Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ледяной замок |
английское название: |
Is-slottet |
год: | 1987 |
страна: |
Норвегия
|
режиссер: | Пер Блом |
сценаристы: | Пер Блом, Тарьей Весос |
продюсеры: | Лассе Гломм, Ула Солум, Гуннар Свенсруд |
видеооператор: | Хальвор Несс |
композиторы: | Гейр Бёхрен, Бент Осеруд |
художники: | Margrethe Friis, Ivind Gulliksen, Frederik Hestvold, Жан Хоел, Marianne Holmebakk, Ketil Jsund, Natalya Nikitina, Ole Ramstad, Мортен Солум, Siv Stavem, Jarle Svennerud, Harry Tellevik, Andreas Stengen, Ingeborg Kvamme, Ингер Дерлик, Видар Туне, Дагфинн Клиппан, Joachim Solum |
монтаж: | Мэргит Нордквист |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 декабря 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
Действие этой арт-хаусной драмы Пера Блома происходит в норвежской провинции, где жизнь течет достаточно медленно и размеренно. Тут встретились и подружились две 12-летние девочки - Сисс и Унн, которые однажды открыли в себе новые грани чувств друг к другу, но это обстоятельство очень напугало их, что привело в итоге к печальным последствиям.
Фильм нетороплив и крайне монотонно снят и сделан. Что, в данном случае, является его неоспоримым плюсом, так как многие эпизоды являются настоящим пиршеством для глаз, настолько красиво он снят. Взять хотя бы те же типично скандинавские заснеженные пейзажи, и сам антураж ледяной пещеры, леса и милых вечерних домиков, в окнах которых горит свет. После этого вы точно захотите побывать в Норвегии. Но главное достоинство фильма - его первые 15-20 минут.
И дело не в какой-бы то ни было закрученной завязке - нет, напротив, сюжет развивается здесь очень неторопливо, и начинается с обычного прихода в гости одной девочки к другой, что вот уже несколько минут спустя перетекает в невероятную по красоте и чувственности сцену, равной которой в европейском кино еще поискать. Изумительная актерская игра юных героинь и природная красота самих актрис только подчеркивает по-детски неловкое напряжение между ними во вступительной сцене, когда девочки стоят друг перед другом, отдаваясь зову сердца. Случайная мимика, легкая полутень улыбок, жесты, движения - все так, как и должно быть. Камера не боится показать первозданную красоту подростковых форм Сисс и Унн (Лине Сторесунд и Хильде Негген Мартинсен), которые уже начали обретать прекрасные женские очертания и изгибы, а некоторые кадры в полный рост так и вовсе достойны полотен великих художников эпохи классицизма. Изумительная по красоте и чувственности работа, браво!
Фильм изобилует крупными планами, когда мы видим лица девочек, на которых меняются выражения и интонации, поэтому можно сказать, что многое тут понятно без слов. Тем более, что диалогов в 'Замке' относительно немного, а, собственно, развитие сюжета начинается где-то через полчаса после начала, когда одна из героинь попадает в ледяную пещеру. То 'электричество', которое есть между девочками, химия, рождающаяся между ними в совместных сценах вовсе делает слова излишними. Неторопливые планы и проезды камеры изящно дополняют величие показанных между ними чувств. При этом фильм не изобилует пошлостью, как другие ему подобные и на ту же тему - тут настолько невинно и целомудренно, настолько это вообще возможно, и, в то же время, без излишнего пуританства и цензуры. Радует, что режиссер решил показать всю красоту своих героинь - и внутреннюю и внешнюю!
Фильм пытается укутать зрителя теплой атмосферой заснеженной Скандинавии, что в сочетании с пленкой и создает ни с чем не сравнимый 'домашний' антураж, ну а сценарно история буквально нашпигована метафорами, которые, впрочем, считываются достаточно легко и безо всякого усилия, как и подобает таким картинам. Разумеется, все действие вращается вокруг главных героинь, ну а взрослые персонажи выступают скорее фоном, хотя ближе к концу также сыграют свою роль.
Помимо восхитительной актеркой игры девочек Лине и Хильде, тончайшей режиссуры и операторской работы тут из плюсов хотелось бы выделить ненавязчивый саундтрек, который больше подходит к какой-либо мрачной сказке или даже к атмосферному итальянскому хоррору 80-х: тут и таинственные меланхоличные мелодии, и синтезаторы, способствующие нагнетанию напряжения и много фортепианных переливов.
Вторая половина фильма более насыщенная на события, но и более трагичная, когда становится понятно, что ничего уже изменить нельзя и ожидание финала становится гнетущей встречей с неизбежным. И все же, это светлое кино, оставляющее после себя приятное послевкусие настоящей встречи с искусством - настолько производит впечатление режиссерская работа в купе с актерами и постановкой в целом. Тот самый случай, когда разные частички паззла удачно соединились друг с другом, образуя в итоге целостную картину, которую нужно смотреть и пересматривать. Тут есть все, что должно быть в идеальном фильме - героини, подобные Сисс и Унн, красивейшие и немного откровенные сцены, изумительная картинка и чудесная музыка. Настоящий шедевр!
10 из 10
26 ноября 2022