Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Претендент |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Константин Худяков |
сценаристы: | Иван Менджерицкий, Андре Э. Морган, Александр Кукаркин, Душан Слободник |
видеооператор: | Валентин Пиганов |
композитор: | Вячеслав Ганелин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 августа 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 3 ч 15 мин |
В автокатастрофе погибает популярный шоумен Тони Бредли. Телеведущий ретропередачи «Звезды минувшего» Тед Стивенс получает от руководства заказ на фильм-панегирик о Тони, с последующей перспективой стать новым ведущим осиротевшего шоу Бредли. Перспектива заманчива; многотысячная аудитория, слава и определенная власть. Однако совестливый журналист Стивенс не может сделать просто фильм-отмазку, в результате опросов близких и коллег почившего он пытается понять каким на самом деле был Тони Бредли и кому на руку его таинственная гибель…
Сюжет у этого трехсерийного телефильма (основанного на романе Эла Моргана «Великий человек») интересный, и даже интригующий. Сейчас телевидение утеряло былое влияние, грызня вокруг телешоу, рекламы выглядит не столь актуально, но в 1980-х всё это было ещё свежо и ново, особенно для советского зрителя. Кроме детективного сюжета налицо и социальный месседж: власть меняет людей, карьера и совесть и т. п.(а фото Лино Вентуры в кабинете Стивенса намекает что компромисса не будет). Тем более удивительно как эту историю интерпретирует опытный режиссер Константин Худяков (автор таких полных напряжения фильмов «Иванцов, Петров, Сидоров», «С вечера до полудня», «Успех»), на съемку передачи о Бредли буквально три дня, но Стивенс в исполнении харизматичного Леонида Филатова, никуда не спешит, он меланхолично слоняется по зданию телецентра, встречается с кем-нибудь в кафе или в парке, ведя неспешные, с многозначительными паузами интервью. Всё это под расслабленный джазовый саундтрек. Всю черновую работу (монтаж, склейка и т. п.) делает за Стивенса небольшая команда, из которой выделяется аутентичный кучерявый Леонид Каневский и красавица-мулатка Людмила Солоденко. Вообще у фильма хороший актёрский состав, начать нужно с Филатова, играет он как всегда хорошо в своей фирменной манере: остро смотрит, вдруг становится из спокойного резким и едким, и вселенская тоска, и нерв, и уязвленность несовершенством бытия, всё это присутствует, но чувствуется уже и усталость, возможно и от своего образа, а может и от очередного международного проекта в карьере актёра их было немало. И эта усталость (+ нудная режиссура Худякова и скучная работа оператора) передаётся истории «Претендента», делая её какой-то необязательной, заранее обреченной.
Другие актеры — Джигарханян, Людмила Гурченко, Лев Дуров, конечно профессионалы и все вроде бы стараются, но как-то без огонька, либо типажно не подходят как например Люся Гурченко играющая какую-то нелепую певичку из шоу Бредли (вообще судя по описаниям шоу изобиловало шутками и пошлостями на потребу невзыскательной публике, тем более не к месту звучат изысканные джазы Вячеслава Ганелина). Более удачно выступили вахтанговцы — как всегда сочный Юрий Яковлев и тогда нетронутая распадом Людмила Максакова, у Максаковой вообще небольшой эпизод, но она великолепна в роли элегантной, хищной продюссерши. В маленькой, но убедительной роли преданного секретаря Бредли появляется звезда словацкого кино Эмилия Вашариова. Вообще снят фильм полностью в Чехословакии и атмосфера действительно получилась если не американская, то западная это точно.
К сожалению интересный сюжет, солидный актерский состав, крепкий режиссер, эти составляющие не всегда приводят к положительному результату. Наверное на «Мосфильме» был запланирован совместный проект, ну вот его и сняли, поставили галочку. По иронии судьбы годом ранее вышел 2-х серийный фильм «Последний репортаж» с Георгием Тараторкиным с аналогичным сюжетом; шведский журналист ведет расследование загадочной смерти своего коллеги. Фильм Дзидры Ритенберги «Последний репортаж» решен в остросюжетном нордическом стиле, полон ритма, драматичности и напряжения. То есть всего того чего не хватает «Претенденту».
PS: Но кое-что в фильме предвидели, по иронии судьбы в 1993 году Леонид Филатов стал создателем и ведущим телецикла «Чтобы помнили» о звездах минувшего…
30 апреля 2021