Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Виктория |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Дмитрий Долинин |
сценарий: | Александр Червинский |
видеооператор: | Лев Колганов |
композитор: | Геннадий Банщиков |
художник: | Владимир Костин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 февраля 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
«Когда всё плохое позади, остаётся только хорошее».
Пьеса Александра Червинского «Счастье мое…», исключительно популярная в восьмидесятые годы прошлого века, не забыта и теперь. Тридцать пять лет назад эта пьеса предоставляла театрам возможность по-новому рассказать о прошлом советской страны, другим взглядом увидеть людей сороковых годов, их характеры и отношения, созданные эпохой и ею же исковерканные. Сквозь остроумные лёгкие диалоги просвечивает чёткая конструкция: исследование исторической смены человеческих типов — есть те, кто безвозвратно уходят, и есть кто-то, о ком позже скажут: «Смотрите, кто пришел!» Уходящая натура — это интеллигентнейший учитель Оскар Борисович, «человек XIX века», молча совершающий благородные поступки.
Директор школы Лидия Ивановна — суровая, честная, безгранично верящая в справедливость существующего строя, но по-человечески сочувствующая Виктории и «спасающая» её — дочь врага народа. Сама Вика — пионерская мадонна, «сверкнувшая» на торжественной линейке, как звезда. Этим обреченным на исчезновение персонажам противостоит Сенечка — не потому, что он «плохой», подлый, низкий, а потому, что этот тип личности будет определяющим в последующую эпоху. В тот исторический момент, о котором пишет Червинский, этот тип ещё до конца не определился, он только возникает, намечается. Виктория «угадывает» Сенечкину судьбу благодаря своей сердечной мудрости и, конечно, с помощью драматурга, глядящего на всё происходящее из будущего.
Люди послевоенного времени для нас, сегодняшних — неразрешимая загадка. Чем они интересны? Чем притягивают живущих в 21 веке? Наверное, тем, что прошли через чудовищную мясорубку сначала репрессий, а затем — четырёхлетней войны на тотальное уничтожение. Прошли, выжили и поверили, что в буквальном смысле способны перевернуть мир. Отсюда — вдохновенная речь Сенечки о будущей «дипломатии мира». Отсюда — почти нереальный в своей доброте образ Виктории. Она — неиссякаемый запас радости. Она — не убиваемая убеждённость и желание передать эстафету добра и огня своей души дальше. Жить для того чтобы сохранить и отдать полученное при рождении. Такие как Вика подняли страну из руин, и в детях своих воспитали любовь к ней, при этом они искренне считали себя счастливыми.
Романтика послевоенного времени особенная. Она тёплая — согревает душу. Она яркая — заставляет сопереживать главной героине в исполнении Анжелики Неволиной. Её Вика — славная, весёлая, добрая девчонка, жалеющая всех и вся, с лучистыми глазами, с открытой, но одновременно, щемяще-грустной улыбкой, и со своей мечтой о всеобщем счастье, так называемой «идеей»: «Несмотря ни на что, мы будем на свете!». Она очаровательна и естественна как в образе тонкой, звонкой пионерки, так и в роли беременной женщины. Нацеленная на продолжение и сохранение рода, героиня сама строит собственный мир. Сама, потому что не видит в Сенечке ни мужа, ни отца своей дочери. Она жалеет его, потому что прозревает будущее, в котором рядом с блестящим дипломатом Чижовым на приёме в Лондоне видит не себя…
21 марта 2018