Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гарем |
английское название: |
Harem |
год: | 1985 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Артюр Жоффе |
сценаристы: | Артюр Жоффе, Том Рейфил, Ричард Приер, Жан Луис, Antonio B Hernandez, Jean Louis Benoit, Marion Joff |
продюсеры: | Ален Сард, Пьер Коттрелл, Кристин Гозлан |
видеооператор: | Паскуалино Де Сантис |
композитор: | Филипп Сард |
художники: | Александр Траунер, Джордж Гудридж, Ольга Берлути |
монтаж: | Руджеро Мастроянни, Доминик Б. Мартин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 ноября 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Я совершенно не интересуюсь гаремами, дворцами султанов и прочими необходимыми атрибутами восточных богачей. Единственное, что могло меня хоть как-то ознакомить с подобными вещами — просмотр фильма «Анжелика и султан», да и оттуда я вынесла лишь то, что в гареме ярко, красочно, и все бабы друг на друга зубы точат. По мне, так ничего выдающегося.
Отсюда возникает закономерный вопрос — какого черта я села смотреть «Гарем»? Причина самая низменная, мне просто захотелось поглядеть что-нибудь из той поры, когда Бен Кингсли был молодым. Этот фильм попался мне первым. Здесь он конечно не так уж и молод, но все же.
Так как у меня не было определенных ожиданий, то я смогла быстро перенастроиться, потому что «Гарем» — это не мелодрама о двух людях, это не фильм о столкновении двух культур и это не фильм о бабских войнах за первое место; этот фильм об одном человеке, о его личной драме, о его внутренней борьбе с самим собой и безуспешной попытке остановить безжалостный ход времени, чтобы сохранить то неприкосновенное и драгоценное, что дорого ему. Любители турецких сериалов точно будут огорчены, потому что здесь нет мишуры, богатства, украшений, расписных потолков и толстых ковров, фильм не об этом. Людям, ценящим красивые любовные истории типа любовь с первого взгляда и до последнего всхрипа, тоже можно пройти мимо, потому что здесь любовная линия не является главной. Вообще-то удивлена, не обнаружив кучи гневных отзывов, потому что позиционирование фильма, его название и этот интригующий плакат совершенно не располагают к психологической драме.
«Гарем» постепенно захватил меня, заставил понять то, что до меня пытались донести, проникнуться, потому что у каждого человека есть такое особое место, «место Силы», где он отдыхает душой и может спокойно подумать. Поэтому я очень переживала за Селима, лично для меня какие-то перемены в «месте Силы» были бы не просто нежелательны, а ужасающе разрушительны для моего внутреннего мира. И тем трагичнее для меня стала концовка, ведь мне так хотелось верить, что все удастся. Однако же я вынуждена признать, что такое развитие событий было бы единственным выходом — Селим не смог бы жить дальше, не вспоминая свое «место Силы» и не желая туда вернуться.
Есть у меня все же вопросы к режиссеру. Довольно сложно было смотреть фильм, даже понимая, о чем речь. Насколько первая часть фильма последовательна, настолько архаична вторая. Создавалось ощущение, будто фильм урезали, не показали многих сцен, отчего некоторые действия персонажей на минуту-другую ставили меня в тупик.
Так как фильм об одном человеке, то и главный актер один. И это конечно же Бен Кингсли. К сожалению, из-за странной манеры, о которой я писала выше, и из-за ляпов на уровне сценария его персонаж не был раскрыт зрителю полностью. Если бы на месте Кингсли был бы другой актер, миссия точно была бы провалена, но Кингсли смог довершить образ и подать его так, что невозможно не понять и не проникнуться его драмой. Про Настасью Кински могу только сказать, что на ее месте мог быть кто угодно — нужно было сыграть европейскую женщину, попавшую в непривычную обстановку Востока, натурально поистерить в нужном месте, в принципе все, с этими задачами актриса справилась на все сто.
Фильм оставил после себя совершенно особенное настроение легкой светлой грусти, а также множество тем для размышлений. Фильм, который я бы рекомендовала всем, не будь он таким специфическим
9 из 10
2 декабря 2015
Очень грустно читать многие комментарии и рецензии к этому фильму…
И, прежде всего, мне кажется, рожденные властью и магией некоторых слов, к которым прилипли устоявшиеся штампы, которые не только создают непреодолимый барьер восприятию, но и добавляют какой-то нездоровый скабрезный азарт.
В ряду подобных слов и главная тайна мусульманского востока — ГАРЕМ с его евнухами, полигамией, запретными границами и всеми прочими атрибутами…
И если за этим вы стали смотреть это кино, то вашему разочарованию я сочувствую.
Только вот дело не в скупости бюджета, не в бездарности актеров и режиссера, а в не реализованных ожиданиях.
По-моему, это замечательный фильм — раздумие. Фильм — сожаление по невозможности перед надвигающимся валом перемен сохранить самое дорогое, вынести, как из начавшегося пожара, гибнет все, этот вал страшнее и неотвратимее…
Весь фильм театрально утрирован и условен, пронизанный символистикой бренности и неотвратимости… Речь не о шейхах, их нефти и гаремах. Фильм про столкновение психологии цивилизаций, про то, как рушится под напором времени что-то важное, основное и существенное, что живет в каждом из нас, что в фильме звучит, как чувство «гарема, как семьи», и стоят ли эти безвозвратные жертвы своей цены?!
А если желать просто увидеть и пофантазировать на тему многоженства, то это кино смотреть просто не стоит, этот фильм для того, кто сможет услышать, кто может понять, потому, что терял в своей жизни что-то дорогое, кто смотрит сквозь театральную условность…
И я очень высоко оцениваю работу режиссера и актеров как раз за то, что часто ставится им в вину, за то, что они «не доиграли», а мне кажется, что как раз в этом сила этого фильма, что не стали вытапливать на лица положенные эмоции, не стали заигрываться в станиславщину, а удержались в рамках предложенной театральной условности и уважения к зрителю, которому оставлено право самому оценивать и думать. А главное, что сумели передать щемящую грусть невозвратной потери…
9 из 10
7 сентября 2013