Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Визит к Минотавру |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эльдор Уразбаев |
сценаристы: | Георгий Вайнер, Аркадий Вайнер |
продюсер: | Яков Сапожников |
видеооператор: | Александр Рыбин |
художник: | Сергей Серебренников |
монтаж: | Валентина Миронова |
жанры: | приключения, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 ноября 1987 г. |
на DVD: | 6 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
'Плотью живой он в могилу живую уходит' - Лукреций
Один из лучших проектов второй половины восьмидесятых. Лента потрясает сочетанием криминальной канвы и внутреннего психологического подтекста. Ну а сюжетные параллели поисков скрипки Страдивари в советской Москве и биографии самого Антонио Страдивари при всей своей дисгармоничности завораживают. Когда зритель регулярно перемещается из одной эпохи в другую... да еще и лицезреет одного и того же актера в качественно разных ролях... Так нас подводят к тому, чтобы внимательнее отнестись и к упрямому, сжатому как пружина следователю Тихонову, так и к жестокому перфекционисту Антонио. На первый взгляд они не слишком похожи и попытки понять причину их поступков создают дополнительный смысловой план для этого фильма.
И это лишь одно из многочисленных составляющих успеха этой ленты. Нужно еще отметить и то, как умело советский Вильнюс преобразился в средневековую Италию. Истинными итальянцами тут выглядят и Сергей Шакуров, и Ростислав Плятт и многие другие. Предположим, что создатели получили бы возможность снимать в той же Генуе, а на роль Амати получили бы Дино Риззи. Не думаю, что вышло бы лучше. Творческая смелость и магия кино подчинили себе реалии.
Блестяще в ленте подана и любовная линия. Между Сергеем Шакуровым и Анной Каменковой 12 лет разницы, но с первого кадра возникает некое напряжение, химия. Острота появляется уже в силу того, что эти двое оказываются вместе. Апофеозом становится сцена близости в кабинете. Авторы сумели многое смягчить, но при этом показать и страсть, и служебный оттенок романтических порывов.
'Визит к Минотавру' выделяется не только положительными персонажами. Тут есть множество второстепенных 'обитателей', портреты которых далеки от идеала. Авторы сумели дать простор таким актерам, которые смогли раскрыть их максимально точно. Ну разве можно представить себе другого Иконникова, нежели Гафта, печально и надменно угрожающего следователю ядовитой змеей? Разве мог истеричный алкоголик Обольников быть иным, нежели кажущийся старым и растерянным Лев Борисов? Разве мог Гриша Белаш выглядеть не как Филиппенко?
Важно заметить, что перед нами совсем не обычный детектив. И это связано не только перекличкой с историей. Очевидного криминала тут не так уж и много. Классические погони и перестрелки проявятся лишь к финалу фильма. А это значит, что все остальное время будет много напряжения. Это будет нервная прогулка по лабиринту скрытой от всех жестокости
10 из 10
6 июля 2024
Это было точно в 1987 году, где-то в конце. Темнело рано, а под ногами так ненавистно хрустел и ломался лёд изморози.
В квартире родители ещё не закончили ремонт (прямо как у следователя Тихонова, но без обилия газет) и я жил у бабушки с дедушкой.
Вечером каждого буднего дня начинался такой интригующий «Визит к Минотавру», но аккурат к его началу возвращался (ныне покойный) родной дядя и ложился спать на диване напротив телевизора.
«Так! Всем на выход! Мне завтра рано на работу!» Но входившей в этот момент (увы, давно умершей) бабушке удавалось отстоять мои права.
«Значит так – свет выключил, звук – на минимум, на кресле не елозить и не сопеть!!!»
И вот я, недвижимый и не сопящий, как на сеансе (почти) немого кино, отслеживаю перипетии в поисках украденной скрипки Страдивари. (Помню, как чуть не подпрыгнул, когда в кромешной тьме в свету экрана неожиданно открылась пасть змеи на фоне отпрянувшего лица Сергея Шакурова.)
Боже, как этот монументальный наш актёр (особенно в роли стареющего Страдивари) так напоминает (умершего) деда!!!
А как я мечтал укусить багет, подаренный Амати подобранному в карету с улицы мальчишке! Посидеть на резных стульях и с заправленной в горловине камзола белоснежной салфеткой с этими непревзойдёнными мастерами за накрытым яствами столом! Отпить вина из их хрустального фужера!
Да, в этом фильме всё сошлось!!! Блестящий сценарий, созвездие талантливых актёров, серьёзная музыка (уникума Эдуарда Артемьева), большая философия, маленькие смыслы и всё, всё, всё!!!
Но больше всего меня поражали диалоги – такие живые и проникновенные, но ни разу не услышанные мною в жизни (даже в интонациях).
Безусловно, вспоминаю по памяти и по сути, так как последний раз пересматривал фильм лет 8 назад.
«На замке, говорите! Да он же слесарь высшего разряда! Ему вскрыть его, как пара пустяков!» (Кожей ощущаю незабываемый тембр голоса Сергея Шакурова!)
«Видишь ли, мой мальчик! Всё дело в том, что ни я, ни мой отец, ни мой дед и вообще никто из рода Амати не использовал при изготовлении лака кавказский молочай.
И это значит…, что ты создал лак Страдивари. И он лучше лака рода Амати!!!» (С такими характерными движениями рук Ростислава Плятта по размазыванию лака и вдыханию его запаха.)
И ответный шедевральный спич Владимира Самойлова (прокурора), пронзающий Михаила Пуговкина (мастера по изготовлению фомок и прочих воровских приблуд) насквозь: «Чего ты мне тут заливаешь про судьбу!? Мы же одногодки с тобой! И пока я на фронте в окопах вшей кормил и в атаки ходил ты здесь, в тылу, с украденной буханкой хлеба под фуфайкой…»
А спустя 30 лет я обнаружил в фильме новый подтекст.
В картине есть практически вся палитра человеческих проявлений. И в первую очередь – зависть, злоба, алчность, страх.
Но в картине я не «увидел» ни капли человеческой любви и счастья.
И, несмотря на наличие в кадре великолепных дам – неповторимой Марины Левтовой (жены Страдивари) и интеллигентной Анны Каменковой (напарницы Тихонова), которую я считаю одним из наилучших примеров советской женщины, в «Визите к Минотавру» в целом творится скупая, кургузая история мужчин.
Следователь Шакурова надёжен как железобетонная стена, но ему уже далеко за 40, а жены «не видно» даже в прошлом. Впрочем, как и у героини Каменковой мужа, а ей ведь тоже далеко за 30 (по ощущениям, а по сценарию – не вспомню). И становится понятней ироничное «предложение» главного героя своей коллеге, брошенное ей между делом.
Страдивари вроде и венчается, и дети у него есть, но все, в конечном счёте, «уходят» от него. И учеников толковых там не видно. (В реальной истории, скорее всего, всё было по-другому. Я сейчас по фильму.)
Про «друзей и единомышленников» обкраденного скрипача (Валентин Гафт (Иконников), Александр Филиппенко (Белаш) и кто-то там ещё) вообще молчу – про каждого, подумав, монографию писать. Мытарства их понять, конечно, можно, но вот последствия – не очень.
И главное – уйдёт поколение, прошедшее через огонь войны, – и снова тати нам будут «протирать мозги».
P.S. А где-то чуть позднее (ныне покойная) мама через «Пионерскую правду» заказала мне почтовые марки на тему «Искусство».
И когда я, восторженный и удивлённый, вскрыл большой конверт пришедшей бандероли, то на стол упала, словно из другого мира по качеству бумаги и печати, южнокорейская марка с изображением скрипки Страдивари с двух сторон и годами жизни её создателя (1644-1737). (А итальянский гений-то крепыш – 93 года!!! – а мне такое и «не светит»!!!)
P.P.S. Не хотелось бы говорить банальностей, но..
Как же коротка жизнь человека!!!
И как она, порой, бессмысленно проходит!!!
Господи, неужели и я (как и Амати) доживу до дня, когда забуду лицо уже умершей мамы!!!??? И оборвётся Ариадны нить…
И я уйду на визит к Минотавру без возврата…
10 из 10
3 мая 2024
…- Значит я не смогу делать скрипки?
- Скрипки не делают. Делают бочки и скамейки. А скрипки, как хлеб, виноград и детей, рождают… Не сеют хлеб в январе, не мнут виноград в мае, и человек должен созреть, чтобы родить себе подобных. Свою скрипку ты еще должен зачать в себе и долго вынашивать…
«Визит к Минотавру», 1987, реж. Э. Уразбаев
А ведь правы были братья Вайнеры. Внутри каждого из нас есть и обитает чудовище. И ведь не просто живёт, тихо пресмыкаясь перед хозяином. А жрёт своего господина. Едва лишь ослабил поводок узды, чуть отпустил вожжи, распоясался зверь. Пытается овладеть, под себя подмять. Хитёр Минотавр и ужасен одновременно. Но на каждого хитреца, как известно, довольно простоты. Тихонов, он тоже, не сегодня родился. Повидал всякого.
Тихонов? Это который же? Тот, что готов придти на помощь. По первому зову. Вячеслав Тихонов? Макс Отто фон Штирлиц? Штандартенфюрер СС из «Семнадцати мгновений весны»? Советский разведчик-нелегал? А что? Вполне. Ведь было же… Посмотрев картину, Генеральный секретарь Леонид Брежнев потребовал присвоить звание Героя Советского Союза полковнику Максиму Максимовичу Исаеву. А узнав, что такого человека нет, вручить звезду Героя Социалистического Труда актёру Тихонову…
Нет. Ни тот это Тихонов. Ни тот.
Так может быть Александр Тихонов? Вся грудь в медалях, вся грудь в орденах. Даже полы костюма в сиянии блеска наград. Видели такое? Встречались с таким? Человек-Победа! Четырёхкратный Олимпийский Чемпион! Одиннадцатикратный Чемпион Мира! Пятнадцатикратный Чемпион СССР! Биатлонист. Стрелок от Бога. Едва ли не «Его» Правая Рука… Только вдумайтесь в этот перечень лихих титулов. А где соперники-то? Где они? Отмахивался как от мошек и комаров. Не моргнув глазом.
Ни он? Опять ни он? Как так?
А-а, понял. Ясно теперь. Это же Виктор Тихонов. Как я мог ошибиться? Главный кудесник по хоккею с шайбой. Это же он, создатель Непобедимой Красной Машины за которой невозможно было угнаться. Это же он, трижды приводил свои команды к Олимпийскому Золоту. Это же у него парни восемь раз брали мировое первенство, перемалывая в труху разных там шведов, финнов, чехов, «американов» и «канадов»… Это же его ЦСКА наводил ужас на соперников и 12 раз становился Чемпионом СССР. Хоккей едва ли «не в одну калитку»… Мастер! Смельчак!
Что? Ни тот это Тихонов? Ни тот?
Так стало быть Андрей Тихонов? Футбольная легенда московского «Спартака»? Любимец болельщиков? Тот, что 11 сентября 1996 года в игре «Спартак» — «Силькеборг» (Дания) забил два гола и, заменив в воротах на 88-й минуте удалённого голкипера Руслана Нигматуллина, при счёте 3:2 отразил опасный удар со штрафного? Спортивный подвиг подаренный нам всем. Значит нашли человека? Нашли наконец того самого Тихонова. Вот радость-то…
Ошибка? Опять? Снова обознались?
Ну, тогда я не знаю кого «мы» ищем. Что ни Тихонов — сплошь и рядом Величина. Что ни Тихонов — Титан величия духа. И не Богатырь вроде обликом, но Соль Земли, точно. Это что ж, стало быть все Тихоновы на Руси таковы? Так что ли?
Да, похоже на то. Все как один.
А ещё есть Тихонов Станислав. Это у братьев Вайнеров в детективно-криминальных романах следователь и сыщик одновременно. Он словно трансформер преображается до неузнаваемости. И лики лиц в воплощении на экране многообразием скрытого внутри. Именно поэтому это и Александр Фатюшин «Лекарством против страха»(1978), это и Михаил Чигарёв в «Город принял»(1979). Это Андрей Мягков «Гонки по вертикале»(1983), это и Сергей Шакуров «Визит к Минотавру»(1987). Долг и служба. Защита и охрана. От капитана милиции до старшего следователя прокуратуры (хотя здесь у создателей ляп). Станислав Тихонов. Вот он. Найден.
Похищена легендарная скрипка Страдивари «Санта-Мария». Похищена из квартиры народного артиста СССР Льва Иосифовича Полякова. И словно в лабиринте Минотавра вынужден на ощупь бродить слуга закона распутывая «нить Ариадны» — к выходу, к свету, к истине. А злоба и жадность притаившегося где-то Чудовища гнилостью потехи — ищи-ищи, с тебя станется. Зависть к гению демонстрируется нам. Ржа как тля сожравшая изнутри потакавшего своему внутреннему демону. Кем человек хочет казаться и кем является на самом деле. Урок каждому. Урок для всех.
Отдельного доброго слова заслуживают переносы в иную эпоху. Где Николо Амати обучает Антонио Страдивари таинству «ремесла». И где Страдивари, сам уже будучи маэстро, наделяет душой инструменты…
Актёрская плеяда портретами образов как выстрелами в зрителей. Едва ли не о каждом можно писать отдельную главу разбираясь в хитросплетениях характера, поступков, судьбы. Но лучше всё таки смотреть на происходящее. И восхищаться. Не только игрой, но прожитыми здесь жизнями. И себе брать крупицы чужого опыта. Хотя бы для усмирения того самого Минотавра, к которому «визит»…
9 из 10
19 ноября 2019
В результате кражи в квартире знаменитого скрипача профессора Льва Полякова пропадает уникальный инструмент — скрипка работы мастера Страдивари. Следователь Тихонов начинает расследование этого уникального преступления.
И в советское время любили упростить, сократить, приблизить к зрителю литературные экранизации, и речь не только о цензуре. В Визите к Минотавру братьев Вайнеров это тоже случилось, как чуть ранее в Месте встречи, но какие-то важные для психологии персонажей вещи умудрились уйти, да и в чисто детективном смысле кое-что разумно вставили (больше драйва, погони и интриги в последней серии), но больше всё-таки ликвидировали и в ущерб.
Во-первых, Иконников. Претензий к Валентину Гафту — ноль. Он играет великолепно. Однако за пределы фильма ушли мотивы его отношений с Белашом и недоговорены мотивы отношения к Полякову (они озвучиваются лишь частично и то больше самим Поляковым) — и самое обидное, что наиболее подробно они изложены слегка в искаженном ключе от Белаша и мало знавшей его аспирантки Колесниковой, а со стороны Иконникова, что для понимания персонажей важно, остались не раскрыты. В романе, помимо жены, фигурирует и ещё одна женщина, Филонова — она проливает свет на многие поступки Иконникова. Однако ж исключили и её…
Во-вторых, механика самого преступления, которое можно было бы назвать длящимся, чуть-чуть иная в фильме и книге, как и психология преступления. Из группы преступников в сериале забыли раскрыть как минимум одного. Более того, там явное противоречие между обычным рецидивистом и хитрым похитителем Страдивари в одном лице. Все ж таки Лопаков — не того полёта фигура. В романе эта дилемма решена интереснее — введением нового лица и очень любопытного… Наконец, задачу Тихонова сценаристы (сами братья, судя по титрам) облегчили парой подброшенных улик и упрощений, и его мастерство, ум и интуиция уже не так очевидны.
Но, как и с Местом встречи, это даже на огрехи тянет с трудом — 5-серийный фильм поддерживает не только детективную, но и характерную интригу. Драма отношений скрипачей и скрипичных мастеров разыграна со всем тщанием и во всех красках актёрского мастерства. Особенно хороши ветераны — Ростислав Плятт (Амати) сыграл одну из лучших своих ролей, а из драматических — точно лучшую. Но особенно прекрасен Владимир Самойлов. Вроде бы чужеродные для основных линий вставки про разгильдяйство, халатность, бесхозяйственность в его устах и эмоциях выдают не столько перестроечные веяния, сколько здравый смысл, житейскую мудрость и принципиальность сильного человека. Особенно хорош разговор с Мельником — столкновение двух мировоззрений, в котором победа за советской моралью, подкреплённой жизнью.
Сюжет со скрипичными мастерами вообще лучший у Вайнеров — гордыня и предательство, труд и талант, зависть и честное имя и, наконец, судьба, которую обмануть не удаётся никому — ни Джузеппе Страдивари, ни Амати, ни самому Антонио… Собственно, Вайнеры воплощают лучшие качества советского детектива — обязательная этическая составляющая, психологизм, характерность и система, побеждающая преступника. Уразбаев (кстати, поставивший ещё и Инспектора ГАИ с Никоненко и Михалковым) — второй после Говорухина мастер, справившийся с таким набором. Жаль, что последний. Снежкин с этим уже не справился в «Следователе Тихонове».
1 сентября 2018
Наткнувшись на этот мини-сериал в своем списке будущих просмотров, не мог вспомнить зачем добавил его. Но тем не менее, я нисколько не пожалел о просмотре.
Сильно порадовало наличие второй сюжетной линии, про становление Страдивари как великого мастера. Очень поучительная история, о том сколько труда понадобилось, чтобы добиться признания и превзойти учителя.
Основной сюжет, признаться, заинтересовал меня меньше, видимо потому что слабо продуманы детали расследования. Однако, в целом сериал берет своей атмосферой и рядом историй, которые показывают, что упорным трудом можно добиться хорошей жизни. В то время как зависть ни к чему хорошему не приводит, даже если у тебя потенциал гения.
В заключении скажу, что такие картины надо смотреть почаще, заставляют задуматься.
7 из 10
28 января 2017
«Визит к Минотавру» — один из ярчайших образцов советского детектива (который заслуживает не меньшего внимания, чем детектив английский). Самый заметный из многочисленных плюсов этого произведения — сильный психологический подтекст: следователь Тихонов не просто ищет украденную скрипку, противостоя преступникам, он еще и вступает в сильный психологический конфликт со своим внутренним Минотавром — воплощением всего самого худшего в человеке. Как мифический Тесей, Тихонов бродит по лабиринту преступления, ища вора, который в его сознании становится воплощением Минотавра. Минотавр срывается, попутно пожирая тех, кто встанет у него на пути: умирает бывший друг потерпевшего Иконников, старые знакомые вора вынуждены вернуться в свое неприятное прошлое, одного из сообщников отправляют в тюрьму благодаря оброненной Минотавром фомке… Раскрывая преступление, следователь побеждает не только очередного преступника, но и своего собственного «внутреннего, индивидуального пользования» Минотавра — эгоизм, зависть и прочее.
Для контраста дана сюжетная линия о Страдивари. Легендарный скрипичный мастер растет, обучается, делает карьеру, обретает славу, но теряет близких людей — жена перестает его любить, дети сбегают, неспособные вынести его фанатичной преданности скрипкам. Другими словами, Страдивари в отличие от Тихонова становится рабом собственного Минотавра, и тот все сильнее грызет его и его близких, превращая блестящего мастера в одинокого мрачного старика. Мастеру находится замена (Кремона), а человек пропадает окончательно.
Сам по себе детектив тоже довольно интересный, запутанный. Дополняет картину блестящая актерская игра. В общем, «Визит к Минотавру» можно назвать одним из лучших советских детективов, а следователя Тихонова — одним из самых харизматичных сыщиков.
10 из 10
6 сентября 2016
Смотрел этот фильм давно, и только недавно пересматривая его, проникся и был затронут.
Разные характеры и их жизненные взгляды. По настоящему мужской фильм с их чувствами.
В своей жизни, я сталкивался с переживанием первенства (конкуренции). Мне очень знаком взгляд на жизнь героя Гафта, когда если ты не первый, то чувствуешь себя никем и очень стыдно за это, и хочется спрятаться, как он, к змеям, и столько злости и зависти вызывают те, кто тебя обошел. Будучи по своей сути добрым и ранимым, он, к сожалению не смог увидеть, что его принимают таким, как он есть, тот же, Поляков, который очень тепло о нем отзывался. И, конечно, чувство сопереживания, к нему, и его самоубийству.
Герой Белаш, является полной противоположностью, переживая тоже свое «второе место», он идет на поступок, чувства других людей его не трогают. Поразился его холодному уму, изворотливости (поездка из Ленинграда в Москву) трюкам, знание человеческих натур (письма следователю). И силе его чувства, занять «первое место».
Конечно, интеллектуально, я разрешил для себя этот конфликт на примере доброго и порядочного Полякова, что все эти скрипки Страдивари, ключи от города, деньги и прочее, не самоцель, а любовь к своему делу(у него в музыке), но мне не хватило его «любви» в этом фильме, его участия.
Герой следователя Тихонова, среди интеллигентных скрипачей, выглядит настоящим «мачо». (сравнивая с интелегентным Тихоновым Мягкова.)Резкий, стремительный., только скрипка, только действия, такой точно найдет и поймает. Несмотря на это, подверженный рефлексии, правда, больше со стороны победы над собой, своими страхами, очень такой надежный, за ним, как за каменной стеной. Не склонный к сильным переживаниям, немного холодный и неромантичный с женщиной, своей помошницой. Все таки здорово, что он сыграл полную противоположность в исторической части фильма.
Еще запомнились искрометные, с интересными жизненными позициями Лев Борисов и Пуговкин, а Смирнитский, хоть и «подловат», но какой юмор и знание человека.
В исторической части фильма, поразило отношение мастеров (Страдивари, Амати) к своему делу, их профессионализм, сколько соротов лака они знали, куда что добавить, таких людей преданных своему делу я редко видел, и в тоже время, как непросто находится с таким человеком близким людям, страдания которых не замечали, а подчиняли своему делу, деланию скрипок. Очень мне запали в душу, их взаимотношения с женами и детьми, и любовь и жестокость одновременно.
Получил интеллектуальное и душевное удовольствие. Спасибо большое!
26 октября 2015
Я думаю, что не было в СССР таких людей, которые бы не слышали о творчестве писателей-детективщиков братьев Вайнеров. Это были настоящие корифеи советского детектива, создатели таких шедевров, как «Эра милосердия» (экранизирован как «Место встречи изменить нельзя»), «Лекарство для Несмеяны»(оно же «Лекарство против страха») и «Визит к Минотавру», по мотивам которого и был снят этот замечательный мини-сериал. Его показали осенью 1987 года. Сериал был очень тепло принят зрителями, получил высокий рейтинг и положительные отзывы критиков. Он был снят во времена перестройки, но совершенно не похож на перестроечное кино.
Итак, сюжет: квартиру известного скрипача Полякова обокрали воры. Была украдена бесценная скрипка Страдивари. Дело ведёт опытный следователь Станислав Тихонов и его помощница Елена Нечаева. Параллельным сюжетом изложена жизнь известного скрипичного мастера Антонио Страдивари…
Сюжет отлично прописан. Смотреть этот мини-сериал интересно с самых первых кадров. Сценарий писали сами братья Вайнеры, а поэтому в этой экранизации присутствует атмосфера книжного первоисточника. Сюжет разделён на две части — историческую и современную. Историческая часть немного проигрывает современной, но назвать слабой её никак нельзя.
Особый колорит фильму придаёт блестящая музыка замечательного советского композитора Эдуарда Артемьева. Лично я никак не могу представить этот мини-сериал без замечательной музыки, которая тоже внесла немалый вклад в создание атмосферы первоисточника.
Теперь об актёрской игре. Главную роль здесь сыграл известный советский артист Сергей Шакуров. Сыграл замечательно. У него получился именно следователь. Жесткий, немного циничный, но умный. Хорош Валентин Гафт. Отдельно хочу сказать про роль Александра Филиппенко. Роль Белаша как будто под него писана. Сыграно на высшем уровне. Вообще Филиппенко всегда справлялся с такими ролями. А вот Валентин Смирнитский мне не понравился. Его персонаж сыгран с какими-то ужимками. Переигрывает Смирнитский. Остальные актёры справились со своими ролями прекрасно.
Итог: очень хороший советский мини-сериал. Качественно снят. С хорошей актерской игрой. Его смело можно назвать классикой советского кино, так как он никогда не надоест. Его можно пересматривать много раз.
10 из 10.
5 сентября 2015
Довольно странно, что такой фильм, а вернее мини-сериал из 5-ти серий не пользуется популярностью, как скажем, «Место встречи изменить нельзя», хотя перед нами классика советского детектива.
В первую очередь бросается в глаза россыпь отечественных кинозвезд — Сергей Шакуров, Валентин Гафт, Михаил Пуговкин, Александр Филиппенко, Ростислав Плятт и многие, многие другие актеры. Увидев всех этих великолепных и разноплановых артистов, ни на минуту не сомневался, что «Визит к Минотавру» окажется интересным кино.
В центре сюжета квартирная кража у известного на весь Советский Союз актера — Льва Полякова. И помимо ценных вещей, украдена реликвия — подлинная скрипка Антонио Страдивари, сделанная мастером несколько веков назад. За дело берется настоящий профессионал, следователь прокуратуры Тихонов Станислав Петрович (он же — Сергей Шакуров), а помогает ему начинающий сотрудник милиции «Леночка» — Анна Каменкова.
В фильме идет параллельная история семьи Страдивари, где Антонио Страдивари играет также Сергей Шакуров. Отмечу, что амплуа следователя Сергею Каюмовичу удалась больше, чем роль именитого мастера создания скрипок.
Именно прекрасной атмосферой, созданной вокруг кражи этой скрипки, великими актерами и их замечательными диалогами и монологами, «Визит к Минотавру» запоминается больше всего. Их персонажи — Поляков, Иконников, Белаш, тесно связаны с культурой и музыкой. При этом они пересекаются с людьми, имеющим к культуре весьма отдаленное отношение, это в первую очередь Крест, Мельник и Содомский. В результате получается красивый и изысканный сюжет, с эффектным завершением.
Следователь Тихонов не раз натыкается на ложный путь, расследуя это преступление, но упорно идет к своей цели, не взирая, кстати, на статусы тех, кого он допрашивает. Тихонов проверяет все версии — от бытовой (например, история про соседа-пьяницу), и чисто профессиональной (история про Иконникова). Вместе с главным героем, сюжет фильма сам подводит зрителя к одному из главных преступников, а после его задержания, скрипка Страдивари вновь уходит из-под рук Тихонова. Расследование продолжается.
Заключительная серия расставляет все на свои места, и прекрасной погоней со стрельбой заканчивает кино. И все же, как бы это не звучало, замечательно наблюдать в какое время снимался «Визит к Минотавру», на окружающие дома, организации, на проезжающие мимо машины. Атмосфера конца 80-х, начала 90-х чувствуется во всем. Конечно, как и в любом фильме, по сравнению с книгой присутствуют расхождения, о которых интересно почитать в интернете, просто набрав в поиске «Визит к минотавру». Моя оценка поставлена не максимально по той причине, что мне было не совсем интересно наблюдать за молодым Страдивари, которого Шакуров играл в смешном колпаке, при этом параллельно будучи серьезным следователем с безупречной репутацией. Учитывая, количество задействованных в фильме известных артистов, Антонио Страдивари мог сыграть и другой актер.
Такой сериал следует смотреть воскресными осенними вечерами, за чашкой крепкого душистого чая, потому что история развивается весьма неторопливыми темпами с прекрасным музыкальным сопровождением Государственного симфонического оркестра кинематографии.
8 из 10
3 ноября 2014
Отличнейший, интеллектуальный, динамичный фильм по роману/сценарию братьев Вайнеров. Детективная составляющая сюжета просто на высоте, с удовольствием наблюдаешь за ходом расследования, до конца трудно вычислить истинного преступника. Диалоги очень умные, грамотные, слушать их одно удовольствие, есть над чем там задуматься.
В фильме две сюжетные линии — одна линия посвящена поискам пропавшей скрипки мастера Страдивари, другая линия — историческая, посвящённая жизни самого Антонио, но на мой взгляд, вторая сюжетная линия слабее по сравнению с первой, хотя, конечно, и она хорошо сделана.
Отлично выписаны и отношения между двумя главными героями, — очень яркий, запоминающийся дуэт.
Актёрские работы великолепны, особенно отмечу Сергея Шакурова и Анну Каменкову, блестяще сыграли в этом кинопроизведении. Из эпизодических больше всего запомнился Лев Борисов, яркий образ создал.
Есть и минусы, но это не портит фильм. Например, малость надуман момент, когда следователь прокуратуры Тихонов бегает с пистолетом за преступником. Спору нет, эпизод шикарный, но в жизни так не бывает, основная работа следака — бумажная. Но готов всё это простить, потому что сам фильм очень толковый. Тем более пистолет он достаёт только по случаю, здесь как раз пришлось на себя надеяться, поэтому сие драматургически оправдано. Одним словом, достойный советский детектив с качественным сценарием. И уж намного лучше, интереснее и динамичнее, чем ранее вышедший «Ночной визит» по той же книге Вайнеров.
10 из 10
25 июня 2014
Несомненно лучшая экранизация произведения братьев Вайнеров. Режиссёр Эльдор Урузбаев очень хорошо экранизировал это произведение. А также пригласил на съёмки очень хороших актёров. Все они сыграли отлично, особенно Ростислав Плятт, Сергей Шакуров, Валентин Гафт, Михаил Пуговкин, Лев Борисов и Валентин Смирнитский. Да к тому же, мало того, что этот фильм — детектив(как и книга), так ещё фильм очень интересный. Мне очень понравилось, что в фильме говорилось про скрипку Антонио Страдивари, а ещё в фильме говорилось, как её украли и пытались её найти. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Эдуард Артемьев, который до этого написал музыку к таким фильмам, как «Солярис», «Сталкер» и др.
В итоге,«Визит к Минотавру» — это очень хороший, детективный и интересный фильм. рекомендую его посмотреть, а заодно рекомендую почитать само произведение братьев Вайнеров.
10 из 10
21 октября 2012
Фильм скорее не понравился, чем понравился. Кое-что хорошее там, безусловно, есть: и детективная составляющая неплохая (правда, не идеальная — с точки зрения детектива и боевика я бы там кое-что переделал), и в плане актёрской игры мне понравились Владимир Самойлов и Михаил Пуговкин, и Лев Борисов, и Ростислав Плятт, да и Александр Яковлев (который играл Креста, главного злодея). Но слишком уж мешает общая истеричная атмосфера. Часть героев ведёт себя необоснованно истерично: это и Григорий Белаш (вообще мне нравится Александр Филиппенко, но только не за эту роль), и водопроводчик Силкин, и оба героя Шакурова — Тихонов и Страдивари. Шакуров в этом плане особенно огорчает, я от его героя в «Своём среди чужих» просто плевался.
Также в фильме многовато всякого шаблонного морализаторства и заумных рассуждений о Минотавре. Пусть они будут, ладно, но не в таком количестве. И тогда, в идеале, мне кажется, фильм можно было бы на одну серию укоротить.
Кроме того, возникает стойкое ощущение, что все реплики Содомского придумывал какой-то левый дядя с улицы, или, может быть, у сценариста внезапно полностью пропало вдохновение, когда он прописывал этого героя.
Одним словом, хотя у фильма есть несомненные достоинства, но недостатки, на мой взгляд, их перевешивают.
4 из 10
12 ноября 2011
«Минотавр не виноват, что он родился чудовищем. Минотавр не виноват, что пожирает других. Ему просто хочется есть».
Перед вами уникальный в своём роде изысканный межжанровый лабиринт. Каждая серия, каждый новый персонаж, как новый поворот, но достигнет ли зритель выхода из этого лабиринта перед финальными титрами или попадёт в тупик — остаётся загадкой до самого конца. Достойная детективная составляющая сюжета, переплетение двух временных пластов, умные и хорошо продуманные диалоги, яркие, запоминающиеся характеры, как главных, так и второстепенных героев, созданные первоклассными актёрами нашего кино, и самое главное, идея, которая с одной стороны достаточно проста и понятна каждому, а с другой — намного глубже и интересней, чем может показаться на первый взгляд.
В душе каждого из нас живёт свой маленький Минотавр, питающийся нашими страхами, нашей болью, ненавистью и злостью, только и ждущий возможность вырваться наружу. Иногда ему это удаётся, и тогда наша жизнь, а также жизнь тех, кто нас окружает, может претерпеть серьёзные изменения. Но если он будет продолжать сидеть внутри, терзая и мучая, а у нас просто не хватит смелости встретиться с ним, взглянуть ему в глаза, тогда наша жизнь становится сущим адом.
Эта история не о мифическом чудовище, чьё имя грозно взирает на нас с заглавия. Более того, настоящего антигероя, главного злодея с дьявольским планом здесь не будет. Деление на «хороший» и «плохой» слишком примитивно и в жизни, увы, редко встречается. Но зло всё же незримо будет рядом на протяжении всей истории, этакое абстрактное, невещественное зло и именно от этого становится как-то не по себе. Будет и Ариадна, вернее персонаж, выполняющий функцию её путеводной нити. Будет поиск, будет разгадка, как в мифе. Вот только события, люди и их поступки — самые настоящие.
XVII век и сам Антонио Страдивари дружелюбно распахнёт вам свои объятья, приглашая стать зрителем всего жизненного пути великого скрипичных дел мастера. Зрителем, не судьёй, запомните. Эти вставки из прошлого будут перемежаться с эпизодами из настоящего, в котором следователю и его помощнице предстоит разыскать украденную скрипку Страдивари. Не самый увлекательный синопсис получается, однако ни в коем случае не стоит спешить с выводами. Сюжет строится по всем законам жанра и в том и в другом времени. Судьба Страдивари трагична, а сама фигура его вызывает гамму эмоций и далеко не всегда чисто положительных. Детективная линия в настоящем времени богата на всевозможные догадки, зацепки и представляет собой не плохую головоломку. Проблема в том, как же связать эти две сюжетные составляющие в одну большую историю? Именно тогда, когда вам удастся сделать это, вы получите нечто сродни удовольствию, словно узнали некую древнюю тайну или же вышли вместе с Тезеем из самого лабиринта коварного Минотавра.
Кажется, чтобы стать талантливым творцом, порой нужно просто сойти с ума. Возможно поэтому среди гениев так много безумцев. Кто-то считает, что гениальность даруется свыше, кто-то пытается получить эту божественную искру при помощи труда и упорства, иные заключают сделку с дьяволом. Как бы то ни было, но талант — это и дар и наказание одновременно. Одержимость идеей создать нечто гениальное знакома каждому творцу. Она помогает появиться на свет чудесным произведениям искусства, но и она же делает творца во многом человеком ограниченным, не способным принять этот мир. Она сводит с ума, она порождает культ своего дела, она делает гения эгоистом, чёрствым и не даёт ему понять жизнь до конца. И, в конце концов, эта одержимость делает его одиноким. Вот тут-то и возникает потребность не просто заниматься самовыражением, не просто творить, но и передать кому-то частичку своего дара, сохранить его, не дать погибнуть. Взять ученика и показать ему всё то, что умеешь, в надежде, что в дальнейшем он сможет развить и преумножить полученные знания и тоже творить, и тогда частичка твоего гения будет продолжать жить.
А бывает так, что созданные чудесные произведения искусства остаются неизвестными, сокрытыми от людских глаз, и что же при этом должен чувствовать мастер? Настоящему творцу не нужны ни деньги, ни слава, ему важно, чтобы плоды его творческих мук были доступны людям. Это как самая изумительная бесценная скрипка в руках у бедняка. Кто знает, быть может, из него когда-то получится знаменитый скрипач?
Но что, если творчество перестаёт приносить радость? Что если появляется Нечто внутри тебя, заставляющее менять свою жизнь, отказываясь от всего того, что было дорого раньше. Этакий внутренний червь, заставляющий перекраивать свою судьбу и вмешиваться в жизни окружающих, более успешных, более талантливых. Так вот, Минотавр — это и совесть, и страхи, и зависть, и эгоизм. Это всё то, что находится внутри нас, но в чём мы не хотим признаваться, потому что боимся.
Короткого взгляда в зеркало порой бывает достаточно, чтобы увидеть в нём своего Минотавра. Увидеть, не для того чтобы в страхе и ужасе убежать прочь, а для того, чтобы принять и понять его, для того, чтобы понять себя. Ведь главное — остаться честным с самим собой. Того, кому это удалось, можно поздравить — он победил своего Минотавра.
…From Macabre special for SurRRender …
1 марта 2009
Экранизация, пожалуй, самого лучшего детектива — рядом могу поставить только «Десять негритят». Лучшего именно в плане ответа на главный вопрос — кто преступник, до того неожиданным оказывается ответ. И вроде бы закручено не так лихо все, и развитие пружину не напоминает — все происходит неспешно, даже несколько лениво — а не оторваться. Еще меня привлекает то, что описывается реальное дело — на самом деле скрипку у Давида Ойстраха украли. Ну и очень даже интересна параллельная линия Страдивари.
Фильм, естественно, несколько отличается от книги — прежде всего осовремениванием, если точнее — переносом действия на 17 лет вперед. Но книге нисколько не уступает — что является большой редкостью.
Что касается актерских работ — Шакуров изумительно сыграл сразу две роли, Тихонова и Страдивари. Как всегда, мастерская, филиграннейшая игра Филиппенко. И Плятт — мудрый Амати…
27 июля 2008