Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мэтуон |
английское название: |
Matewan |
год: | 1987 |
страна: |
США
|
слоган: | «It takes more than guns to kill a man» |
режиссер: | Джон Сейлз |
сценарий: | Джон Сейлз |
продюсеры: | Пегги Райски, Мэгги Ренци, Джеймс Гленн Дьюделсон, Джерри Силва, Марк Балсам, Айра Дойчман, Нед Кендалл, Амир Джейкоб Малин |
видеооператор: | Хаскелл Уэкслер |
композитор: | Мейсон Дэринг |
художники: | Нора Чавушян, Дэн Бишоп, Синтия Флинт, Анамария Михневич, Лесли А. Поуп |
монтаж: | Соня Полонски |
жанры: | драма, вестерн, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4000000 |
Сборы в США: | $1 680 358 |
Мировые сборы: | $1 680 358 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 мая 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 15 мин |
Есть фильмы, посвященные настолько специальным событиям, что средний зритель не только не в курсе произошедшего, но и не в курсе наличия фильма об этом. Довольно просто найти все фильмы о чернобыльской катастрофе и многие видели хотя бы один из них. Но вот фильмов о бойне в Матеване... Матеуоне? Словом, иногда можно откопать настоящие алмазы там, где совсем не ожидаешь.
'Матеуон' - а никакой не 'Свидетель' - повествует о противостоянии шахтеров небольшого городка и компании, владеющей единственным источником дохода в этом городке. Ну то есть типичная такая бизнес-стратегия - привозим людей на шахту, они работают, мы строим временное жилище, вычитаем за него у них из зарплаты, в магазин завозим товары по завышенным ценам, медицинские услуги тоже вычитаем из зарплаты... В итоге все работают практически за еду.
Вот в такой городок приезжает товарищ, разбирающийся в стратегии и тактике создания профсоюзов. И начинается форменная война - с уходом шахтеров в лес, периметром обороны и стрельбой в темноте. Параллельно этому происходит череда предательств, подкупов и перетягиваний каната в разные стороны.
Фильм смотрится как исторический - по крайней мере, Голливуд умеет, когда надо, создать атмосферу 'не нашего времени'. Все актеры выглядят довольно правдоподобно в своих ролях, а общая атмосфера постоянно подкидывает напряжения. Тут нужно оговориться, что 'Матеуон' - все-таки не вестерн и не боевик, это скорее историческая драма, экранизация реальных событий.
В целом - достойное кино для неспешного просмотра и некоторого понимания истории и менталитета другой страны, что всегда полезно.
7 ноября 2021
На этотраз выпало посмотреть работу иконы американского индепендента — Джон Сэйлза, до этого имел случай ознакомиться с его «Звездой Шерифа». В центре сюжета реальный эпизод из истории профсоюзного движения США, известный как «Бойня в Мэтоуне», забастовка, кульминацией которой стала битва (хотя на самом деле банальная перестрелка) между бастующими и наёмниками компании.
В качестве повов выбраны пятнадцатилетний (почти по Жюлю Верну) шахтёр и начинающий проповедник, и заезжий профсоюзный деятель в исполнении гениального Криса Купера. Сэйлз снимает отнюдь не вестерн и не триллер, хотя голливудских приёмов не чурается. Другое дело, что он сознательно избегает саспенса, в результате все потенциально напряжённые эпизоды либо обрываются на полуслове, либо заканчиваются ничем.
Основное внимание режиссёр уделяет деталям, но скорее не исторической реконструкции, а классовой борьбы, делая это с занудством настоящего социалиста. В фильме уделяется внимание всем видам связей и противоречий: социальным, религиозным, рассовым, — при этом, к чести Сейлза, праздника политкорректности не получается. В отличие от Крамера со Стоуном (с которыми у него немало общего) до вдалбливания несчастному зрителю прописных истин дело не доходит.
Азбука «социализма по-американски» представляет собой переходный момент от moovie к film (по классификации Тарантино), всё же позволяющий зрителю иллюзию интерпретации и возможность насладиться ремеслом высшей пробы.
7 из 10
1 сентября 2012
Джон Сейлз, наиболее известный как сценарист самой первой «Пираньи», снял в 1987 году историческое, весьма умное и, что немаловажно, довольно смелое кино, явно выбивавшееся из привычных голливудских рамок. Сейлз бросил несколько безрадостный взгляд на так называемые «угольные войны», происходившие во времена, предшествовавшие «великой депрессии».
События ленты опираются на реальную историю, получившую название «Бойня в Мэтуоне». К 1920-му году труд шахтеров Западной Вирджинии стал больше походить на каторгу — угледобывающие компании полностью контролировали инфраструктуру мелких городов, предоставляя рабочим кабальные условия труда без каких-либо альтернатив. Компании требовали от шахтеров использование взрывчатки для более быстрой добычи ископаемых. Постоянные подрывы шахт приводили к человеческим жертвам, повлекшим за собой массовые стачки и образование профсоюза «Объединенных горняков Америки». Центром всеобщей шахтерской забастовки в Западной Вирджинии стал маленький городок Мэтуон округа Минго.
Смелость ленты заключается в явной симпатии главного героя, профсоюзного активиста Джо Кенехена, социалистическим взглядам. При этом, открыто признающий свою «красность», Джо остается чуть ли не единственным персонажем ленты, призывающим к мирному решению назревающего конфликта между шахтерами и компанией. Подобная гуманистическая трактовка социализма для многих консервативных американцев сродни красной тряпки на растерзание, а ведь даже несмотря на нетипичные для звездно-полосатой аудитории идеологические пристрастия протагониста, «Matewan» остается «правильной» американской лентой о равенстве, свободе и демократии. Словно страна в миниатюре, шахтерский лагерь приютил совершенно разных по духу и цвету кожи людей: тут и молодой проповедник-баптист, и совсем не привыкшие к пока еще чужой стране итальянские мигранты, и габаритный лидер чернокожих горняков по прозвищу «мало одежки», приходящий в ярость не от расистских высказываний, а от попытки навесить на него ярмо штрейкбрехера. Но наиболее «американским» является, пожалуй, образ шерифа Сида Хэтфилда(в фильме исполненного Дэвидом Стрэтэйрном) — вполне реального исторического персонажа и чуть ли не героя всех рабочих «Старого Доминиона». Образцовый законник, словно канон справедливой власти, готовый встать на защиту вверенных ему горожан — кому-то этот персонаж может запросто показаться излишне идеализированным, подогнанным под лекала стереотипных героев вестернов, хотя историки связывают последующие за Мэтуонской бойней восстания шахтеров именно с именем Хэтфилда.
Сквозь всю ленту проходит лейтмотив наиболее доступной широким массам формы искусства — музыки. Изначально разрозненные по лагерю мелодии начинают звучать в унисон, аллегорически подчеркивая единство горняков. Лирические итальянские мотивы, гитара реднеков и чернокожий блюз сливаются в единую композицию — музыку юга США.
Сейлз в своих фильмах всегда обходился скромным актерским составом, едва знакомыми по второстепенным ролям и камео лицами и совсем уж никому неизвестными людьми. Но можно только подивиться непринужденности происходящего на экране, умелому подбору исполнителей по всем критериям, включая внешность. И даже странно, что исполнитель главной роли Крис Купер не стал столь же популярен, как, скажем, Харрисон Форд, ведь их даже сравнивали одно время заокеанские критики. И подкупает режиссура Сейлза не только умелой расстановкой, но и самим вхождением в дух преддепрессионной эпохи, с обездоленными городишками вдоль железнодорожного полотна и легальными гангстерами, выдающими себя за детективов. Не выглядит гримом копоть угольных шахт, стирающая различия между черными и белыми, не выглядят бутафорией и одежды героев, словно вот она — Америка начала века.
Что до аллегорий и аналогий, то Сейлз косвенно провел параллели между главным героем и христианскими идеалами, заключенными в миролюбии и непротивлении. И в чем-то прав был Джо, подставляя правую щеку под удар, осознавая последствия возможного кровопролития. За историей Мэтуона ведь последует целая цепочка стычек и восстаний, на суд зрителя же представлен переломный момент, в котором у людей был выбор — идти за Джо, или выбрать путь оружия. Но не стоит считать выбор обездоленных очередной ставкой на Варраву, ведь часто в жизни бывает так, что никто не в силах защитить нас, кроме нас самих.
Вывод: И как тут не вспомнить одну недавнюю историю из русской глубинки, упоминать о которой не стоит из соображений политкорректности. И пусть причины в обоих стычках были в корне разными, но исход-то вышел один, хотя прошло вроде бы почти сто лет, но не дождавшимся помощи людям в разных уголках планеты раз за разом приходится брать в руки винтовку.
Фильм провалился в прокате — то ли он слишком нишевый, то ли вскользь упоминаемые идеи социализма повлияли на американскую публику. Как следствие, и киноакадемия, не взирая на теплые отзывы критиков, обошла ленту стороной, выдвинув её лишь в одну номинацию «за лучшую операторскую работу», где конкурировать с бесподобным Стораро не мог никто. Но как образец честного исторического кино, с детально проработанным антуражем эпохи, фильм «Мэтуон» рекомендуется к ознакомлению.
PS. В России фильм так же известен под названием «Свидетель», что возможно связано с повествованием от лица молодого проповедника и шахтера Уилла, ставшего непосредственным участником бойни.
9 из 10
2 октября 2011