Порох
7.3
7.5
1985, драма, военный
СССР, 1 ч 32 мин
18+

В ролях: Юрий Беляев, Светлана Брагарник, Вадим Макаровский, Ножери Чонишвили, Владимир Варенцов
и другие
В основе фильма - реальный факт из истории обороны Ленинграда. Осенью 1941 года под огнем вражеской артиллерии и налетами авиации небольшой отряд доставил из Кронштадта порох, необходимый для обороны города...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Порох

год: 1985
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Юрий Воронцов
композитор:
художники: Владимир Банных, Екатерина Шапкайц
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 ноября 1985 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Порох», 1985

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Порох», 1985

Фильм в великолепной цветовой гамме и фактуре съёмочных площадок показывает военное время, начало блокады Ленинграда. Так же хорошо приближены к «реальности» диалоги персонажей и их быт, особенно в моменты отдыха — игра в козла и карты, хиханьки и амурные похождение — последнее даже с перебором, на мой взгляд. Пытались прилепить тему репрессий, но время ещё не то, да и попытка вполне топорная, поперёк смыслов фильма — не привилось в сюжет. Замечательно энергетично и динамично отсняты сцены погрузки под обстрелом — длиннющая драматическая кульминация фильма. Единственное, что не проходит сито зрелого зрительского осмысления, так это сама обусловленность этой кульминации. Многократные проходы по одной траектории низколетящих самолётов с пулемётным обстрелом изо дня в день над базой балтийского флота — это такое нам показали объяснение кошмара на земле. Это убого и не жизненно, ломая весь саспенс. Или провал в ПВО базы — но тогда всё закончилось бы очень быстро и ни одной баржи не смогли бы погрузить, или нормальная работа ПВО — но тогда только бомбометание с предельных высот и/или количеством бортов «смущающих» зенитчиков, что конечно ад на земле, но без парадной «карусели» в небе.

Да, зрелый просмотр фильмов из детства…

6 из 10

14 сентября 2020

Хороший фильм. Всем примерно ясно, каковы характерные черты «ленинградской школы», но не только Герман в общем ее перерос и не может быть описан исключительно характеристиками этой школы, но и Аранович тоже несводим. Вот именно «Порох» укладывается в суровый стилизационный и тематический канон школы. Фильм о «перед Апокаллипсисом». Очевидный подтекст предстоящей катастрофы разыгрывается автором через сцены с ближними, котом, мелькающими персонажами, участь которых зрителю совершенно понятна. Отсюда — сдержанный тон, эмоциональная застегнутость персонажей (сравните с «Торпедоносцами»).

Аристов дальше работал в своем ключе, но вот именно «Порох» остался точной, качественной работой о локальном вроде бы событии войны. Отдельного упоминания заслуживает работа с натурой — питерская разваливающаяся периферия, пригород подобраны стилистически безупречно. Я не готов назвать «Порох» самым удачным фильмом о войне, но в золотой фонд картин этого направления работа входит. Авторская совершенно картина, актеры работают себе как часы, но именно в рамках подчинения общей цели. Не феерит ни Беляев ни остальные в режиссерской узде (а у Германа и Арановича же актерства было больше). Целомудренный, печальный фильм, снятый с интонациями стоицизма.

7 из 10

1 сентября 2016

Любой ценой

Начало войны часто называют самой чёрной вехой в истории страны. Однако, не стоит забывать, что тогда люди были охвачены не только страхами, но и эйфорией от уверенности в скорой победе. Со временем эта эйфория сошла на нет, и пик кризиса ударил в 1942 году. Действие же картины происходит в сентябре 1941 года в осаждённом Ленинграде и его окрестностях. Фабула чрезмерно проста: есть команда, есть командир, есть задание, выполнять! Так было бы в американском кино. Или в современном нашем. В 1985 году у художников ещё сохранялся вкус к кино, поэтому каждая составляющая фабулы раскрывается под разными углами. Как и его коллега, Семён Аранович, Аристов создаёт целую азбуку человеческих судеб. Она состоит из портретов людей, поставленных в экстремальные условия и старающихся сохранить человеческое лицо на фоне бесчеловечной войны.

Юрию Беляеву, сыгравшему Никонова, удалось создать портрет героя, сосредоточенного на главном настолько, что внешне он остаётся спокойно-равнодушен почти ко всему, что не касается войны. Мелочные проблемы других людей его как бы не беспокоят. Чтобы преодолеть в себе эту жёсткость герою пришлось пройти через Кронштадтское побоище и несколько раз побывать на волосок от смерти. Его смягчение в финале есть главная его заслуга и награда.

Главный конфликт картины — это конфликт военного времени и человека. Вернее, человека и военного времени. Это и есть внутренний конфликт Никонова. На протяжении всего фильма он борется с этим внутри себя. Начиная с начала картины, где под предлогом законов военного времени он вынужден уволить человека и даже отдать его под стражу. Самое сложное для Никонова — это чувство ответственности, которое возложено на него самим Ждановым. Сначала это так и есть, но позднее, когда на экране появляются оторванные конечности молодых матросов, за смерть и увечья которых ответственным является в первую очередь сам Никонов, чувство это стократ увеличивается и принимает совсем иную форму. Теперь это не формальная обязанность — доставить порох в Ленинград, а соприкосновение с судьбами живых людей, с их реальной жизнью, ответственность за их существование. Никонов учится под другим углом смотреть на проблему. За короткий срок в несколько дней Никонову, до этого бывшему в тылу, в Ленинграде приходится испробовать многое, в том числе, и смерть товарищей. И всё это время в его голове и указаниях действуют законы военного времени. Даже в самый отчаянный момент Никонов всё равно принципиально идёт на риск при выполнении задания. Потому что понимает — порох нужно доставить любой ценой. Любой. И сам Никонов готов заплатить даже самую высокую цену.

И тем не менее, несмотря на отчаянность в поступках Никонова, он остаётся упрямо верен себе и своим начинаниям. Надо отметить его внутренний стержень, ведь задание Жданова он понимает не только как исполнение долга перед Родиной, но и как вызов самому себе. У каждого человека в военное время кроме общего дела всегда существует и своя собственная война. Это очень важно учитывать для понимания психологии героя. И Никонов смело идёт на выполнение задания, понимая, что для него это проверка. Проверка, с которой он прекрасно справляется, хоть и не без жертв, но… законы военного времени.

Важно отметить, что режиссёр огромное внимание уделяет деталям и обстановке, создавая атмосферу достоверности. Кстати, атмосфера в картине своеобразна и достигается она с помощью ручной камеры, часто смотрящей глазами героя или, по крайней мере, продвигающейся за ним долгое время. Таким образом создаётся эффект присутствия. В том же 1985 году Элем Климов снял фильм «Иди и смотри», где камера работала похожим образом, только менее динамично. Выходит, к сорокалетию победы над немецко-фашистским захватчиком (вот уж нелепое словосочетание, не так ли?) были сняты очень сильные картины, по духу способные заставить людей не на шутку переживать. Впрочем, про картину Климова разговор особый, вернёмся к «Пороху».

Конечно не обошлось в картине и без темы вечной темы отношения к немцам. Аристов, как и Аранович, придерживается точки зрения, что воевали не с немцами, а с фашистами. Так рассуждали многие, освободившиеся от цензурного гнёта и режима, где немец был только врагом, бесчеловечным и безжалостным. Впрочем, и Аристов и Аранович вуалируют свою позицию, они всё время как бы отходят в сторону, в чём их большая заслуга, выставляя на первый план непосредственных героев картины.

В картине есть ряд блестящих сцен, как актёрских, так и режиссёрских. Из актёрских работ хочется выделить, конечно, Юрия Беляева, сыгравшего главную роль. А из режиссёрских (или сценарных) находок, сцену после первого самолётного обстрела, во время погрузки пороха и щенячью радость оставшихся в живых матросиков. Потрясающая сцена.

Вообще название фильма целиком оправдывает не только сюжетную линию, но и структуру картины. Каждый эпизод фильма — это бочка с порохом, которая вот-вот рванёт. Таков и характер самого Никонова, он в любую секунду готов взорваться. Таким образом, внутри картины создаётся колоссальное нервное напряжение, которое заряжает зрителя на активное сопереживание героям и доставляет удовольствие посредством адреналина. Тем ценнее жизнеутверждающие слова Никонова, сказанные ближе к финалу: «Я хотел бы родиться там, где я родился. А щас хочу быть в Кронштадте, хочу привезти порох. И буду счастлив!»

«У меня сейчас внутри бочка пороху,

Только спичку поднеси — будет шороху!

А башка моя сама в петлю просится -

То, что сводит нас с ума, то и по сердцу!»

Михаил Башаков, 2002

14 января 2011

Драма Порох появился на телеэкранах в далеком 1985 году, его режиссером является Виктор Аристов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Юрий Беляев, Светлана Брагарник, Вадим Макаровский, Ножери Чонишвили, Владимир Варенцов, Константин Сарынин, Логман Керимов, Евгений Лисконог, Герман Орлов, Владимир Труханов, Александр Аристов, Татьяна Захарова, Нина Мазаева, Ольга Самошина, Виктор Сухоруков.

Страна производства - СССР. Порох — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.