Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Среда обитания |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лев Цуцульковский |
сценарий: | Сергей Высоцкий |
продюсер: | Л. Кравец |
видеооператор: | Игорь Наумов |
композитор: | Владислав Успенский |
художники: | Татьяна Венецианова, Генриетта Джагизян |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 9 мин |
А у меня всё схвачено, за всё заплачено,
И жизнь моя налажена на зависть всем.
Везде места заказаны и кое-чем обязаны
Такие люди разные, что нет проблем.
Постоянно я при деле в снегопады и в метели
И в июльский зной.
Вечно чем-то озабочен и кручусь я днём и ночью,
Словно заводной.
Я любого понимаю, близко к сердцу принимаю
Я его беду.
Пусть устал от этой ноши, только для людей хороших
Всё всегда найду.
Как давно и как недавно это было, однако… Неужели действительно было? Из 2020-го события 1987 года воспринимаются как сказка. С нами это происходило? Были мы этому свидетелями? Даже не верится. Страна иная. Всё иное. И мы в том числе. Истории прошлого века бабушкиным сундуком в загадках. Лица в образах, улыбку вызывают. И ностальгию… И этого с нами нет, и этого уже нет. А вот поди ж ты, на экране они живые, востребованные.
Забавно всматриваться из века нынешнего в век «тогдашний». И страна вроде бы одна и та же, и люди вокруг — всё те же, а вот дух времени… выветрился. Абсолютно выветрился. Словно запылённую, занафталиненную квартиру решили «продуть» сквозняком. И окна настежь распахнули. А ветер перемен такой ворвался в обитель, что не только семидесятилетний мох из под недвижимого дивана разметал, но и обои сорвал, зашторенные глазницы стёкол обнажил к свету, всю рухлядь вымел почти подчистую. Здесь ли мы? Там ли? Из сказки в сказку попали. Кумачовые полотнища и лозунги избытка, при пустоте полок, заменены хлебосольным изобилием. Рай. Как есть, рай. Впрочем, кому как. За каждым миражом благоденствия истинная цена счастья.
1987 год. Страна Советов, под названием СССР, трещит по швам. Горбачёвские реформы, под названием «Перестройка», призваны оздоровить экономику, идеологию, политику… Джин вырывается из бутылки откупоренный «гласностью» — свободой информации. Уже о многом можно свободно говорить. Без боязни, без страха. Пороки социализма бичуются нещадно. С нарастанием. По-прежнему ничего приличного, стоящего нельзя купить в свободном обороте. На прилавках дрянь пугающего бесцветия. Хотите джинсы? Кожаную курточку? Пожалуйте на «барахолку» — чёрный рынок стихийного сборища по выходным дням на окраине. Тут любая прихоть за Ваши деньги. Есть всё. Ну,… почти всё. В магазинах этого не сыскать «днём с огнём». Если Вы не элита общества, если Вы не сливки номенклатуры, в заказники-запасники с распределением дефицитных товаров Вам тоже не подойти. Отоваривать, обслуживать не станут. На пушечный выстрел не подпустят к «укрепрайону». Прочь, чернь. Прочь, немытая рожа… В государстве, где есть всё, для простого смертного, нет ничего.
Впрочем страдали от подобного и «верхи». Хочется и того, хочется и сего… Разнообразия. Но «лохматой» руки чтобы ухватить, достать, принести нет в наличии. А ведь хочется. Ой, как хочется! И как быть? Крутиться, искать, изворачиваться. Тягостно. Муторно. Да и не каждому под силу. Утомительное это дело. И что тогда? И как тогда? Ведь хочется же, хочется, хочется… Чёрт подери!
Вот в это самое время и появились люди, способные решать «проблемы». Удовлетворяющие, так сказать, возрастающие потребности. Чего изволите? Что хотите? В чём испытываете потребность? Сервелатика выкушать? Какой предпочитаете, финский, венский? Икорочки захотелось? Вам красную? Чёрную? Сколько? Могу. Я всё могу. Когда надо? И сапожки запросто «сделаю», и шубку, к Вашему удовольствию, конечно же разыщу. Какой размерчик? На себя хотите? На дочку?
Ведь у меня всё схвачено, за всё заплачено,
И жизнь моя налажена на зависть всем.
Везде места заказаны и кое-чем обязаны
Такие люди разные, что нет проблем.
Если скажем очень надо три дублёнки из Багдада,
Не жалею ног.
Из Гонконга карбюратор, а из Конго аллигатор,
Всё достану в срок.
Я за всё всегда в ответе, без меня на этом свете
Не прожить и дня.
Золотой не надо рыбки. Всё, что нужно без ошибки
Только у меня.
Картина в которой серьёзность до потехи. Такой вот «решала» и «на все руки мастер» не брезгует ни чем. Исторические документы векового напыления разменом денежных знаков. А что? Увлекательное это дело, служение людям. Увлекательное. И какая разница какой из прихотей потакать? У каждого свои запросы. Конъюнктура обширнейшая. Оплата подходящая. Отчего же не расстараться?
Николай Караченцев и Пётр Вельяминов напоминаниями о «близком далеке». Было это? Когда? Так, вчера. Вчера! Неужели забыли? Неужели? И пороки нарывов изжившей себя системы словами отчаяния коллекционера: «Олег, был классический хаус-майор. Домашний майор. Делец, доставала. Он мог достать всё. Любой дефицит. Шведские покрышки, распредвал, видеофильм любого содержания, торт «Идеал», старинные гравюры, ну… всё…» За скупостью этих слов пощёчины оплеух «режиму» — До чего ж, Вы страну довели, ротозеи. Люди из-за Вас погрязли в болоте мещанских радостей с беготнёй. Нет же ничего. Приличного. И полковник, в костюме без погон, молча взирает на «пройдоху». И мы взираем. Оценивая мерками вчерашнего и нынешнего.
А сегодня? А сейчас?.. Шведские покрышки, распредвал, видеофильм любого содержания, торт «Идеал», старинные гравюры…
Да кого этим удивишь? Кому это надо?
6 из 10
20 февраля 2020
Роднит этих режиссёров многое и в первую очередь возможность снимать быстро и качественно, адсорбируя все приёмы, техники, идеи, смыслы и возможности «витающие» в творческой среде. Но и тот и другой не просто компиляторы им удаётся ещё и привносить что-то своё. У обоих это естественно любованием героинями, у Хесуса, понятно обнажёнными, у Льва — прекрасными артистками — вплоть до эпизодов у него играют Женщины, да, с большой буквы! Ещё у Цуцульковского огромный талант по пониманию происходящего в обществе.
Вот и рецензируемая картина из этих тем. Такой классический телевизионный детектив, где недостаток экранного времени восполняется плотностью изображения, изрядно теряя при этом на плавности переходов между сценами. О сюжете: прекрасно показаны «зубатые хищники» общества, взращенные на примере «старших товарищей» — к сожалению обществу не удалось преодолеть этот барьер и рационально-корыстный интерес возобладал и вернулся из прошлого в новых джинсах и кожаных куртках на жигулях но с той же решимостью и теми же способами преодолевать преграды у них на пути. Кроме «слуг закона» у них не остаётся действенной оппозиции — она деморализована и идеологически выхолощена. Самые «продвинутые» стремятся быть подле этих «хищников», как рыбы прилипалы или лоцманы подле акул, выполняя свои функции целеуказания и «отмывки». Здесь нет «дуг характера» — всё цельно, в стилистике жанра, или как в школьном сочинении отличницы — правильные акценты, цитаты, вывод. Так и здесь окончательное мнение о среде обитания персонажей — в финале фильма, где так сказать другие хищники пользуются беззащитностью героини.
6 из 10
29 марта 2019