Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Путешествие на Китеру |
английское название: |
Taxidi sta Kythira |
год: | 1984 |
страны: |
Греция,
Италия,
Великобритания,
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Тео Ангелопулос |
сценаристы: | Пьер Бодри, Тео Ангелопулос, Танасис Вальтинос, Тонино Гуэрра |
продюсеры: | Гиогри Самиотис, Никос Ангелопулос, Тео Ангелопулос |
видеооператор: | Йоргос Арванитис |
композитор: | Элени Караиндру |
художники: | Гиоргос Зиакас, Микес Карапиперис |
монтаж: | Гиоргос Триандафиллу |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 апреля 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 14 мин |
Почти четверть века просуществовал тандем Тео Ангелопулоса и Тонино Гуэрра: начавшись в 1984 году с «Путешествия на Китеру», он закончился в 2008 году «Пылью времени». Вместе с тем есть кое-что объединяющее эти два фильма не с лучшей стороны: невероятно унылая атмосфера, вязкое, похожее на болото, повествование, совершенно невыразительная музыка Караиндроу, блекло-стертая игра актеров. Здесь же впервые появляются блуждающие из фильма в фильм Ангелопулоса имена персонажей: Спирос, Вула, Александр, разве что Элени нет. История бывшего партизана-коммуниста, скрывавшегося от преследования греческих властей тридцать лет на Украине, а потом вернувшегося туда, где его никто не ждал, рассказана режиссером как-то совсем уж неинтересно и без учета зрительского внимания. Конечно, это уже не «Комедианты» с их чудовищным метражом, но легче от этого не становится.
Одновременно со всем этим «Путешествие на Китеру» стремится изо всех сил быть политическим фильмом, показывая неприкаянность и бесприютность, никомуненужность бывших героев гражданской войны, а также усиливающуюся власть корпораций, скупающих земли у крестьян по дешевке. Финальные полчаса исполнены, что и говорить, социальной остроты: героя не могут депортировать до особых распоряжений, потому отправляют на плоту в дождь в нейтральные воды – яркий символ беспринципности и бесчеловечности всякой власти человека над человеком. Данный фильм отчетливо сохраняет преемственность со зрелым кинематографом Антониони, отсюда проистекает отчужденность между персонажами, ощущаемая невооруженным глазом экзистенциальная дистанция, оттого так эффектны немые сцены с минимумом слов.
Снятый в 1984 году на сломе эпох, когда уже вот-вот готов был обрушиться соццлагерь, и кино постепенно становилось транснациональным и пост историческим, о чем свидетельствуют уже следующие ленты Ангелопулоса «Пчеловод» и «Пейзаж в тумане», фильм «Путешествие на Китеру» не списывается не в контекст политического кино, ибо его сюжет слишком локален, ни в область мифопоэтического искусства, застревая в некоем междуумочном пространстве. Данная картина важна лишь как начало сотрудничества Ангелопулоса и Гуэрра, а не по какой-либо иной причине: слишком все в ней стерто, уныло, серо. Это именно невероятно серый, осенний фильм (действие многих картин греческого мастера неслучайно происходит осенью) без сильных эмоций и страстей. Герои Ангелопулоса, как дети, так и взрослые, - уже старики, не верящие не во что, брошенные на произвол судьбы и обреченные блуждать в поисках смерти.
Нет ничего удивительного в том, что свою самую беспросветную ленту «Пчеловод» греческий режиссер снимает сразу после «Путешествия на Китеру» - видимо, середина 1980-х была для него временем личного кризиса, ощущением крушения идеалов и расширяющейся внутренней пустоты. Вместе с тем, как эпигон Антониони и позднего Тарковского, Ангелопулос состоялся именно в этот момент: разрушение межличностных связей даже между близкими людьми, ненужность и бесприютность, ощущение конца истории и предапокалиптические, эсхатологические страхи, смерть больших идеологий и метанарративов – все это составные части кинематографа зрелого и позднего Ангелопулоса начиная с середины 1980-х и вплоть до его трагической кончины.
Что и говорить, но работая вместе с Тонино Гуэрра, создавая сценарии и осуществляя их на экране, начиная именно с «Путешествия на Китеру» при всем формальном несовершенстве и содержательной бедности этой ленты, Ангелопулос стал наиболее точным выразителем состояния европейской культуры конца века: безверие, апатия, неприкаянность, заброшенность в этот мир, беззащитность перед насилием власти, да и просто тех, кто сильнее (вспомним душераздирающий эпизод изнасилования в «Пейзаже в тумане» или ребенка у смертного одра друга в «Вечности и одном дне»). Порой, что и говорить, Ангелопулос и Гуэрра создают сцены невероятной символической и концептуальной силы, однако, смотреть такие картины все равно тяжело, ибо там где нет сильных эмоций и мощных экзистенциальных переживаний, а царствует только тоска и отчаяние, там киноискусство мертво, как бы не было оно порой выразительно, запечатлевая смерть человеческого духа.
24 ноября 2022
Пересматривала давно знакомый и любимый фильм уже другими глазами — уже помня о гибели его создателя… Тео Ангелопулос — мой любимый режиссер.
Как и в других фильмах, здесь у Ангелопулоса свои отношения с временем и пространством. Режиссер (в этом фильме у него есть имя — Александр) готовится к съемкам фильма об отце. Идет подбор актеров, где старики один за другим говорят одну фразу: «Это я». Потом мы поймем, что это почти пароль. Среди этой толпы Александр никого не найдет, позже случайно в кафе в зеркале заметит старика. Когда с трапа парохода сойдет настоящий отец, мы тоже сразу не увидим его лицо — только его отражение на мокром асфальте. Много раз будет возникать этот образ зеркала — непрямой взгляд на действительность (как не вспомнить Тарковского, тем более, что один из авторов сценария здесь Тонино Гуэрра, который сотрудничал и с Тарковским, также этот фильм объединяет с «Зеркалом» тема памяти и попытки воссоздать мучающее прошлое в кино и хоть таким образом что-то понять в нем). Мы узнаем в сошедшем с трапа старика, за которым шел Александр, и услышим ту самую фразу: «Это я». Ее же потом повторит жена старого Спироса, которая ждала его все эти 32 года. С этих слов они уже неразлучны.
У Ангелопулоса нет ничего случайного. Вот идет старик к дому, где ждет его родня, через разрушенные старые дома. Вроде, обычный городской пейзаж, но в нем и жизнь, которая прошла не так, как хотелось бы, и то, что старики уже не нужны. И вдруг — голубой дом — цвет неба, моря, греческого флага, цвет надежды, наконец… Но это не тот Дом, который он ищет.
Что произошло между двумя старыми людьми, не видевшимися 32 года, мы не знаем, но только старик ушел. И сын идет за ним по той же самой дороге, так же позади на два шага, только теперь с чемоданом в руках, как будто тогда была репетиция… Старик-отец находит себе гостиницу, с которой, связаны какие-то воспоминания, а сын находит в номере в шкафу старый зонт — предвестник будущего. Но гостиница тем более не Дом…
Далее маршрут в горы, где своя земля и дом, в котором заботливо сохранены даже вещи Спироса в сундуке — его действительно ждали в семье. Здесь он встречает старого друга, с которым вместе партизанили в этих местах, и пса, которого Спирос называет по имени — Аргос, и такое впечатление, что расстались буквально вчера. Ангелопулусу важно подчеркнуть, что пес относится к старику лучше, чем люди. Опять же Аргосом звали неусыпного стража, но что может сделать маленькая собака и беспомошный старик против надвигающегося мира, которому не нужны традиции, а нужны развлечения — в данном случае горнолыжный курорт?
Символично, что путь начинается с кладбища: Спирос знает практически каждого, кто здесь похоронен. Здесь же, рядом с кладбищем, два друга-партизана поют старую песню понтийских греков «40 красных яблок…», перекликающуюся со словами, которые постоянно повторяет старик: «Гнилое яблоко», относящимися к собственной судьбе.
И здесь не находит Спирос Дома. Односельчане продали свои земли, причем, скорее всего, это Олимп, то есть распродают землю древних богов. «Если бы они могли, они бы и Небо продали», — дает характеристику односельчанам старый друг. Если уж родная дочь говорит: Зачем тебе эти поля? — чего ждать от чужих людей. Хотя в семье чтут традиции. Отрадно видеть, как делит хлеб Катерина: этот кусок дому, этот — отцу, этот — страннику, который может постучаться в дом… Но дочь Вула уже отрезанный ломоть. Какое-то чувство долга в ней осталось, но именно долга при полнейшем непонимании, оттого и злится она и на себя, и на родителей (потому зовут ее Вула, а не Элени, хотя маленький Александр упоминал это имя в начале фильма, то есть предполагался-таки родной человек). У Ангелопулоса одни и те же имена переходят из фильма в фильм. Имя Элени носят самые задушевные женские персонажи.
В последней части фильма царит уже театр абсурда: одинокий старик под дождем на барже (он теперь в буквальном смысле остался без дома, перемещенное лицо без гражданства, поэтому его и отправили в нейтральные воды), родные не знают, чем ему помочь, а на берегу — фестиваль, праздник с приглашенными актерами. Особенно показательна сцена, когда за столами хором поют: «S’agapo», что значит «я тебя люблю», Александр пытается хоть куда-то дозвониться, но из-за пения не может ничего расслышать, а за дверью — другая любовь. Поют о любви, а на самом деле никому нет дела до ближнего, любовь существует разве что телесная.
Как и в других фильмах Ангелопулоса, музыку писала Элени Караиндру, тонко чувствующая все перепады настроения. Здесь рефреном идет одна и та же мелодия в разных аранжировках, причем очень ненавязчиво: Александр просыпается, включает радио — и она звучит, брат с сестрой разговаривают на автозаправке — она звучит как легкая современная. И лишь однажды у нее появляются слова — их можно не заметить, потому что герои просто едят в подвернувшейся закусочной, а песня идет фоном о том, что больные сердца, потерявшиеся в морозной дали, не ищут излечения в забвении, ждут, когда придет в порт корабль, как птицы в наших мечтах. И другая песня, что звучит в порту, — про поезд, отходящий в 8, причем отходящий в место под названием Катерини, а жену Спироса зовут Катерина. Она рвется к Спиросу и в сознании, повторяя, что хочет быть с ним, и в бессознании, когда бредит и вспоминает, как они познакомились.
У фильма очень пронзительное и поэтическое завершение — два старикана плоту уплывают в открытое море, которое цветом абсолютно сливается с небом, и постепенно тают в нем.
В фильме есть такой эпизод, когда режиссер идет по ночному городу и вдруг застывает прямо посреди проезжей части — начинает шевелить пальцами, как будто что-то играет, а до этого он читал сценарий фильма, и редкие машины тихонько объезжают его… В фильме объехали, а в жизни… бешеный мотоциклист оказался еще более безжалостным к переходящему улицу старику, чем предсказывал в своем фильме мудрый художник.
Я не знаю более поэтичного режиссера, чем Тео Ангелопулос. В наш век, где все торопятся, его фильмы с долгими проходами призывают остановиться, вдуматься, вглядеться в тех, кто рядом, ведь жизнь так коротка
10 из 10
5 февраля 2012