Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Русь изначальная |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Геннадий Васильев |
сценаристы: | Геннадий Васильев, Михаил Ворфоломеев, Валентин Иванов |
продюсер: | Игорь Зуев |
видеооператор: | Александр Гарибян |
композитор: | Алексей Рыбников |
художники: | Альфред Таланцев, Людмила Чекулаева |
монтаж: | Валерия Васильева |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 марта 1986 г. |
на DVD: | 2 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 28 мин |
Фильм смотрела в детстве и сейчас пересмотрела вновь. Читала и соответствующую книгу. У картины есть неоспоримые достоинства, но есть и недостатки. Прежде всего, отмечу, что тогда в VI веке ни о какой Руси, руссах и прочих подобных этнонимах не могло быть и речи. Все это появилось столетия спустя.
А что было тогда?
Племенной союз антов. Хорошо показано социальное устройство таких родоплеменных образований. Роль вождей, наделенных не только военной, но и мирской властью. Показана та самая «военная демократия», что процветала тогда у славян. Каждый мужчина – воин, а все вместе они войско. Это был мир безраздельно свободных людей.
Но и ими нужно управлять. Эти функции очень тонко и мудро – вместе с тем властно – осуществляет Всеслав (блестяще сыгранный Борисом Невзоровым).
Вообще, главное достоинство фильма (при всех его недостатках, о которых здесь писали) – попытка воссоздать дохристианский быт наших предков, их мировоззрение, помыслы и чувства. И она удалась! О том времени мы практически ничего не знаем, источников фактически нет (если не принимать во внимание пресловутую «Велесову книгу»). Но настоящие художники, наделенные духовным зрением, способны проникать сквозь толщу времен!
9 октября 2021
Данный фильм повествует о древнем племены анты, что существовало на Руси в 6 веке н. э. Показана их борьба с аварами и византийцами. Творение авторства Геннадия Васильева, который опирался на книгу Валентина Иванова имеет множество исторических неточностей, например: во-первых, славянское племя
анты в фильме постоянно называет себя то «русичами», то «славяно-росами», но в 6 веке, когда собственно и развиваются действия фильма, этого быть не могло. В то время и до самого 9 века славяне были известны как склавены, анты и венеды — по названию трех славянских племен. Название «русские» стало упоминаться лишь в 9 веке. Также показана борьба с хазарами, которые появились на местности расселения только спустя сто лет.
Несмотря на неточности, фильм с удивительной точностью передаёт быт древнерусского народа: продажа шкур, плотничество, военная подготовка, свадебные обряды. Имеются три сюжетные линии — любовная линия Ратибора с девушкой из вражеского племени и его становление полноценным бойцом, борьба Всеволода и, впоследствии, Ратибора с хазарами и византийцами, подавление бунтов в Константинополе в главе с Феодорой и Юстинианом.
Основным событием в Византии является народное восстание «Ника» против императора Юстиниана Великого (527—565 гг.). Толпа недовольных освобождает нескольких приговорённых к публичной казни, в числе которых оказывается вольнодумец и философ манихей Малх.
Основным же событием в древней Руси становится то, что антам удаётся отразить нашествие кочевников, но после этого их вождь Всеслав становится жертвой византийского посла, коварно отравившего его во время переговоров. По совету Малха новый вождь антов Ратибор собирает войско и берёт штурмом пограничную византийскую крепость Топер — ворота империи, после чего Византия заключает с ним мир. Велимудр — жрец, но, одновременно и знахарь, колдун, гадатель. Его слово имеет вес на совете племени, также он играет большую роль в обряде инициации и насвадьбе.
У него был помощник, что говорит о начале обмирщения культа. В фильме он показан умудренным жизнью «философом», который может рассуждать на любую тему, привнося свое необычное мнение. Всеслав — военный вождь, но с другой стороны он выполняет и более важные функции. Например, он выдвигает предложение о создании коалиции племен. Это решение явно шире полномочий военного вождя. После смерти Всеслава, его место занимает Ратибор, как первый воин племени. Он выполняет те же функции.
Главные роли исполняют такие замечательные актёры, как Борис Невзоров (Всеслав), Владимир Антоник (Ратибор), Арнис Лицитис (Малх), Маргарита Терехова (Феодора) и Иннокентий Смоктуновский (Юстиниан). Музыка чудесна и полностью соответствует и соотносится с текущими кадрами. Это был какой-то ориентированный на природные образы эмбиент.
Данный фильм мне понравился тем, что своею правдоподобностью он полностью погружает зрителя в Древний мир.
7 из 10
26 декабря 2020
В детстве я ходил в школу мимо ржавого железного щита два на полтора метра — на нём работники советской культуры писали названия кинофильмов, которые демонстрировались в местном стареньком кинотеатре «Восход».
Помню, меня волновал дурацкий вопрос: прежде чем писать новое название, старое смывают растворителем или тупо замазывают? До сих пор не знаю ответа, так как посмотреть на процесс замены надписей мне ни разу не удалось — видимо, по каким-то загадочным причинам делали это глубокой ночью.
Отдельные названия фильмов запомнились; некоторые — потому что были особенно нарядно нарисованы, некоторые — потому что имели какой-то цепляющий сознание смысл. Вот, в частности, помню «Русь изначальную» — чёрные зловещие буквы наискосок, от одного угла щита к другому. Сразу понятно, что это нечто страшное, и детям до шестнадцати туда нельзя. И действительно, есть в этом фильме сцены не для слабонервных.
Впрочем, интересна «Русь изначальная» не этим, а тем, что для своего времени фильм был одним из самых дорогих: в то время откаты и распилы ещё не изобрели, поэтому все денежки реально пошли на съёмки — батальные сцены 100500 на 100500 человек и строительство на брегах Невы каменных замков с башнями в натуральную величину.
В смысле актёрского состава кино невероятно жирное: Смоктуновский, Терехова, Чурсина, Дмитриев, Катин-Ярцев, Невзоров, Светин. Удельная плотность звёзд первой величины столь высока, что Юматову и Стеблову достались эпизодические роли продолжительностью менее минуты.
Не обошлось и без трэш-звёзд перестроечных лет — Михаила Кокшёнова и Елены Кондулайнен. «Русь изначальная» — единственный фильм в карьере Кокшёнова, где он не падает лицом в торт, и единственный фильм в карьере Кондулайнен, где она не предстаёт перед изумлённым и счастливым зрителем в чём мать родила.
Но вообще без обнажёнки в 1985 году, конечно, было никак нельзя, поэтому в открывающей сцене фильма русский князь Ратибор и хазарка Рамада вяло удовлетворяют сексуальную нужду, символизируя тем самым простые и понятные дипломатические отношения между соответствующими государствами. Эротики в этом соитии не больше, чем в сцене «Нео давится синтетической кашей» из х/ф «Матрица», но, что ж делать, по-другому в перестроечные годы не получалось.
Пока Ратибор и Рамада занимаются глупостями, византийский базилевс Смоктуновский со своей женой Тереховой вынашивают поистине макиавеллевские планы по захвату ратиборовских тучных вотчин; вокруг этого и строится весь сюжет.
Фильм богат как на прямо-таки американские эпизоды а-ля «Конан-варвар» и «Крутой Уокер», так и на сомнительный сюр в стиле «Обитаемого острова». В целом просмотр «Руси изначальной» весьма полезен для понимания вопроса «Откуда есть пошли «Ярослав», «Викинг», «Скиф» и им подобный псевдоисторический бред?»
20 декабря 2018
Картина «Русь изначальная» режиссёра Геннадия Васильева, поставленная по одноимённому историческому роману советского писателя Валентина Иванова оставляет весьма неоднозначное впечатление.
С одной стороны в ней достаточно подробно воссоздана та эпоха, быт славян, сражения. Все происходящее на экране так или иначе заставляет переживать, тем более, если ты русский человек и понимаешь, что когда-то так жили твои предки, когда-то сражались, любили… Невозможно остаться равнодушным, когда видишь, как толпы хазар, чуждых нам людей, еще не раз портивших жизнь нашим предкам, сжигают дома, убивают славянских женщин и детей.
Но с другой стороны в фильме нет какой-то связности, чего-то не хватает, нет смысла, что ли во всем происходящем на экране. Это очень прискорбно, особенно с таким хорошим составом. И с каких-это пор русская земля стала росской? Хотя тогда в VI веке и слова такого не было — «русский». Впрочем не будем вдаваться в историю, тем более что нет единого мнения касательно таких дремучих времен.
Что меня действительно порадовало, так это музыка Алексея Рыбникова. Воистину волшебная музыка, которая в общем-то и создает основное настроение фильма. Какое-то тоскливое, широкое, как степь русских полей…
6 из 10
13 мая 2014
В целом, фильм неплох. Однако он по многим параметрам уступает книги, по которой снят. Ведь «Русь изначальная» Валентина Иванова — грандиознейшее произведение, рассказывающее о событиях первой половины 6 века н. э., происходивших на землях восточнославянских племён, в Византийской империи и в Италии. Причём, автор много места уделяет войнам того времени. А из этого вытекает, что в книге множество битв. Естественно, для того, чтобы достойным образом экранизировать подобное произведение необходимо большое финансирование. А его-то, по видимому, и не хватило создателям фильма. В результате киновариант «Руси изначальной» выглядит несколько бедновато. Особенно сие касается сцен в Константинополе. То, что нам показали в качестве Константинополя, на Константинополь ну никак не тянет. Например, при просмотре сцен народного восстания в Царьграде, вспыхнувшего в 532 году н. э. против налогового гнёта государства, создаётся впечатление, что действие происходит вовсе не в столице могучей Византийской империи, а в какой-то захолустной военной крепости тех времён. Да и само восстание показано как-то хаотично и не грандиозно. А между тем это было громадное по своим масштабам событие и в книге справедливо описание его хода занимает более сотни страниц.
К тому же, наверняка, по той же причине, то есть по недостатку финансирования, были исключены из сюжета некоторые сюжетные линии и персонажи. Так, к примеру, участие славянских наёмников в византийском завоевании Италии, которому в книге уделено довольно много места, в фильме отсутствует напрочь. А пруссы Индульф и Голуб, игравшие весьма важную роль именно в «итальянской линии» и являвшиеся побратимами Ратибора, в картине вообще не появились. Та же судьба постигла и Георгия Красильщика, одного из руководителей народного мятежа в Константинополе. Ну а характер некоторых оставшихся персонажей был изменен. Особенно это заметно в образе вождя россичей, князя-воеводы Всеслава, который подвергся сильной идеализации, тогда как в книге он — суровый и даже можно сказать жестокий лидер, действующий по принципу «благая цель оправдывает средства». Благая цель для него — объединение славянских племён и для достижения этой цели Всеслав готов на многое. Он подстраивает политическое убийство (точнее создаёт условия для гибели) воеводы соседнего племени Мужилы. Он готовит насильственное объединение славян, которое предотвращает лишь внезапное нашествие хазар. А вождей племён, не пришедших на борьбу с хазарами, он просто приказывает убить (в фильме же он их оставляет в живых). Видя всё эти его не самые лицеприятные поступки, создатели фильма, скорее всего, просто побоялись цензурных сложностей. Не хотели, по видимому, оправдываться перед киношным начальством, почему главной герой картины действует как «макиавеллист» и заниматься пересъёмкой. Кстати, актёр Борис Невзоров сыграл Всеслава очень даже хорошо. Во всяком случае, внешность Всеслава при чтении я именно таким и представлял.
P.S.: Жаль, что в фильм не включили эпизод из книги, в котором Всеслав вынимал из своей головы хазарскую стрелу. По мне, мощная была бы сцена.
7 из 10
30 августа 2013
Много раз пересматривал РИ, и каждый просмотр оставлял у меня множественное и протворечивое впечатление.
ПЕРВАЯ ЛИНИЯ — с книгой сравнивающая. Фильм не так уж и близок к ней. В первой серии не отражён солидный эпизод уничтожения отступавших хазар. По роману это была целая операция — безжалостное возмездие наглому врагу. В фильме хазары просто уходят, а русичи поглядывают им в след — то-то, мол! Получили?
И ещё из фильма полностью упущен громадный пласт содержания книги — борьба за Италию… Ну, да кто не читал — не поймёт.
И зачем режиссёр фильма «убил» Всеслава? По книге он жив-здоров… А тут пал жертвой коварства византийцев… Наверное — поход на Юг надо было оправдать… В книге-то он объясняется проще, словами самого Всеслава: «Большому войску нужно большое дело». И НАПАДАЕТ НА ВИЗАНТИЮ ПЕРВЫМ.
ВТОРАЯ ЛИНИЯ. Прекрасное изображение древних славян — их жизни, борьбы, мироощущения. Я очень далёк от умильного сюсюканья по языческому прошлому наших предков. Там мерзких вещей было тоже предостаточно — к примеру: человеческие жертвоприношения. Но этот фильм даёт прекрасный «срез» мира древних славян. Они показаны не лубочно-пряничными бородачами в лаптях, возвышено-мудрственными. Это — обычные живые люди. Показаны их тревоги, их быт. Очень хороши звучащие диалоги — в современном языковом стиле, но ясно дающие понять по своему построению, что говорят персонажи прошлого.
Замечательно показана природа. Степь, наполненная диким зверьём, содрогающаяся от топота стад зубров, тарпанов — так ведь оно и было. Не часто в исторических фильмах встретить столь важные детали передачи эпохи.
Очень радовала мастерская передача постоянного ожидания тревоги — угрозы со стороны степи. И стоявшие на рубеже с ней, одетые в кожаные доспехи юноши на горячих сухих аргамаках выглядели в качестве воинов рубежа «Дикого поля» гораздо правдоподобнее, чем пузытые, обвешанные железяками тяжелоатлеты верхом на толстоногих битюгах, что пришли к нам с картины «Три богатыря».
Великолепно показано нашествие хазар (хотя, историчности ради — на их месте должны были быть авары). Конечно, создателям не хватило денег на поставновку батальных сцен. Да и уровень их постановки тогда был не тот, что сейчас. Но ужас вражеского вторжения, звериный оскал победившего врага, ненависть к нему отражены великолепно.
ТРЕТЬЯ ЛИНИЯ, византийская. И вот тут-то панегирик меняется на сарказм. Блистательная Византия напоминает средней руки приморский бомвожский посёлок. Руины какого черноморского городка и картонные декорации никак не передают величия Константинополя. Это был, в славянской, к стати, терминологии, ЦАРЬГРАД. А тут — какая-то окаина Балаклавы… Яростное восстание Ника, которое попытались изобразить в фильме, по масштабу и показу тянет на слабенькое отражение митинга средней руки в провинциальном городишке.
Византийцы — сплошь подлецы и трусы. Славяне лупят их играючи, с покровительственной улыбочкой на лице. К стати, что по ходу фильма стало со славянами? Из реальных человеков в начале фильма они обращаются к его окончанию в суперменов. Диалог Ратибора с одним из воинов:
-А ты крепость возьмёшь?
Ответ с самоуверенно ухмылкой:
-Вааазьму…
Как-то всё это невежливо к Империи, которая простояла ещё тысячу лет после падения Рима, и культурными наследниками которой мы являемся если не во всём, то весьма во многом.
Христианский миссионер выглядит на экране неврастеником, которого раз за разом мудро осаживает в теологическом споре языческий вождь. Понятно, что фильм снимался на излёте лет воинствующего атеизма… Но неужто и впрямь православные священники, отправлявшиеся к язычникам с проповедями были столь дёрганными, истеричными и неподготовленными к диспуту с носителями языческого мировоззрения?
ЧЕТВЁРТАЯ ЛИНИЯ. Игра актёров. Тот случай, когда вместе собрались звёзды и зола. Самый яркий образ — император Юстиниан в роли Иннокентия Смоктуновского. Мастер есть мастер. От его персонажа исходит аура коварства, властолюбия, жестокости. И хотя реальный Юстиниан был гораздо многограннее, глядя на персонаж МАСТЕРА, видешь ИМПЕРАТОРА.
Невзоров неплохо передаёт образ языческого вождя. Он немногословен, житейски мудр, прекрасный воин (в смысле не рубака, а военачальник). Правда, с его мудростью несколько перебарщивают — взять, хотя бы сверхумелый спор с миссионером. Перебирают и с его великодушием. Ну не простил бы он те кланы, которые не выставили воинов для битвы с хазарами (в книге, к стати, не простил!). Книжный Всеслав более жесток, хитёр, гибок, потому — более реален.
Михпил Светин в роли византийского купца потрясающ! Такой сплав лукавства, жадности и… такой человечности в спасении Малха!
Людмила Чурсина — прекрасная язычница. Такими они, наверное и были — матери воинов-россичей!
Владимир Епископян — браво! Злобный, надменный враг. Беспощадный хищный зверь! От его антигероя мороз пробирает по коже.
Про остальных сказать нечего… Ратибор — получился никакой, да под конец фильма ещё и зазвездившийся (нам, дескать и Византия нипочём — уроем неженок!). Хазаринка напоминает откормленную шизофраничку, рычащую и кусающуюся, а через секунду залывающую вражине рану. Какой-то животный образ получился. Видимо, для усиления образа разок обнажёнными грудями ни к селу ни к городу тряхнула… Малх, один из интереснейших героев книги — лишь статист… Остальных и не вспонишь вовсе…
В целом такие фильмы надо рассматривать как одну из нижних ступеней на пути к созданию более основательных исторических фильмов. Черновой материал для совершенствования в жанре.
5 из 10
19 августа 2013
Когда я в первый раз посмотрел фильм Геннадия Васильева «Русь Изначальная», то он мне показался скучным и неинтересным. Затем, спустя какое-то время, я пересмотрел его еще раз (почитав литературу о том периоде), и мое мнение изменилось. Он по-прежнему смотрелся тяжело, но зато сюжет стал более-менее понятным.
В фильме присутствуют 2 сюжетных линии: события в Византии VI века н. э., когда на престоле сидел император Юстиниан, и история славянского воина Ратибора.
Мне больше понравилось смотреть линию с Юстинианом (которого в фильме великолепно сыграл Иннокентий Смоктуновский). История о том, на что готов пойти император, чтобы сохранить свой авторитет, не может оставить равнодушным. К тому же подобные восстания в Византии, как показывается в фильме, были нередки. Выживать приходилось порой за счет разных мер. Феодора в лице Маргариты Тереховой, к сожалению, ничем не отличалась от Миледи в фильме «Д`артаньян и три мушкетера», а вот Евгений Стеблов, сыгравший племянника Юстиниана Ипатия, наоборот порадовал.
Что касается линии, связанной с Ратибором, то она не привлекает меня, потому что его судьба была типична для других таких же славянских воинов (рос без отца, учился ратному делу, женился, стал отцом, возглавил войско). Чтобы не докучать зрителю, в начале фильма показана несчастная любовь Ратибора и хазарской девушки. Вслед за ней появляется и другая — борьба славянских племен с кочевниками, а затем с византийской армией. Однако в фильме не хватает динамики. Даже батальные сцены не радуют глаз из-за малого количества людей в массовке. Однако красиво передана атмосфера, окружающая природа. Нравится игра актеров Бориса Невзорова (Всеслав) и Владимира Антоника (Ратибор).
Не знаю, для кого снимали «Русь Изначальную». С точки зрения истории, очень много ошибок (например, тот факт, что и славяне, и византийцы говорят фильме на русском языке), но много патриотизма и пафоса. Скорее всего, этот костюмированный эпос подошел бы для школьников, которым полезно было бы смотреть такие художественные фильмы.
6 из 10
22 января 2013
Валентин Дмитриевич Иванов был достаточно известным писателем, молва о котором широко разнеслась после трёх его исторических романов, объединённых затем в трилогию — «Повести древних лет» (1955), «Русь великая» (1961) и «Русь изначальная» (1966), действие которых рассказывало о жизни древних языческих славян. По мотивам романа «Русь изначальная» впоследствии в 1973 году был поставлен мультфильм «Детство Ратибора», а в 85-м — двухсерийный полнометражный фильм «Русь изначальная».
Вопрос исторической полноты описываемых событий и их достоверности может быть оспорен, но кто действительно знает, как жили славяне в шестом веке нашей эры ? Возможно писатель провёл много времени за изучением исторических документов и писаний, возможно что-то добавил своё и придумал. Но, так или иначе, жанр художественного исторического романа, а тем паче художественного исторического фильма, в какой-то мере предполагает всё-таки может где-то приукрашивание, а где-то отступление от имевшей место реальности. В это плане это даже, наверное, верно, ибо автор более создаёт художественность, чем документально оформляет реальность — для этого есть другие источники. Поэтому, истинность отражённых мотивов безусловно отрицать не стоит, но в каких-то вещах может быть не правда. Просто не стоит воспринимать данный фильм целиком как учебное пособие по жизни и быту древних славян.
Но историчность историчностью, а эта историко-приключенческая драма создана с завидным усердием и самоотдачей. Почти сказочный колорит древних воинов, своеобразная речь, запоминающиеся образы и типажи, красота с ширью русской природы делают фильм крайне смотрибельным и приветливым. Это лучше всяких американских исторических блокбастеров с огромными бюджетами. Здесь присутствует определённая духовность и душевность, язычники кажутся чуть ли ни идеализированным отображением своих реальных прототипов — доблесть, честь, героизм, гордость, свобода, любовь к родной земле и устою, жизнь в мире с природой, кажется, что сквозят из каждого кадра. Вот вопрос с природой также полновесен и, хотя авторы прямо вроде не говорят об этом (за исключением может начального монолога бородатого старейшины), её широким видам радуешься и даже приучаешься её ценить и наблюдать за ней. Также в картине видится немалый потенциал и для подрастающих зрителей, но вот только в этом смущают небольшие сцены «обнажёнки». Первоначально я вообще и думал, что фильм ориентирован именно на такое поколение, но сверкающей груди красавицы-хазаринки всё-таки можно было избежать.
VI век нашей эры. В землях славянских царствует язычество, а роды племенные ещё разрознены, объединяясь лишь для совместного отбития наступающей общей угрозы. Суровая жизнь и природа научает народ жить в содружестве и чуткости с окружением и быть сильными не только мужчинами, но и женщинами (вспоминаем вторую серию, сцену, когда Всеслав просит стариков, женщин и детей уйти в лес, опасаясь нападения на город хазар, но те остались и защищались). Ратибор растёт сильным, ловким и смелым ратником. Но однажды, в местах здешних и родных, случаем он встречает красавицу-хазаринку, в которую влюбляется с первого взгляда, а затем крадёт из стана хазарского, но шальная стрела смертельно ранит девушку. Ратибор решает сжечь тело иноземки в общем погребальном костре, что вызывает негодование у соплеменников. С этой личной трагедией приносится и другая нехорошая весть — хазары близко и что-то замышляют. Ратибор не находит успокоения в жене-красавице-славянке, но под давлением могучего Всеслава и родной матери мысли о хазаринке вскоре улетучиваются.
В это же время византийский император Юстиниан испытывает серьёзное давление мятежников, которое вскоре хитроумным планом было подавлено. В его интересах продвижение своей власти и сфер влияния на языческий север, к варварам-славянам, как он их называет. Для этого сооружается христианская экспедиция в качестве миссионера, которая предстаёт перед зрителем и язычником озлобленной, жёсткой и жестокой, а также на Русь натравливаются три хазарских хана. В непримиримой битве хазары пали, войско Ратибора в негодовании за отравленного Всеслава направляется на Константинополь. Юстиниан снова, как и при мятеже, показывает свою трусость. Стороны получают пакт о мире.
Снятый в 1985-м году фильм, мне кажется, смотрится более лучше и интереснее современных исторических блокбастеров, он затягивает и в нём есть энергетика, присутствует нечто родное и близкое. Здесь героизм и доблесть созданы без широкоэкранного пафоса и громкости, но они ещё более выглядят настоящими. Когда языческое войско начало разъезжать на лошадях и снимать с себя одежду, а на вражеский вопрос «что они делают ?» последовал ответ «готовятся к смерти», это было действительно круто. Ратиборское войско применяет тактические приёмы и приводит врага врасплох, как в случае защиты родного града, так и осады византийской крепости. При этом высокозрелищными эти действия трудно назвать и в фильме нет серьёзных постановочных боёв, но это как-то и не замечается, это даже и не особо требуется.
Что глубоко запомнилось и запало в душу — это музыка, она чудесна и полностью соответствует и соотносится с текущими кадрами. Это был какой-то ориентированный на природные образы эмбиент. Несколько восторженных, но далеко не пафосных эпизодов, наблюдаются превосходно — речь Феодоры на пике мятежа в этом красном свете, который отражает близкий, но ещё не свершившийся конец, царствования Юстиниана передаёт атмосферно; смерть матери Ратибора словно гипнотический ритуал, я таких раздирающих смертей вообще не припомню; совет глав языческих племён в лесном капище пред идолами языческими; хождения и речи склизкого и трусливого Юстиниана, за которым движется его вылизывающая зад свита (у него даже специальный человек есть, который с своим посохом всегда молча указывает на определённую формальность — где надо остановиться перед августейшим и божественным, а где преклонить колено). Наконец кадры природы взывают к чему-то родному, к знакомому ощущению, к успокоению и величию. Даже смена окружения на степи и византийские скалы изменяет и атмосферную обстановку.
В общем-то фильм можно было бы назвать наивным и слишком идеализированным к образу языческих славян, но в этом и есть его притягательность и привлекательность. Добро, любовь к природе, а вместе с этим величие и доблесть язычников, притягивают. На фоне простого ратника из дружины Ратибора христианский миссионер кажется злым и отягчающим жизнь, несущим что-то скользкое и увиливающее. Да и лица героев как на подбор — словно сошли со сказочных сказаний. Ещё бы немного и «Русь изначальная» превратилась бы в сказку.
15 июня 2012
Любовь — творец, что сотворит твоя любовь?
В стародавние времена, когда Земля представлялась живым человекоподобным существом, жил народ славный, пред которым преклонялись, дубравушки, колыхалась в поле ковыль-трава, да камыш подергивался ветром на озере. Шел VI век. В сторону свободолюбивых племен язычников, поворачивается око Византийской империи, под предводительством Юстиниана Великого. Император, как паук, выпивающий жизнь из жертв, посягает поработить славян и освободить их от оков дикости (варварства), искореняя невежество как класс, огнем и мечом, руками хазарских ханов. Не за горами жестокая битва при Граде, сожжение святых идолов, спасение скрижали Сварога.
Интересно пророчество Бога русов своему народу: «И, народ великий, победите вы весь свет и потопчите роды иные, которые, извлекая силы из камня, чудеса творят, без коней повозки. И всякие будете делать чудеса без кудесников, ибо всякий будет приходить, как кудесник, и пропитание творить, заклятиями действуя на землю, и земля подчинится. И будут слова многие и многие, и теми словами обманитесь вы, и сделаетесь рабами золотых монет, и за те монеты продадитесь вы врагам, хотящим того».
Русь изначальная, выткана льняными нитками, устлана шкурами животных, срублена сосновыми теремами, выпита медом и молоком, стекающим по устам. Музыкальные темы картины: «Лес», «Погребальный костер», «Обряд», «Тема хазаринки» композитора А. Рыбникова, сравнимы с разговором Вселенной о рождении ребенка, смерти, как неотъемлимой части бытия, любви и всепоглощающей страсти… Византия же, предводителями империи Юстинианом (Иннокентий Смоктуновский) и Феодорой (Маргарита Терехова) тонко и изящно, воссоздают Античный театр (съемки во дворце схожи со сценой зрительного зала), где открываются позорные вехи истории Рима.
Долго ли, коротко ли происходили события в картине, да только частица славянской крови, пропитавшая уникальное, в своем роде, кинополотно, вкраплением волнующих монологов: «На первое — хочу твои губы, на второе — твое тело, на третье — твою душу», «Любо, вот мой зарок: коли тебя побьют, бери и меня с собой», открыло замочную скважину к зрителю. Геннадий Васильев, подобрал ключик к сердцам людей разных поколений талантом артистов кино, музыкой А. Рыбникова, учителем которого был сам Арам Ильич Хачатурян, съмками священных обрядов и баталиями славян с хазарами…
Во все времена, любовь — это извечная природная духовность, наполняющая сердце каждого человека, ибо она — основная скрижаль мироздания. Человек, сотворенный Богом, как считают верующие или природой, создан по определенным законам Дерева, корни которого — первопредки, ствол — родная вера, а ветви — единение предков с потомками и преумножение последними своего Рода.
9 из 10
8 мая 2012
Вроде славяне того времени были такими. А может и не такими.
Кино хоть и серьезное, но содержание будет понятно почти каждому школьнику: хорошие славяне в шестом веке, вроде как не одну сотню лет, живут несколькими племенами на берегах некоей реки (вроде Волхов, хотя акцент на этом не ставится). Они мирно, никого не трогая, существуют в некоем подобии демократии, занимаются скотоводством, ремеслами, торговлей, любят, женятся, и даже пишут что-то вроде летописей. На них часто нападают всякие нехорошие чурки-хазары. К тому же капиталистический запад в лице подлого и хищного византийского императора Юстиниана (которого идеально, на мой взгляд, сыграл Смоктуновский), всеми силами пытается сделать славян своими подданными. Готы и персы у них уже в процессе завоевания, а свободолюбивые славяне, видите-ли, живут все еще не кем не покоренные — совсем обнаглели.
Да, каким-нибудь пятиклассникам-шестиклассникам посмотреть это было-бы, наверное, поучительно, но ближе к классу десятому-одинадцатому они бы поняли, что это очень вольный взгляд на росов догосударственного периода, и что исторической правды здесь (и в книге, я так думаю, тоже), не намного больше, чем в рыцарском фильме-фентези.
Единственная правда, так это:
1. В эпоху великого переселения народов жизнь славян, как и сотен других неорганизованных племен евразии, представляла собой постоянные войны и боевые столкновения друг с другом.
2. Император Юстиниан, его жена Феодора, Прокопий и Велизарий — реально существовавшие люди, и при их жизни в византийской империи, действительно, происходили войны и восстания.
Все остальное, это художественный вымысел и отсебятина. Во всяком случае информации о Ратиборе, о Всеславе, о походе славян в шестом веке на Визавнтию, и о других фантастическо-патриотических фактах, найти пока не получается.
Если не цепляться к тому, что было, а что, вроде, как было, и воспринимать это просто как кино о древневековых славянах, то понравилось мне отсутствие пошлости и желчи, простота, а не понравилось чересчурная прямолинейность, предсказуемость, и скучная музыка.
5 из 10
2 июля 2011
Не могу припомнить хорошего фильма о дохристианской Руси.
«Русь изначальная» исключением не является.
Не хочу вдаваться во всякую лирику типа:
«наш неповторимый колорит», — каков он был в шестом веке никому достоверно неведомо.
«Музыка и пейзажный ряд хороши. Режиссёрская работа необычна для своего времени», — тоже на любителя.
«Атмосфера фильма непередаваемая — колдовская, чарующая», — вообще из сферы потустороннего.
Это все хорошо и может или должно присутствовать. Но только этого мало.
Надо и какой-то фактический материал донести до зрителя. Чтобы люди знали свою историю. Неповторимый колорит это не история. Это буржуины могут позволить себе даже прикалываться над историей снимая всяких Астериксов, ведь у них уже есть задел из нормальных фильмов.
Обычный зритель и так в истории не в зуб ногой, а результат просмотра фильма «Русь изначальная» — так вообще конкретный гогель-могель в мозгах.
Если бы еще сценаристы придерживались книги, было бы хорошо. Иванов там не сильно накуролесил. Но есть все же. Например не могло быть тогда на Руси хазар. Могли быть первоначальные контакты с аварами или кем-то из их группировки. Примерно через 60 лет после описываемых событий авары будут осаждать Константинополь, и гнать впереди подчиненных им славян. Хазары же заинтересуются Русью только в 9 веке. Раньше им было не до того, — воевали с арабами весь 8 век. А в 540—550 (описываемый период), вообще неясно где они и ЧТО они.
Но в целом задумка романа отличная. Хорошо вставлен Прокопий Кессарийский с его «Историей готов», в которой он и описывает (в том числе) нашествие славян на Византию в 548—549 с разгромом ими полководца Асбада.
Короче, если бы снимали по книге, можно было бы одобрить результат. Да только обычно так не происходит.
Как хорошо кто-то сказал на треккере о данном фильме:
«автор сценария читал книгу много лет назад до постановки или вообще узнал содержание с чужих слов по укурке»
— очень точно сказано. Киношники так делают практически всегда, а потом говорят, что «снято по мотивам». Так легче, — можно прямо не выходя из укурки фильмы снимать.
В фильме РИ, в познавательном плане все как обычно, как и должно. С подачи сценаристов или режиссера или каких, там не знаю еще кретинов идет сплошная мешанина времен и народов.
Фигурируют половцы (11 век) или татары (еще позже). Должен здесь извиниться, — фильм смотрел давно, точно не помню кто из них упомянут. Затем, если не ошибаюсь, мамлюки (13—18 века), не помню, как они в фильме назывались, но даже, если это были предшественники мамлюков, — гулямы, то и эти не ранее середины 8 века. Да, только гениальные сценаристы и режиссеры могут совместить все это с основной канвой сюжета, описывающего события 6 века.
Очень удобно и познавательно, — вся история за пол тысячелетия в одном флаконе, весьма даже в духе времени, времени знаний «там-сям-по-верхам».
И, казалось бы, так просто, — удели несколько часов покопаться в источниках, или, если нет времени, спроси у специалистов. Консультанты на что? Ну так, где же это видано, чтобы киношники не исказили истории — такие случаи можно посчитать по пальцам максимум двух рук. Сценаристы и режиссеры, сами с усами, подумашь, история, кто там чего знает, и кому это интересно, — хазары, половцы, гунны, — один хрен, — татары, да и все.
А что трудно было кочевников в фильме назвать аварами а не половцами или хазарами? Ведь не «Игру престолов» неких снимали, а реальную историю предков наших, которую кроме как через кино никак до среднестатистического дебилоида не донести.
Впрочем, устал я на них злиться. Ведь не со зла это они. А от глобальной своей киношной тупости, и уверенности, что «художник никогда не ошибается». На больных грех обижаться.
Причем белиберда с мамлюками полностью заменяет приведенные в книге реальные и весьма эпические события в которых должны были участвовать персонажи — борьбу за Италию. Но не сложилось у них. И не сложилось и у киношников. Если бы они следовали источнику, могли бы снять фильм всех времен и народов. Ведь книга действительно эпопея и охватывает лет 30 по времени и территорию от Руси до Северной Африки.
Да только не могли они следовать книге. Не с этими бюджетами. А бессилие в батальных сценах и в том что имеется налицо.
Эпические фильмы типа «Клеопатры» или «Войны и мира» нельзя снять без полноценной массовки. Без нее, неизбежное впечатление от фильма, — ДЕШЕВКА.
Нет атмосферы, энергетики людских масс (и никакой другой «атмосферой» этого не заменишь). Для тех, кто понимает, это ясно было как минимум со времен Эйзенштейна.
Что удивительно, в двух местах встречал мнение о хорошо поставленных батальных и даже «массовых батальных» сценах в РИ. Непонятно где же глаза у людей? В течении значительных кусков времени фильма, мы вынуждены любоваться на наидешевейший эффект, — клонирование по экрану одинаковых фрагментов, — из них и собираются «массовые» батальные сцены, причем необыкновенно грубо. Это просто порнография. Именно. Этот гнусный приемчик во второй раз я видел только в «Гладиаторе» от Приват (что для гладиатора ентого вполне простительно в виду специфики жанра). Но совершенно непростительно для фильма по роману-эпопее.
Впрочем не все так плохо (в смысле батальных сцен). Душу греет то, что в природе существуют фильмы где с этим еще хуже. Например фильм «Аттила». Поставивший на уши всю Европу повелитель орд гуннов. И ентих орд мы видим максимум 50 человек в кадре.
Мне, как любителю творчества Всеволода Иванова, было очень обидно за то, что сделали с его книгой в этом фильме.
Пленка на фильм была все же потрачена, так что
2 из 10
19 мая 2011
Великолепный фильм. Об истории дохристианской Руси — уж точно лучший.
Снимался в то время, когда хорошие советские фильмы появляться уже перестали, а до новых было ещё очень далеко. И тем не менее, именно этим и подкупает — простотой. В таких фильмах не должно быть наигранности, излишней драматичности или горы спецэффектов, как в современных блокбастерах, по определению. Своей открытостью и правильным подходом к жизни он подкупает.
Музыка и пейзажный ряд хороши. Режиссёрская работа необычна для своего времени (ах вот у кого Голливуд списал приёмы «Матрицы» — вспомните хотя бы замедленные кадры падения умирающей матери Ратибора). Впечатление от фильма очень светлое и глубинное, его хочется вновь и вновь пересматривать, а в будущем показывать и детям… Это шедевр, который нужно посмотреть.
10 из 10
25 марта 2010
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
(А. Блок, «Скифы»)
Слушаю музыку Алексея Рыбникова к «Руси Изначальной», она проникает внутрь, забирает с собой в далёкие дали родной земли — в изумрудную зелень лесов, пряные росистые поля, к хрустальной синеве озёр, к самым началам моей родины.
Как же неповторимо умели раньше снимать. Хотя дело не в умении снимать. Умели видеть подлинную красоту.
Атмосфера фильма непередаваемая — колдовская, чарующая. Это очень чувственный фильм. Какая могучая внутренняя сила исходит от каждого из героев.
Своих праотцов мы представляем максималистами — с твёрдой верой в свои устои, мудростью нетронутых традиций и мятежной гордостью во взгляде. И это не простая иллюзия, мы знаем это наверняка по себе — древний языческий огонь стучит в русском сердце.
Действительно потрясающий фильм, который отсылает к самым истокам нашей истории и нашей сущности; он позволяет прочувствовать кровное родство с неведомыми нам временами. Ведь какими бы различными не были представления о родине, если откинуть всё лишнее, всем сердцем любим мы в ней именно Русь Изначальную.
10 из 10
15 марта 2010
Отличный фильм!
Единственный и неповторимый в своем роде! Он раскрывает жизнь и быт славян до призвания варяг. Отлично поставлены батальные сцены. Раскрыт наш неповторимый колорит, всем любителям зрелищных исторических эпосов — смотреть в обязательном порядке.
10 из 10
27 января 2009
Фильм великолепен.
Картинка, актерская игра, музыка, экспресивная подача сюжета — все вкупе пробирает до костей. Тонко задет каждый из аспектов жизни наший народов — религия, честность, благородство, смерть, жизнь — словом, все.
Каждому, кто считает себя славянином — обязательно смотреть.
10 из 10
3 ноября 2008