Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прощай, шпана замоскворецкая... |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Панкратов |
сценарий: | Эдуард Володарский |
видеооператор: | Борис Новоселов |
композитор: | Николай Каретников |
художники: | Василий Щербак, Светлана Башлыкова |
монтаж: | Людмила Елян |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 июня 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Авторы весьма внимательно пытаются восстановить быт послевоенной Москвы. Повествование ведется от молодых и полных жизни героев. Они вступают в жизнь, но вокруг них мрак и серость. Неспроста постановщик избрал черно-белый формат изображения приправленный желтыми фильтрами. В такой расстановке зачастую лица персонажей смазываются, их сложно в полной мере разглядеть сквозь темень.
У наших героев нет никаких перспектив. Милка вынуждена идти на все, чтобы помочь инвалиду отцу и младшим детям. Богдан угрожает убить отца, устраивающего пьяные скандалы. Контуженный фронтовик не может найти себе место в мирной жизни. Ну а Роберт и вовсе не знает как его отец выглядит. Он оказался в плену и теперь враг народа. За кажущейся спасением блатной романтикой точно таким же страдающим взрослым ребенком оказывается и Гаврош. Его дорога слишком рискованна и обрывиста, а сам парень слишком стремится угодить старшим.
Благодаря прекрасной актерской работе неизвестных тогда молодых актеров лента наполняется искренностью и трепетом. Милка в исполнении Ларисы Бородиной оказывается чувственной девушкой, которая слишком рано взяла на себя ответственность за всех. Немного статичный Роберт - Сергей Макаров показал внутреннюю силу, равно как и скрытые суицидные наклонности. Как раз любовь и возвращает его в жизни, пробуждает возможность сопереживать. Удивительно, но и Бородина, и Макаров в дальнейшем так и не стали звездами.
Другое дело Николай Добрынин. В роли молодого представителя уличного криминала Гавроша он блеснул. Тут и странная походка, и перекошенное лицо, и блатные песни под гитару, и многое другое... Актерские работы всех трех артистов оказались неимоверно яркими. Сейчас, по прошествии времени, становится понятным, что это и была молодая альтернатива, подрастающая замена. Только вот сам фильм стал для тех лет слишком академичным. Зрители с куда большим интересом очаровывались вышедшим в тот же временной период 'Плюмбумом'.
Самые светлые кадры в 'Замоскворецкой шпане' будут у Крымского моста. Герои будут мило загорать глядя на Москва-реку. Вообще, Москва в этой ленте представлена как самостоятельный персонаж. Неспроста многие ключевые сцены ленты будут сделаны на крыше с перспективой на столицу. Да и в печальные моменты авторы не забудут о том, чтобы зафиксировать именно планы города.
7 из 10
14 октября 2024
«Вечер густеет над Москвой. Зажигаются фонари на улицах. В переулках темно, освещены лишь немногие… Московские дворы… В Марьиной роще… На Зацепе… В Замоскворечье… У Бабьегородского рынка… У Тишинского… У Птичьего… Старые московские дворы. С многолетними тополями… с голубятнями… со столиками для игры в домино, с детскими песочницами, каруселью и качелями, со скамйками и кустами сирени. Тепло светят внутрь этих дворов окна в домах… Уютные дворы, семейные, как бы… коммунальные…
Титр. Была осень 1956 года…» Именно так, с уютного романтического описания весеннего вечера начинается сценарий Эдуарда Володарского, который я выискала в журнале «Искусство кино» за 1987 год. Собственно, эта находка и сподвигла меня написать рецензию. Дело в том, что сценарий этот я и прочла лет в четырнадцать, обнаружив у бабушки (не на антресолях, в шкафу) этот самый журнал. Меня очень захватила эта послевоенная история, и я перечитывала её довольно много раз. Но фильм удалось посмотреть буквально третьего дня.
Что ж, могу сказать, что «Шпана замоскворецкая» фактически полностью оправдала мои ожидания.
Пятидесятые годы, не менее тяжёлые послевоенные времена… В центре повествования почти шестнадцатилетний школьник Роберт, Роба, сын «врага народа», для которого эта весна сыграет явно немаловажную роль в его будущей жизни. Слишком много событий придется пережить ему за столь короткий период времени… Слишком много эмоций для одной весны…
Не хочется вскрывать сюжет, анализировать поступки героев и проводить экспертизу увиденного именно с точки зрения самой истории.
Выскажусь относительно картины, как «продукта», в самом хорошем смысле слова. В первую очередь отмечу, что Александру Панкратову мастерски удалось передать стилистику того самого времени. Получилось вне всяких сомнений.
Что до актёрского состава — в главных ролях снялись малоизвестные (но это нисколько не умаляет их способностей) молодые актёры, за исключением Николая Добрынина, который, кстати, с успехом воплотил образ хулигана по кличке Гаврош. А вот исполнители эпизодических ролей — напротив, слошь именитые актёры: Георгий Бурков, Нина Усатова, Тамара Сёмина… Без комментариев.
Фильм наполнен «блатной» романтикой, трогательными моментами, юношеской горячностью и суровым реализмом. Такие были времена…
Ссылаясь на предисловие к сценарию «Шпаны», написанное Владимиром Меньшовым, где он рассуждал о некоем промежуточном культурном слое, включающим в себя блатные песни, анекдоты, былины и байки, считаю, что картина себя оправдала и по сей день является ярким представителем «третьей культуры».
Твёрдая
8 из 10
27 января 2011