Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.3 |
IMDb | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тристана |
английское название: |
Mylène Farmer: Tristana |
год: | 1987 |
страна: |
Франция
|
продюсер: | Алэн Гранджерар |
видеооператор: | Жерар Симон |
художники: | Эммануэль Сорин, Карин Сарфати |
монтаж: | Агнес Мушель |
жанры: | фэнтези, мелодрама, мюзикл, короткометражка, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 мая 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 12 мин |
За столетие до знакомства Лорана Бутонна и Милен Фармер родилась шокирующая истина: «Красота — страшная сила». Слова поэта Семена Надсона обрели настоящую известность благодаря Фаине Раневской, и история фразы тем занимательнее, что в очередном творении французского тандема слышится русская речь. Клип на сингл «Тристана» увидел свет спустя считанные месяцы после кончины отца Милен, который с уважением относился к истории нашей страны. Для самого Бутонна совершить такой реверанс в российскую сторону означал не только возможность приобщиться к художественному стилю почитаемого им Сергея Эйзенштейна, но и совместить на экране кадры реальной трагедии с известным сказочным сюжетом. Страх, зло, тревога, надежда — всем этим спутникам человеческого характера по воле режиссера пришлось соседствовать в причудливой композиции. Определенно, Бутонна подтверждал свою авантюрную репутацию, и в то же время, его муза, как никто, годилась для изображения роковой судьбы красоты.
Юная Тристана, чье лицо, к ее несчастью, оказалось милее, чем у злой королевы, далека от образа Белоснежки, хотя фарфоровая кожа и дает некоторое сходство. Но в сюжете, вышедшем из-под пера Бутонна, сказочность испаряется до неприличия быстро, а ей на смену приходит погоня в русле темного фэнтези, чьими символами становятся кровь, волчий вой и хруст снега. Тристане суждено жить недолго, это очевидно. Если могущественная владычица пожелала заполучить ее белую кожу, то слуги скорее перерубят друг друга, чем посмеют не повиноваться. Нехарактерный для Фармер девственно-чистый образ контрастирует с ее сильным акцентом на русскую речь. Девушка любима красноармейцем Расукиным, который отдает ей свой крест, символизируя покровительство Бога, но творящееся на экране безумие явно вершится без Господней милости. Подобно мощному циклону надвигается жестокий бунт, число жертв пойдет на тысячи, и никому не будет дела до одной беглянки, которая просит Всевышнего позволить ей умереть. Государственная машина, чьими воплощениями выступают алчная королева и архивный Ленин, не ведает пощады. Что какая-то жизнь, когда на кону пьянящий кубок власти? Чудесное спасение Тристаны от всадников сопоставлено с чаяниями народа, которому нет особой разницы в имени вождя, лишь бы была надежда на будущее. С ней-то и обходится Лоран Бутонна особенно жестоко. Незаметно стихает вой, вместо животных девушку окружают семь гномов, и сказочно-исторический сюжет совершает еще один кульбит.
Главной чертой Милен Фармер в этом клипе стала наивность. Детская непосредственность, неразумность и доверчивость исключают все шансы в борьбе с коварной королевой, и это противопоставление чистоты пороку окажет судьбоносное значение на всю дальнейшую деятельность французского тандема. Частая экранная оппонентка певицы Софи Теллье концентрирует в своем стремительно обезображивающемся лице образы всех нечестивых женщин. Она и вампирша, и баньши, и ведьма — проще говоря, лютый зверь, одержимый жаждой бессмысленной жестокости. Вокруг этого шокирующего качества, испепеляющего чистую красоту, Бутонна выстроит свой трехчасовой шедевр «Джорджино», а наметок для будущей ленты по клипу и других разбросано немало. Беззаветно влюбленный в рыжую «дурочку» мужчина, ощущение надвигающейся беды в обществе уродливых созданий, волки и холодное обаяние зимней картинки — все детали бережно собираются режиссером, и ни одна не считается лишней. Оно и понятно: водоворот страшных событий в царской России, о которых напоминает старая пленка, вбирает в себя слишком многое и многих, чье истинное значение становится понятным лишь многие годы спустя.
В тексте песни часто упоминается печаль, и она становится самой верной спутницей Тристаны. Словно в насмешку от судьбы очаровательной девушке не удается насладиться взаимностью чувств, однако ее поведение в лачуге гномов наводит на мысль, что истинное предназначение беглянки — хранить верность не возлюбленному, а самой себе. Героиня снимает с шеи крест — не поможет здесь вера, она уступает место агрессии, которой стало слишком много, чтобы ей можно было противостоять. Главное зло в клипе — не образ Ленина и не всевластная королева, а неизбежность. Вот от нее-то точно сбежать не получится. Потому девушка по-настоящему и не противится року — она принимает его на себя, точно удар ритуального ножа. Поединку невинности и неизбежности на самом деле нет конца, ведь революция традиционно подминает под себя своих создателей. На очень многие вопросы хочется получить ответ, но столкновение истории с фэнтези внушает лишь одну мысль — люди сами творцы своего будущего.
«Тристана» — самая тревожная из композиций Милен Фармер, а по вокалу, пожалуй, и самая пробирающая. Ее трагизм, разлетающийся веером нот, просто не мог иметь продолжения, как это стало с «Распутницей». Бутонна закольцовывает историю о французской «Белоснежке» с событиями русской истории, подчеркивая их уникальность и неповторимость. Каждая революция индивидуальна сама по себе, пусть предпосылки у большинства и оказываются схожими. Таков и творческий путь рыжеволосой певицы, чья карьера окрасилась в широчайший спектр цветов, самым ярким из которых стало ее бунтарство. Покорив Европу распущенностью своих нравов и великолепием тела, Фармер затем шокировала преображением в юношу, а спустя время и настал черед сказочной героини. Эти амплуа, которые тщательно подбирал для своей подопечной Бутонна, говорят о недюжинных артистических способностях, особенно убедительных в звучании ее песен. В короткометражной ленте «Тристана» Милен удалось полностью отмежеваться от присущего ей эпатажа и заставить по-настоящему поверить в горе — личное и народное. Отказаться от иллюзий непросто, но сочувствовать можно до тех пор, пока сердце на это способно.
Печальная судьба, Тристана.
Знаешь, поверь мне,
Она быстро исчезает,
Жизнь такова.
24 марта 2016
Все-таки хорошо найти свою музу. Писать для нее мелодии, снимать для нее даже не клипы, а некие загадочные опусы, незаметно вырастающие в маленькие фильмы. Снова и снова проходить запечатление, тратить километры пленки на грезы о пламенноволосом создании, которое по-птичьи наклоняет голову, сияет глазами, а во сне так похоже на ангела, словно предыдущее видео с ней и не удалено с ютуба за смешливую и бесстыдную обнаженку. Правда, на режиссерском поприще с такой музой не разбежишься, ибо — та еще мебель и кадр украшает относительно редко, но… Вдохновение на дороге не валяется.
В «Тристане» Милен Фармер предстает юной и прекрасной героиней не то сказки, не то фарса, не то причудливого сна, где все говорят на ломанном русском, казаки/монахи/мужики прочесывают леса в поисках красавиц, с которых можно содрать кожу, а где-то далеко, за подпирающими небо лесами, к обратной стороне сказочной реальности подклеен красный семнадцатый год. Полный бред, не без того. Но экран косо перечеркнут линией горизонта, взлетают из под копыт всадников вóроны, ждут своего часа волки. Внимательно и настороженно смотрят маленькие люди, которых язык не повернется назвать ни гномами, ни карликами. Кривляется перед зеркалом неистовая «царина» Софии Теллье, то испуганно касаясь лица алыми бритвами ногтей, то судорожно и зло орудуя пуховкой. И поет муза:
Triste elle fait la grimace
Devant sa glace
D`un coup du cœur enlace l`ombre qui passe
Et rien jamais n`effacera les traces lâches
Du sang qui coule des corps qui se cassent…
10 февраля 2012
Конечно, можно говорить, что в истории о Тристане смешано все подряд: знакомая с детства сказка, тема любви и дедушка Ленин. И что это просто смешно. Нет. «Tristana» — удивительная трогательная и чуточку наивная легенда, зачаровывающая печаль которой не оставляет равнодушным…Больше всего она напоминает незабвенный фильм «Братья Гримм», так как в основу «Tristana» легла старая сказка, но выглядит она мрачно и готично. Мистичность необыкновенным образом переплетена с реальностью. Революция…На стене в доме у гномов висит портрет Карла Маркса. А в финале — недосказанность и неопределенность. «Тристана…Ты жива? Ты жива или мертва?» — спрашивает у Тристаны ее любимый человек. «Не знаю…» — отвечает та. И что удивительно — все персонажи в этом клипе почему-то разговаривают на русском языке…
12 февраля 2011
«Я не знаю, я не знаю, я не знаю…»
Спасибо Милен и Лорану за эту русскую сказку. Милен здесь действительно прекрасней всех на свете. А злая ведьма знакома нам по Либертинам.
Что сказать? Лоран — гений. Пейзажи, декорации, костюмы, даже причёски и макияж… Всё здесь идеально гармонирует. Бутонна опять создал неповторимую атмосферу. Спасибо ему ещё раз.
10 из 10
30 декабря 2008