Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Форд: Человек и машина |
английское название: |
Ford: The Man and the Machine |
год: | 1987 |
страны: |
Канада,
США
|
режиссер: | Аллан Истмэн |
сценаристы: | Роберт Лэйси, Роберт Хэмилтон |
продюсеры: | Венди Грин, Дэвид Дж. Паттерсон, Алекс Виницки |
видеооператор: | Томас Бёрстин |
композитор: | Пол Заза |
художники: | Уильям Битон, Луиз Джобин, Клод Паре |
монтаж: | Джордж Роулстон |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 мая 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 20 мин |
Этот фильм со страшной силой рекомендую к просмотру прежде всего всем российским крупным промышленникам и олигархам- Абрамовичу, Потанину, Прохорову, Дерипаске, Вексельбергу и им подобным. Да только, как мы с вами прекрасно понимаем, им это совершенно ни к чему… Новых Фордов среди них нет и не может быть… На том тему и закроем.
Снятая просто отлично (хотя порой выпадают значимые куски, и непонятно откуда появляются жена сына Генри и вдруг повзрослевший внук-наследник (!!!), да и некоторые «концы» даже в воду не спрятаны), телекартина «Форд: Человек и машина» производит на вдумчивого зрителя сильное впечатление (только что её пересматривал, не отрываясь). Тем более, что она о вполне гениальном человеке (разработал автоконвейер, имел 161 патент!), чье имя (и торговая марка авто) стало одним из символов США (даже Дядя Сэм деликатно подвинулся!).
Но не было бы и драмы, если бы Генри Форд был просто суперудачливым инженером и промышленником. Как и любой гений, он был далеко не однозначен (а порой открыто неадекватен). Сам трудоголик с мозолями на руках, многое сделал для благосостояния своих рабочих (стали получать по 5 долларов в день- больше всех в Америке, и работать по 8 часов, и т. д.), в последствии жёстко затыкал недовольным рты и не допустил создания профсоюзов (об этом в фильме не говорится). Приветствовал свежесть технических мыслей, но по большей части от себя самого (злобно раскурочил красивую машину, созданную сыном с друзьями), и в конце концов превратился в образчик авторитарного диктатора, и в семье, и в компании. Был упёртым антисемитом и пропагандистом антисемитизма, за что его возлюбил сам Гитлер, повесивший портрет Форда на видном месте (в фильме присутствует эпизод награждения Генри фашистской наградой, только непонятно, почему тот так округлил глаза- оказывается, наш «автомобилист» серьёзно поддерживал нацистскую партию Германии, а его европейские «дочки» работали на фашистскую экономику). И тут же- пацифизм, нежелание выполнять военные заказы (потом выполнял, как миленький, с усердием!!!). Он действительно не хотел Первой Мировой войны и собирался помирить конфликтующие правительства (упоминание в фильме). Но его «миротворческая» миссия в Европе с треском провалилась…
И так далее, и тому подобное. Вообще, по-хорошему, надо было бы эти темы доразвить да добавить к фильму ещё одну полноценную серию. Не думаю, чтобы от этого он проиграл (с таким темпоритмом!), напротив, выиграл бы. Но- что снято, то снято… А с как бы основным конфликтом «человек- машина» тут всё и без того понятно.
… Зато тут и ещё есть, над чем основательно задуматься. А именно над тем, что Генри Форд- I- чистейшей воды продукт капиталистической системы! А она, вовсе не идеальный общественно-экономический строй, суть палка о двух концах, что очень отчётливо показано в фильме (интересно, поняли ли это сами его создатели?). С одной стороны, начинающему гению, который, кстати, не ставил зарабатывание денег во главу угла, а лишь Идею, само Дело, капитализм дал возможности для свободного предпринимательства, чем Генри и воспользовался. С другой стороны, у капитализма свои жёсткие, порой бесчеловечные правила. И, в конце концов, наш промышленный революционер, забыв свои идеалы, был вынужден играть по ним. В этом его главная драма, точнее, трагедия. Увы, безальтернативная…
… А ещё мне вспомнился Пётр Первый, который был и великим реформатором, и великим деспотом, который и широко миловал, вознося толковых «спецов» и работяг до немыслимых высот, и жестоко карал «оппозицию», запросто выстилая костями тех же работяг фундамент Санкт-Петербурга. Что-то у него с Фордом есть общее… Ох уж эти гении…
8 из 10
16 августа 2014