Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Степная эскадрилья |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Ирма Рауш |
сценарий: | Валентина Спирина |
видеооператор: | Александр Ковальчук |
композитор: | Виктор Кисин |
художник: | Николай Емельянов |
жанр: | семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 июня 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Нестыковка получается с хронометражём: по факту картина длится всего 65 минут, а этого явно недостаточно, чтобы раскрыть весь потенциал сценария Валентины Спириной, известной широкому кругу зрителей по целому ряду замечательных картин: «Взрослые дети» (1962), «Зелёный огонек» (1964), «Ох уж эта Настя!» (1971), «Валькины паруса» (1974). В перечисленных картинах Валентина Спирина очень чутко подходит к вопросу воспитания детей. Вот и в своей предпоследней работе «Степная эскадрилья» две женщины — сценарист Валентина Спирина и режиссёр Ирина Тарковская — выносят на суд зрителей историю, в которой старшеклассникам приходится делать выбор. Выбор не между городом и деревней, как это может показаться на первый взгляд, а выбор жизненной позиции. Город — совсем не панацея от сельских проблем. В городе далеко не всем «мёдом намазано». Кому-то там легко и комфортно, а кому-то достаточно того факта, что он есть. Так далеко в своём фильме создатели не заходят, показывая обычную для тех лет ситуацию.
Первая ученическая производственная бригада была создана в 1954 году в Ставропольском крае. В 1981 году в стране насчитывалось уже более 40 тысяч таких бригад, они объединили в свои ряды около 3,5 млн. школьников. К моменту создания картины (1986) движение несколько пошло на спад, но ещё достаточно широко использовалось руководителям совхозов, понимавших будущую выгоду бригад из старшеклассников. В фильме удачно использован контраст городских и деревенских парней. Они вовсе не противопоставляются, а как бы дополняют друг друга, показывая, что и деревенские «шумахеры» (постановщик трюков Анатолий Ходюшин) нисколько не уступают городским. Важным моментом является история взаимоотношений лидера степной эскадрильи Сергея Лотарёва (Андрей Коробков) и Тани (Ирина Старостенко). Правда, история с лихачеством Сергея за рулём комбайна явно лишняя и выглядит инородно, чего не скажешь об эпизоде с молнией.
Агроном в исполнении Александра Галибина выглядит почти комедийным персонажем, и явно не вписывается в общую картину. А вот «юморные нотки» дяди Мити весьма к месту, потому что сама внешность Юрия Медведев предрасполагает к шуткам. Хорошо сыграл Борис Невзоров. Его председатель колхоза Алексей Никифорович Чернобай появляется в кадре нечасто, зато всё время держит руку «на пульсе жизни» колхоза. Хорошо, что режиссёр и сценарист не стали заниматься морализаторством, показав мальчишек «как они есть», ведь кому-то и серьёзные трудности нипочём, а кому-то всего лишь обыкновенное замечание — как кость в горле. Порадовало музыкальное сопровождение, под которое танцует молодёжь. Если приглядеться, то в «массовке» можно заметить попытки исполнить движения в стиле брейк данс, который начал своё восхождение в Советском Союзе в 1984 году после выхода на экраны фильма Джоэла Силберга «Breakin»» («Брейк-данс»).
«Она не каждому видна, она не всякому понятна — моя родная сторона, что позвала меня обратно. Там и река ведёт домой, и солнце сесть за домом хочет, там ни тропинки нет прямой, а всё в обход, зато короче…» (Г. В. Гладков)
20 февраля 2018