Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Подвиг Одессы |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Стрелков |
сценарий: | Владимир Стрелков |
видеооператоры: | Валерий Севостьянов, Федор Сильченко, Альберт Осипов |
композитор: | Ян Френкель |
художники: | Юрий Богатыренко, Леонид Розсоха |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 февраля 1986 г. |
на DVD: | 3 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 18 мин |
И это без сарказма. Высшая точка одного из поджанров Советского кино о ВОВ, старающегося охватить все движения войны от командования до гражданских и столь громадный разлёт от общего к частному приводит к нагромождению эпизодов слабо связанных между собой смыслами или объяснением. В этом же фильме получилось у авторов беспрепятственно перемещаться композиционно из исторически точных локаций к художественному осмыслению подвига отдельных персонажей. Так озвученная закадровым диктором обстановка на фронте, тут же находит отражение в сцене принятия решения штабом обороны далее гражданскими властями, офицерами среднего звена и так вплоть до отношения к этому одесситов, не всегда прослеживается вся передаточная цепочка сразу, но довольно часто.
Событиями конструкция фильма наполнена плотно, сюжет динамичен и хотя присутствуют некоторые шаблоны, как-то балагур-морячок Костик, одесситка тётя Груня, еврейский мальчик — скрипач, комсомольцы уничтожающие танки почти голыми руками и множество других клише, особенно трагической наполненности, но хочется ответить возможным критикам, что во первых, эти случаи вполне могли иметь место в той невообразимой драме войны, где плетущие нити судьбы сущности не поспевали за полётом всех пуль и разлётом всех осколков, а ещё добавлю, что Одесса и одесситы, как прародители штампов и клише вполне удачно нивелируют их пафосность своим просто существованием в фильме!
Итожа: наиболее композиционно`гладкая» эпопея, в которой сюжетные линии вытекают одна из другой, а эпичность сглажена мажористостью (сочетание мажорного настроения и похвальбы) одесситов, создавая цельное произведение, а не разбитую на эпизоды сборку. Жаль, что как и многое в нашем кино достигнув такого развития, остановилось, осталось без новых высот, ведь вскоре началось совсем иное кино, с другими приоритетами…
7 из 10
2 июля 2020
В СССР фильмов о войне было много. Среди них есть настоящие шедевры, есть не очень удачные, а есть кино не хорошее и не плохое. «Подвиг Одессы» мне почему-то не доводилось смотреть в 80-е, хотя не исключено, что он просто мне не запомнился. Потому что назвать это кино ярким и запоминающимся нельзя. Правда, и серым тоже.
Сюжет: оборона Одессы в период начала войны.
Актеры: их много и в большинстве своем сыграли они хорошо. Ну а что вы хочете, когда тут Шиловский, Скляр, Гундарева, Проханов, Брондуков, Лемке и Михайлов? Скляр, правда, переигрывает. Немного. И очень много болтает.
Плюсы: одесский колорит передан хорошо. Персонажи таки похожи на одесситов.
Минусы: три минуса. Три. Их я опишу чуть подробнее, ибо заслужили.
Первый минус: из ворот завода выползает нечто, именуемое первым одесским огнеметным танком. Я так понимаю, это трактор, защищенный кое-как броневыми листами. Народ ликует. Герой Шиловского контр-адмирал Жуков мечтательно смотрит вдаль и говорит: «Теперь у нас есть танки». Я могу понять наивность женщин и детей. Но контр-адмирал же. Должен соображать же. И понимать, что это чучело на поле боя выпускать нельзя, так как немцы, в принципе, втроем-вчетвером способны просто его перевернуть. Но Жуков говорит, что этих чучел надо наклепать еще 70. Не знаю, может, рассчитывал на то, что немцы умрут от смеха, увидев этот «танк».
Второй минус: немцы опять идиоты. Когда героический комсомолец Руднев (Харатьян) жарит их из огнемета, немцы подпрыгивают, что твой мячик, нелепо машут руками и вообще делают все, чтобы не потушить пламя, а гореть еще ярче. И кричат что-то типа «ая-яй». Если в кино хотели показать клоунов, надо было одеть их клоунами, а не солдатами.
Третий минус: комсомольцы Руднева. Их прототипами являются 9 одесских комсомольцев, погибших у села Дальника. Они отбили 16 вражеских атак. Я не подвергаю сомнению героическую гибель одесских комсомольцев. Но по сюжету фильма у отряда Руднева один автомат, несколько гранат, огнемет и канава вместо нормально отрытых окопов. Как и чем отразили они 16 вражеских атак? Нехорошими словами?
Я не особо придираюсь, но эти моменты придают фильму оттенок анекдота и портят все впечатление. Конечно, посмотреть «Подвиг Одессы» можно. Подвиг имел место быть, он достоин экранизации, но в будущем мне хотелось бы увидеть более серьезное и детальное кино на эту тему.
5 из 10
26 декабря 2017
Начиная с 1965 года, получила отмашку канонизация народной и священной войны. Чем дальше уходило время, унося с собой участников и свидетелей, тем больше становился крен от памяти со слезами на глазах к «Ура! Мы победили! Мы самые-самые непобедимые!» И через очередные двадцать лет колея, по которой бодро маршировали костюмированные актеры с макетами ППШ вослед свежеподкрашенной ракетной технике, стала монументальной, неприкосновенной. Фильмы тематики Великой Отечественной выходили десятками, сотнями. Вот уже некоторые национальные студии начинают за глаза называть «Партизанфильмом». И предсказуемо уровень лент на опаленные сюжеты начинал снижаться. Уже от картин не требовалось инноваций «Летят журавли», психологизма «Они сражались за Родину», интеллектуальности «Семнадцати мгновений весны», душевности «А зори здесь тихие», эпичности «Освобождения», шока «Иди и смотри». Плановый госзаказ.
Вот дошла очередь и первого города-героя Одессы, благо, и своя киностудия всегда под рукой. И сорок лет спустя на экраны вышел двухсерийный фильм о двух с половиной месяцах отчаянной обороны города-песни, города-любимца. В простреленных насквозь степях наспех собранные среди солдат, моряков и ополченцев батальоны держали линию. Вот уже место погибших занимает пожилой рабочий, безусый юноша, близорукий музыкант, переставшая смеяться девушка. Они верят, что ещё немного — и Одесса станет началом общего перелома. Танки встречали обшитые стальными листами трактора, к одной винтовке на троих была горстка патронов, лишь лопат и бутылок с горючим было в достатке. И вот, когда первый, второй, сотый наскок был отбит, и вражеская артиллерия уже не доставала до центра города, Красная Армия ушла. Спасать горевший Севастополь — оплот черноморского флота. Жемчужина пала.
Фильм «Подвиг Одессы», несмотря на материал и зеленую прокатную улицу, не стал значимой картиной. Причин много. Это и неопытный режиссер Владимир Стрелков, разметавший ленту на эпизоды, которые из-за неоднородности не сходились в единое целое. Как и положено заказным картинам, жирной диагональю прочерчены вехи красных генералов, озабоченно докладывающих обстановку телефонной трубке, мудро руководивших измученными подчиненными «Мы переделываем три трактора в танки» — «Мало, чтобы к завтра их было семьдесят»; «У нас нет взрывателей для гранат» — «Чтобы сейчас же были найдены»; «Дайте нам на передовую хоть какие винтовки» — «Добывайте оружие в бою!». Иногда даже наши великие генералы выезжали на легковушке туда, где взрывалось и по-отечески смотрели на вихрастого солдатика, который шёл с огнеметом на танки. А вот среди солдат (моряков) харизматического героя создатели не сотворили.
Основной упор был сделан на черноморца Игоря Скляра, который из белозубого сорвиголовы должен быть символом русского защитника. Но переступить буффонадный артистизм тому не удалось. Другим значимым фигурам отечественного кинематографа (практически в каждой советской ленте их было немало) раскрыться не дали. Вот Харатьяну выделили пару эпизодов, чтобы героически погибнуть. Вот Сергей Проханов отработал пятиминутку, не пуская на передовую гражданских. Усталый Брондуков подаёт пулемётную ленту, скромно устраиваясь с краю кадра. Наталья Гундарева старательно имитирует одесский говор. Мелкую роль Наталья Крачковская безуспешно пытается разнообразить крупногабаритной суетливостью.
А привычный к военному кино глаз без труда замечает ляпы, снижающие ценность картины. Вот ополченцы стоят неуклюжим строем спиной к полю, не обращая внимания на едущие метрах в тридцати от них танки. Или всегда новенькая бескозырка на голове Кости, несмотря на то, что его два месяца обволакивает пыль от разрывов снарядов. Неуклюжий бег фашистских автоматчиков и их слепые очереди в молоко с двух шагов. Абсолютно неразрушенный на протяжении всего экранного времени город, ну, буквально, ни одних руин. Большинство «боевых» кадров стыдливо подменяют кинохроникой. Окопы в голой степи максимум в полметра глубиной. И так далее.
Тем не менее, «Подвиг Одессы» нельзя назвать плохой картиной. Скорее, рядовой, производственной. Но, хотелось бы, чтобы имея современные возможности и арсенал хорошего советского военного кино, новые режиссеры, сценаристы, актеры почтили память защитников приморского города качественными работами. Не каким-нибудь мейнстримовым «Мы из будущего», а хотя бы уровнем «В августе 44-го» или «Брестской крепостью». Первый город-герой этого заслуживает.
5 ноября 2012