Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ночной экипаж |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Токарев |
сценарий: | Анатолий Усов |
видеооператор: | Алексей Найденов |
композитор: | Николай Левиновский |
художники: | Виктор Юшин, Н. Саркисова |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Советская сказка бессмысленная и беспощадная. А может сон советского сценариста Анатолия Усова. И я сейчас даже не про проникновение верхом на белом коне в школьные застенки одного из главных героев. Хотя всадник вылитый принц. Ну почти, спецовка с дурацкой надписью на спине «Байкал», маленько смазывает сказочный образ. И зовут не Айвенго, а Петух, но маленькая «леди Ровена» сражена. На самом деле Петуху до принца как до звезды, он птушник. В одном кадре он обращается на ты к директрисе школы, в которой раньше учился и в которую заглянул на огонёк, верхом на лошади. В другом грубит милиционеру, ну никакого воспитания. Не зря я несколько лет отказывался от просмотра этого фильма, ой не зря. Но прочитал про него в очередной раз в очередной подборке фильмов про подростков и решил посмотреть. Люблю я этот жанр, фильмы про трудных подростков, сам таким был, хулиганом не реальным. Ранее я фильм не смотрел и даже не слышал про него, узнал о нём несколько лет назад от блогеров пишущих про кино.
Вот спрашивается ради чего вся эта катавасия с угоном? Точнее с невозвращением машины, ведь хотели же довезти хромого до дома и бросить. Совершенно дурацкая сцена с таксомотором, дядя по доброте душевной предложил подвести, зачем было садится раз не поняли что он хочет помочь? Можно же было сказать что у нас нет денег. Он бы им объяснил что просто помочь хочет. Нет, садятся, едут, потом сбегают. Ну бред же. Но дядя не отстаёт, говорит отвезу вас обратно, так нет угоняют его авто. Дядя за ними в погоню на другой машине, молодой водитель предлагает взять монтировку дяде, тот отказывается, но когда ребята забирают машину уже у молодого, он почему-то монтировкой не воспользовался и вообще ничего не сделал. Как так то? Ужасный актёрский ансамбль, особенно неприятны Петух и мама маленькой принцессы. А вот сама принцесска, уже в столь нежном возрасте страдающая от бессонницы, хороша, собственно она единственное что понравилось в фильме.
В фильме принимает участие группа «Мастер», появление «принца» в школе происходит во время их выступления. Петух милиционеру говорит что он не металлист, а вот один из его подельников, здоровый детина, прикид имеет соответствующий. Кстати непонятны его жалобы на то что ему надоело сидеть дома, видно же и по прикиду и по действиям, как то раздобыть девочек и с ними поехать на дачу, что он не домашний. Хотя в этом фильме ничего не понятно. В советское время много критиковали heavy metal, писали что она отупляет, её слушают те кто не хочет думать, что тряска головой в такт это чтобы растрясти последние мозги. В принципе слабоумием, вызванным прослушиванием тяжёлой музыки, и можно объяснить поступки ребят. Я сам в прошлом металлист, тупой невероятно, не смотря на то, что я в связи с возрастом такую музыку давно не слушаю, ума не прибавляется, видимо навсегда убил клетки мозга металлом. Не понятно только почему последние годы всё перевернулось с ног на голову, металлистов нынче считают самыми умными из представителей субкультур, все они почему-то учатся в институтах. Несмотря на свой критический очерк о просмотре не жалею, было интересно, гонки на автомобиле опять же, я правда не люблю «Волгу», но это ладно. К тому же мне фильм напомнил о собственном Петухе, был у меня приятель одно время с такой кличкой, однокашник и сын телохранителя Горбачёва, но тоже трудный, двоечник и хулиган.
9 августа 2020
Именно эти слова героини Ольги Кабо можно смело выносить в качестве слогана фильма. Правда в 80-х годах ХХ века писать слоганы для фильмов моды ещё не было. Но, как основная мысль, вокруг которой завязан сюжет, эти слова вполне могут быть.
В центре сюжета трое парней. Сергею Петухову — 17 лет. Это возраст окончания школы. И он, определённо сверстник выпускников, на празднике которых он побывал, но, ушедший из школы после 8-го класса.
«Балда» — скорее всего на год моложе Петухова. Ему лет 16.
А «Молодму» 12—13 лет, максимум. Так что, цифра 12, которая красуется у него на майке, вполне может быть его возрастом.
Социальный статус приятелей — тоже разный. Петухов, определённо из среднестатистической рабочей семьи. Скорее, всего, даже не полной. Балда — напротив, из порядочной интеллигентной семьи. А Молодой из — проблемной семьи, где родителей (если их можно таковыми назвать) вот, вот решат родительских прав.
Что объединяет этих трёх друзей, сказать сложно. Разные социальные статусы, разные уровни образования, разные взгляды на жизнь. Объединение произошло, скорее всего, на теме протеста и желания развлечься. Против чего этот протест? Сказать это тоже непросто. Типичный подростковый максимализм. Петухов — ненавидит учителей и своих сверстников, поскольку считает их людьми второго сорта. (Не зря же он появляется на выпускном празднике верхом на коне. Так удобнее смотреть на серую массу свысока). Балда, ненавидит своих родителей, просто для того, чтобы кого-то ненавидеть. Молодой — просто трётся за компанию, поскольку до ненависти он ещё не дорос.
Тем не понятней объединение этой компании, поскольку Петухов, кичась своими достижениями «взрослой» жизни в ПТУ, явно смотрит на школяров сверху вниз. У таких, обычно, компания иная: те самые ПэТэУшные братки, которые уже во всю выпивают, курят, и считают себя взрослыми дядьками. Поэтому Петухов регулярно вспоминает своих одногруппников, считая именно их достойными людьми. Ну а что же он тогда со школотой тусит? Просто, от нечего делать? Если только.
Вот это ничего не делание, помноженное на желание найти себе хоть какое-нибудь развлечение, и доводит парней до целого букета правонарушений, а затем и преступлений. Всё начинается с обыкновенного хулиганства, а ближе к финалу на каждом из героев уже висит целый букет уголовных статей. Но, никто из парней об это даже не задумывается. Ибо они играют. Как в детстве, в песочнице катали игрушечные машинки. Так и теперь они катаются на угнанной машине по кварталам своего района. И они искренне считают, что когда им надоест эта игра, то они, просто, бросят машину во дворе, пойдут по домам, и им ничего за это не будет. Вот только возраст уже не тот. Вместо песочницы — реальные людские судьбы. И затянувшаяся «игра» поэтому принимает вполне серьёзный оборот. А в финале превращается в настоящую катастрофу. Тогда уже встаёт иной вопрос: кому повезло больше? Тем, кто погиб? Или тому, кто выжил, и кому теперь до последних дней нести на себе груз смертей невинных людей?
Так что угол и в самом деле вырос… до размеров тюремной камеры. Ибо оставшимся в живых парням ничего другого на ближайшие годы уже не светит.
Фильм вышел на волне массового появления перестроечных молодёжных и социальных драм. Где основной конфликт, это противостояние героя и общества, героя и системы, героя и государственного строя. Зачастую финалы таких фильмов — полный крах героя. И «Ночной экипаж» — не исключение. Зелёные, считающие себя самостоятельными, ребятки сломали судьбы не только себе, но и немалому количеству людей, окружающих их. И самое страшное, что никакой благородной цели они себе при этом не ставили. Не пытались что-то исправить, кого-то переубедить. Они, просто… развлекались. Ну и доразвлекались в итоге.
Поэтому фильм, я считаю, не утратил своей актуальности и сегодня. Такие «игруны» никуда не делись. И уголовные сводки, говорящие о несовершеннолетних преступниках — тому ярчайшее подтверждение.
Сложность ещё и в том, что нет никакого способа заранее выявить таких вот «игрунов». Уделять им больше внимания — не выход. Ибо это могут быть взрослеющие дети из вполне благополучных семей. Которым, просто, в определённый момент надоедает родительская любовь и опека. Единономоментно родители оказываются врагами, и повзрослевшая дитятя идёт искать на свою задницу приключений, считая себя при этом вполне самостоятельным человеком. Фильм — предупреждение. Только, для кого?
8 из 10
7 марта 2019
Редко в перестроечную эпоху можно увидеть такое интересное кино. Несмотря на то, что количество по-настоящему хороших, качественных фильмов в эту эпоху, если можно так сказать, выходит не так уж и мало, то отыскать настоящие бриллианты среди них, дело трудное, маловыполнимое.
Тем не менее, «Ночной экипаж», фильм достаточно увлекательный. В первую очередь тем, что главные герои не бравые комсомольцы, ударники труда и отличники, а люди, которых всегда пытались изменить, вылепить из них то, что требовалось системе. Назовем их «неформалы». Условно. Это два юноши, студент ПТУ, второгодник и мальчик, непонятно как попавший в их компанию и отличающийся умом и сообразительностью, в лучшем смысле этого заезженного клише. Они конфликтуют с системой, обществом, которое пытается их воспитать, так как чувствуют, через неприятие этой системы.
Теперь о сюжете. Юноши угоняют машину, и пытаются не попасться в руки милиции, которая весьма снисходительна к нарушителям. К ним присоединяется девушка, дочь директрисы школы, из которой и был отчислен главный герой, а позже, подруга одного из героев. В надежде повеселиться компания делает массу глупостей, которые и приводят к трагедии.
Фильм ставит много вопросов, к сожалению, давая значительно меньше ответов. Но один и очень емкий отражает проблематику воспитания и ассимиляции подрастающего поколения в обществе: «А вы попробуйте их любить. Недостатки, надо искать в себе, а в других — достоинства».
Что касается актерской игры, то она вполне себе на уровне. Неизвестные актеры сыграли очень живо, заставив вспомнить себя в их возрасте. Режиссер попытался выделить характер каждого из главных персонажей посвятив им как минимум по эпизоду, дающему необходимую информацию о ребятах.
В итоге получилось довольно крепкое кино, сочетающее в себе элементы экшна, мелодрамы, немножко комедии и главным образом драмы.
8 из 10
5 января 2010
Я очень хорошо помню свои детские кошмары, и этот фильм запомнился мне как длинный дурной сон, в котором дети всю ночь ездят по призрачному городу среди спящих панельных громад — памятников развитому социализму, кажущихся заброшенными, подобно мексиканским храмам, и населенными призраками великих надежд, в эту ночь вновь съежившихся до размеров подростковых страхов и тревог. Полумгла, остающаяся жить в кадре даже после рассвета, нелепая поездка, изначально не имеющая ни смысла, ни конкретного пункта назначения и заканчивающаяся, подобно всем кошмарам, смертью и горем, способным свести с ума, — и нет здесь места ни эпилогу, ни послесловию, потому что они всегда напоминают о торжестве порядка, а сам порядок, хоть и присутствует в фильме (советские милиционеры невольно вызывают уважение), но кажется таким же растерянным, поскольку его уже слабеющие руки не в состоянии удержать первобытный ужас перед реальностью, вновь проснувшийся под многолетним кумачовым покровом и поразивший последнее поколение советских детей.
7 из 10
5 октября 2009