Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прощание славянки |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Васильев |
сценарий: | Самсон Поляков |
продюсер: | Евгений Калинин |
видеооператор: | Рудольф Зуев |
композитор: | Михаил Зив |
художники: | Валерий Лукинов, Михаил Розенштейн |
монтаж: | Светлана Тарик |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 августа 1986 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
Неделя просмотра советского кино об отдыхе на море и на юге. Фильм 7-й (завершающий).
А вот этот фильм, я смотрела не раз. Очень он глубокий и трогательный. Люблю его и периодически пересматриваю. Потому и включила его в список просмотра на неделю. Съёмки фильма проходили в Крыму - в городе Судаке и посёлках Рыбачье и Планёрское (Коктебель). А это самый настоящий юг, и самое настоящее Чёрное море. Ещё этот фильм люблю потому, что в нём звучит очень известный марш «Прощание славянки». Каждый раз, когда я слышу этот марш, у меня в душе всё переворачивается, сердце сжимается и на глазах появляются слёзы (как и от главной песни нашей страны «День Победы»). Вот так на меня действует эта музыка. И в этом фильме, когда слышала этот марш, у меня сжималось сердце и слёзы стояли в глазах. А когда под конец фильма зазвучал этот марш, я просто разрыдалась. Потому что сама история очень непростая, во многом трагичная, хоть и происходит на юге.
На берегу моря живёт пожилая пара, они сдают комнаты отдыхающим, продают урожай и всеми способами «зашибают деньгу». Сын, на «лёгких деньгах» родителей едва не спился. Но спас однажды тонувшую в шторм девушку из Красноярска, благодаря ей бросил пить и уехал жить в Красноярск. Суровая, с несгибаемым характером мать, давит на него и невестку, пытается заставить сына вернуться и жить с родителями, но сыну не нужны деньги от сдачи комнат, он не видит здесь своего будущего. Не понимает жену и её жажду наживы и муж. После очередной ссоры он уезжает к сыну.
Вроде бы всё просто. Но на самом деле фильм о трагедии этой женщины, изуродовавшей её, сломавшей всю её жизнь. Во время войны погибает на фронте муж. Сын заболевает туберкулёзом и она отправляет его в санаторий. Но и там нет лекарств. Анна продаёт дом, корову и всё имущество, покупает 45 ампул пенициллина и мчится к сыну. Но не успевает. К её приезду сын умирает. Тогда она требует, чтобы все эти 45 уколов сделали двум друзьям сына, с которыми тот жил в одной комнате, двум детдомовцам. Врач уговаривает её продать лекарство взрослому больному, мальчишки выживут и так, а взрослый больной предлагает любые деньги за лекарство, но Анна непреклонна. Лекарство колоть мальчишкам и в её присутствии. Она остаётся в санатории на время, пока не кончилось лекарство и следит, чтобы ни одна ампула не ушла на сторону. Её бескорыстный дар спасает две жизни и она уезжает. Но все дальнейшие её поступки определены её трагедией, потерей сына.
Она едет жить в Крым, к морю, где сам воздух лечит. После войны она встречает израненного парня, который тоже приехал жить к морю. Уже второй раз она снимает с себя последнюю рубашку, но ставит парня на ноги. Он становится её вторым мужем и, как сам вспоминает, что когда её встретил, был не жилец. У них рождается сын.
Всю жизнь Анна много и тяжело работает и копит. Она же не может допустить, чтобы трагедия с первенцем повторилась. Ей нельзя терять время на продажу и поиск лекарств и она пашет и копит, пашет и копит. Она сурова и не разговорчива. Ведь ей нельзя расслабляться, ведь горе может настичь в любую минуту и она должна быть готова.
Её не понимают ни муж, ни сын, ни даже приехавший лётчик, бывший детдомовец, которому она спасла жизнь. Только при нём она позволяет себе немного расслабиться и раскрыться, представляя на его месте своего сына.
И свою безмерную любовь она не может показать ни сыну, ни мужу. Лишь мимолётно проскальзывает она. Когда она шикает на соседку, за слова, что лучше бы невестка утонула тогда и сын не уехал бы в Красноярск. Когда просит невестку родить внука и легко соглашается на внучку, раз сын хочет девочку. Когда с болью в сердце всё же бежит на пристань встречать мужа, надеясь, что он не уехал в Красноярск.
А ведь ей самой не нужны деньги. Для неё это средство обезопасить своих близких. Но добывая это средство она их теряет… Но изменить себя она не может. Ведь только эта цель даёт ей силы жить. А ведь даже каждого отдыхающего она провожает, как на фронт, включая им вслед марш «Прощание славянки»…
Очень трогательный фильм. Сюжет объединяет много тем, которые наводят не размышление о взаимоотношениях людей и их поступков. Все персонажи фильма просты и понятны в своих помыслах в разные моменты их жизни. Прекрасно сыгранные характеры и личности, которые прожили на наших глазах несколько дней из своей жизни. У каждого из героев фильма есть своё прошлое, куда они возвращаются в мыслях, не все видят ясно своё будущее, не всех радует настоящее.
Больше всех мне здесь нравится Галина Макарова (сыгравшая Анну Ивановну). Необыкновенно интересно наблюдать за её игрой. Очень люблю эту актрису. Ну, и, конечно, Юрий Назаров и Евгений Лебедев великолепно сыграли. И конечно Наталья Гундарева.
Фильм очень душевный, очень пронзительный. Какие живые лица. Какие диалоги. Всю душу переворачивают. Как водится, в старых советских фильмах много отдаётся характерам, судьбам людей. Это и интересно. Супружеская пара Галины Макаровой и Евгения Лебедева просто из разряда: «можно бы лучше, да некуда», их отношение друг к другу это и трагедия, и комедия. С годами Анна ожесточилась… огрубела… жизнь её не баловала и не балует. Тяжело. Сын далеко. Муж чистый самодур, любви и уважения между ними нет - сплошные ссоры. Да и за что его уважать. Особо не за что - попивает, всё делает жене поперёк, назло, ни в чём её не поддерживает. За столько лет они устали друг от друга, вот он и уезжает. И пусть, может быть одумается и вернётся потом. Он же к жизни не приспособлен, без жены своей сам и шагу не может ступить. Всю жизнь она за ним как за дитём ухаживала.
А уж пронзительные глаза главной героини - это что-то невообразимое, глубина и бездна непроходящей тоски и боли. Как хорошо, режиссёр снял эти глаза актрисы Галины Макаровой. Фильм прекрасный, несмотря на то, что в финале хочется выть вместе с главной героиней.
В фильме поднята тема выбора жизненных приоритетов: человеческая жизнь бесценна даже в тяжёлое время войны. Благородные поступки чаще не получают благодарности, а в сюжете фильма такое всё же произошло. Про таинство киноискусства не говорю - просто завораживает. Идея казалась из лёгкой жизни, однако это только подчеркнуло трагизм всей истории.
10 из 10
28 апреля 2024
Скромный, слабенький по режиссуре фильм, но есть в нём тема и актёры, ради которых этот фильм нужно посмотреть. Евгений Лебедев — великий актёр товстоноговского БДТ. Я мало помню его в кино, он всё-таки актёр театральный. И это сразу заметно на экране — каждый жест его, мимика говорит о БДТ. И даже есть отсылки к «Истории лошади».
Под стать Лебедеву Галина Макарова. Это главный образ в фильме — жестокая женщина, которой мы редко прощаем её жестокость, не понимаем, что именно привело героиню к сильной руке и накопительству. Удивительный сценарий. Две жизни — та, былая и новая, ненужная. Растёт виноград, но некого им угостить. «На чьей стороне правда? Правда всегда на стороне женщины. Потому она, как пчела, она всё к себе в улей тащит». Только пчела иногда жалит и пугает остальных. И остальным тяжело ценить её труд и любовь.
11 декабря 2014
При всей своей простоте и незатейливости, фильм очень глубокий, потому что задаёт вопрос, ответить на который невероятно трудно: ради чего живёт человек?.. На этот непростой вопрос каждый герой отвечает по-своему, но ответы неодинаковы в разные периоды их жизни. Лётчик Александр Градов (Юрий Назаров), будучи детдомовцем, всю жизнь прожил бобылём. Его всё вроде бы устраивает. Но вот он случайно встречается с Женей (Наталья Гундарева), и прежняя холостяцкая жизнь уже не кажется такой безоговорочно заманчивой.
Анна Ивановна (Галина Макарова) — властная волевая женщина, для которой собственная выгода стоит на первом месте. Но так было не всегда, потому что, когда заболел её первенец, она продала всё, что имела лишь бы купить для больного туберкулёзом ребёнка пенициллин. С лекарством она опоздала, но её ампулы спасли жизнь другому ребёнку — Александру Градову. Семён Протасович (Евгений Лебедев) — «тихий бунтарь». Достаток, которого всеми силами добивается его жена, вызывает в нём протест, хотя он и признаётся: «Женщина всегда права, потому что как пчёлка всё тащит в улей…»
Судить, кто из персонажей более прав — довольно трудно. И хотя основная фабула вертится вокруг извечного желания иметь побольше, фильм вовсе не о стяжательстве. Он — о выборе человека. Никогда не поздно что-то изменить, даже если всё внутри тебя не хочет перемен. В этом плане знаменитый военный марш «Прощание славянки», написанный штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Ивановичем Агапкиным и отмечающий в 2013 году своё 100-летие, в фильме играет символическую роль, потому что его исполняют только для ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ.
Фильму скоро 30, и за эти годы многие замечательные актёры ушли не только из кино, но и из жизни. В память о них пусть звучит марш из фильма, в который они вложили частичку своей души: Евгений Васильев (1991г.), Галина Макарова (1993г.), Майя Булгакова (1994г.), Евгений Лебедев (1997г.), Наталья Гундарева (2005г.), Виктор Павлов (2006г.)
18 декабря 2013