Сад желаний
7.1
7.3
1987, драма
СССР, 1 ч 38 мин
В ролях: Марианна Велижева, Ирина Шустаева, Ольга Вакулинская, Галина Макарова, Михаил Брылкин
и другие
Лирическая драма о последнем предвоенном лете трех сестер, приехавших к бабушке в деревню. Мир пока представляется им огромным и прекрасным «садом желаний», все ждут с нетерпением дня рождения Аси, которую не покидает предчувствие надвигающейся беды. Съезжаются гости, но нет ее родителей и Ася пока не знает, что отец объявлен врагом народа, завтра она не увидит свою мать, а война - совсем близко...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сад желаний

год: 1987
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Владимир Климов
художники: Виктор Зенков, Парвиз Теймуров
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 мая 1988 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Сад желаний», 1987

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сад желаний», 1987

Юный сон

Детство и юность проживаются нами мало осознанно, как в прекрасном сне, оставляя в памяти лишь самые замечательные моменты - вспышки эмоций. Так и построен этот фильм на отдельных вспышках-эпизодах содержащих наибольший эмоциональный заряд но не утрачивающих свою сюжетную связанность. А чувственности очень много содержится в картине, ведь на экране гг - три сестры проходят самый будоражащий момент детства - взросление. Находясь на разной стадии этого процесса, из-за возраста и темперамента, героини, вместе с остальными авторами, показывают нам, возможно не знавшим или забывшим, что гормональный взрыв может быть красивым, если он обусловлен высокой социальной и культурной организацией человека. Что инстинкты и биохимия вполне могут способствовать раскрытию личности на новом уровне/агрегатном состоянии. Главное ожидать этого 'стартового ускорения' и быть готовым к нему. Родителям в первую очередь. И подготовить ребёнка. Ведь этот импульс насколько силён, настолько же и непродолжителен по времени - против него играет миллионы лет развития человека в определённой парадигме. Где этот момент заканчивается выбором спутника жизни и дальнейшими многократно благословляемыми скрепами., которые нужны, важны, но не конечная остановка в развитии общества и человека.

Три сестры - три фазы этого состояния. Лера - уже начавшая канализировать свои чувства по программе - отсюда её снисходительное: - Дурочки,- дурачащимся сёстрам. Ася - в полном непонимании что происходит, ищет обоснование и применение обуревающим ощущениям - то активная, то задумчивая и меланхоличная, лезущая на дерево, гуляющая голой ночью или обливающаяся колодезной водой. И младшая -Томка, только входящая в это состояние, но уже противоречащая своими порывами, своему же 'серьёзному', 'критическому' мнению о жизни.

Всё это представлено авторами в ореоле счастливого воспоминания/сна о детстве - здесь и муз. сопровождение с тональностью ожидания будущего, размытость рамок кадра и разрыв повествования на определённые эпизоды.

Кроме счастливых снов/воспоминаний существуют и ужасные. Так авторами в канву повествования вполне удачно и в той же стилистике снов/вспышек вплетены ужасы 'полстранысиделополовинаохроняла'. И как кинематографический приём это работает, как работает и другой шаблон - 'завтра была война'. И если последний был обязательным в жизни всех то первый нет. Его наличие в сюжете обусловлено конъюнктурой того времени. Жаль, что так точно показавшие нам взросление авторы не смогли удержаться от пасквильности этой темы. Хотя и отлично обыграв её в стилистике фильма. Здесь им жирный минус за фантазию и широту мышления.

7 из 10

21 октября 2022

Счастье без границ

В мире существует огромное количество забытых фильмов. Бóльшую часть из них подобная участь постигла заслуженно, какую-то — из-за неких случайных факторов (например, цензурных ограничений), но есть и третья категория: фильмы, пребывание которых в небытии является чудовищной несправедливостью, исправить которую, наверное, будет уже невозможно. Картина Али Хамраева «Сад желаний» относится именно к их числу. Став настоящим явлением в позднем советском кинематографе и заслужив массу восторженных отзывов, она буквально канула в бездну, не будучи увиденной практически никем, за исключением кинокритиков. Пять-шесть сеансов в неделю на всю Москву, не говоря уже об остальной стране! В неудобное время в маленьких кинотеатрах, а то и в забытых богами районных ДК в присутствии десятка случайно забредших туда зрителей… И это еще было счастьем — ведь не наберись пресловутого десятка, сеансы просто отменялись. Не к месту и не ко времени оказалась наполненная ностальгией по уходящей советской эпохе лента в годы перестройки. Юрий Кара с «Завтра была война» гораздо точнее уловил желания и чаяния тогдашнего зрителя, тогда как Хамраев, снимая кино на вроде бы точно такую же тему, подобные ожидания проигнорировал, показавшись вопиющим анахронизмом в ту бурную эпоху.

На самом деле, конечно, ни о каком «несоответствии» времени в случае с «Садом желаний» речь не шла. Совсем наоборот! Хамраев прекрасно понимал, что перемены, происходящие в стране, необратимы, что мир, в котором его поколение жило и работало, безвозвратно уходит, что будущее тревожно и туманно — и попытался в своем фильме остановить мгновение. Он не бросался с копьем на ветряные мельницы, не кидался с гранатой под танк, не ставил палки в колеса прогрессу. Он просто вспоминал счастливые минуты, старательно отсекая все неправильное, темное и плохое, что случилось или могло случиться в прошлой жизни. Но при этом оставлял на периферии зрения неясную угрозу, в любой момент готовую оборвать пронзительное и безмятежное счастье. Отчего оно [счастье] становилось только острее.

Вся история последнего предвоенного лета трех сестер, рассказанная Али Хамраевым, наполнена ощущением абсолютного, невероятного счастья. Первая любовь в беззаботное время дачных каникул; глубокое синее небо над головой; летние дожди, под которыми теряешь голову; белоснежные платья, развевающиеся в такт раскачивающимся деревянным качелям… Все злое, мрачное, неправильное изгнано из кадра и истории: ночные рейды «воронков», «кровавая гэбня», аресты и репрессии. Героини фильма ни о чем таком не знают и знать не хотят. Али Хамраев, наоборот, знает, но тоже знать не хочет. И этот парадокс дает необыкновенный результат: «Сад желаний» предстает фильмом абсолютно нереалистичным и даже эскапистским, но в тоже время он создает свою собственную реальность, в которую очень легко поверить. Даже не так — в нее хочется верить. Можно даже сказать, что режиссер опередил свое время. Такой фильм можно было ожидать в наши дни от человека за давностью лет идеализирующего советскую эпоху. Но в том-то и дело, что Хамраев идеализирует не ее (здесь он никаких иллюзий не испытывает), а память о ней. А это уже совсем другое дело.

Поэтому картина получилась такой лиричной и пронзительной. Поэтому щемит в груди, когда смотришь эту простую и незатейливую историю. Поэтому образы трех сестер так похожи на «тургеневских барышень». «Сад желаний» — фильм не о людях, а об идеях и идеалах, которые создает человеческая память и воображение. Примерно о том же снимал свой великий «Амаркорд» Феллини… Вот только автора разухабистых истернов Али Хамраева никто не воспринял всерьез, когда он попытался обнажить свою душу и снял пронзительно-лиричный фильм о хрупкости и эфемерности человеческого счастья. Снимать такое кино в годы «перестройки» было слишком не модно, а потом и подавно.

11 августа 2011

Драма Сад желаний появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Али Хамраев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Марианна Велижева, Ирина Шустаева, Ольга Вакулинская, Галина Макарова, Михаил Брылкин, Игорь Донской, Юрий Павлов, Хикмат Гуляев, Марианна Высочина, Лев Прыгунов, Петр Колбасин, Кира Муратова, Светлана Тормахова, Александр Феклистов, Сергей Карленков.

Страна производства - СССР. Сад желаний — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.