из лучших советских фильмов, и одна из лучших ролей Папанова…

10 из 10

19 мая 2020

Шедевр российского черного кино

Засилье чернухи в 80-х и 90-х породило массу некачественных фильмов, которые действительно противно смотреть. Не сложно, а именно противно. Эти творения были сродни порнографии и шок-контенту. Излишняя жестокость, не прикрытая художественными приемами увода камеры, простого умолчания превращали этот ужас во что-то на грани добра и зла… К примеру «Груз 200» тут стоит на рубеже этого… Но (по-моему) все же не переступает его, заостряясь на логике, а не на шокирующей составляющей.

А есть фильмы, которые не противны, но тяжелы в просмотре. К примеру вспоминаю как случайно увидел «Холодное лето 53-го» в первый раз в детстве, и какой шок получил от сцены убийства милиционера Манкова… Казалось, не может такого быть… Но Он же хороший, он должен был всех спасти, это же закон жанра… Эта сцена (да и другие в фильме) была революционной для российского (уже не советского) кино, обнаруживая факт несправедливости реализма. В соцреалистических, а потом и в подражаемых ему современных российских (читай пропагандистских) картинах смерть героя всегда трагедия (если он хороший) и торжество справедливости (если он плохой). Крови в ранних лентах нет, герои падают в бравурных позах… Ну знаете, как финал «Тараса Бульбы» с Богданом Ступкой или смерть Чапаева. Здесь тот же Манков не является ни строго отрицательным, но и уж точно не положительным героем. Его смерть неприглядна, сопровождается улюлюканьем отморозков, яркими пятнами крови на белой рубахе, последним усилием, слабостью и жалостью… Но здесь сохраняется граница между художественностью и шок-контентом. Сцена красива, а не ужасна. От этой сцены срабатывает переключатель, который просто знаменует переход от соцреализма, к истинному реализму… Ужасному, и одновременно прекрасному жанру постсоветского кино.

30 июля 2019

Суровая правда пятьдесят третьего

События фильма разворачивается на фоне трагедии в сибирском станке, где во всей красе показаны характеры людей. По моему мнению, режиссер на примере трагедии показал основные проблемы любого общества через призму поступков людей. Личина человека раскрывается на пороге жизни и смерти, и каждый герой сделал свой выбор…

Фильм о времени и людях, суровое время грядущих перемен, хотя в отдаленном сибирском станке жизнь течет своим чередом. Сами по себе сибирские люди, живущие в станке, по своей сути каждый день своим упорным трудом обеспечивают свое существование, потому что лень сегодня — это срыв промысла завтра, и смерть послезавтра. Люди привыкшие жить по суровым законам тайги. Но и среди них нашлись, кто свое шкурное сохранит, забыв кто он и умерев при жизни.

Да есть же люди! Кто не испугался беззакония, чей дух един и помнит кто он. Как правило, судьба их незавидна и вся их жизнь борьба. Так и в кино решимость духа бросила их в неравный бой, но не каждому дано жить. Пускай эти люди по разные стороны закона, как например, Лузга и милиционер Манков, но совесть их на одной стороне баррикад. И в минуты роковые Лузга помнит, что он матерый разведчик капитан Басаргин, и хочет жить не меньше других, но терпеть не собирается! Хотя в лагерях он жил по волчьим законам, но то Лузга, а не Басаргин…

Прав Высоцкий «И кто кого переживет, тот докажет, кто был прав, когда припрут…». И ведь они доказали! Бесхребетные выживальщики, кто ради требухи своей и спасения шкурного продали все святое и выгородили себя. И понимаем мы отчаяние Басаргина: «Из за таких как ты всю мою жизнь! Такие как ты должны в лагерях сидеть…». Но выживают они как паразиты. Но живут и те, кто донесет правду, сквозь сибирскую тайгу и тюремные лагеря, пусть не в массы, а единицам. И живут Они, а значит, живет Правда!

27 февраля 2019

Холодное озеро 53-го

Очень тяжёлый для просмотра фильм. Сильнее бьёт по нервам мелодия — кажется, простой мотивчик на рояле, но бьющий прямо в сердце. А фильм о людях, которые вечные враги — в которых нет ничего святого, то есть амнистированные отморозки, против тех, у кого вся душа готова отдать добро, даже если придётся умереть.

Так и тогда, в 53-м, двое политзаключённых ожидают катер. На них сваливается обязанность сторожить местных жителей. И тут пришли они — голодные и злые нелюди.

Кроме Василия Приёмыхова, отлично сыграла Нина Усатова. Тут комментарии излишни. Итог фильма трагичен, но даёт вполне ясный посыл — со злом нужно заканчивать методом ликвидации, даже если ты опоздал. Потом за подвиг воздастся.

Не воздалось, увы, корешу Анатолию Папанову — слишком непривычно видеть комедийного актёра угрюмым и серьёзным. Он настолько точен в данном образе, что переиграл все трагиков того периода. Увы, для него этот фильм стал последним — дома не выдержало сердце.

Василий Приёмыхов, который также рано ушёл от нас, предстает в фильме оптимистом. И даже при Хрущеве он продолжит борьбу с нечистью.

9 из 10

23 февраля 2019

Пожить по-человечески, поработать.

Фильм я никогда не считал чернухой, более того, многоступенчатой чернухой, ибо он в полной мере отражает не только жизнь в нашей стране, но и ее историю, перспективы. Да и вообще, что мы так настойчиво и с тайной радостью зовем чернухой? Везение, которое оградило нас от залежалой свежести российской глубинки, куда мы даже пару раз в жизни заезжаем, искренне и романтично вздыхая по свежему воздуху и не вырубленной еще китайцами природе.

Режиссер «Холодного лета 53-го» вполне естественно и неумолимо с каждой минутой нагнетает ситуацию. Виды одной из абсолютно счастливых деревень бодрят нереально, здесь все совершенно беспросветно, единственная девка, которая нарасхват, выглядит так, что смотреть на нее можно только обливаясь слезами. Да и она предсказуемо мечтает уехать в какое-то там городское ПТУ. В деревне даже не видели новых фильмов о прекрасной и красивой жизни в стране, поэтому и не догадываются, что живут в раю. Зато ад они видели в прошлом десятилетии.

Местное население сплошь закоснело и выродилось, но предстает перед нами во всей красе благодаря двум оборванным политическим ссыльным, героям Приемыхова и Папанова, которые здесь вроде бы и люди, в этой повседневной деревенской простоте, но которым постоянно напоминают об их второсортности, при случае через них перешагивая и гоняя на постоянные побывки к местному милиционеру.

Казалось бы, чего еще-то, но режиссеру и этого мало, ибо где есть террор системы, то должны быть и люди, живущие вне его, но олицетворяя другую крайность. Беглые зэки изображены настолько убийственно, что я с трудом могу найти кинематографический пример, чтобы хоть как-то их сравнить с кем-то. Именно здесь, на безнадежных просторах российского села, они выглядят как часть лесного зверя и дополняют уже существующую безнадежность. Что-то похожее есть в складках лица Горбатого, образ которого создал Армен Джигарханян.

О политической составляющей фильма писать не буду, оценка сталинского режима у меня однозначная, странно, что у кого-то хватает наглости и глупости его оправдывать, находить там положительные стороны. Хочу лишь остановиться на названии фильма, которое ясно и четко определяет основную идею этой работы. «Холодное лето 53-го» о человеческом. О том единственном, что действительно существует, несмотря на липовые законы и звериные понятия, а межвременье наиболее безапелляционно вытаскивает все это на поверхность. В ближайшее время нас именно это и ждет, поэтому фильм актуален как никогда.

24 ноября 2018

А ведь то далёкое лето, было действительно холодным…

Я где-то читала (ещё учась в старших классах), что значение у слова «совесть» - божественное, оно обозначает «весть» душе человека от Бога. То есть призыв поступить именно ТАК, а не ИНАЧЕ. Поступить как подсказывает совесть, Божественная весть…

Именно так и поступил в киноленте «Холодное лето 53-го» главный герой — Лузга, которого сыграл один из уважаемых мною актёров Валерий Приёмыхов. Сидя до этого на берегу озера, и в безысходности и равнодушии считая оставшиеся до конца ссылки дни, он мгновенно преобразился в героя, как только деревне, в которой он жил, стала угрожать опасность. И вот он уже не Лузга, а капитан полковой разведки Сергей Басаргин. Его товарищ по несчастью Копалыч, также отбывающий ссылку в этой деревеньке, бывший главный инженер, человек науки Николай Павлович Старобогатов, с прилепленным к нему ярлыком «английский шпион», также идёт за ним, проявив мужество.

Наиболее значимые, на мой взгляд, моменты фильма:

1. Тема совести и предательства, чувства человеческого достоинства проходит красной нитью по всей картине… Практически каждому герою приходится сделать выбор — либо ты «прогнёшься» и тогда тебя не тронут, либо ты рискуешь своей жизнью борясь за справедливость, при этом оставаясь человеком. И практически никто, кроме главного героя, этого испытания не выдерживает…

2. Это был последний фильм для Анатолия Папанова, сыгравшего Копалыча. Он даже не успел его озвучить, за него это сделал другой актёр.

3. Гениальная игра Приёмыхова, поставившего целью для себя в этой картине максимально достоверно воплотить понятие офицерской чести и образ настоящего мужчины. Здесь хотелось бы отметить, что гениально это тем, что образ этот был передан именно за счёт действий, а не за счёт слов и фактуры. Герой очень мало говорит, он сутуловат и худощав, но каждый посмотревший фильм человек скажет про него, что он — воплощение воли, характера, силы, мужества и вообще просто крайне надёжный парень, и побольше бы таких!

4. Запоминающийся персонаж второго плана — милиционер (Виктор Степанов). Наверное, таких людей практически не встретишь в рядах современной милиции, то есть уже полиции.

5. Музыкальное сопровождение фильма и места, где проводились съёмки (Карелия) достойны отдельных похвал.

Конечно, все люди в фильме — заложники политической ситуации, сложившейся в начале 50-х годов прошлого века (смерть Сталина и последовавшая за этим амнистия, давшая свободу кому надо и не надо), но в целом вопрос совести — здесь главный. «Кто, если не мы?» — можно сказать об этом фильме…

Это один из тех фильмов, в котором у авторов получилось по настоящему расставить акценты, что есть добро, а что зло. Как возможно простому человеку до конца, несмотря на тяжкую судьбу, несмотря на явную несправедливость вокруг, всё же оставаться человеком, причём ещё и смелым, и справедливым, и добрым. Главные герои фильма это люди, прошедшие через испытания войной, неправедным судом, заключением и тем не менее сохранившие душу, честь, достоинство. А лето 1953 года было холодным не только по температуре воздуха. На свободу по амнистии, специально или по недосмотру, были выпущены многочисленные группы уголовников, что привело к резкому росту преступности в то время. Это и боевик, и драма, и фильм, остро ставящий социальные вопросы, актуальные и по сей день. Ведь вопрос о том, как честному человеку, любящему свою Родину, применить свои силы с пользой так, чтобы толпы бюрократов и лицемерных, способных предать и растоптать всех и вся чинуш, не «затоптали» его, актуальны и сейчас.

В фильме заняты великолепные советские актёры: Виктор Степанов (Манков), Нина Усатова (немая женщина), Юрий Кузнецов (управляющий фактории) и актёры сыгравшие бандитов тоже внесли свою долю в успех картины. Все они вместе дали зрителю почувствовать холод того 1953 года. И ещё, сравнение этого фильма с нынешними снятыми на подобную тему, явно не в пользу последних. «Холодное лето» снято великолепно, как это умели делать только в советское время. Одна музыка к фильму чего стоит.

Хотите потрясений и очищения, смотрите фильм «Холодное лето пятьдесят третьего»! Картине веришь, героям сопереживаешь.

Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» — это словно глоток горного воздуха в июньский, жаркий день. Удивительно одухотворённый и пронзительный фильм. Два человека, которых незаконно привлекли власти к уголовной ответственности, защищают интересы этой власти и жителей деревни от бандитов, которые всё уничтожают на своём пути. Два разных человека, которые смогли объединиться — великая сила, которая смогла противостоять разъярённым бандитам, которых выпустили на свободу в связи смертью Сталина. Они спасли жителей деревни от смерти, они сделали всё, что могли. Фильм смотрится с большим напряжением. На мой взгляд, предметом особой гордости является участие в фильме Анатолия Папанова. Это очень яркая и убедительная роль артиста, который создал неповторимый образ на экране. К сожалению, это его последняя роль, которая была исполнена вдохновенно и блестяще. Игра всех актёров в фильме радует своей неповторимостью и величием. Они смогли воссоздать ту эпоху, в которой реально жили люди того времени. Картина получила ряд призов на кинофестивалях, высоко оценена профессионалами.

Мимо кого прошёл этот фильм, настоятельно рекомендую посмотреть. Фильм очень динамичный, основное действие развивается на острове, есть небольшой эпилог. Просмотр этого фильма требует большой душевной работы, или смотреть его не вижу смысла. Так как тематика о людях, их душах, считаю он не устарел и в наше время.

10 из 10

4 февраля 2018

Один из немногих

Этот фильм — один из немногих «перестроечных» фильмов, который я буду смотреть и пересматривать неоднократно.

Крепкая драма о чести и долге, если не перед страной, то перед людьми которые в ней живут. Несмотря на то, что эти люди тебя считают отбросом, и презрительно называют «Лузга».

Что мешало ему смириться и вместе с Копалычем рыть могилу милиционеру? Что заставляло спасать Шуру? Ведь не миска похлёбки.

Выживать можно по разному. Можно опустить голову и долбить мёрзлую, каменистую землю роя могилку. А можно не смиряясь, взять заточку и…

Сложно сказать что фрагментировано нравится в этом фильме. Скорее это полнота картины в целом. Жизнь как она есть, и восхищение такими людьми, как Басургин, которые не боятся противостоять шайке амнистированных уркаганов. И сочувствие к таким, как Копалыч, которые смиряясь несут свой крест: и отречение родных, и несправедливость обвинений и надежду на то, что всё будет хорошо.

Фильм на долгую.

10 из 10

19 декабря 2017

Когда-то раньше…

Топ-250

#233*

- Шура, вот что скажу. Людям, сейчас особенно, доверяться нельзя. Люди, Шура, — такие козлы.

- Ты сам-то кем раньше был?

- Раньше? Когда раньше-то, Шурочка?

Я достаточно неплохо знаком с советским кинематографом, хотя и не испытываю к нему особо теплых чувств. Но этот фильм я посмотрел сейчас впервые. Сел смотреть даже не читая синопсиса и весьма удивился, когда увидел подобную историю.

Летом 53-го, после смерти Сталина, объявляют амнистию. В стране резко вырастает уровень преступности. А в глухой северной деревне продолжают отбывать свой срок двое политических ссыльных. Именно им предстоит вступить в схватку с бандой уголовников, которые захватили деревню…

Фильм неплох. Весьма неплох. Сюжет достаточно интересный и захватывающий. Где-то даже непредсказуемый, но с пометкой «особо не вникать в детали». Ибо ляпов и несоответствий достаточно много, и при глубоко вдумчивом просмотре это может испортить впечатление от фильма.

Если определять жанр фильма, то тут намешана целая гремучая смесь. Тут и криминал, и драма, и где-то даже можно увидеть элементы боевика. Но по моим ощущениям больше тянет на драму. Потому что образы персонажей раскрывают историю именно в этом направлении. Хотя каждый увидит что-то свое.

По актерской игре тут даже говорить нечего. Все на высшем уровне. Нет такого момента, чтобы можно было усомниться в актерской игре, когда в кадре такие профессионалы как Анатолий Папанов, Виктор Степанов, Валерий Приёмыхов и т. д. Отыграли идеально, без единой помарки.

Но несмотря на все плюсы, именно мне, чего-то не хватило в этом фильме. Нет в нем какой-то частички. Вполне возможно сыграла свое дело простота и бесхитростность картины, а также то, что она слеплена немного грубовато, как и многие фильмы, снятые во время перестройки. Так что оценка средняя.

6 из 10

*Cписок ТОП-250 на момент 30.11.2017

13 декабря 2017

Надежда

Перестроечный фильм Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…» рассказывает историю о том, как амнистированные Берией и Ворошиловым по случаю смерти Иосифа Виссарионовича Сталина уголовники вошли в одну глухую северную деревню, в которой жило два политических ссыльных, и стали её терроризировать. Ничего лишнего, просто одна очень маленькая деревня у речушки, местные жители, готовящиеся ударным трудом встретить путину 1953 года, два ссыльных и бандиты. Всё снято явно на весьма небольшие деньги. И это всё рассказывает об истории страны больше, чем многие современные пафосные дорогостоящие фильмы.

В принципе, фильм снят так, что чем-то их напоминает, но при этом без каких-либо перегибов и без ненависти к самому народу. Если бы в таком духе продолжили снимать кино и не переливали пафосу, то кинематограф бы оставался качественным. Фильм не просто антисталинский — он антипсевдопатриотичный. С одной стороны, создатели фильма очень сильно порадовали тем, как они изобразили простой жителей страны вскоре после смерти Сталина. Мы не видим на их лицах того горя, про которое нам сейчас стало модным рассказывать. Да, были те, кто рыдал в центре Москвы, но были те, кто вместо того, чтобы рыдать, работал. Да, говорит один персонаж, что у народа горе после смерти Сталина — но это говорит один персонаж, а на лицах горя мы не видим. Вот на его лице лично видим, а на лицах остальных персонажей оно отсутствует, не о Сталине они вообще думают, а о работе и семье. Мы видим простых людей, которые живут своим делом, работают на благо своей страны, семьи — просто работают, делают то, что они умеют делать. Как умеют, так и живут. Кто помоложе, думает ещё о том, не поступить ли куда-нибудь учиться, кто постарше, просто выполняет свой долг. Да, из уст иногда вылетает вбитый в голову шлак по поводу того, что «у нас просто так не сажают», но не это является фундаментом их личностей. А тот самый персонаж, произносящий фразу про горе народа, плывя в реке, поёт песню «Летят перелётные птицы». Её же будут петь на катере, который пройдёт мимо, не обращая внимания на призывающую к помощи немую женщину. Поют про то, что не нужно им из СССР никуда уезжать, что они такие патриоты. Но вот только пещерный патриотизм их заключается в одной голой любви к своей пещере, но когда речь идёт о том, чтобы помочь людям, живущим в твоей стране, когда они зовут помощи, так тут они пас.

Наверное, самая эмоциональная сцена фильма — это та, где один из двух политических ссыльных, Копалыч, говорит такую фразу: «Об одном жалею — годы. Так хочется пожить по-человечески и поработать». Настоящее человеческое желание, лишённое всякого шлака, и отнюдь не зовущее зрителя в криминальный капитализм, хотя ряд зрителей и навесили на фильм такой ярлык, по большому счёту только потому, что в нём критично рассматривается роль Сталина и снят он был в перестройку. Также очень сильно западает в душу сцена, в которой бандит Муха нападает на другого ссыльного, Басаргина, со словами «Родину не любишь, да?!». Удивительное дело, почему для многих в России совершенно искренне любовь к Родине означает любовь к власти. Даже Александр Сергеевич — вот не смог он избежать упоминания силы слова русского царя, осуждая клеветников России, хотя и писал до этого, что надо обрушить самовластье. А недавно довелось узнать, что в близком родственнике русского языка, чешском, слово «vlast» и означает «родина», и чувствуется, что не просто так славянские языки пришли к таким ложным друзьям переводчика.

«Холодное лето» как раз прочищает мозги от подобных популярных у нас заблуждений. Это сильное произведение, пропитанное любовью к народу и к тем людям, которые готовы трудиться на благо своей страны. И популярность сего фильма в нашей стране меня радует, она пробуждает в сердце надежду на то, что люди будут чаще прислушиваться к нему.

1 декабря 2017

Когда-то раньше…

Топ-250

#235*

- Шура, вот что скажу. Людям, сейчас особенно, доверяться нельзя. Люди, Шура, — такие козлы.

- Ты сам-то кем раньше был?

- Раньше? Когда раньше-то, Шурочка?

Я достаточно неплохо знаком с советским кинематографом, хотя и не испытываю к нему особо теплых чувств. Но этот фильм я посмотрел сейчас впервые. Сел смотреть даже не читая синопсиса и весьма удивился, когда увидел подобную историю.

Летом 53-го, после смерти Сталина, объявляют амнистию. В стране резко вырастает уровень преступности. А в глухой северной деревне продолжают отбывать свой срок двое политических ссыльных. Именно им предстоит вступить в схватку с бандой уголовников, которые захватили деревню…

Фильм неплох. Весьма неплох. Сюжет достаточно интересный и захватывающий. Где-то даже непредсказуемый, но с пометкой «особо не вникать в детали». Ибо ляпов и несоответствий достаточно много, и при глубоко вдумчивом просмотре это может испортить впечатление от фильма.

Если определять жанр фильма, то тут намешана целая гремучая смесь. Тут и криминал, и драма, и где-то даже можно увидеть элементы боевика. Но по моим ощущениям больше тянет на драму. Потому что образы персонажей раскрывают историю именно в этом направлении. Хотя каждый увидит что-то свое.

По актерской игре тут даже говорить нечего. Все на высшем уровне. Нет такого момента, чтобы можно было усомниться в актерской игре, когда в кадре такие профессионалы как Анатолий Папанов, Виктор Степанов, Валерий Приёмыхов и т. д. Отыграли идеально, без единой помарки.

Но несмотря на все плюсы, именно мне, чего-то не хватило в этом фильме. Нет в нем какой-то частички. Вполне возможно сыграла свое дело простота и бесхитростность картины, а также то, что она слеплена немного грубовато, как и многие фильмы, снятые во время перестройки. Так что оценка средняя.

6 из 10

*Cписок ТОП-250 на момент 05.11.2017

13 ноября 2017

Однажды холодным летом

Фильм отличный. Я бы не рекомендовал его к просмотру любителям динамики, экшена, все же боевики — не конек советского кино. Это кино для вдумчивого просмотра, для тех кто любит смотреть эмоции, как сыгран тот или иной момент, обращать внимание на детали. Несмотря на то, что в принципе в фильме говорят мало, режиссеру удалось создать интересных, запоминающихся и живых персонажей, каждый со своим характером.

Особенно печально смотреть на это после 28 панфиловцев, где отличная операторская работа и постановка боевых сцен была намертво убита абсолютно плоскими, беспомощными картонными персонажами, в которых не то, что не было глубины, но даже элементарной индивидуальности. Вот бы у кого стоило поучится, как полутонами, какими то эмоциями, несколькими мазками, можно создать запоминающихся персонажей.

Фильм очень атмосферный. Холодное лето лишь подчеркивает мрачность поселения. Суровость, тягостность северной природы, ссутулившиеся деревенские дома — формируют чрезвычайно знакомый тоскливый пейзаж русской глубинки. В купе с реалистичностью и некой лаконичностью кульминации создает абсолютно уникальное ощущение присутствия, веры в происходящее, не скатываясь в излишнюю натуралистичность и бытовую чернуху.

К сожалению, многие просто не понимают фильм и пытаются выдать его за идеологический продукт, излишне политизировать. Я считаю этот фильм данью уважения, своего рода памятью всем невинно осужденным, попавшим в жернова государственной машины по ошибке, ни за что, а таких, все же было не мало. О тех, кто лишился всего, попав в круги Солжениценовского ада, но при этом остался человеком, не растерял совести, сострадания, веры в людей.

Однозначно к просмотру, для людей с багажом, хотя бы исторических знаний о той эпохе.

28 января 2017

Почему — это лучший фильм?Й

Я не буду долго разглагольствовать какой гениальный сюжет фильма, какую историческую тему он поднимает.

суть данного фильма в трех вещах:

1-е это тема — и без того преступное государство, в котором бандиты и воры,(в отличии от политических) социально близкий класс, ведь нищем быть в почете, а где нищий там и вор. и вот настал год когда начали освобождать тех кто попал под горячую руку. а в результате в основном бандитов и убийц. у них теперь двойная мотивация. грабили и убивали — получили срок, амнистия, родина дала свободу. так что политические враги, и что родину не любить? грабь, убивай, немного посидишь и отпустят. ведь лучше быть убийцей без идей. чем идейным «пацифистом» или кем угодно

2-е саундтрек, просто гениален. о нем жаль нельзя много рассказать ибо бессмысленно, но он попадает прямо в точку и продирает насквозь. это надо чувствовать — услышав.

3-е мораль, то что еще Булгаков, описывал в Мастере. На правоверных коммунистов и просто управленцев, что тогда что сейчас — нельзя положится. это люди без внутреннего стрежня. когда мир они вроде жестко нами управляют. но когда наступает настоящая угроза. эти двоедушные «официальные лица» вас продадут за пол серебренного. понятно каждый держится за свою шкуру. но не тогда — когда отвечаешь за шкуры других. в конкретном случаи — мерзкие, жалкие коммунисты, без труда стали предателями. а когда власть поменялась сразу стали ярыми коммунистами. ибо только такие могли тогда выжить и остаться у власти но прощенья им нет…

22 января 2017

Когда то раньше…

- Шура, вот что скажу. Людям, сейчас особенно, доверяться нельзя. Люди, Шура, — такие козлы.

- Ты сам-то кем раньше был?

- Раньше? Когда раньше-то, Шурочка?

Я достаточно неплохо знаком с советским кинематографом, хотя и не испытываю к нему особо теплых чувств. Но этот фильм я посмотрел сейчас впервые. Сел смотреть даже не читая синопсиса и весьма удивился, когда увидел подобную историю.

Летом 53-го, после смерти Сталина, объявляют амнистию. В стране резко вырастает уровень преступности. А в глухой северной деревне продолжают отбывать свой срок двое политических ссыльных. Именно им предстоит вступить в схватку с бандой уголовников, которые захватили деревню…

Фильм неплох. Весьма неплох. Сюжет достаточно интересный и захватывающий. Где то даже непредсказуемый, но с пометкой «особо не вникать в детали». Ибо ляпов и несоответствий достаточно много, и при глубоком, вдумчивом просмотре это может испортить впечатление от фильма.

Если определять жанр фильма, то тут намешана целая гремучая смесь. Тут и криминал, и драма, и где то даже можно увидеть элементы боевика. Но по моим ощущениям больше тянет на драму. Потому что образы персонажей раскрывают историю именно в этом направлении. Хотя каждый увидит что то свое.

По актерской игре тут даже говорить нечего. Все на высшем уровне. Нет такого момента, чтобы можно было усомниться в актерской игре, когда в кадре такие профессионалы как Анатолий Папанов, Виктор Степанов, Валерий Приёмыхов и т. д. Отыграли идеально, без единой помарки.

Но несмотря на все плюсы, именно мне, чего то не хватило в этом фильме. Нет в нем какой то частички. Вполне возможно сыграла свое дело простота и бесхитростность картины, а также то, что она слеплена немного грубовато, как и многие фильмы снятые во время перестройки. Так что оценка средняя.

6 из 10

13 января 2017

Прощание с эпохой

Ушёл великий вождь, в стране разброд и шатания, недоумение — как без Вождя то? А пока, катится всё по инерции, но скоро грянут перемены, и ещё какие — мне кажется, по удару по менталитету русского человека сравнимо с расколом… Живёт себе тихая деревенька, и не ведает, не знает, что большие дяди наверху отпустили немало уголовников и шпаны, интересный вопрос — много ли было среди амнистированных, политических? Судя по событиям, которые произойдут у нас на глазах, осчастливили как всегда не тех.

В последнее время в некоторых фильмах проскакивали идеи, типа и сволочи, и шпана очень помогли выиграть войну…

Здесь всё на месте, и каждый человек, каждый участник событий как на ладони. И политзаключённые, так и остающиеся париями для власти, и уголовники — типы без всякого романтичного флёра, и население, которое трудно назвать массовкой — один беззвучный крик о помощи чего стоит.

И музыка — пробирающая до дрожи, создающая именно то настроение, что необходимо и ни на йоту больше.

Великие актёры, великое кино.

23 декабря 2016

История как она есть

Говорить об этом великом фильме можно очень долго. Но можно сказать и кратко — такие фильмы необходимо показывать тем, кто сейчас вопит о «великом вожде товарище Сталине» и всячески восхваляет этого кровавого мерзавца. Фильм отражает сущность того, что происходило с народом и страной во времена правления Джугашвили, когда миллионы лучших людей страны оказывались в лагерях или у стенки. В образе Копалыча в блистательном исполнении Анатолия Папанова отражены судьбы русских ученых, интеллигенции — вроде Королева, Вавилова, Лихачева, Чаянова. В образе Лузги — судьбы простых людей, солдат, своей кровью добывавших победу в войне — ту самую победу, лицемерно приписываемую некоторыми пресловутому «генералиссимусу». Да что там солдат — достаточно вспомнить судьбы маршалов вроде Рокоссовского — тех, кто в действительности руководил фронтами во время войны… И судьба у всех этих людей при Сталине была одна одна — лагерная пыль. Фильм «Холодное лето 53» обязателен к просмотру всем, особенно молодежи — чтобы знали и помнили подлинную историю своей страны.

1 октября 2016

Драма в карельских лесах или попытка взглянуть на вещи по- другому

«Холодное лето 53-го» многие называют политическим истерном, так сказать вестерном, но снятым в Европе или Азии. По крайней мере, я прочёл это в одном журнале, как официальное описание фильма. Не соглашусь с этим, так как вестерн-истерн — жанр как правило зрелищный, а этот фильм хоть и отчасти зрелищный, но несёт в себе огромную смысловую нагрузку. А как ещё иначе назвать этот фильм? Криминальной драмой? Так история мало связана с криминалом. Боевик? Вы серьёзно? Но суть моего отзыва не в этом. Суть заключается в том, что «Холодное лето» — фильм абсолютно выдающийся, даже спустя почти после 30 лет, после выхода.

Сценарий Эдгара Дубровского просто мощный. История произошедшая сразу после смерти вождя народов, в далёкой карельской деревне, когда в партийном руководстве шла лютая борьба за власть выглядит мощно и правдоподобно. Но есть два нюанса. Амнистия 27 марта 1953 года, по которой около 2 миллионов человек вышло на свободу, затронула только осужденных по уголовным статьям. Осужденных по пресловутой 58-й статье вышло менее полпроцента и вышли только те у кого срок был до 5 лет. Но таких было очень мало, так как после войны, минимальное наказание по этой статье было 25 лет. Понятно, что вышло много уголовников-рецидивистов. Процент преступности за полгода от амнистии и до прихода к власти Хрущёва увеличился в разы. В этом обвинили позже Берию. Но указ об амнистии вышел за подписью Ворошилова! Здесь второй нюанс.

Поговорим о героях.

Сергей Басаргин, он же Лузга — герой Валерия Приёмыхова. Фронтовик, бывший разведчик попавший в окружение. Заметим, что ситуация вполне рядовая. Она не всегда завершалась передачей дела в компетентные органы. Но если завершалась, то понятно, что штрафбатом она не светила. Лузга выглядит как человек которому всё равно. Но его можно понять. Человек кровь проливал, родину защищал, а его под трибунал? В конце концов, в нём героизма больше чем во всех этих капитанах, начальниках, которые ничего не предприняли в самый важный момент. Приёмыхов этим фильмом показал и доказал, что он актёр социально-героический.

Николай Павлович Скоробогатов, он же Копалыч — последняя роль Анатолия Папанова. Лебединая песня великого актёра. Осужденный инженер (заметьте, его профессия не случайна) которому осталось отбыть ещё некоторое время ссылки, который не побоялся вступить в схватку с бандитами.

От героев положительных перейдём к героям отрицательным.

Зотов -герой Юрия Кузнецова, известный у нас как «Мухомор» из «Ментов», сыграл здесь речь небольшую, но заметную. Он конечно не злодей, но своей трусостью, погубил одного человека и чуть не погубил других. Недаром Лузга, чуть не прибил его в конце фильма.

Фадеич, капитан рейда сыгранный Владимиром Кашпуром такой же «герой». Весь фильм ни черта не делал ничего, ради спасения людей. А под конец просит Лузгу, чтобы тот рассказал о «руководящей роли» Фадеича. Здесь мы видим безразличие миллионов советских людей живших в эти годы. Советский менталитет, я не я, хата не моя, несмотря на коллективизм насаждаемый сверху.

Отмечу также Зою Буряк и Бориса Плотникова, в роли сына Скоробогатова. Диалог с Лузгой, в самом конце фильма, наверное самый сложный момент фильма. Для бывшего фронтовика, крайне сложно понять, как можно отказаться от родного человека?

1988 год — год выхода фильма, это год перестройки и разборов нашего прошлого. Хоть и культ личности Сталина был развенчан на XX веке, но многого советские люди не знали. Многие не понимали как произошли репрессии в СССР. Как страна попала под тоталитарный строй?

Этот фильм хоть и не раскрывает всех ответов на вопросы, но позволяет понять многое.

Отмечу отдельно, гениальную музыку Владимира Мартынова. Эта заглавная тема пронизывающая красной нитью весь фильм — гениальна. Симфония сравнимая разве что, с самыми гениальными вещами Эдуарда Артемьева.

Я бы поставил бы этот фильм на один уровень, с «Покаянием» Тенгиза Абуладзе.

Эти два фильма, хоть и разные, но рассматривают период правления вождя народов, как нечто ужасное в истории страны.

P.S: Рабочее название фильма — «Ближняя история». Ближняя, потому что в той или иной степени коснулась наших семей

10 из 10

1 мая 2016

А в деревне чужие есть?

- Шура, вот что скажу. Людям, сейчас особенно, доверяться нельзя. Люди, Шура, — такие козлы.

- Ты сам-то кем раньше был?

- Раньше? Когда раньше-то, Шурочка?

Поначалу я напряженно отнесся к этому фильму. Прочитав синопсис я мало что понял, да и название ни о чем мне не сказало. Порывшись в актерском составе, я купился на Папанова и сел за просмотр.

Пятьдесят третий год. В поселении отбывают наказание политические заключенные, которых все называют врагами народа. Живут не то чтобы беззаботно, но и без особых трудностей. Но тут умирает Сталин. По этому случаю объявляют амнистию, и вся грязь хлынула на свободу. Небольшая группа воров и убийц захватывает поселение, в котором и отбывают свое наказание наши главные герои…

Первое что хотелось бы сказать, это то, что здесь присутствует достаточно интересный сценарный ход. Сюжет казалось бы течет плавно и размеренно — потом резко начинает буря. Снова стихает — и налетает буря еще сильней. И так весь фильм сменяются сюжетные повороты. Как только начинаешь привыкать к одному, все вдруг переворачивается вверх тормашками. За такими сюжетными переменами очень интересно наблюдать.

По актерам говорить даже ничего не хочется. Все сыграли просто замечательно. А если кто то, в некоторых моментах не дотянул, то это незаметно из-за интересного сюжета.

Не считаю себя любителем советского кинематографа, но этот фильм мне очень понравился. И оценка заслуженно высока.

8 из 10

3 марта 2016

Не верю

Этот фильм — первый кинопроект режиссера Прошкина, ранее снимавшего картины для ТВ (из его телевизионных проектов выделяется сериал про Ломоносова). Поначалу «Холодное лето» кажется неплохим. Фильм реалистичен, правдоподобен, с выверенной последовательностью сцен и хорошей актерской игрой, Владимир Кашпур в роли капитана рейда так и вовсе аутентичен — настоящий деревенский типаж. «Холодное лето» держит планку до сцены «запрещаю вход на государственную пристань» включительно. После этого, к сожалению, художественная достоверность выдыхается и становится ясно, что вся история — не более, чем предлог для банального и предсказуемого истерна, построенного на намеренном (!) грандиозном ляпе: бандиты перестают приглядывать за пленниками, благодаря чему и развивается весь последующий сюжет. Критиковать дальнейшее у меня нет желания.

Анатолий Папанов оказался нужен фильму лишь в качестве сюжетной приманки. Главному герою нужен напарник — дадим ему напарника, тем более, что напарник всегда повышает кассовые сборы. Мало того, в концовку ни к селу, ни к городу приплетен дубль с Папановым и даже вслух специально оговорено, что это его последняя роль. Зачем это?.. Чтобы пустить у зрителя слезу? Или чтобы хоть как-то оправдать пустую и откровенно недостойную Папанова роль? Видимо, для того, чтобы убить обоих зайцев разом.

Немая героиня Нины Усатовой по мере развития действия становится все более неадекватной, падает на ровном месте и ведет себя в общем и целом необъяснимо. Когда столь серьезные актерские старания — да что там, самоотверженность — идут коту под хвост, от этого становится как-то грустно. Что касается бандитов, то они, исключая зловещего бородача-снайпера, малоубедительны и не внушают никакого ужаса.

Тут дело даже не в том, что фильм исторически недостоверен (о чем я, кстати, узнал из отзывов здесь же на кинопоиске, за что их авторам большое спасибо), а в том, что он попросту средний, несмотря на старания создателей. Он неискренний и насквозь конъюнктурный. Претензии на художественную правду приглянулись тогдашним массам, потому что их привлекло не качество фильма, а новая для советского кино тематика. Даже финальная сцена с чемоданчиками, весьма удачная сама по себе, в этом неподходящем антураже смотрится пафосно-сентиментальной. Она бы больше подошла какому-нибудь другому фильму, лучшему, чем этот. А в картине Прошкина она бессмысленна, потому что не способна ничего улучшить.

Из-за неплохой первой трети фильма и из уважения к Папанову нейтральная оценка.

12 февраля 2016

Дух Эпохи

Попалась это лента мне в рекомендациях кинопоиска.

Зацепили актеры и оценки, и я крайне удивлен что не видел раннее, точнее не помню фильма, а музыку ПОМНЮ! Видимо воспоминания из далекого детства.

Кинолента отличается качеством, во всем, самое главное она передает ДУХ времени, актеры все играют просто шикарно, а персонажи — без яркой внешности все получились с изюминкой и колоритные, каждый играет свою роль в этой жизни. Кто то с первых минут кажется бродягой-лентяем, кто то наоборот трудягой, третий выслуживается перед властью.

Страна восстановилась за пять лет после величайшей катастрофы — Второй Мировой войны, но нас она особенно потрепала. Страна потеряла огромное количество людей, инфраструктуры, разрушенные города, поселки, да что там говорить во всех областях был кризис. Мы восстановились за 5 лет, сколько бы не было упущений у Сталина благодаря ему мы победили и восстановили страну, уже в 1947 отмена карточной системы. Но это все не суть, как у любого Великого правителя — величие выражается и в ошибках которые были.. . огромное количество репрессированных людей, хотя такая практика была и в США и в Англии во время и после войны, когда «подозрительных» людей садили в лагеря, по национальному принципу и по подозрениям, но мы почему то видим уникальность случая только и у нас.

Самое главное на мой взгляд то что показано в киноленте — дух который мы потеряли, сегодня большинство не будет способно на поступки как у героев Папанова и Приёмыхова, сегодня люди не готовы отдать себя в жертву ради других, а ведь на этом зиждется выживание общества, государства.. . да что уж там — Цивилизации в планетарном масштабе. Отдельно я упомяну музыку — она тут в тему, очень подчеркивает происходящее и западает в душу. Реализм происходящего поражает, Когда Манков убегал от зеков были мысли «сейчас он добежит до дома схватит ппш и всех свалит» ведь обычно в таких сценах в современных фильмах «стрелки» мажут по цели, но не тут то было. В этот фильм веришь, в этом фильме ты проживаешь как в альтернативной реальности, и при этом фильм простой и понятный русскому человеку, не важно какого уровня мышления, ибо он наш по духу.

Я рекомендую данную киноленту всем, особенно молодежи, Спасибо за прочтение!

22 декабря 2015

Катарсис

Этот фильм при всяком просмотре поражал меня — и силой образов, и прорисовкой типажей, и музыкой. А сейчас ещё увидел в нём и многослойность персонажей, и почти иконические артхаусные ходы — например, с очумелой девкой, бредущей посреди изгиблой деревни.

И сейчас больше, чем раньше открывается фундаментальность посыла этого кино. То, что в нём показано, вечно: все эти типы снова разворачиваются в нашей постылости. Цикл замкнут, и то, о чём грезили в 1987 году, снимая этот фильм, ныне подошло к своему опровержению. И мерещится уже новый Копалыч, лет через тридцать ошарашено приговаривающий в каком-нибудь хайтек-концлагере: «Дмитрий Медведев — враг народа?..» Всё сходит к тому же. Повспоминали мы ужас и зверства большелюг, поцокали языками, попускали слезу над Солженицыным и… И ничего, никаких уроков. Мы снова пустили ту же мразь наверх и сами стали такой же низовой мразью, какая замечательно показана в фильме. Здесь нет ни личного героизма, ни общественной памяти — всё тонет в серой слизи нашего безучастного безвременья. И думая об этом, вспоминаю свой юношеский пафос, драматически бодривший ум после давних просмотров этого фильма: «Нет! Мы не такие! Я-то точно не такой! Это не повторится: ни Сталин, ни Берия, ни осатанелые урки, ни самовлюблённые менты!». Не просто повторилось, господа. ЭТО никуда и не уходило. Просто нам дали поиграть в катарсис, изобразить историческое покаяние, погримасничать в нормальных людей. Теперь эта клоунада утомила, маски сброшены, колючая проволока заново смазана и размотана по всей поверхности наших азиопских мозгов. И ничего нет, кроме безысходного тихого ужаса…

8 из 10

2 октября 2015

Об одном жалею: годы…

За последние двадцать лет появилось очень много фильмов, пытающихся наглядно продемонстрировать, какой советская эпоха, а именно, сталинская, была на самом деле. Вернее, как «пытающихся». По факту, весь их колорит состоит в смаковании темы перегибов сталинской системы, а именно — репрессий, бесспорно, политических, причём, тема эта, раздутая самими режиссёрами, снимающими подобное, и отзывами зрителей, пытающихся вспомнить подобные истории из прошлого своих далёких предков, раздута настолько, что скажи слово «сталинизм» — и миллионы ответят «политические репрессии». Причём, как уже многие могут понять, бесполезно упоминать в таком контексте о том, что репрессиям подвергались не только диссиденты, но и, в большей части, обыкновенные уголовники, около двух миллионов которых вышло на свободу после хрущёвской амнистии.

О чём же этот фильм?

С одной стороны, в нём весьма символически, но, при этом, достаточно полно раскрывается тема перегибов советской системы двух периодов: сталинского и хрущёвского. Сталин умер, Берия расстрелян, Хрущёв милует заключённых ГУЛАГов, и тут выясняется страшное: оказывается, в лагерях сидели не только бедные инженеры и окруженцы, но и обыкновенные отморозки, считающие, что, раз трудовой народ более зла не держит, можно смело продолжать заниматься прежними делами: насиловать, грабить ну и вообще шиковать, причём, голод оказывается настолько сильный, что не удерживается даже культурный облезлый «законник». Против них выступают двое бывших политических ссыльных: Лузга, капитан армейской разведки, вышедший из окружения и попавший по подозрению в шпионаже, и Копалыч, чья история точь-в-точь повторяет, как ни странно, историю моего прадедушки: главный инженер н-ского предприятия был задержан по подозрению в шпионаже и отправлен туда же, куда и Лузга, с которым за четырнадцать лет лагерной жизни, как ни странно, они ни разу не поговорили по душам.

С другой стороны, нам показывают обыкновенную драму из истории такой знакомой нам деревни. Судя по названию фильма, естественному антуражу и, в целом, истории главных героев, можно предположить, что действие происходит где-то в Сибири, однако, некоторая ассоциативная линия может абсолютно спокойно пройти с Карелией или Ленинградской областью, да и вообще — с любым северным или северо-западным участком нашей страны, а на деревнях эта страна очень долгое время держалась, поэтому стоит ли говорить, что по всему постсоветскому пространству (да и миру) таких — великое множество, а на месте главных героев в ровно такой же ситуации мог оказаться обычный рабочий с завода в компании с библиотекарем, либо просто — двое мужиков, которых обыденные проблемы довели до апатии, но при реальной опасности они будят в себе глубокое чувство солидарности и личного долга и идут сражаться с превосходящими силами противника? Нам даже не показывают флешбеки из их личной жизни до показанных событий, потому как их истории — вполне обыденные, и таких были тысячи, даже если бы их малость изменили, это ни на что бы не повлияло, и это даёт зрителю полное моральное право отождествлять себя с персонажами, причём, как главными, так и второстепенными. Отметим также, что, хотя нам и дают кое-какие намёки на «истинные лица» членов общей антибандитской коалиции, выделить правых и виноватых мы не можем, ведь даже гос. чиновник, оказавшись в заложниках у грабителей, пытался по максимуму сгладить ситуацию, и ему, по большому счёту, просто не везло: то в собственном сарае ствол к виску приставят, то бабка записку милиционеру выбросит, а тот, пройдя мимо, даже не заметит, что прямо под ногами откуда-то взялся чистый белый лист бумаги… то Лузга, проверяя трупы убитых уголовников на наличие ППШ-41, не догадается сделать по контрольному в голову, из-за чего их будут ждать большие неприятности…

Фильм, хотя и рассказывает о депрессивной ситуации, призван не столько вогнать зрителя в такое состояние, сколько несколько его приободрить. Отличная музыка, блестящая игра актёров и прекрасные пейзажи нам говорят об одном: это — жизнь. Примите её такой, какая она есть.

К просмотру рекомендую.

10 из 10

Вечная тебе память, Папанов.

12 сентября 2015

Когда я садился за просмотр этого фильма, то судя по названию, ожидал увидеть как советская промышленность восстанавливается после войны, и люди приспосабливаются жить по новому. Однако был достаточно удивлен уже минуте на 20-ой. По сути я оказался прав. Вот только бывших зэков, стреляющих и убивающих все что движется, я явно не ожидал увидеть.

Пятьдесят третий год. По случаю смерти Вождя объявляют амнистию. Далеко не исправивишиеся заключеные совершают разбойное нападение на глухую деревушку. Завладев всем оружием в деревне и посадив всех жителей под замок, бандиты ожидают вечерний катер, на котором собираются уйти. Вот только двое политических заключенных, отбывающих там ссылку за измену родине, не согласны с таким положением дел…

Фильм достаточно долго раскачивается, на мой взгляд. Некоторые вещи сложно разом удержать в голове, а некоторые моменты в начале не вяжутся с концовкой. В остальном фильм отличный.

Смотреть рекомендую.

7 из 10

8 июня 2015

Никто не хотел умирать

« -Так хочется пожить…» (с)

В годы Перестройки, когда в Советском Союзе наконец то настала эпоха всеобщей гласности, важнейшее из искусств получило возможность говорить на ранее запрещённые темы. Одной из которых была непопулярная тема политических репрессий периода культа личности товарища Сталина. Народ с интересом отреагировал на появление кино подобной тематики. Правда из дня сегодняшнего видно, что большинство тех «перестроечных» фильмов были низкого профессионального качества, представляя из себя по большей части отъявленную «чернуху». Но были среди них и несколько стоящих внимания и современного зрителя лент. На тему «сталинизма» тогда весьма жёстко высказались Кончаловский (в кооперации с американцами), Кара и Наумов. Уже после распада Советского Союза этой темы коснулись Герман-ст. и Михалков. Фильм последнего, как мы знаем принёс нашей родине Оскар (на сегодняшний день — последний)…Но помимо мэтров, снять качественный исторический фильм удалось молодому, только начинающему кинорежиссёру Александру Прошкину. До того телевизионный постановщик известный в основном по сериалам «Россия Молодая» и «Михайло Ломоносов» (современному зрителю знаком по экранизации «Доктора Живаго» с Олегом Меньшиковым), дебютировал в полнометражном кино. Поставленное им «Холодное Лето 53 — его», получилось не только боевиком на тему сталинских лагерей, но в целом замечательным фильмом — крепкой исторической социальной драмой, снятой в духе популярных в советское время вестернов. Только в отличии от лучших образцов так называемого «истерна» («Неуловимые Мстители», «Белое Солнце Пустыни» и «Свой Среди Чужих…»), переместив героев из времён Гражданской Войны в послевоенные годы — финал сталинской эпохи…

Написанный Эдгаром Дубровским сценарий рассказывал напряжённую историю противостояния нескольких жителей отдалённой сибирской деревеньки и нагрянувших в те места амнистированных уркаганов. Время действия — лето 53 -его, когда после смерти Вождя, его приемник Берия желая добиться расположения народа объявил всеобщую амнистию, и из лагерей вышли тысячи заключённых, среди которых были не только политические но и опасные преступники. Сценарий у фильма написан просто мастерски. Чётко прописанные персонажи, каждый из которых отдельно существующая, самостоятельная личность. Грамотно построенный костяк сюжета, с плавным переходом от социально — бытовых проблем эпохи к дракам, погоням и перестрелкам. Не смотря на обилие последних, экшен не самоцель картины, поэтому запоминается вовсе не приключенческая составляющая ленты, а сам драматичный сюжет и его центральные герои. Это — бывшие политзаключённые «Копалыч» (Анатолий Папанов) и «Лузга» (Валерий Приёмыхов), незадолго до этого вышедшие на свободу, но имеющие ещё несколько лет вольного поселения в этих краях. Первый — пожилой интеллигент, в прошлом инженер и директор крупного завода Николай Старобогатов, арестованный ещё до войны и обвинённый в шпионаже в пользу Англии. Второй — средних лет мужчина Сергей Басаргин — бывший капитан разведки, которому не повезло выбраться из немецкого плена одному — был обвинён в измене Родине и отправлен в лагерь. Прочие персонажи: участковый милиционер Манков (Виктор Степанов), капитан рейда Фадеич (Владимир Кашпур), местный уполномоченный Зотов (Юрий Кузнецов), глухонемая Лидия Матвеевна (Нина Усатова) и её дочка Шура (молодая Зоя Буряк). Самыми фактурными из них, пожалуй вышли капитан рейда (запомнился эпизод, когда он бесстрашно вышел на встречу шагавшим в его сторону бандитам и уверенно сказал в рупор «-Не сметь заходить на государственную пристань!»), и мент -фронтовик в исполнении колоритного как всегда «Ермака» Виктора Степанова. Сцена бандитской расправы над которым снята довольно жестоко и вызывает сильные душевные эмоции.

Но ведущие роли здесь у Папанова и Приёмыхова. Они настолько органично вписались в своих героев, что сложно представить на их месте кого то другого. А ведь изначально Прошкин рассчитывал на то, что «Копалыча» сыграет Вацлав Дворжецкий. Настолько попал в предлагаемый образ великий советский актёр Анатолий Дмитриевич Папанов, что своей игрой вызывает противоположные эмоции — от комедийных до драматических. Осуждённый интеллигент в его исполнении получился ярким и запоминающимся героем. Спокойный и неторопливый, рассудительный и тихий. Но в тоже время смелый и готовый постоять за слабых, ищущий справедливости человек. Его история вероятно типична для всех репрессированных до войны граждан Советского Союза — узнав о скором аресте, Старобогатов посылает весточку жене, что бы та вместе с сыном — заканчивающим школу молодым человеком, от него отказалась, дабы избежать его участи. И с тех пор он не получал от семьи не каких вестей, и лишь успокаивал себя мыслями о том, что жена поступила как он велел и сейчас с ними всё хорошо. Правда судьбу сына он не знал, так как тот мог погибнуть в военные годы… Каким запоминающимся получился его монолог, в котором Старобогатов говорит Сергею о том, что хочет ещё нормально пожить и поработать на благо Родины. А так же тот, в котором старик берёт ружьё со словами « -Мы должны покончить с этой сволочью!», и вместе с Басаргиным вступает в неравный бой с уголовниками. Который ему, увы, не суждено будет пережить…

Банду амнистированных сыграли колоритные мордовороты, среди которых был Виктор Косых (памятный по роли «неуловимого» Даньки) — в роли уголовника по кличке «Шуруп». Их вожака — вора в законе «Борона», сыграл безупречный в подобных ролях Владимир Головин. Бандиты показаны такими какими они бывают в реальной жизни — разношерстными, отчаянными и жестокими субъектами. Правда у некоторых есть своя философия, как например у «Борона», который высказывается против советской власти и спорит с госслужащим Фадеичем, а так же не даёт своим отморозкам по чём зря убивать местных. Но всё же — бандиты это — бандиты. Картина чётко отделяет положительных и отрицательных героев.

Сценарий картины показывает актуальную для России ситуацию, когда ошибки Кремлёвских деятелей расхлёбывать приходится простому народу далёкому от государственной политики и подковёрных игр крупных чиновников. Режиссура уверенна и профессиональна. Операторская работа Бориса Брожовского может чересчур проста, но это кажется только благодаря просмотру сотен американских экшен картин. Для советского мейнстрима «Холодное Лето…» — было образцовым боевиком. Музыкальное сопровождение фильма, написанное композитором Владимиром Мартыновым вышло тревожным, грустным и аутентичным данному ретро — стилю (так же запомнилась песенка «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна.»)…

Роль «Копалыча» стала последней для Анатолия Дмитриевича Папанова, памяти которого он и посвящается. Великий актёр не сумел завершить работу над ролью, и часть его реплик озвучил мастер дубляжа Игорь Ефимов. Для Валерия Приёмыхова «Холодное Лето…» стало прорывным фильмом в карьере, и определило его амплуа — актёра остросоциальных, «проблемных» картин. Фильм так же стал лучшим в фильмографии Александра Прошкина, в последствии не создавшего нечего столь же по восприятию мощного.

10 из 10

13 мая 2015

Снять реалистичный фильм по законам вестерна удалось разве что Куросаве. Режиссеру Александру Прошкину — не удалось, швы оказались слишком заметны. В то, что бывший капитан разведки практически в одиночку справляется с вооруженной бандой уголовников поверить сложно, но еще можно. В то, что этот профессионал дважды позволяет себя выследить и взять на мушку (капитан разведки!) — уже труднее. В его же потрясающую везучесть и ловкость, позволяющую оба этих случая тут же обернуть себе на пользу — это, пожалуй, уже слишком. Режут глаз не только условности жанра, но и банальные штампы. Оборот сюжета, когда халатно недостреленным и совершенно забытым (как же так, капитан разведки?) из всей банды оказывается именно самый опасный преступник — пахан — вызывает легкую зубную боль. Когда главный герой в белой рубахе (чтобы в сумраке быть лучшей целью для пуль?) набрасывается на пахана, чтобы прикончить злодея голыми руками (хотя у героя есть нож), эта боль усиливается.

И все-таки фильм, хотя и грешит недостоверностями сюжета, получился внутренне правдивым, — ведь его фундамент прочно стоит на правде. Той правде, которой так долго и скрытно болела страна. Тут фильм бьет без промаха. В центре — два заключенных, отсидевших по пятьдесят восьмой статье (политических). Две типичных для ГУЛАГа судьбы. Один (Копалыч, последняя роль Анатолия Папанова) — талантливый инженер, мечтающий вернуться к работе по специальности, мог бы приносить стране огромную пользу. Страна его оклеветала, лишила семьи, швырнула на неквалифицированные работы. Второй (Лузга, лучшая роль Валерия Приемыхова) — боевой офицер советской армии. За кратковременный плен страна определила его в изменники, приравняла к фашистам и бросила гнить в лагерь. «Фашисты» — по многочисленным свидетельствам заключенных именно такой кличкой называли в лагере «политических» урки и вертухаи. «Что, гад, родину не любишь?!» — издевается над героем Приемыхова уголовник, прежде чем ударить в лицо. «Я воевал, пока ты немцам сапоги лизал» — презирает участковый милиционер. «У нас, между прочим, просто так не сажают!» — бросает деревенская девушка. Непрерывное унижение. Потерянные семьи, так часто отрекавшиеся от разоблаченных врагов народа. Срок кончился, умер Сталин, вроде бы смягчается власть. Но ты по-прежнему в ссылке, по-прежнему в списках, на подозрении, на мушке. По-прежнему человек второго сорта.

И, как дополнительное изощренное издевательство, рядом всегда уголовники — профессиональные воры и убийцы, которых советская теория определяла, как «социально близких», заблудших представителей рабочего класса, подлежащих перевоспитанию. Сталинская власть всегда была неизмеримо снисходительнее к ним, чем к политическим, считавшимся неисправимыми классовыми врагами. И вот, пока большинство политических так и не восстановлены в правах, блатные снова торжествуют — амнистия.

Всякий, читавший мемуары лагерников, многое отметит и узнает в этом фильме. Это не просто кусок черного хлеба делят Лузга и Копалыч. Это важный символический ритуал, ведь они уже не в лагере, но все же это она — драгоценная лагерная ПАЙКА. Доходяги! — презрительно называет их бандит. Излюбленное лагерное слово, означавшее надорвавших здоровье и силы зэков; доходивших — то есть двигавшихся к скорой смерти.

«Холодное лето пятьдесят третьего» ­- не первый фильм, заговоривший о сталинских репрессиях, об отношении советской власти к военнопленным. Тремя годами ранее была, наконец, снята с полки «Проверка на дорогах» Алексея Германа. Перестройка шла полным ходом. Но, как минимум, по охвату аудитории фильм такого рода стал прорывом — в 1988 году его посмотрело почти сорок два миллиона человек.

Сейчас, через тридцать лет после премьеры «Холодного лета…», его мощный публицистический заряд снова становится актуальным. Не исключено, что фильм еще переживет свое второе рождение. В школах режиссерского мастерства его показывать будут вряд ли. А вот в обычных, средних — было бы в самый раз.

2 мая 2015

Очень сильный фильм, заставляющий любого хоть капельку задуматься над своей историей. Очень сильные актеры, создавшие убедительные образы тех людей, что столкнулись с чудовищной несправедливостью и вынужденные — ибо другого выбора нет -мириться с этим, но при этом остающихся честными и не изменяющих своей собственной совести.

Музыка в фильме невероятно красивая и запоминающаяся. Она настолько точно по своему настроению совпадает с рассказываемой историей, что перестает быть обычным музыкальным оформлением. Она становится почти главным элементом в этом фильме, благодаря которому зритель не только верит тем событиям, что он видит на экране, но и пропускает все это через себя. Именно музыка словно «вскрывает» эту историю и выводит на поверхность весь смысл и сущность этого фильма.

После просмотра этого фильма я была под большим впечатлением. Я считаю, что это самый лучший фильм России. Так реально показана жизнь простых людей. Кто то боится, кто-то верит что власть их защитит, а кто -то защищает свою жизнь. Прекрасная игра артистов, особенно хотелось бы отметить Валерия Приёмыхова. Настоящий офицер, об которого власть вытерла ноги, который практически все потерял, кроме чести и не смотря на это он встает на защиту деревни. Фактически он продолжает защищать Родину, не власть, а именно Родину.

13 апреля 2015

Первое, о чем я подумал сразу после просмотра этой картины, было — боже, насколько реалистично получилось то! Нет, я не жил в те времена, однако, этот фильм полностью погружает зрителя в атмосферу той деревни, того времени. И это, наверное, то самое, чем фильм цепляет в первую очередь.

Не могу не сказать про актеров, которые блестяще играли свои роли. Образы героев в фильме выполнены настолько чётко и профессионально, настолько глубоко, что кажется, словно ты действительно был знаком с этими героями.

Особенно, хочется выделить, кончено, Приёмыхова и Папанова, которые играли главные роли в этой ленте. Для последнего эта роль стала последней в жизни.

У меня сложилось впечатление, что это чуть ли не детектив или боевик, в котором два жителя противостоят банде бывших уголовников, отпущенных по амнистии. Но, это кино, конечно же, намного глубже. Здесь раскрываются проблемы маленьких людей в большой стране, которая, в свою очередь, стоит на пороге больших перемен.

Ну, и, конечно же, взгляд матери в конце фильма, наполненный скорбью и тоской, заставляет как то иначе ко всему относиться.

10 апреля 2015

Боевик Холодное лето пятьдесят третьего... появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Александр Прошкин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Валерий Приёмыхов, Анатолий Папанов, Нина Усатова, Юрий Кузнецов, Сергей Власов, Борис Плотников, Виктор Косых, Елизавета Солодова, Владимир Головин, Алексей Колесник, Андрей Дударенко, Дарья Карпова, Константин Лабутин, Татьяна Лебедькова, С. Мартанов.

Страна производства - СССР. Холодное лето пятьдесят третьего... — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.