Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Папа в командировке |
английское название: |
Otac na službenom putu |
год: | 1985 |
страна: |
Югославия
|
режиссер: | Эмир Кустурица |
сценарий: | Абдула Сидран |
продюсер: | Мырза Пашич |
видеооператор: | Вилко Филач |
композитор: | Зоран Симянович |
художники: | Предраг Луковач, Дивна Йованович |
монтаж: | Андрия Зафранович |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $16 131 |
Мировые сборы: | $16 131 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 января 1985 г. |
на DVD: | 31 мая 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 16 мин |
Сараево
конец 40-х – начало 50-х годов XX века
Меша /Мики Манойлович/ - отец семейства, неосторожно сказавший ненужные слова в непростое время, отчего был осуждён; бабник, постоянно изменяет жене, но в то же время вроде как любит и жену, и детей
Сена /Мирьяна Каранович/ - жена Мешы, портниха, работающая дни и ночи во время заключения мужа, чтобы обеспечить детей; подозревает об изменах мужа, очень страдает, но терпит
Малик /Морено Де Бартолли/ - младший сын Меши и Сены, страдает лунатизмом, обожает футбол, повествование в фильме большую часть времени ведётся от лица мальчика
Анкица /Мира Фурлан/ - любовница Меши, ляпнувшая замечание о словах Меши кому не надо, из-за чего тот был арестован
Зийо /Мустафа Надаревич/ - брат Сены, сотрудник Государственной службы безопасности, способствовавший аресту своего зятя; имеет виды на Анкицу
Эмир Кустурица режиссёр, чьё имя известно, как мне кажется, даже тем, кто не особо-то кино увлекается. В своё время его фамилия звучала отовсюду, любить картины Кустурицы означало быть человеком образованным, культурным и высокодуховным. Впрочем, это уже похоже на некую иронию, хотя мне Эмир весьма близок и как режиссёр, и как актёр.
«Папа в командировке» - вторая полнометражная работа режиссёра, которая получила Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Стоит отметить, что и первая картина Кустурицы была замечена в Каннах четырьмя годами ранее, но главного приза не забрала. Что касается «Папы…», то в Каннах он завоевал ещё Приз международной ассоциации кинокритиков, а так же имеет номинации на Золотой глобус и Оскар, как лучший иностранный фильм.
Для мира кино, как я читала после просмотра, картина Эмира стала глотком свежего воздуха. Ну, в том плане, что самобытно и из такой страны, откуда мало кто сумел пробиться в мир большого кино, вернее, в мир признанного всем миром /простите за тавтологию/ большого кино.
Если вы знакомы с картинами Кустурицы, то сильно удивитесь. Ибо нет здесь вакханалии /назовём её так/, фольклорных мотивов и безудержного веселья /читай «непонятного непотребства и чего-то очень странного, но весьма интересного»/. Я Кустурицу давно не видала, потому делюсь впечатлениями-воспоминаниями, возможно, сейчас бы уже на всё, что он снимал, посмотрела иначе.
Так вот, «Папа в командировке» - это очень жизненный, достаточно простой и оттого близко к сердцу принимаемый /по крайней мере, мною/ фильм. Можно подумать, что он о политике, но нет. Просто герои живут в то время, когда лишнего болтать не стоит, впрочем, любое время, если подумать, ровно такое же. Но тогда в стране был политический строй, обязывающий соблюдать нужную линию партии и не делать ни шага в сторону даже в разговорах с близкими и тем более в шуточках, на чём, собственно, и попался главный герой Кустурицы.
Так вот этой политики в картине нет. Вернее, все чувствуют напряжение, да и жизнь героев кардинально изменилась, когда отец их семейства сначала попал на тяжёлые принудительные работы в шахте, а затем был сослан в не пойми какое захолустье. Но чего здесь много, так это человеческих отношений. И это не отношения жена-муж, как может показаться из характеристики героев. Для меня здесь было больше отношений сестра-брат: между Сеной и Зийо.
Главный герой вызывал во мне то симпатию, то антипатию, в финале я его поступка вообще не поняла, потому практически возненавидела. Вообще это такой персонаж, с которым знаком каждый. Ну, право, у кого среди знакомых нет такого гуляки, каждый выход в город /на рыбалку, поход в сауну или что там ещё сейчас выдумывают/ сопровождают встречи с легкодоступными женщинами? Впрочем, подобное, как мне кажется, было более характерно для 90-х… Так вот, герой весьма узнаваем, но оттого лично мне менее противным не становящийся…
Не симпатична и Сена, терпящая, всё сносящая и во всём обвиняющая женщин, что странно, ведь для подобных мужчин вообще всё равно, кто там рядом с ними: не эта, так другая, толку, что ты одной из них причёску подпортила… Не симпатичен и Зийо, её брат, забывающий о родственных связях, как только дело касается карьеры и личного благополучия, тем паче если рядышком маячит симпатичная молодая девчушка.
Да если так подумать, вообще мало кто симпатичен. Но все очень узнаваемы. В любом ты можешь увидеть кого-то из своих знакомых или кого-то из знакомых знакомых, о которых тебе этот знакомый рассказывал. И вот так вот и получается, что ты словно не фильм смотришь, а сцены из реальной жизни подсматриваешь. Не могу сказать, что лично меня фильм поразил до глубины души, но посмотреть его стоит. Мне кажется, здесь многие смогут отыскать для себя что-то интересное.
19 августа 2023
« — Лучше русское дерьмо, чем американский торт.» (с)
Знаменитая картина «Папа в Командировке» — всего лишь вторая полнометражная лента балканского мастера, за которую он вновь был удостоен большой награды на одном из престижнейших кинофестивалей. Как известно, за свою дебютную кинотеатральную постановку (до которой он успел снять несколько короткометражек и два фильма для сараевского телевидения — некоторые из которых также получали какие то награды) — ретро мелодраму с примесью ностальгии по 60 — ым — «Помнишь ли Долли Белл?» — он получил главный приз Венецианского фестиваля. А вторую картину отметили уже в Каннах — где режиссёру вручили «Золотую Пальмовую Ветвь». Вернее не ему самому — поскольку на церемонию Эмир Кустурица не явился, позже объяснив это тем, что он был занят более важным делом — … помогал другу класть паркет. Самобытность мастера проявляется во всём, что он делает. Но возвращаясь непосредственно к фильму, стоит отметить присуждение ему ещё и премии «ФИПРЕССИ» и нескольких европейских наград на других кинофорумах. Так же, это единственная картина Кустурицы которая выдвигалась на «Оскар» (правда саму статуэтку так и не получила — уступив «Официальной Версии» аргентинца Луиса Пуэнсо), дав в дальнейшим режиссёру возможность перебраться в Голливуд для сотрудничества с крупнейшими студиями и «звёздами» мирового уровня. Как мы знаем, это самое сотрудничество было сплошным разочарованием для мэтра авторского кино, и больше тот не помышлял о работе на Западе…
Это ещё одна его ретро — картина, правда ностальгической назвать её уже трудно. Это как с фильмами Алексея Германа — они какие угодно: драматические, пугающие, реалистично воссоздающие атмосферу прошлого — но не ностальгические. Разумеется не делаю попыток сравнить творчество двух принципиально различных авторов, только хочу показать пример схожего взгляда на минувшую, отнюдь не благостную эпоху. Время действия сюжета фильма — 1948 — 1952 — ой годы, когда Югославия во главе с товарищем Тито взяла ущербный для страны и народа курс на тотальную изоляцию, а их государственный и партийный лидер поссорился с советским Вождём. Который, если верить прозе Солженицына — даже отдал органам НКГБ организовать на него покушение. В стране начинается идеологическая и политическая «чистка», которая коснулась и некоторых государственных служащих. Одним из попавших в немилость коммунистической партии, оказался и отец маленького Малика — от лица которого и ведётся рассказ (что опять таки вызывает в памяти ретро картины Германа) — товарищ Меша — имевший ответственную политическую должность. Которая часто позволяла ему мотаться в «командировки» с любовницей. Именно она и подвела его под монастырь, намекнув зятю любовника — работнику органов, что муж его сестры не разделяет взгляды партии. Проведя несколько лет на исправительных работах, Меша смог получить должность директора школы в небольшом городке в провинции — куда вскоре переехала и его супруга Сена с двумя детьми…
Из событий картины, можно сделать определённые выводы. Например исторические — что диктатура Тито в Югославии была гораздо мягче его усатого оппонента из Кремля. Ведь после ареста (во многом подложного) отца мальчика — всю их многочисленную семью с родственниками и детьми не отправили в лагерь и даже не переселили из Сараево. Самого же Мешу вскоре простили и вернули в партию, а во время его заключения — дали возможность увидится с женой и сыном. Так же видно, что в одной стране совершенно спокойно уживались и евреи и сербы и мусульмане. В одной из сцен, когда проходит панихида — соблюдаются православные обычаи и служба идёт на русском языке. Это наводит так же на мысль, которую гораздо позже сам режиссёр выскажет о начавшейся на Балканах Гражданской войне: о том, что он вырос рядом с полем, на котором стояли три храма — мусульманская мечеть, православная церковь и синагога — и никто ни кого не притеснял, стремясь навязать свою веру. Сегодня ранние фильмы Кустурицы дают ещё и возможность увидеть на экране его родной город — в котором он вырос, где прошла его юность и которого по его словам уже нет…
Сценарий написан Абдула Сидраном, и вероятно позже дополнен в каких то деталях самим Кустурицей. Правда в отличии от других его картин, «Папа в Командировке» — не содержит сцен с традиционным для него уличным оркестром, а так же комичных эпизодов с любимцами режиссёра — животными. Да и комедией этот фильм назвать сложно, несмотря на имеющийся в нём юмор. Это драма о тяжёлом времени и непростой жизни простого народа, думаю эта характеристика наиболее точно отражает смысл авторского послания. Снимал картину долгое время работавший с Эмиром Кустурицей — замечательный оператор Вилко Филач. Музыка написана композитором Зораном Симьяновичем, который использовал игру на аккордеоне, популярные советские мелодии тех лет и несколько сербских — народных песен, а так же мексиканские романсы. Нет свойственной автору весёлости, которая была в предыдущем фильме и будет в его последующих. Несмотря на отсутствие основных чёрт сербского постановщика, в главном всё же узнаётся его фирменный стиль. Повествование ведётся о жизни Сараево, главные герои на этот раз пусть и не нищие — но всё ровно — живущие в далеко не богатой среде. А в репликах персонажей имеются и нотки сарказма («- Когда кошелёк пуст — уже не до демократии»)…
Вновь с Кустурицей работают некоторые из ранее снимавшихся у него артистов, сотрудничество с которыми он продлит и в последующих проектах. Так главную роль играет Мики Манойлович (Меша), а роль его начальника исполняет Слободан Алигрудич, появляется и совсем юный Давор Дуймович — сыгравший спустя пять лет главную роль в прославленной картине Кустурицы — «Время Цыган». Кстати, играет здесь и маленькая Синоличка Трпкова — так же снимавшаяся в том фильме, где она играла невесту Перхана — Азру. Появляются в небольших ролях и другие, ранее снимавшиеся у него артисты. Жену героя — Сену сыграла Марьяна Каранович — создавшая достоверный образ сильной, но измученной изменами мужа и тяжёлым положением семьи женщины. Так же большая роль у Миры Фурлан (любовница Меши — ставшая причиной его ареста). Все исполнители подобранны удачно и органично существуют на экране, играя людей живущих в Сараево 50 — ых… Непростая, но так же и не тяжёлая для восприятия лента, которая смотрится легко, невзирая на драматургию сюжета, делающего экскурс в коммунистическое прошлое бывшей Югославии. Одна из самых известных сербских лент — и конечно же большая творческая удача молодого (на тот момент) югославского режиссёра. У которого впереди будут как новые творческие успехи, так и большие жизненные потрясения…
18 января 2017
Фильм Эмира Кустурицы «Папа в командировке».
Трогательная, местами сентиментальная история, увиденная глазами шестилетнего мальчика Малика и им же рассказанная.
Сараево. Послевоенное время, а именно разрыв отношений между Сталиным и Тито. Среднестатистическая югославская семья, /боснийские мусульмане/, папа Меша, мама Сена, сам Малик и его старший брат и дедушка.
И всё вроде бы хорошо, живи и радуйся, но политическая обстановка в стране, да слабость папы к женскому полу приводят последнего в тюрьму. А любовница папы, его заложившая, выходит замуж за брата мамы, посадившего папу в тюрьму, /вот такой интересный любовный треугольник на фоне доносов и репрессий/.
Маленький Малик пытается разобраться в происходящем, пытается из отдельных кусочков доступной его пониманию информации сложить Истину. Это непросто в атмосфере замалчивания лицемерия и вранья. И вроде всё просто, но вместе с тем всё идёт не так. Гости за столом веселятся, а папа обращается к тебе, как к взрослому и когда ты видишь потом, через некоторое время плачущую маму, ты понимаешь, что ты должен вести себя, как взрослый, а как не знаешь. И ты продаешь на улице свою самую ценную вещь, футбольный мяч. Но когда ты отдаёшь деньги маме она, обнимая тебя, плачет ещё больше.
Но жизнь идёт. Семья едет к папе, воссоединится. И снова та самая история, вроде б живи да радуйся. А всё не так. Папа ничуть не изменился, недоговаривает, лицемерит, врёт, мама плачет. А тут ещё первые знакомства с сексом, /подсматривая за взрослыми/, а после первая любовь, /к русской девочке/. И снова, правда, за семью замками, а Истина ещё дальше.
А как вы думали, жизнь стране с тоталитарным режимом, /за железным занавесом/ предполагает счастливое детство. Жизнь в любой стране с тоталитарным режимом предполагает всё что угодно, кроме счастья. Но зато это хорошее испытание на прочность и хорошая школа становления личности. А это так важно, чтоб человек был личностью, ибо ничтожеств в этом мире всегда хватало.
Р.S.
Фильм снимался в Сараево всего за 6 лет до трагических событий стоивших жизни 300 000 человек. Войны унесшей в никуда 300 000 жизней.
И человечество не сделало никаких выводов. То в одном, то в другом месте земного шара вспыхивают войны. Что скажете господа из Европы, /вот уже совсем рядом с вами, на Украине стреляют/.
Р.S.S.
Говорят, в каждом взрослом живёт ребёнок.
Одни играют в жизнь, другие в войну.
Одни не понимают, что творят, другие понимают, что творят другие, но молчат.
Они боятся.
И на фоне этого вершится история. Наша с вами история.
11 сентября 2014
В истории мирового кино есть большое количество картин, которые можно объединить под жанровой вывеской с условным названием «Амаркорд». Конечно, произведения, в основе которых оказывались детские переживания того или иного художника, существовали и до Феллини. Так что, дело тут не в том, что с легкой руки брата-критика лента Федерико стала своеобразным мерилом гениальности подобного рода картин; главное, что изящное заглавие ностальгической зарисовки итальянца точно передает суть фильмов этого направления. Дело в том, что необычайно емкое с лексической точки зрения выражение [a m’arcord] можно перевести и как «Я вспоминаю», и даже как «нити горькой любви, связывающие автора с прошлым».
«Папа в командировке» написан боснийским писателем Абдулой Сидраном, а сам Кустурица родился только через несколько лет, после описанных в фильме событий, поэтому не сложно сделать вывод, что вспоминает тут больше сценарист, нежели режиссер. Однако в случае «амаркордовских» картин следует помнить: им вовсе необязательно быть полностью автобиографичными, чтобы быть глубоко личными и интимными. Роль детских лет в формировании эстетики художника неоспорима: недаром такие гении мирового искусства, как Ингмар Бергман и Алексей Юрьевич Герман, не раз называли первые годы своей жизни основным источником вдохновения, главной движущей силой творческих устремлений. А потому нет ни малейших сомнений, что Кустурица наполнил картину и своими собственными воспоминаниями, проносящимися перед зрителем причудливым калейдоскопом, состоящим из, на первый взгляд, незначительных деталей, самых крохотных, но при этом и самых драгоценных осколков памяти.
В то же время режиссер деликатно обошелся и с воспоминаниями Сидрана. Буднично, как бы невзначай, переданная атмосфера тяжелого времени, тектонических сдвигов в жизни страны идеально подходит рассказу непосредственного свидетеля событий — ребенка. Не будучи в состоянии понять смысл всего происходящего, чуткая душа будущего писателя не могла не уловить гнетущую, буквально, повисшую в воздухе напряженность, лишь через годы сумев найти объяснение беспокойным разговорам за обеденным столом, более крепким, чем обычно, объятиям отца перед уходом, беспричинным, как казалось, слезам матери по ночам. Нечто подобное было и у автора этих строк. Я до сих пор помню, как вначале девяностых меня пугало безобидное, в общем-то, слово «перестройка». А так в то время я был не старше главного героя фильма и не имел ни малейшего понятия о творящимся кавардаке, то значит, что в интонациях взрослых я слышал тревогу, неопределенность, ожидание необратимых изменений, и все эти эмоции передавались и мне. Повествование от лица ребенка, как кажется, было нужно авторам не только для аутентичности. Идеально иллюстрируя поговорку о глаголющих истину, закадровый нарратив дает возможность посмотреть на происходящие чистым, незамутненным идеологической шелухой взором, подчеркивая тем самым абсурдность и преходящую суть этих самых идеологий.
Однако гениальность произведения невозможно объяснить только рассмотрением его составных частей. Все, как ни крути, сводится к личности автора. Вот тот самый недостающий ингредиент огромного количества творений, сделанных, как казалось, в точном соответствии с многажды использованным рецептом. Талант и никакого мошенничества. Именно он превращает хрестоматийные сюжетные ходы в правду жизни. Именно он заставляет актеров не играть, а жить в кадре. Именно он умудряется находить красоту в самом обыденном (кстати, «живописные» виды послевоенного Сараева вовсе не кажутся экзотикой закаленным жителям Азиатской части нашей необъятной Родины). И, наконец, именно он причина непрекращающихся на протяжении всего просмотра слез и подлинного счастья от прикосновения к прекрасному.
7 октября 2013
Жанр трагикомедии не каждому режиссеру по силам, пробуют, тем не менее, многие, но удается это лишь единицам. И только у Эмира этот жанр не вызывает сложности. Может быть, потому, что он тонко чувствует, как на самом деле трагикомична сама жизнь?..
События в Югославии 50-х годов мы видим глазами маленького мальчика, даже его имя ему несказанно подходит — Малик. Очаровательного карапуза, как нормального ребенка своего возраста, конечно, не волнует ссора между руководителями двух коммунистических стран — Тито и Сталина, однако последствия этих событий он прочувствует в своей собственной семье. Конечно, только когда он подрастет, он поймет, что папа был арестован, совсем это была не командировка. Вот только поймет ли когда-нибудь, что в аресте его отца была не только политическая, но и личная причина?
Cherchez la femme, как говорят французы. Два мужчины, одна женщина. Это было бы стандартным любовным треугольником, да вот только один из этих мужчин женат на сестре другого. И кто кого любит в этой жизненной геометрической фигуре? Трудно судить, хотя лично мне показалось, что любви в этом треугольнике нет.
Кустурица масетерски изображает, что насколько страшное было время — аресты, доносы, предательства близких (нужно следить за каждым своим словом, шаг вправо, шаг влево — конечно, не расстрел, но последствия тяжелые), настолько страшнее то, что делает сам человек, и ведь жизнь его ничему не учит. Казалось бы, прекрасная семья, понимающая жена, чудесные дети — что еще надо человеку? Но ради минутной похоти глава семейства готов лгать и изворачиваться, не жалея при этом собственного ребенка, не соблюдая осторожность, не боясь потерять, что имеет. Зря люди думают, что дети ничего не понимают — это опасное заблуждение: дети очень тонко чувствуют, что правильно, а что нет, и что самое главное — они вырастут и поймут. Смогут ли простить?..
Для нашего Малика за короткий период, который изображен в фильм, пройдет маленькая жизнь. Мечты о футбольном мяче, затянувшаяся папина командировка и мамины слезы, обряд обрезания, переезд в другой город, первая любовь к русской девочке Машеньке, участие в торжественной эстафете и… возможно, разочарование в отце. Во всяком случае, когда они подрастет, он на многое посмотрит другими глазами.
Больше всего мне запомнились две сцены — это ссора мужа и жены, дошедшая до драки, Малик, обнимающий маму — и через мгновение вся семья на одном диване и старший сын, играющий на аккордеоне — потрясающе, искренне, жизненно — до слез. Эта сцена запечатлелась у меня в памяти. Вторая — прощание с Машей, Машенькой..
С маленьким Маликом мы вместе плачем и смеемся и гуляем спящими с открытыми глазами по ночам. Потрясающий фильм, который заставляет задуматься. Как бы ни было страшно время, страшнее то, что делаем мы сами.
10 из 10
19 марта 2013
Невероятно трогательная картина Эмира Кустурицы. Первая, принесшая ему славу и всемирное признание. История маленького югославского мальчика, на отца которого донесли, и он стал жертвой репрессий. Для семьи начинается новая жизнь: борьба с бедностью, в которой главное — не потерять надежду на лучшее. Вся история рассказана глазами этого самого мальчика, наивного, но в то же время глубоко понимающего суть всего происходящего. Его отец, мать, брат, мечты о футбольном мяче, первая любовь, — все это проходит перед нашими глазами.
Гениальный сербский режиссер рассказал нам очередную поучительную историю о неприходящих ценностях: семье, верности, счастье. С долей юмора, сарказма, который позволяет понять и принять фильм легче. Но от этого все не становится проще. Все те же репрессии, страх повсеместно, разбитые семьи, искалеченные судьбы, простые радости и горести обычных людей. Эмир Кустурица нанес еще один удар коммунистическому строю и социализму одним из своих шедевров.
Отдельный поклон за музыкальное сопровождение.
10 из 10
10 июня 2012
Очень жаль, что этот фильм Кустурицы я посмотрел позже, чем «Андерграунд», ведь в обоих фильмах нам повествуют об одном и том же времени, с той лишь разницей, что «Андерграунд»/«Подполье» в разу масштабнее, сюрреалистичнее и многозначительнее. Поэтому, эта картина вызвала довольно смешанные чувства.
Хотя, отметить мастерство Кустурицы стоит. Ведь он показал нам довольно печальную страницу истории своей страны и не стал чрезмерно драматизировать, а добавил в фильм множество шуток и показал историю глазами маленького 6-ти летнего мальчика. Его наивный детский взгляд, забавные высказывания, поведение в той или иной ситуации, мечты на протяжении всего фильма вызывают смешок и лишь поэтому история не воспринимается как тяжелая драма о людях, раздавленных политическим режимом. Ведь из истории про отца, сосланного в лагеря и о семье, вынужденной доедать последние крошки хлеба и зарабатывать на жизнь всеми возможными способами можно было сделать невероятно слезоточивую драму, не хуже, чем «Покаяние» Абуладзе.
Но Кустурица выбрал другой ориентир для своего кино — советское и чешское кино, ведь в этом фильме можно заметить влияние кинематографа обеих этих стран. Фильм о войне с налетом романтики, показанный в очень светлых и добрых красках — это напоминает «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Менцеля, а вся лирика фильма, чередующаяся с жестоким жизненным реализмом — это уже, на мой взгляд, досталось от советского кинематографа. А сюрреалистичный полет маленького мальчика в концовке фильма вообще отсылает нас к лучшим работам Феллини и Тарковского. В общем, Кустурица, взяв некоторые приемы из большого количества известных фильмов, создает неповторимую трагикомедию — жанр, с которым он следует по всему своему творческому пути и который служит ему верную службу.
Но в этом фильме Кустурица также и подвергается критике политического режима, который калечит сознание многих людей, заставляя их совершать необдуманные поступки ради своей выгоды, но вот вопрос — стоит ли винить режим или все-таки людей? Я больше склоняюсь ко второму варианту, и, Кустурица, как мне кажется, тоже. Он показал нам просто определенный исторический период, каким он был тяжелым для людей, но ведь люди сами виноваты в этом. Никого не заставляли стучать — люди это делали добровольно и частенько сильно приукрашивали слова знакомых, или вообще придумывали. Именно люди-сволочи явились причиной всех несчастий, выпавших на долю Югославии (я не имею в виду товарища Тито, а огромное количество доносчиков). И Кустурица нам это показал в своем фильме. Как всегда блестящим образом. Фильм может показаться очень близким, ведь печальные страницы истории Югославии как будто скопированы с истории нашей страны. Те же проблемы, те же искалеченные судьбы, те же доносчики… Обидно, досадно, но ладно. Что сделано, уже не воротишь назад. Фильм можно посмотреть для того, чтобы посочувствовать несчастным людям и для того, чтобы не забывать, в какое ужасное время и, с какими ужасными людьми возможно жили бок о бок наши близкие.
2 мая 2011
Эмир Кустурица продолжает свое шествие по Европе! Первая картина великолепного балканского мастера, покорившая Каннский Кинофестиваль в 1985 году и завоевавшая главный приз — Золотую Пальмовую Ветвь!
Действие кинокартины разворачивается в конце 40-х — начале 50-х годов двадцатого столетия в период разногласий между Тито и Сталиным. Трагедия людей, отдельных семей, попавших в жернова тоталитаризма, показанная глазами маленького мальчика — шестилетнего Малика. Именно его детский, наивный взгляд и диалоги на происходящие события задают тембр трагикомедийности фильму. Малик видит постоянно, как его отец Меша уезжает «в командировки», не зная еще, что Меша и есть тот похотливый бабник, которого вскоре арестуют и сошлют на работы, а его семье придется пережить несколько жутких лет горя и нищеты…
Фильм, снятый также как и «Помнишь ли ты Долли Белл?» по сценарию Абдулы Сидрана, рассказывает о тяжелой судьбе большого семейства во времена становления так называемого Югославского коммунизма — титоизма. Главный герой Малик находится в своих детских мечтах о настоящем кожаном мяче и неожиданно приходящей первой любви, его брат Мирза — «очкарик с гармонью в руках» вовсю старается помочь матери, зарабатывающей на жизнь шитьем, пережить боль и страдания, выпавшие в нелегкое время на долю их семьи. Потрясающая тенденция тонко чувствовать каждый момент, каждое движение в кадре! Душевно, как в советских фильмах, лирика, смешанная с жестокостью и тяжелыми реалиями жизни, но одновременно наполненная верой в лучшее через действия и поступки персонажей, и все приправлено потрясающими музыкальными мотивами, — «балканский Феллини» в самом расцвете сил, готовый покорять и не раз в будущем крупнейшие международные кинофестивали своими безумными, искрометными кинолентами!
Индивидуальностью работ Кустурицы является наделение своих героев уникальными, может даже показаться, чудаковатыми особенностями и манерами, которые будут на протяжении всего творчества проявляться в его кинокартинах: как Дино из картины «Помнишь ли ты Долли Белл?», хотевший покорить мир гипнозом, так и Малик — лунатик, гуляющий ночами в различных городах Югославии.
«Меня перекормили демократией. При демократии граждане выбирают мэра. Я построил свой город и теперь сам выбираю граждан.» (Эмир Кустурица)
Отличная работа актерского состава; Кустурице не приходится выбирать, он постоянно работает с теми же людьми и они отвечают гению взаимностью, мастерски перевоплощаясь из главных образов во второстепенные и наоборот. Прекрасное музыкальное сопровождение: мексиканские ноты вначале, переходящие в вальс, сменяющийся народной песнью «Там ли стоит Сараево…».
P.S. «Я снимаю кино смешанного жанра, на мой взгляд так правильнее и интереснее для зрителей. Ведь никто из нас не плачет всю жизнь или только смеется. У нас бывает хорошее и плохое настроение, удачи и несчастья, горести и радости. Как зебра. Мои фильмы такие же! И такая же жизнь у моих персонажей!» (Эмир Кустурица)
19 февраля 2011
Никогда не говори «Я все знаю…». Мне казалось, что о кино я знаю все, по-крайней мере удивить меня было очень трудно. Но случился этот день и я готов сказать, что кино безгранично. Нет людей способных взять его в рамки человеческого разума и не будет до тех пор пока жив человеческий гений, пока он свободен от предрассудков, денег.
Пока человек живет одной целью: не наплевать в этот мир, а сказать ему спасибо, за его многообразие богатство душ, и непредсказуемость каждого шага человека по этой земле. Благодарю небеса, за то, что сегодня я посмотрел фильм Кустурицы «Папа в командировке». Считаю одной из самых ценных сцен в мировом кинематографе ту, где дети купаются в ванной. Она не объяснима, но свет глаз девочки так же вечен, как свет лучей солнца.
12 декабря 2010
Очень трогательный, смешной, замечательный и правдивый фильм. Эта картина — пятая, которую я посмотрел у Эмира. Она дает возможность посмотреть на только что образованную, послевоенную СФРЮ, глазами маленького мальчика, который трактует все события очень весело, по-своему. Фильм — про каждого. Ведь, согласитесь, и сейчас есть мужья, постоянно изменяющие своим женам, и сейчас есть братья (сестры, сыновья, дочери, неважно…) предающие своих близких ради выгоды и разделенные родственники. Изменилось разве что одно — политический строй. Раскрывать весь сюжет не буду. Фильм рекомендую всем — от 14 до 99. Но, честно говоря, советую фильм смотреть в одиночестве, так как я пытался смотреть его в компании — это трудно…
Но, как говорят диспетчеры при аварийной посадке — «Ваше Решение!»
10 из 10
10 сентября 2010
Потрясающий фильм, в котором на примере жизни главных героев можно изучить один из периодов Югославской истории, когда одно неверно сказанное (или порой специально) слово может отправить человека в тюрьму. Но история и политика в это фильме в какой-то мере всего лишь фон, на котором разворачивается семейная драма: жена, страдающая от измен мужа, которого, как говорится «могила исправит»; брат, предающий сестру; сыновья, тоскующие по отцу…
Говоря об этом фильме, нельзя не отметить великолепную игру Миры Фурлан. Несмотря на то, что в фильме она появляется всего лишь четыре раза, но именно эти моменты являются основными, отправными точками дальнейших событий картины.
Этот фильм создан не для того, чтобы его любили или не любили. Его нельзя забыть, ведь он рассказывает нам о том, как живут люди, такие же, как и мы с вами. О том, как они любят, надеются и ждут.
10 из 10
22 августа 2009