Сад желаний
7.1
7.3
1987, драма
СССР, 1 ч 38 мин
В ролях: Марианна Велижева, Ирина Шустаева, Ольга Вакулинская, Галина Макарова, Михаил Брылкин
и другие
Лирическая драма о последнем предвоенном лете трех сестер, приехавших к бабушке в деревню. Мир пока представляется им огромным и прекрасным «садом желаний», все ждут с нетерпением дня рождения Аси, которую не покидает предчувствие надвигающейся беды. Съезжаются гости, но нет ее родителей и Ася пока не знает, что отец объявлен врагом народа, завтра она не увидит свою мать, а война - совсем близко...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сад желаний

год: 1987
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Владимир Климов
художники: Виктор Зенков, Парвиз Теймуров
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 мая 1988 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Сад желаний», 1987

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сад желаний», 1987

Юный сон

Детство и юность проживаются нами мало осознанно, как в прекрасном сне, оставляя в памяти лишь самые замечательные моменты - вспышки эмоций. Так и построен этот фильм на отдельных вспышках-эпизодах содержащих наибольший эмоциональный заряд но не утрачивающих свою сюжетную связанность. А чувственности очень много содержится в картине, ведь на экране гг - три сестры проходят самый будоражащий момент детства - взросление. Находясь на разной стадии этого процесса, из-за возраста и темперамента, героини, вместе с остальными авторами, показывают нам, возможно не знавшим или забывшим, что гормональный взрыв может быть красивым, если он обусловлен высокой социальной и культурной организацией человека. Что инстинкты и биохимия вполне могут способствовать раскрытию личности на новом уровне/агрегатном состоянии. Главное ожидать этого 'стартового ускорения' и быть готовым к нему. Родителям в первую очередь. И подготовить ребёнка. Ведь этот импульс насколько силён, настолько же и непродолжителен по времени - против него играет миллионы лет развития человека в определённой парадигме. Где этот момент заканчивается выбором спутника жизни и дальнейшими многократно благословляемыми скрепами., которые нужны, важны, но не конечная остановка в развитии общества и человека.

Три сестры - три фазы этого состояния. Лера - уже начавшая канализировать свои чувства по программе - отсюда её снисходительное: - Дурочки,- дурачащимся сёстрам. Ася - в полном непонимании что происходит, ищет обоснование и применение обуревающим ощущениям - то активная, то задумчивая и меланхоличная, лезущая на дерево, гуляющая голой ночью или обливающаяся колодезной водой. И младшая -Томка, только входящая в это состояние, но уже противоречащая своими порывами, своему же 'серьёзному', 'критическому' мнению о жизни.

Всё это представлено авторами в ореоле счастливого воспоминания/сна о детстве - здесь и муз. сопровождение с тональностью ожидания будущего, размытость рамок кадра и разрыв повествования на определённые эпизоды.

Кроме счастливых снов/воспоминаний существуют и ужасные. Так авторами в канву повествования вполне удачно и в той же стилистике снов/вспышек вплетены ужасы 'полстранысиделополовинаохроняла'. И как кинематографический приём это работает, как работает и другой шаблон - 'завтра была война'. И если последний был обязательным в жизни всех то первый нет. Его наличие в сюжете обусловлено конъюнктурой того времени. Жаль, что так точно показавшие нам взросление авторы не смогли удержаться от пасквильности этой темы. Хотя и отлично обыграв её в стилистике фильма. Здесь им жирный минус за фантазию и широту мышления.

7 из 10

21 октября 2022

Счастье без границ

В мире существует огромное количество забытых фильмов. Бóльшую часть из них подобная участь постигла заслуженно, какую-то — из-за неких случайных факторов (например, цензурных ограничений), но есть и третья категория: фильмы, пребывание которых в небытии является чудовищной несправедливостью, исправить которую, наверное, будет уже невозможно. Картина Али Хамраева «Сад желаний» относится именно к их числу. Став настоящим явлением в позднем советском кинематографе и заслужив массу восторженных отзывов, она буквально канула в бездну, не будучи увиденной практически никем, за исключением кинокритиков. Пять-шесть сеансов в неделю на всю Москву, не говоря уже об остальной стране! В неудобное время в маленьких кинотеатрах, а то и в забытых богами районных ДК в присутствии десятка случайно забредших туда зрителей… И это еще было счастьем — ведь не наберись пресловутого десятка, сеансы просто отменялись. Не к месту и не ко времени оказалась наполненная ностальгией по уходящей советской эпохе лента в годы перестройки. Юрий Кара с «Завтра была война» гораздо точнее уловил желания и чаяния тогдашнего зрителя, тогда как Хамраев, снимая кино на вроде бы точно такую же тему, подобные ожидания проигнорировал, показавшись вопиющим анахронизмом в ту бурную эпоху.

На самом деле, конечно, ни о каком «несоответствии» времени в случае с «Садом желаний» речь не шла. Совсем наоборот! Хамраев прекрасно понимал, что перемены, происходящие в стране, необратимы, что мир, в котором его поколение жило и работало, безвозвратно уходит, что будущее тревожно и туманно — и попытался в своем фильме остановить мгновение. Он не бросался с копьем на ветряные мельницы, не кидался с гранатой под танк, не ставил палки в колеса прогрессу. Он просто вспоминал счастливые минуты, старательно отсекая все неправильное, темное и плохое, что случилось или могло случиться в прошлой жизни. Но при этом оставлял на периферии зрения неясную угрозу, в любой момент готовую оборвать пронзительное и безмятежное счастье. Отчего оно [счастье] становилось только острее.

Вся история последнего предвоенного лета трех сестер, рассказанная Али Хамраевым, наполнена ощущением абсолютного, невероятного счастья. Первая любовь в беззаботное время дачных каникул; глубокое синее небо над головой; летние дожди, под которыми теряешь голову; белоснежные платья, развевающиеся в такт раскачивающимся деревянным качелям… Все злое, мрачное, неправильное изгнано из кадра и истории: ночные рейды «воронков», «кровавая гэбня», аресты и репрессии. Героини фильма ни о чем таком не знают и знать не хотят. Али Хамраев, наоборот, знает, но тоже знать не хочет. И этот парадокс дает необыкновенный результат: «Сад желаний» предстает фильмом абсолютно нереалистичным и даже эскапистским, но в тоже время он создает свою собственную реальность, в которую очень легко поверить. Даже не так — в нее хочется верить. Можно даже сказать, что режиссер опередил свое время. Такой фильм можно было ожидать в наши дни от человека за давностью лет идеализирующего советскую эпоху. Но в том-то и дело, что Хамраев идеализирует не ее (здесь он никаких иллюзий не испытывает), а память о ней. А это уже совсем другое дело.

Поэтому картина получилась такой лиричной и пронзительной. Поэтому щемит в груди, когда смотришь эту простую и незатейливую историю. Поэтому образы трех сестер так похожи на «тургеневских барышень». «Сад желаний» — фильм не о людях, а об идеях и идеалах, которые создает человеческая память и воображение. Примерно о том же снимал свой великий «Амаркорд» Феллини… Вот только автора разухабистых истернов Али Хамраева никто не воспринял всерьез, когда он попытался обнажить свою душу и снял пронзительно-лиричный фильм о хрупкости и эфемерности человеческого счастья. Снимать такое кино в годы «перестройки» было слишком не модно, а потом и подавно.

11 августа 2011

Драма Сад желаний появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Али Хамраев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Марианна Велижева, Ирина Шустаева, Ольга Вакулинская, Галина Макарова, Михаил Брылкин, Игорь Донской, Юрий Павлов, Хикмат Гуляев, Марианна Высочина, Лев Прыгунов, Петр Колбасин, Кира Муратова, Александр Феклистов, Сергей Карленков.

Страна производства - СССР. Сад желаний — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.