Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
За ночью день идет |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Бийма |
сценарий: | Вениамин Григорьев |
продюсер: | Е. Бондаренко |
видеооператор: | Александр Мазепа |
художник: | Николай Резник |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 7 мин |
Картина начинается с эмоционально трагической сцены казни партизанки, по заглавной сцене ожидалось тревожное действие, под постоянным гнётом обнаружения, пыток и казни. Но этого в фильме нет, не смогли авторы нагнать саспенсу. Есть довольно будничное существование группы сопротивления с непонятной движущей силой и способом формирования, иначе как «ну все же знают» где заняться в городе сопротивлением оккупации, зрителем и не открывают. Возможно вокруг харизматичного и умного Батюка, но вся его харизма показана Конкиным, как пафосная речь и скульптурный профиль, никакой работы его по созданию ячейки мы не видим, она откуда-то враз взялась, ну, кроме его шатания по городу, мало обусловленные логикой для «глупых» немцев. Да, есть еще сбор никому не нужных, устаревших разведданных, печать(на своей домашней машинке!) листовок и две диверсии, одна закончившаяся попаданием провокатора в партизанский отряд, что как бы говорит о работе ячейки многое. И всё это показано в фильме отдельными, разнесёнными друг от друга эпизодами, связанные между собой только фигурой гг.
А говорит это о том, что вся деятельность ячейки была подконтрольна контрразведке гитлеровцев, говорит в фильме ещё множество эпизодов, где происходят, с точки зрения подпольщика странные вещи, но позволяющие считать себя умнее немцев или списывая каждый раз на «счастливую звезду», в общем синдром «17 мгновений…» когда Штирлиц не пойман, потому что от.. ся. Самым невероятным случаем, так до конца и не объяснённым в фильме, оказалось «совпадение» отравления вина подпольщиками уже отравленного вина из Франции! Совпадение, не думаю(ещё не зарегистрированная ТМ?), вероятно, нацисты играли с подпольем в кошки-мышки, канализируя таким образом, с незначительным уроном, вполне ожидаемое сопротивление оккупации, выявляя пассионариев и ликвидируя их, как наибольших своих врагом перед неизбежным отступлением перед наступлением РККА. Как под кальку такое происходит в Нежине, Краснодоне, Киеве, Симферополе. И это только-то, что известно мне как зрителю из фильмов.
Так, что самой яркой краской в картине описаны действия гитлеровских контрразведчиков, чьей дотошности и рассудительности нельзя не поаплодировать. Ведь где подполье думало об успехе, то им просто было дозволено. И совсем иной представляется нам на фоне этого фигура ГГ — самовлюблённый и самоуверенный бахвал, не сумевший осознать, даже не отдалённые звоночки, прямые указания на раскрытие ячейки — видите ли нашёл себе интересного и образованного собеседника немецкого офицера!
Итог: нет закрученного сюжета, отвратительно-пафосная игра Конкина, если рассматривать факты как они представлены в фильме, то скорее всего значимость деятельности Нежинских подпольщиков сильно завышена, а работа немецкой контрразведки сильно занижена, хотя по построению фильма нам пытаются втолковать обратное, отсюда диссонанс логики и эмоциональной составляющей, дополнительно не подпитанной никакой из составляющих киноискусства — ни сюжетом, ни картинкой, ни актёрской игрой.
4 из 10
29 мая 2020
Великая Отечественная война, город Нежин (Черниговская область). В городе, оккупированном немецкой армией, действует комсомольское подполье, руководитель которого — молодой адвокат Яков Батюк. Слепой.
Яков Батюк — личность реальная. Человек-кремень. В раннем детстве в результате несчастного случая полностью потерял зрение, что, однако не помешало ему жениться и успешно закончить юрфак Киевского университета в 1940 году.
В главной роли — Владимир Конкин. Его интеллигентный и немногословный персонаж внешне выглядит весьма эффектно и чрезвычайно современно: модерновые черные очки для слепых, черная шляпа, черное пальто, деловой костюм. Фигура тонкая, прямая. Среди своих товарищей выглядит как пришелец из технологичного будущего.
Фильм начинает с жуткой казни молодой партизанки. Сцена почти минималистичная, но действительно страшная, я откровенно была поражена. Ничего подобного в советском кино тех лет не ожидала увидеть.
Роль утонченного и образованного немецкого офицера Зуппе — нового соседа Батюка — играет литовский актер Ромуальдас Раманаускас. Его наиболее известная роль — Рихард в телесериале «Долгая дорога в дюнах».
Близких Якова играют Марина Яковлева (сестра) и Виктор Шульгин (отец). Фильм сделан качественно, не хуже многих известных советских картин. Странно, что он забыт. Может быть дело в том, что кино довольно длинное — 2 серии, немного тягостное, и при просмотре ощущается вся тяжесть жизни.
Атмосфера фильма напряженная, зловещая, темно-жуткая, почти безысходно-нуарная. Звучит мрачноватое стихотворение древнего восточного поэта, давшее название фильму — «За ночью день идет…».
«За ночью день идет, и ночь сменяет день.
Густеет злой судьбы губительная тень.
Былым правителям давно потерян счет,
А мир как прежде цел, надеждами живет».
7 из 10
7 января 2015