Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Акция |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Шамшурин |
сценарий: | Анатолий Степанов |
видеооператор: | Алексей Найденов |
композитор: | Виктор Бабушкин |
художник: | Евгений Серганов |
жанры: | боевик, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 22 октября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Без сомнения авторы этой ленты внимательно смотрели фильм о пушках Навароне. Вдохновлялись им. Обсуждали. Но решили сделать что-то более правдоподобное. И вышел весьма эффектный, самодостаточный боевик о Великой Отечественной войне. Лаконично и хлестко нас знакомят лишь с одним эпизодом - дерзкая и опасная операция, связанная с похищением архива агентуры должна пройти стремительно и деморализовать врага. Боевых талантов тут недостаточно, нужно понять страсти, переживания и внутренний мир своего оппонента.
Так мы получаем многоходовую акцию, где просчитана каждая деталь. Участие каждого человека в ней обусловлено рядом факторов. Мелочей нет. Потому такое внимание придается ошибкам и недочетам. Каждая из них может стоить жизни. Этот психологический паззл был блестяще раскрыт в картине. Борис Галкин идеально воплотил образ решительного офицера разведки Егора Семина. Основной его задачей является просчитать на несколько шагов вперед бывшего белогвардейца Валентина Кареева, ныне успешно взаимодействующего с фашистами.
Но Галкин дарит зрителю весьма односложный героический облик. Другое дело дуэт мэтров - Георгия Юматова и Олега Стриженова. В этой ленте каждый из них подарил личный бенефис. Юматов предложил привычный для своей карьеры героический типаж отличающийся значимой деталью. Его Василий - агент под прикрытием. Он осознанно выдает себя за инвалида битвы за Перемышль, чтобы войти в доверие. Его трогательная и надрывная песня о том, как в битве за Галицийские поля в наград достались два кленовых костыля становится точкой кипения. Василий оказывается настолько убедителен, что уже зрителю нужно сомневаться - на чьей он стороне в действительности.
Ну а Стриженов в роли безусловного злодея, так и вовсе гениален. Он показывает нам не только жестокого офицера, но еще и одинокого, недоверчивого и сентиментального человека. Похоже, что ему сильно не хватает его Родины. Приятно, что Стриженов не стал гиперболизировать негативные стороны Кареева, при этом не стремясь представить его трогательным. Главное тут было, чтобы зритель увидел в Карееве человека.
– Что самое ценное в смутное время?
– Алкоголь!
Столь яркие актерские работы не могут не оставить недосказанности. Лента стремительно пролетает, акция завершается, а Семин, Василий и Кареев остаются в параллельном континууме проживая раз за разом отведенную им роль. Слишком уж правдоподобно у них получилось.
Эта картина совсем не вписывалась в 'перестроечный' репертуар. Именно психологическая проработка характеров и изящная подача спецоперации делают этот фильм интересным даже по истечении многих десятилетий.
8 из 10
15 сентября 2024
Этот фильм опоздал, по крайней мере, на добрый десяток лет, а то и два. И дело не в том, что в 1987 году тема Великой Отечественной Войны совсем лишилась актуальности. Дело в том, что 87-й год был перестроечным, когда терпящая крушение совковая система ценностей подлежала переосмыслению, но сценарий фильма отдаёт застойным душком:
- махровая пропаганда коллективизма (негативный герой сам заявляет, что не желает находиться ни в каком коллективе, а положительные герои побеждают благодаря командной работе, где у каждого своя функция и роль),
- чёткое разделение на плохих и хороших (казалось, этот архаизм должен был уйти из советского кино после такого продвинутого фильма, как «Место встречи изменить нельзя»),
- пафосная музыка, характерная для героических советских фильмов.
Кроме того, «Акция» снята по старым канонам не только идеологическим, но и техническим. Это касается как операторской работы, так и режиссуры, постановки боевых сцен, которые характерны для советского кино 10—20-летней давности. Это было бы ничего, но в конце 80-х советские граждане уже вовсю обзаводились видеомагнитофонами и смотрели на кассетах иностранные фильмы, которые в техническом плане демонстрировали своё значительное превосходство, а этот фильм выглядел на их фоне довольно-таки простовато.
Впрочем, он не совсем прост и прямолинеен: фильм разбавили лирической темой. Это не то чтобы любовная сюжетная линия, но время от времени единственная дама в коллективе заводит разговор о любви — то на фоне водопада, то лёжа на залитом солнцем луге на оголённом торсе молодого человека. Это более характерно для Западных кинолент. Да и боевые сцены, пусть ими фильм не изобиловал, были неплохи: две сцены горящих людей, несколько взрывов, поездка по узкому пешеходному мосту, который, кажется, вот-вот должен обвалиться, не выдержав мотоцикла. В общем, разок посмотреть можно. Тем более, это не антиутопичная чернуха, характерная для перестроечных времён.
28 января 2009