Ночь на галактической железной дороге
Ginga-tetsudô no yoru
7.8
7
1985, фэнтези, драма, мультфильм
Япония, 1 ч 53 мин
В ролях: Дзюнко Хори, , Каори Накахара, Ёсиэ Симамура, Сюн Ясиро
и другие
Джованни родом из бедной семьи. Его мать больна, отец пропал, а сам он за гроши разносит газеты. В день Фестиваля Звёзд он отправился за молоком для матери, но устал и заснул на холме. Проснулся Джованни от шума поезда, который спустился к нему с неба. Загадочным образом его перенесло внутрь состава, где он сразу же увидел своего старого друга, Кампанеллу. Внезапно поезд тронулся, взмыл в небо и отправился в путешествие по звёздам. Но где конечная станция? Кто эти странные пассажиры? Как у Джованни оказался билет, и что здесь делает Кампанелла?

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Ночь на галактической железной дороге

английское название:

Ginga-tetsudô no yoru

год: 1985
страна:
Япония
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
продюсеры: , , ,
видеооператоры: Ясуо Маеда, Нобуо Кояма
композитор:
художник: Михоко Магори
монтаж:
жанры: фэнтези, драма, мультфильм, аниме
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 июля 1985 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 53 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, драма, мультфильм, аниме

Отзывы критиков о мультфильме «Ночь на галактической железной дороге», 1985

Симфония пустоты

Да простят меня фанаты данной работы и лично его творцов. Я старался. Я очень старался понять, вникнуть. Даже тот факт, что я смотрел фильм в 3 захода и через силу говорит в пользу того, что я искренне хотел понять и постигнуть глубину данной работы.

Но увы и ах, нет. Мимо. Как-то совсем не мой продукт.

Первое: тотальная затянутость хронометража и полное отсутствие динамики. Я понимаю «неторопливая работа, в которой, казалось, само время остановилось». Но тут какое-то мутнейшее болото, которое всячески норовит утащить вас собой, при этом наливая ваши веки свинцовой тяжестью и погружая вас в глубокий сон.

Второе: эта странная смесь «аниме/не аниме», как было с «Пчелкой Майей», «Мумми-троллями» и прочим: когда западная франшиза аутсорсится в Японию (я полагаю, в том числе и из экономических соображений). Вот и получается когнитивный диссонанс: твой мозг видит аниме, но все ведут себя не как в аниме; всех зовут не как в аниме; сюжет развивается иначе, чем обычно в аниме. И это создает эдакое неприятие и подспудно нервозность на подсознательном уровне.

Что хорошо: красиво. Очень красивые и яркие краски. Очень приятно подана кинематографическая Италия начала ХХ века. Душещипательная история про пропавшего отца и больную мать и ребенка, вынужденного работать…

Но с другой стороны, может, хватит уже этой «дикенсонщины», мы ведь не за этим к экрану подходим?

Короче, продукт ну очень на любителя.

7 из 10

5 июля 2021

Ради всеобщего счастья, пусть моё тело горит тысячи лет, освещая путь другим

Жил на свете обычный японец Кэндзи Миядзава. Родился, учился, писал стихи. Хотелось бы сказать, что однажды утром он проснулся знаменитым, но, увы, скромная публикация в местной газетенке за собственные гроши прошла незаметно для широкой публики. Так и продолжалась его жизнь, призвание в которой Миядзава нашел в служении людям. Цель, безусловно, святая, тем более что семейный ростовщический бизнес сгубил немало судеб прямо на глазах у юного Кэндзи. А потом к нему пришла слава. С косой. Впрочем, не он первый, не он последний из тех авторов, кого заметили только после безвременной кончины, признав заодно самым любименьким и загадочным писателем Японии. Писал же Миядзава преимущественно для своих учеников, полагая, что тем самым поможет им лучше осознать природу окружающего мира. Писал о геологии и астрономии, животных и растениях, рассказывал сказки о мистических существах и духах. Однако среди всей этой мишуры о кошачьих канцеляриях, господине горном коте и его тяжбе с желудями притаилась глубокая и трогательная история о дружбе и подвиге.

Однажды ночью два мальчика-котика Джованни и Кампанелла отправляются в межзвездное путешествие на поезде. Без какой-то определенной цели, просто покататься и посмотреть в окно на диковинки вселенной. На этом, собственно говоря, сюжет кончается, а начинается форменное безобразие с переплетением сна и реальности. Сюрреализм в чистом виде со всей его иррациональностью и богатством форм. При этом речь идет о чистом искусстве, в его первозданном виде, когда целью было выразить реальность через аллюзии, а не просто запутать доверчивого зрителя красотой формы и визуальной бессмыслицей. В мире «Ночи на галактической железной дороге» все имеет скрытый смысл, переживания трансформируются в события, брошенные вскользь фразы в неотвратимость. Даже имена персонажей, чтобы подчеркнуть их особую связь, взяты у итальянского философа Томмазо Кампанеллы, крещенного как Джованни Доменико.

Как ни странно, но «Ночь на галактический железной дороге» вовсе не рассказ о жизни котиков, как может показаться на первый взгляд. Кошачий облик персонажей не более чем ловкий ход режиссера, справедливо рассудившего, что ведущие человеческую жизнь антропоморфные существа будут более выгодно смотреться в свете сюрреалистической истории Миядзавы. Прежде всего, эта картина — философская притча о смерти. Не стоит, конечно, грубо утрировать, оперируя очевидными образами: мол, поезд это смерть, железная дорога — коса, а кондуктор в том поезде сам Сатана. Не стоит хотя бы потому, что так можно разрушить тонкий мистический мир, не терпящий, когда в нем копаются немытыми руками доморощенные философы. Это созерцательное путешествие, наполненное визуальными образами и намеками на космические мотивы. Самое трудное — не потеряться в этих кажущихся бессмысленными картинках, ведь скрытая суть и зыбкие намеки подчас поданы весьма прямолинейно, хотя и ловко завуалированы под общий контекст мистической фантасмагории.

Когда тщательно выстроенная атмосфера повседневности дает трещину под натиском сюра: странные события начинают казаться правильными, а правильные — странными. Эта волшебная и тревожная атмосфера, очевидно, оказала сильное влияние на Хао Миядзаки. Трудно не заметить сходства с «Ночью» в его «Тоторо»: странная болезнь матери, волнующее исчезновение отца и хотя формально все заканчивается благополучно, трудно избавиться от подозрений относительно намерений «добрых» лесных духов, заманивших детишек в лесную чащу. Не говоря уже о прямом цитировании висящего в воздухе полустанка в «Унесенных Призраками».

Не мудрено, что станция «Галактический вокзал» расположена прямо посреди самого обычного поля, а в поезд, который довезет до края вселенной, можно сесть прямо здесь на захолустной сине-зеленой планетке, затерявшейся в безвестных задворках западного рукава галактической спирали. Вот только куда бы отправиться сначала? Может быть к Лямбде Скорпиона, расположенной прямо у жала… Есть ли на небе хоть что-нибудь кроме россыпи золотых точек и темной туманности Угольного мешка? В конце концов все зависит от точки зрения наблюдателя относительно его местонахождения в пространстве и времени. То, что представляется нам просто расплывчатым участком на небе, для кого-то ценнейший экспонат: циклопический скелет древнего ящера, благополучно вымершего до наступления Плиоцена, покоящийся на алмазном песке. Но разве так важно разобраться, что и кому кажется, если можно просто полюбоваться цветением гречихи в водах небесной реки или на протуберанцы, кажущиеся из поезда цаплями, рухнувшими на солнце. Общеизвестно, что цапли, словленные в космосе, на вкус — как печенье, хорошо бы найти попутчика, с которым можно подискутировать на эту тему. А пассажиров, по счастью, великое множество: таинственных и даже страшных. Возможно, вместе с этим слепым телеграфистом, назойливым птицеловом, монахиней, путающей номера псалмов с числом утопленников и ребятишками с «Титаника» путешествует инкогнито сам Мрачный Жнец. Почему бы и нет, только интересно, а свой билет он тоже приобрел в трехмерном мире…

12 октября 2013

«-Простите, Сэр, вы купили этот билет в третьем измерении?»

Вот так, бывает, выйдешь за молоком и…

Это очень мистическое аниме.

Первые минут сорок я сидел с округленными глазами и открытым ртом, словно завороженный, целиком погружаясь в атмосферу этого фильма: иррациональную, зыбкую, туманную. Невозмутимость аккуратной, можно сказать, интеллигентной психоделичности событий и сюжета, всегда знающего меру происходящего на экране, очень мне по душе. «Ночь на Галактической Железной Дороге» — это очень точное название для этой картины, полной символизма.

Очень понравился «язык», которым сделано это аниме: в начале, визуально напоминает акварельные рисунки Германа Гессе, разве что потускневшие. Меня поразило это удивительное сочетание графической составляющей (кажется совсем простой и непригодной для передачи подобного рода идей) и атмосферы. Вместе с незаметным, но точным музыкальным сопровождением, это создает цельное и точное выражение замысла авторов.

Атмосфера — вот что главное в этом Аниме.

Недаром оно нравится Хаяо Миядзаки: тот, кто любит его творчество без труда найдут символическую связь и с «Унесенными Призраками» и с «Ходячим замком Хаула» и другими его работами. Из этого фильма действительно можно черпать вдохновение — зыбкое, туманное, атмосферное, нереальное.

Если проводить ассоциации, то это аниме отдаленно похоже на фильмы: «Мертвец», Джармуша; «Замок», Балабанова; в сочетании с неспешностью работ Тарковского.

А теперь, поедем по Галактической железной дороге.

В начале для меня это был фильм о познании, альтернативном рациональному и логическому, познанию без памяти о значении вещей, которое намного более лучше приближает к пониманию окружающего мира, потому что дает нам его в подлинном, непосредственном ощущении, там где тайна, всегда остается тайной, которую не разгадывают, а обретают. Фильм переводит нас через границу знаний о мире и себе погружая в среду оказывается еще совсем непознанную.

Позже он стал для меня фильмом-путешествием — путешествием по другим мирам. Они существуют сами по себе, живя по своим законам, неизвестным нам, а на экран нашего сознания, таким образом, попадает лишь то, что примерно соответствует им из мира наших представлений — желтые светящиеся треугольники, летящие за окном поезда, «небесные поля», «один и два миллиона лет»: кажется, что большая часть фильма вообще невидима.

Главная тема проясняется ближе к концу. Все же это аниме о нашем мире, что подтверждает, и вполне адекватное и повседневное начало (когда мне казалось, что атмосфера фильма выражает земное мироощущение Джованни), и финал. Фильм осмысляет Смерть и Посмертие в форме «сдвоенного» небесного странствия от события к событию, от мира к миру, объясняя и выражая по пути то, что параллельно происходило на земле, за кадром. И в финале все остальные темы этого фильма сплетается вокруг Главной, а нам остается лишь суметь вместить в себя этот космический полет-путешествие Джованни к невербальному понимаю истоков Самопожертвования, для которого мало пересечь половину Галактики.

«Рам Цзы знает…

Hет ничего необъяснимого.

Все тайна.»

9 из 10

3 августа 2013

«Звучит как Новая мировая симфония»

Удивительное, сказочное путешествие по сновидениям наших миров, переполненное прекрасной музыкой и незабываемыми фантасмогоричными образами… Распространённое восприятие многогранных символов, которыми изобилует это произведение: «Жизнь — поезд, а смерть — станция», на мой взгляд слишком поверхностное, для такого сложного психоделического аниме. «Смерть» лишь пассажир, сидящий рядом в этом поезде, а не кондуктор и не машинист, и уж точно не станция… Ведь причин отправиться в путешествие к нашим мечтам может быть много. К сожалению, смерть тоже может стать этой причиной. Но и открытое сердце, добрая душа и светлые мысли дают нам уникальный билет в места, где все это даёт всходы, где счастье, мечта и фантазия слившись воедино, дарят покой вновь прибывшим и открывают просторы сознания, которое не имеет границ, как и вся вселенная, для проезжающих мимо.

На мой взгляд, если попытаться сжать тезис этого гениального философского шедевра, то он будет выглядеть именно так: Феномен «синего сияния» — итог высшего просветления, польза человеческого существования, выраженная красивой метафорой.

«Ради всеобщего счастья, пусть моё тело горит тысячи лет, освещая путь другим»

Слова достойные… Человека.

19 июня 2009

Фэнтези Ночь на галактической железной дороге появился на телеэкранах в далеком 1985 году, его режиссерами являются Гисабуро Сугии, Арлен Тарлофски. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Дзюнко Хори, Ayumi Ishijo, Каори Накахара, Ёсиэ Симамура, Сюн Ясиро, Рэйко Ниимура, Тикао Оцука, Хидэхиро Кикути, Тэцуя Кадзи, Скотт Каргл, Криспин Фриман, Миюки Итидзё, Рэйчел Лиллис, Лиза Ортис, Скотт Рэйоу.

Страна производства - Япония. Ночь на галактической железной дороге — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.