Рейтинг фильма | |
![]() |
7.4 |
![]() |
6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Подсудимый |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иосиф Хейфиц |
сценаристы: | Иосиф Хейфиц, Борис Васильев |
продюсер: | Вениамин Кутиков |
видеооператор: | Валерий Блинов |
художники: | Елена Фомина, Наталья Кочергина, Эдуард Исаев, И. Мишина |
монтаж: | Раиса Изаксон |
жанры: | драма, криминал |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
12 мая 1986 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 30 мин |
Получилось так, что фильм я посмотрел раньше, чем прочитал повесть Бориса Васильева. Первоначальное впечатление было очень сильным, не всегда фильм врезается в мозг с такой силой. Когда же я пересмотрел фильм после прочтения повести, то должен констатировать, режиссеру удалось показать на экране максимально сжато, то что рвало душу при чтении. А именно черствость людей, неуважение старости, отсутствие сострадания.
Фильм снят еще в советское время, повесть написана еще раньше, но проблема официозного отношения к ветеранам, забывание молодым поколением подвига совершенного фронтовиками существовала уже и тогда, как и проблема подростково — юношеской преступности и жестокости. Сцена забрасывания собаки кирпичами в книги обозначена как факт, а в фильме она стала своего рода границей, перед следующим шагом распоясавшихся и одурманенных алкоголем юнцов, отделяющей жестокое убийство животного от попытки убрать со своего пути колченогого старикашку, мешающего сорвать цветы. Просить они не умеют, только брать и не важно, что таким образом втаптывают в грязь чью то память и попирают чувства человека.
Жуткая трагедия происходит в душе ветерана Скулова, он убил человека (!) поддавшись сильному душевному волнению, в ответ на осквернение памяти любимой женщины, и ему стыдно перед этой женщиной, перед матерью погибшего, перед людьми — его слова о строгом наказании не бравада, он вынес сам себе приговор до суда. И как же он контрастирует со свидетелями обвинения, когда даже прокурор с судьей не испытывают к ним симпатии, из-за распущенности, отсутствия уважения и элементарного воспитания. Показан именно тот случай, когда жертва преступления вызывает намного меньше симпатий, а преступник не заслуживает с обывательской точки зрения осуждения.
Такой вот парадокс складывается из предшествующих суду кадров о жизни Антона Скулова с Анной Ефремовой, от сцены спасения его на фронте, то трудностей которые им пришлось преодолеть по жизни, от их человечности и внутренней доброты. Еще раз подчеркну, режиссеру Иосифу Хейфицу удалось показать главное из повести, опустив второстепенные линии, он провел главную линию жизни Антона Скулова, и показал, как и почему было совершенно преступление. Все показанное звучит само — по себе приговором потомкам забывшим о тех, кто своими победами дал им возможность жить.
Все актеры от Михаила Жигалова сыгравшего Антона Скулова, до Ролана Быкова сыгравшего адвоката сыграли замечательно, с той убедительностью которая подчеркивает проблемы поднятые в фильме. Жесткое и правдивое кино о судьбах ветеранов и современных нравах, думаю за почти тридцать лет прошедших с момента выхода фильма на экраны ничего не изменилось в этой части. Фильм не бравурно победный, он жизненный и от этого, наверное, близок зрителю при просмотре.
10 из 10
7 мая 2012