Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Птаха |
английское название: |
Birdy |
год: | 1984 |
страна: |
США
|
слоган: | «A soaring experience unlike anything you've ever seen before.» |
режиссер: | Алан Паркер |
сценаристы: | Уильям Уортон, Сэнди Крупф, Джек Бер |
продюсеры: | Нед Копп, Дэвид Мэнсон, Алан Маршалл |
видеооператор: | Майкл Серезин |
композитор: | Питер Гэбриел |
художники: | Джеффри Керклэнд, В. Стюарт Кэмпбелл, Армин Ганз, Кристи Зиа, Джордж Р. Нельсон |
монтаж: | Джерри Хэмблинг |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 12000000 |
Сборы в США: | $1 455 045 |
Мировые сборы: | $1 455 045 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 декабря 1984 г. |
на DVD: | 11 апреля 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч |
Давно не было рецензий на фильмы. Так уж выходит, что пишу я их раз в полтора месяца. Но про ленту, которую посмотрел сегодня, я не могу не рассказать. Ещё в прошлом месяце в рекомендации мне попался фанатский клип на трек «Мельтешение жизни» Славы КПСС и Замая с необычным видеорядом. Это были кадры из фильма «Птаха» 1984 года, режиссёром которого является Алан Паркер. Я его отложил на какое-то время и сегодня наконец посмотрел.
Алан Паркер снял этот фильм по сценарию, основанному на одноимённом романе Уильяма Уортона. Основной темой является история дружбы двух парней - впечатлительного Птахи и задиристого весельчака Ала. Они две крайности, но несмотря на это оба парня относятся друг к другу с искренними уважением и теплотой. Вьетнам сделал их другими людьми. Ал не сможет уже быть таким беззаботным, а Птаха и вовсе уйдет в себя, двинется рассудком, возомнив себя птицей. Ради их прежней дружбы Ал должен достучаться до своего друга, вернуть ему рассудок, вытащить человека из птичьей клетки, в которую тот добровольно себя заключил, прячась от ужасов войны.
Работа является метафизической иллюстрацией душевной боли о несбывшихся надеждах. Здесь присутствует множество ветвей повествования: конфликт отцов и детей, проблема военного времени, дружба двух противоположностей, подростковая наивная беззаботность, социальные взаимоотношения государства и личности, а самое главное – внутренний мир человека и его нравственные качества. Фильм антивоенный и, в какой-то мере «антипсихиатрический». По первой мне казалось, что интроверт Птаха является главным чудаком, но в процессе начинаешь понимать, что мир, развязывающий войны намного безумнее парня, увлекающегося птицами.
По ролям: говоря о главных героях, насколько же здесь прекрасен Николас Кейдж. Когда видишь резкую трансформацию молодого парня с ветром в голове в раненого бойца Вьетнама с осколком в той же голове, начинаешь понимать, насколько ответственно Николас подошёл к своей роли. Со сложной и непростой ролью справился Мэттью Модайн, проиллюстрировавший одержимость птицами главным героем, его замкнутость от внешнего мира. Высшим пилотажем, на мой взгляд, является сошедший с ума Птаха, находящийся в больнице и превратившийся в птицу. Остальной каст также был очень хорош, пробелов не видел ни в ком.
Алан Паркер. Как я мог всё это время упускать такой ценный кадр в киноиндустрии. Тот антураж, который он передаёт своей постановкой и режиссурой, удивляет. С одной стороны: захолустья, ржавые автомобили, дряхлые дома, свалки, пустырь и заводы. А с другой: джунгли, грязь, взрывы, вертолёты, кровавые лужи и разрушенная техника. Всё это точно передаёт атмосферу происходящего. Работа настоящего профессионала.
Фильм «Птаха» актуален противостоянием отдельной личности с непохожим на неё внешним миром. Он тяжелый и мрачный, но посмотреть его можно и нужно. И еще, стоит отметить, что, несмотря на то, что фильм довольно тяжкий, комедийных моментов тут хоть отбавляй, и Паркер очень умело балансирует на грани комедии и драмы.
Советую к просмотру!
«Они отобрали у нас лучшее, что мы имели, Птаха. Мы оба полные неудачники. Не сумели жить так, как нам хотелось. Чёрт! Я всегда был так уверен в себе, думал, никто не заставит меня делать то, чего я не хочу. И вот где я оказался... Тебя демобилизуют или заносят в список пропавших без вести. Не имеет значения, какой ты особенный, или каким особенным был. Я чувствую себя, как один из тех бездомных псов, помнишь? Знаешь, когда мне разворотило лицо снарядом, я чувствовал запах жареного мяса. Это было безумие, потому что это был такой сладковатый запах, такой знакомый. А потом я понял, что горит моя кожа... Я даже боли не чувствовал»
17 октября 2022
То, что в «Полуночном экспрессе» было ошеломляющим, в «Птахе» получило свое закономерное развитие, но с гораздо меньшей художественной интенсивностью. Символика фильма, как всегда у Паркера, проста, но при всей незатейливости мессиджа, она чрезвычайно эмоциональна и искренна. Вновь, как и в случае «Полуночного экспресса», экранизируя бестселлер, режиссер вполне профессиональными методами рассказывает историю дружбы двух разных людей, которую не смогли разрушить ни война, ни безумие: Птаха и Эл непохожи настолько, насколько это возможно, как непохожи в своих устремлениях душа и тело, но тем крепче их связь.
Паркер по сути дела снимает антипсихиатрический фильм об амбивалентности безумия: мир, развязывающий войны, гораздо безумнее тихого интроверта Птахи, мечтающего летать. Как Мэтью Модайн смог сыграть специфическое сумасшествие своего героя, его постепенно погружение в психоз, лично для меня — загадка, его герою не только веришь и сочувствуешь, но и проникаешься его жизненной философией, его одержимостью полетом. Совсем еще молодой Николас Кейдж также хорошо показывает эволюцию героя от беззаботного весельчака к травмированному войной духовному и физическому инвалиду (жаль, что для Кейджа лишь 80-е и начало 90-х стали временем работы в серьезном кино).
«Птаха» Алана Паркера при всей естественности своего мессиджа, при всей кинематографической органике в передаче относительности нормы и безумия — кино не без недочетов, ибо как бы не покоряли и не поражали воображение некоторые сцены (прежде всего, конечно, полет Птахи во сне ли, наяву?). ритмически фильм неровен, в нем есть монтажные ошибки, вредящие нарративу и делающие его несколько вялым, рыхлым (скажем, укороченность или наоборот затянутость некоторых эпизодов). В любом случае сцены в больнице удались режиссеру гораздо лучше, чем флешбэки и по темпу, и по атмосфере, а беседы-монологи уставшего и злящегося Эла с постоянно молчащим Птахой — вообще чрезвычайно аффективны и задевают нервы и сердце зрителя почище многих душераздирающих мелодрам.
Фильм Паркера, как все его лучшие ленты 80—90-х, — не просто о пассивной жажде свободы, но об активном стремлении к ней, о косности не только социальных институтов и нормативных границ, но и о желании преодолеть притяжение самой материи, а тоске по чисто духовной, равноангельской жизни (потому Птаха совершенно индифферентен в половом отношении). «Птаха» — о трагической участи духа в мире материальных законов, о его неизбежном самозамыкании, о сложности для тела и души коммуницировать друг с другом — так они непохожи (неудивительно, что Эл достучится до Птахи лишь тогда, когда пульсация его личной боли срезонирует с духовной тоской Птахи). При всем этом финал говорит нам, что перед нами — не окончательная в своей трагичности история, что общение несоизмеримых сущностей возможно, как реален и их общий полет-побег за пределы бесчеловечных законов, границ и самого тяготения земли.
17 мая 2020
«Птаха» — это не только потрясающая военная драма, но и один из самых лучших фильмов о дружбе. Невероятно сильная и трогательная картина Алана Паркера, способная расчувствовать даже самого чёрствого человека. Это, несомненно, самая лучшая роль в карьере Николаса Кейджа. Он тут просто на высоте! Мэттью Модайна прежде не видел, но его актёрская игра заслуживает стоячих аплодисментов. Фильм о дружбе двух совершенно разных людей: Эл — весельчак, любимец девушек и настоящая душа компании; Птаха — добродушный мечтатель, любящий птиц и живущий в собственном мире. Но несмотря на это оба парня относятся друг к другу с искренними уважением и теплотой. Это не обычная рядовая драма, а настоящая ода о дружбе, любви к жизни и свободе, о силе человеческого духа. Фильм показывает, что никогда не нужно прекращать мечтать и даже в самых тяжёлых ситуациях никогда не сдаваться. Отмечу также замечательную операторскую работу и прекрасный музыкальный саундтрек. Всё очень гармонично. Повторюсь — шикарная картина. Кейдж и Модайн в этом фильме просто на высоте. Алан Паркер гениален. Я впечатлён.
P.S. Будь проклята война.
10 из 10
17 мая 2020
В чём особенность мужской дружбы? В том, что в любой ситуации настоящие друзья никогда не отворачиваются, помогают друг другу и вместе решают проблемы. Ведь недаром говорят, что друзья познаются в беде. Также ответ на этот вопрос можно найти в драме Алана Паркера «Птаха», снятой в 1984 году и получившей Гран-при Каннского кинофестиваля. Данный фильм считают одной из самой лучшей киноработ актёра Николаса Кейджа, и клички всех птиц, снимавшихся в фильме, записали в финальные титры.
Фильм показывает историю дружбы между двумя абсолютно разными парнями — между весёлым и задорным Элом (Николас Кейдж) и странным и замкнутым парнем по кличке Птаха (Мэттью Модайн), увлекающимся пернатыми и мечтающим летать. Но круто меняет их характеры и жизнь война.
В фильме присутствуют две сюжетные линии: основная сюжетная линия происходит в психиатрической больнице, куда Эл приезжает помочь своему другу, а вспомогательными сюжетными элементами являются грустные и весёлые воспоминания Эла, которые показывают историю развития дружеских отношений с Птахой. Стоит отметить, что при таком приёме логика и последовательность сцен не нарушены, так как сюжетные вставки с воспоминаниями, сопровождаемые диалогами между главными героями, помогают больше понять и раскрыть основной сюжет. Очень прикольными, яркими и трогательными получились заключительные сцены, нельзя не отметить сильный и эмоциональный монолог Эла, в который актёр Николас Кейдж вложил всю свою душу. Поразил тот факт, что Кейдж ради того, чтобы в кадре с повязкой выглядеть убедительно, вырвал пару зубов без наркоза, вследствие чего у него воспалилось лицо. Конечно, можно вспомнить множество примеров, на какие жертвы шли актёры ради своих ролей: худели, толстели, набивали татуировки, наносили повреждения и т. д. Но при этом не каждый готов расстаться со своими зубами, ведь как потом улыбаться? Молодой актёр Шайа Лабаф, снимавшийся в «Ярости», для того, чтобы вжиться в роль и смотреться убедительнее, перед съёмками месяц прослужил в нацгвардии и повторил подвиг Николаса Кейджа — вырвал один из зубов. С очень сложной и непростой ролью справился Мэттью Модайн, показавший одержимость птицами главным героем, его замкнутость от внешнего мира. Высшим пилотажем, на мой взгляд, является сошедший с ума Птаха, находящийся в больнице и превратившийся в птицу. Очень жаль, что у Модайна успешно не сложилась актёрская карьера. Оба актёра, сыгравшие абсолютно противоположных друг другу героев, показали трогательную и органичную дружескую связь, за развитием которой интересно наблюдать. Почему? Потому что понимаешь и делаешь вывод, что люди должны оставаться человечными по отношению к друг другу, не обращая внимания на чьи-то недостатки, помогать и не предавать, а предательство, к сожалению, на сегодняшний день часто встречается.
Зрителя может привлечь присутствие в сюжете школьных и юных лет, так как для каждого человека они являются самыми лучшими и беззаботными. Любой человек в каждом из главных героев увидит себя, даже частично: может, кто-то увидит себя в Эле, а кто-то — в Птахе.
В фильме можно увидеть очень много разных птиц. А оператору снять их, к примеру, в полёте, чтобы они смотрелись красиво — это непростая задача. Очень понравился операторский приём, где быстро передвигалась камера, будто мы всё видим глазами птицы. Таким образом, мы оказываемся внутри Птахи. Поражает своей эстетичностью, проникновенностью и глубиной сцена, где Птаха возвращается после неудавшегося свидания в свою привычную среду обитания — в клетку, в которой голым сворачивается в клубок и думает о смерти и новом рождении. Глубина этой сцены помогает почувствовать внутренний мир Птахи, т. е. в этот момент погружаешься в него и сопереживаешь ему. Хоть в фильме и нет спецэффектов, но они здесь были бы явно лишними, так как визуальный ряд, снятый оператором Майклом Серезином, выглядит красиво, нет резких переходов. Для музыканта Питера Габриэла — это первый опыт с фильмом как композитора. Был даже выпущен альбом с композициями из фильма. Музыкальное сопровождение очень разнообразное: какое-то будоражит воображение, держит в напряжении, а какой-то трек может поднимать настроение.
Фильм «Птаха», на мой взгляд, актуален противостоянием отдельной личности с непохожим на неё внешним миром. Тема человека и его места в обществе всегда была обсуждаем, она поднимается в литературных произведениях и фильмах. Также это фильм о том, как сдружились две противоположности и как покалечила и изменила их война. И человек должен оставаться самим собой и оставаться человеком.
10 из 10
24 августа 2019
Иногда судьба ставит перед человеком испытание, которое способно не только надломить его внутренний мир, но и сформировать характер, отринув все лишнее и оставив исключительно то, что необходимо. Не испытывая никаких иллюзий по поводу военной службы, Уильям Уортон вовсе не собирался отправляться на передовую, однако руководство посчитало, что призывнику не место в инженерном корпусе и отправило его в пехоту. Получив жуткую физическую травму в ожесточенных боях Второй Мировой, Уортон описал произошедшие с ним события весьма ярко и без лишних прикрас: «Хотя для меня война была короткой, однако она оставила по себе душераздирающую травму. Я был напуган, несчастен. Я потерял веру в человечество». Однако в отличии от большинства своих сослуживцев, Уильям Уортон все-таки сумел вернуться домой и закончил обучение на искусствоведа, попутно получив диплом психолога, укрепленный глубокими личностными переживаниями и свидетельствами настоящего горя, познанного посредством тесного знакомства с болью, которую никогда не познать из учебников. Продолжая свою работу в качестве преподавателя, Уортон тем не менее не забывал о том кошмарном времени, когда ему довелось познать все горести настоящей войны и в конце концов решил написать свой дебютный художественный роман, описывающий чувства и переживания такими, какими они могут родиться лишь после глубокого внутреннего потрясения. «Птаха», или же «Пташка» появилась на свет в 1978 году и буквально взорвала читательскую среду своими откровениями, способными растопить даже ледяное сердце отъявленного циника. Душевный, несколько экзистенциальный и пропитанный глубоким психологизмом роман в скором времени добился статуса бестселлера, после чего он попал в поле зрения режиссера Алана Паркера, уже добившегося признания вместе с такими картинами, как «Полуночный экспресс» и «Стена». Нешуточно заинтересовавшись буйством эмоциональных красок автора, Паркер переживал за то, сможет ли перенести на экран действие, большая часть которого разворачивается лишь в голове одного из героев. И тем не менее после ряда консультаций и существенных правок активно прорабатывающегося сценария, постановщик все-таки согласился взяться за съемки и выдал одну из самых запоминающихся драм, которая получила приз кинофестиваля в Каннах и заставила американское сообщество со стыдом отвести взгляд от экрана, демонстрирующего вещи, вызывающие далеко не самые приятные, но животрепещущие вещи.
Итак, сюжет фильма знакомит нас с Элом Колумбато (Николас Кейдж), веселым и жизнерадостным парнем, который не прочь поухаживать за симпатичными девчонками в своей неизменно нагловатой манере и заодно поиграть за домами в излюбленный бейсбол, доставляющий неизменное удовольствие от демонстрации собственных физических возможностей. Но при том, что Эл считается весьма недурственным и компанейским парнем, настоящих кровных друзей у него почему-то не наблюдается, да и отношения с прекрасным полом складываются несерьезным, ветреным образом. Испытывая чувство скрытой неловкости, герой никогда в открытую не говорил о своих истинных чувствах и переживаниях, однако в один необыкновенный день он неожиданно повстречал человека, который стал для него наилучшим другом и опорой, на которую можно положится абсолютно во всем. Откровенно странный и отчасти нелюдимый Птаха (Мэттью Модайн) с самого детства грезил полетами в небесах, поражаясь умениям птиц покидать землю и чувствовать абсолютную свободу. Понимая пернатых гораздо лучше, чем людей, Птаха тем не менее и сам стал меняться после неожиданного знакомства с Элом, стал заглядываться на девочек и не боялся вступать в разговоры со сверстниками, ранее не обращающими на него особого внимания. И все было бы просто замечательно в этом необычайном общении двух совершенно не похожих друг на друга парней, как вдруг им пришлось столкнуться с испытанием, ломающим ни много, ни мало, а целую душу. Получив от врачей призывной комиссии добро на отправку во Вьетнам, Эл и Птаха не смогли отвертеться от неизбежного и отправились в далекий край, чтобы вершить волю власть имущих, не боящихся делать из призывников расходный материал. Кровь, агония, взрывы, сожженные напалмом долины, оставили в сознании товарищей неизгладимые впечатления. Но если Эл сумел сохранить в себе последние остатки жизнерадостности, затаенные под изуродованной внешностью, то Птаха окончательно разорвал связи с реальностью, уйдя в мир фантазий, откуда его не могут вытащить даже самые именитые врачи. Узнав об этом, обескураженный Эл навещает тяжело больного товарища, дабы пробудить в нем зачатки здравого сознания и параллельно с этим вспоминает о давних мирных днях, когда война казалась чем-то далеким, а настоящая мужская дружба казалась едва ли не самым большим счастьем, которое только можно себе представить.
Когда Уильям Уортон представлял свой роман на суд общественности, он предельно ясно пояснил, что в «Птахе» отображены неподдельные ужасы Второй Мировой, но это вовсе не означает, что тяжелая душевная драма, произошедшая в жизни заглавных героев, не могла бы случится в результате какого-то иного военного конфликта, раздирающего нашу планету на части. Этим заявлением в полной мере воспользовался Алан Паркер, коренной британец, посматривающий со стороны за разрушительной вьетнамской кампанией Америки. Проникая в художественную суть романа Уортона, Паркер посчитал, что для куда большей претенциозности экранизацию необходимо связать с куда более актуальными общественными проблемами, от чего Эл и Птаха отправились напрямик во Вьетнам, однако действие вовсе не собиралось концентрироваться на причинах и следствиях войны. Паркеру просто была необходима встряска, оставившая в душах героев неизгладимый след, после чего он сконцентрировал абсолютно все внимание на характерах, показывая их как в сумбурном настоящем, так и безмятежном прошлом. Но небольшой, зато едкий укол, отпущенный в сторону американского национального достояния, не самым лучшим образом сказался на прокатных показателях «Птахи» в США, что не могло не расстроить Паркера, справедливо рассчитывающего на всеобщее признание. И тем не менее лента произвела резонанс и впоследствии получила самое широкое распространение не в последнюю очередь благодаря гениальной игре Николаса Кейджа и Мэттью Модайна.
Воплотив на экране образ разбитного Эла, Кейдж в действительности отдал всего себя постановке, совершив самый настоящий творческий подвиг. Начиная наше знакомство с Элом вместе с улыбками, шутками и колкими фразами, с течением хронометража актер преображается, ломает своего героя и показывает его с несвойственной трагичной стороны, в которую веришь без лишних слов. Эл никогда не забудет войну, каждый раз посматривая на свое изуродованное лицо в зеркало, однако он обязан найти в себе силы и хотя бы попытаться вернуть единственного настоящего друга в сознание, иначе в том, что он пережил неминуемую смерть, попросту нет никакого смысла. Также стоит отметить не менее пронзительную партию Мэттью Модайна, талантливого и чувственного исполнителя, отчасти недооцененного в современном изменчивом кинематографе. Его Птаха вызывает непростые чувства. Он предельно странный, но при это его вполне можно понять и даже принять благодаря неимоверным стараниям поразительно увлеченного своей ролью актера.
10 из 10
13 марта 2018
Ал Колумбато встретил Птаху, будучи обычным уличным парнем, задавакой и любителем помацать филейные части девчонок из соседних дворов. Птаха был иным. Для него упругая женская грудь — всего лишь «увеличенные молочные железы», а большинство развлечений и желаний окружающих, будь то близкие или знакомые — не более чем ухание поезда где-то там, за границей района. С детства он бредил птицами и их способностью летать, и взгляд его чаще устремлялся в небо, чем в реальность. Каким-то непостижимым образом Алу удалось разглядеть в Птахе родственную душу, и они сошлись: влипали в истории, лазали по крышам, катались на побережье. Однажды призыв все изменил, и после ада войны два закадычных друга снова встречаются. Ал — дитя одиночества, представитель новейшего потерянного поколения с вьетнамским синдромом, Птаха замкнулся в себе и стал тем, кем мечтал быть всегда, — птицей. Этакой бескрылой птицей киви, или страусом, называйте как хотите.
Этот культовый фильм Алана Паркера посвящен мужской дружбе и безумию. Искалеченный солдатик пытается спасти другое странное и беспомощное существо, цепляясь за собственное одиночество и слабость, продолжая самоотверженно воевать, теперь уже не за людей с погонами, а за то, чтобы выдернуть из шизофренического дурмана бедного Птаху. Повествование нелинейное и перемежается огромным количеством флэшбеков, из которых и состоит по большей части история. Из этих кусочков мозаики складывается вполне четкая картина чувств и эмоций героев, открывающих по очереди форточки в их маленькие миры, а хулиганская концовка с неприлично веселой песенкой на финальных титрах заставит улыбнуться уже скисшего было зрителя, увязнувшего в трясине безнадежной печали, широкими мазками нанесенной главным художником, и укроет законченное кинополотно паутинкой легкомысленности.
Николас Кейдж половину отведенного ему экранного времени ходит с повязкой на лице, под которой, очевидно, скрывается сморщенная обгорелая кожа после попадания осколков снаряда. Его партнер по фильму Модайн с самого начала примерил оперение безумца, скрючившегося в позу напуганного пеликана с не то подрезанными, не то перебитыми крыльями. Последний персонаж играет более важную роль в картине, поэтому раскрытию его внутренней тоски по несбыточному посвящено несколько образов-рефренов, повторяющихся картинок из прошлого, настоящего и несуществующего. Вот фантомные канарейки за окном-клеткой зовут его за собой, купаясь в лунном свете, перекликаясь и вереща, но не дождавшись, исчезают. Вот упавший вертолет в джунглях, взрыв напалма, сжигающий дерево с десятками птиц на его ветвях…
Любовь Птахи к птицам — вовсе не любовь. Это зависть и желание полета. Отсюда все его летающие механизмы из наследия Леонардо да Винчи, увлечение орнитологией и физикой, самодельные крылья и одержимость, свойственная первым воздухоплавателям. Птаха вслед за ними пытается изобрести путь в небо, наивно повторяя их первые взлеты и падения. Он сам держит птиц в клетке, да, испытывая к ним безусловную приязнь, но в первую очередь для доморощенного изучения повадок и способов летать. Воробьи и голуби намного интереснее женщин, не так ли, Ал? Потеряв во Вьетнаме свою мечту, он окончательно замкнулся в себе. То, что не получилось стать птицей, парадоксальным образом не может запретить быть ею. А в психушке это как-то само собой разумеющееся, и в больничной камере он свободен, словно гамлетовский дух в скорлупке грецкого ореха.
Дотошная стилизация американского захолустья под конец 60-х служит введением в атмосферу, частично напоминающую Уайетовскую, да, ту, что мы видели в «Пустошах» или «Днях жатвы», например: лупоглазые драндулеты на обшарпанных улочках, покосившиеся заборы, деревянные дома из ветхих досок, грязь и серые старые бейсбольные, вываленные из довоенного чемодана, тут как нельзя кстати. Это одно из лучших произведений постановщика, где Паркер работает в лучших традициях классического голливудского кинематографа и предстает в нескольких ипостасях: то Милошем Форманом, то ранним Лукасом, то даже Барри Левинсоном. Отдельно хочется упомянуть несколько эпизодов, снятых под руководством постоянного оператора режиссера, Майкла Серезина: его широкоформатные пролеты по улицам, повторяющие взгляд из узенькой черепной коробки канарейки, просто завораживают. Сейчас такие кадры довольно просто снять с помощью обычного дрона, но для начала 80-х этакие пируэты камеры были поистине вызововом гравитации.
В хрестоматии кино у «Птахи» застолблен почетный участочек, и несмотря на то, что с годами эмоциональная насыщенность и очищающая сила катарсиса неизбежно теряют свой градус в восприятии современного зрителя, в нем есть своеобразная, как бы банально это ни звучало, хрупкая и шуршащая, словно прокладочная бумага в старом фотоальбоме, чуть поблекшая, но нисколько не менее прекрасная от того, подлинная магия кино.
20 апреля 2016
Драма, рассказывающая о дружбе двух приятелей, разных по характеру, разных взглядом на жизнь, Алана Паркера «Птаха» является метафизической иллюстрацией, если так можно выразиться, душевной боли о несбывшихся надеждах. Здесь каждая сцена под музыку Питера Гэбриела, способна запасть за живое, каждая из них это доказательство гениальности Алана Паркера, в том, что в деле предоставления судьбы человека, раненого войной, ему нет равных. То, что он мне показал «Полуночным экспрессом», здесь благодаря актёрскому таланту Николаса Кейджа и его напарнику Мэттью Модайну, удалось сделать что-ли задушевнее. Перед нами предстаёт история, которую тяжело смотреть, но такого надрыва, искренности как здесь, вам вряд ли где-то ещё получится увидеть. При этом картина не оканчивается темнотой, а старается зрителю сказать о том, научиться летать возможно.
Именно после этой работы, которую я увидел для себя впервые в 12 лет, я и полюбил режиссуру Паркера, очень сильно, за его искренность, к которой можно дойти, если набраться терпения и сил.
3 ноября 2015
Шикарный, и довольно многогранный фильм. Фильм, который обладает огромной эмоциональной силой, тяжелая антивоенная картина, в которой также можно увидеть пример настоящей, крепчайшей мужской дружбы. Гениальная игра Мэтью Модайна и Николаса, шикарная постановка Алана Паркера, удивительная операторская работа (чего стоит только полет фантазии героя Модайна), удивительно красивая музыка известного певца Питера Габриэля. Можно, конечно, придраться к фильму, в плане того, раз уж это антивоенная драма, то можно было больше времени уделить самой войне, и, может в романе, по которому снят фильм так и было, но сценаристов и Паркера куда больше интересовало то, как война повлияла на людей, как она их покалечила и сломала, нежели сами военные действия (которых, хоть и довольно мало, но сняты они шикарно).
Фильм очень тяжелый и довольно мрачный, но досмотреть его до конца можно и нужно, потому что конец довольно неожиданный, но очень впечатляющий. И еще, стоит отметить, что несмотря на то, что фильм довольно тяжелый, комедийных моментов тут хоть отбавляй и Паркер очень умело балансирует на грани комедии и драмы, но назвать фильм трагикомедией как то рука даже не поднимется.
Странный, удивительный, ни на что не похожий, невероятно сильный и эмоциональный фильм. Кино о удивительной мужской дружбе, которой ни что не может помешать: ни разность характеров, ни общественное презрение, ни ужасная война. Шикарный фильм. Настоящий шедевр мирового кино. жаль, что фильм обделил наградами. Но на Каннском фестивале в том году победил не менее шикарный фильм «Папа в командировке», а приз за лучшую мужскую роль у Модайна отобрал Уильям Херт, который гениальнейшим образом сыграл в «Поцелуе женщины-паука».
8 января 2014
Я вполне согласен с Большим прихом жюри, заработанным этим фильмом на Каннском кинофестивале, он это заслужил.
Заслужил по нескольки моментам, что вполне естественно, ведь если фильм отличается только лишь, скажем, работой художника или мастерством компьютерной графики, то этого будет маловато для такого мастодонта вречения наград, как Канны.
Первым я отмечаю режиссуру. Легендарный Алан Паркер, несколько раз уже номинировался на премию на этом кинофестивале, знаком зрителю по лентам «Полуночный экспресс» (1978-й год), «Сердце Ангела» (1987) и «Жизнь Дэвида Гейла» (2003). Это были шокирующие, непохожие друг на друга работы, Алан Паркер умел достучаться до самых глубоких чувств зрителя, завораживая их, пугая, делая нечто фантастическое натуральным. Вот и при работе с «Птахой» он проделал невообразимую работу, когда из поджанра «клинических рассказов» он сотворил психологическую драму личностей, такую надрывную, что аж страшно заглядывать вглубь характеров персонажей, но они обладают крайне человеческими чертами, которые обнажаются в стрессовых ситуациях. Одна из многих мыслей, которая может проскочить при посмотре: «Никому такого не пожелаешь!».
Конечно же понятно, что Алан Паркер не добился бы такого эффекта, если бы не актёрская игра. Сыграли две главных роли молодые актёры Мэттью Модайн (25 лет был на момент выпуска ленты) и Николас Кэйдж (20 лет). Оба парня ещё только шли по карьерной лестнице, добиваясь успеха и славы, и их образы, манера игры дали все поводы для ожидания, что растут будущие «звёзды». Уже смотря на «Птаху» из начала 21-го века, то можно утверждать, что у одного карьера, можно сказать, удалась, а у второго произошёл спад, от которого он так и не отошёл, работая больше на телевидении. Но какие же разные у них были персонажи, какими разными характеристиками они были наделены, но как они подходили друг друга, какая была чистая и искренняя дружба, несмотря на эксцентричность одного и приземлённость другого!
Особых упоминаний стоит операторская работа. Майкл Сересин, на мой взгляд, проделал свою лучшую работу. Играя с пыльными красками, сведя их палитру до минимума, он, вне всяких сомнений, добился наибольшего реализма. Как по мне — так это прообраз работы «дрожащей» камерой, которую так любит Майкл Манн. Майкл Сересин безупречно создаёт антураж среднего класса американцев перед войной во Вьетнаме, пугает несколькими короткими сценами из реконструкции боёв в азиатской стране, создаёт атмосферу последней надежды в госпитале.
В горле стоял ком, когда в финале герой Модайна кричит своему другу: «Чего ты стоишь?», а герой Кэйджа уже мысленно попрощался с ним, решив, что тот разбился, всегда желая летать как птичка.
Сегодня этот фильм могут посмотреть лишь те, кто ещё называет себя фаном Николаса Кэйджа или те, кто пристрастились к драматической киноклассике, которую выпускал Алан Паркер, но поверьте мне, не только из-за этого надо смотреть такое кино!
8 из 10
18 ноября 2013
Алан Паркер — великий режиссер, подумал я посмотрев «Птаху». Фильм стал третьим просмотренным мной у Паркера (после «полуночного экспресса» и «стены»). И нужно заметить, это трио имеет много общего. Герои фильмов должны преодолеть, сломать своеобразные стены, барьеры (как в прямом, так и в переносном смысле) чтобы вернуться к нормальной жизни. А сделать это ох как не легко. Перейдем непосредственно к фильму.
Одним из главных сюрпризов, которые преподносит «птаха» — является игра Николоса Кейджа. Пожалуй, эту роль можно назвать лучшей в его творчестве. Особенно, если обратить внимание на его нынешние работы. Кстати говоря, в который раз убеждаюсь, что даже несколько обделенный талантом актер, может показать сильную актерскую игру, при условии, что он находится под крылом умелого постановщика. И эти роли, нередко становятся лучшими в карьере того или иного актера. В качестве примеров можно привести игру Линды Хэмилтон в «терминаторе 2» Кэмерона, или Малькольма МакДауэлла из «заводного апельсина» Кубрика, и т. д. В общем Эл, в исполнении Кейджа, меня порадовал. Да и Птаха, которого сыграл Мэттью Модайн, смотрелся весьма убедительно.
Удивительные вещи порой случаются. На свете ведь хватает людей, что называется ни от мира сего, или попросту не таких как все. Вот и Птаху можно причислить к их числу. Он грезит птицами, словно сам мечтает упорхать с этой грешной земли. И эти грезы порой доходят до фанатизма. Он просто не создан для обычной жизни, которую ведут остальные. Ему нужно было родиться птицей. Не менее удивительно, что такие люди могут найти себе верных друзей, казалось бы кардинально отличающихся от них. Вот и Эл, любимец девушек и просто хороший парень, становится таким другом для Птахи. И вроде ничто не связывает их судьбы между собой, но какие-то незримые нити, все же сближают их (в хорошем смысле слова). И, я считаю, что такие чудеса бывают на самом деле, хотя это может показаться невероятным.
Эл, беспокоящийся о Птахе, волею судьбы, сам оказывается на его месте. Война повлияла на них обоих, и Эл уже не может найти себе места в этой жизни. А с Птахой дела и того хуже. Не буду говорить что случилось с ним, чтобы не спойлерить, так как сам не люблю, когда пересказывают сюжет. И быть может после этого, Эл стал лучше его понимать, не словами а делом доказывая свою дружбу, ради их общей (и скорее всего осознавая, что кроме Птахи, у него нет друзей, и обзавестись ими теперь очень не просто). На протяжении всей второй половины фильма, искренне сопереживаешь обоим, и ждешь, чем же все закончится.
Алан Паркер, не разочаровал в третий раз и надеюсь не разочарует. Открыл для себя творчество режиссера случайно, решив посмотреть «полуночный экспресс (сильно впечатливший), который был на слуху. Всем кто любит серьезное, жизненное кино, а также любителям поразмышлять, советую ознакомится с этим и другими фильмами Паркера. А «птаха» заслуженно получает от меня
9 из 10
15 августа 2013
Сержант Альфонсо Коломбато доставлен в госпиталь прямо из пекла боевых действий во Вьетнаме. Ему повезло. Он выжил и война для него закончилась, хотя по ночам она всё ещё приходит в его сны, не давая уснуть. Он лишился части лица и ему предстоит операция по установке металлической пластины. Его лучший друг Птаха, тоже воевавший во Вьетнаме, угодил в военную психиатрическую больницу и как только Альфонсо или Эл выписался из госпиталя, он был приглашён доктором Вейсом в свою лечебницу, чтобы помочь Птахе выйти из того тяжёлого психического состояния в котором он находится и попытаться хотя бы разговорить его.
Алан Паркер снял этот фильм по сценарию, основанному на одноимённом романе Уильяма Уортона. Основной темой является настоящая, крепкая мужская дружба, напрочь лишённая того мерзкого подтекста, которое это понятие приобрело в последнее время. Начавшись с мальчишеской драки, эта дружба прошла испытание временем и сослужила добрую службу в трудные времена. Есть и другая тема — осуждение бессмысленной, позорной войны, унёсшей жизни многих молодых американцев и покалечившей психику всем, кому удалось вернуться домой. Этому явлению придумано специальное название «вьетнамский синдром».
Ещё одна тема, не менее важная, чем уже названные, а пожалуй, даже и основная — это личная свобода, подавляемая государственной машиной. Стремление Птахи стать настоящей птицей и обрести крылья, подобно Катерине из пьесы Островского — это не болезнь, а аллегория стремления человека к личной свободе. Антиподом Птахи, отлично сыгранного Мэттью Модайном, является его отец, сломленный системой, причём не без участия собственной супруги. Суперпрофессионал в изготовлении плетённой мебели вынужден заниматься черновым, низкоквалифицированным трудом, а не любимым делом, из-за своей невостребованности, дабы прокормить семью. Таковы жестокие жизненные реалии. Птаха пока в том возрасте, когда ещё не утрачена вера в возможность построения идеального мира, но война его сильно подкосила. Его поведение в лечебнице — это скорее всего симуляция с целью избежать повторной отправки на войну и это сразу прочувствовал его друг Эл, а уж кто лучше его знает Птаху? Конечно же Птаха довольно странный, но лишь чуть более, чем любой другой человек. У каждого «свои тараканы в голове».
В роли Эла — сержанта Альфонсо Коломбато снялся совсем ещё юный, не достигший 20 лет, Николас Кейдж, тогда ещё не пресытившийся огромным количеством ролей, а потому сыгравший более чем достойно. Его персонаж является полной противоположностью Птахи. Эл абсолютно земной, принимающий мир таким, какой он есть. Они разные, но, как известно, противоположности притягиваются. Ему интересно с Птахой, потому что он даёт ему то, чего нет в нём самом.
Ещё одна ключевая роль доктора Вейса сыграна Джоном Харкинсом. Эта личность вызывает двойственные чувства. С одной стороны, он жесток, как всякий человек в погонах, в данном случае они майорские. С другой стороны, ему не безразлична судьба Птахи, для чего он и пригласил Эла, предоставив ему возможность жить в лечебнице.
Основное действие фильма происходит в больнице, но оно чередуется ретроспекцией или флэшбэками о юношеских годах друзей и о военных событиях. Стоит отметить, что именно кадры войны являются слабым местом фильма. Они слишком схематичны, а взрывы напоминают те, что обычно происходят при использовании китайской пиротехники. Другим слабым местом является финальная сцена. Она чересчур логична, а потому предсказуема едва ли не с момента первого появления Эла в палате Птахи.
Из сильных сторон фильма хотелось бы отметить прекрасный саундтрек Питера Гэбриела — бывшего фронтмэна группы «Генезис» в её «золотом» составе. Вот уж чья музыка наглядно демонстрирует, что «тараканы» чувствуют себя в его голове замечательно.
Подводя черту, надо сказать, что картина вполне удалась, она не тривиальна и выделяется в лучшую сторону на общем фоне фильмов близких ей по жанру, при этом смотрится с неослабеваемым интересом на всём своём протяжении. Это хорошее кино.
8 из 10
16 июля 2013
С этим фильмом меня связывают особые воспоминания. Начнем с того, что посмотрев его по центральному каналу глубокой ночью еще мальчишкой, я был настолько поражен, что начал искать этот фильм, чтоб посмотреть еще раз. Только спустя несколько лет я заказал себе видеокассету и Санкт-Петербурга и наконец посмотрел этот фильм снова.
Удивительно, но он произвел на меня те же впечатления и даже больше. Я вновь с удовольствием пережил события фильма вместе с его героями. Так началось мое знакомство с фильмами режиссера Алана Паркера. Потом были и другие его фильмы, но это так и остался самым самым.
Сравнивая современные блокбастеры с этим фильмом, понимаешь, насколько тщательно подходили работники киноискусства к своему ремеслу. Продумывали каждую мелочь, добивались от актеров убедительной игры, прописывали сценарий так, что фильм не давал зрителю отрываться от экрана ни на секунду. Теперь это роскошь. Теперь главное, чтоб фильм «поднял» кассу. Лишь немногие мэтры могут позволить себе снимать то, что им хочется без указки продюсеров и глав студий.
Но вернемся к одному из моих любимых фильмов. Фильм авторский и это видно сразу. В этом я убедился посмотрев другие фильмы этого режиссера. Не буду пересказывать содержания, отмечу лишь, что есть две сюжетные линии, которые ведут нас к финалу. На пути будет и драма и приключения и юмор и настоящая дружба. Не могу не отметить, что эстетика фильма реалистична подобно фильмам братьев Коэнов. Натурализм картины заставляет верить в происходящее. И это не противоречит выдуманному сюжету, а лишь делает его крепче.
Я до сих пор убежден, что это лучшая роль Кейджа. Здесь он не отважный герой и не романтик, а простой парень, вернувшийся с войны, пытающийся вернуть друга. А друг (Мэттью Модайн) — это особый персонаж. Это персонаж проходит главным стержнем сквозь весь фильм. На этот стержень нанизаны различные вехи человеческой жизни: семья, дружба, преданность, война…
Отдельно хочу отметить музыку и операторскую работу. Музыка настолько гармонично вплетена в повествование, что ты просто не задумываешься о ней. Пролет камеры над домами и улицами в купе с соответствующей музыкой до сих пор один из самых впечатлительных моментов в кинематографе для меня.
Итог: тем, кто хочет отдохнуть от мейнстрима и — смотреть обязательно.
10 из 10
9 июля 2013
С высоким рейтингом IMDB этот фильм не завоевал моего интереса.
Название может показаться многообещающим, но широкие рамки для додумывания его зрителем, не позволяют интриге присутствовать. Суть «Птахи» раскрывается к середине фильма, где начинаются предположения о концовке. Вариация темы «надежда» не нова.
Два друга, две противоположности, одна судьба (не спойлер). Не посчитаю отзывы а-ля «этот фильм поразил» или «картина новой эпохи» содержательными и правильными. История мужской дружбы — замечательная тема для творчества. Именно поэтому она столь популярна среди кинозрителей — «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта, «Патруль» Дэвида Эйра.
О чем фильм? О любви, о дружбе. Америку не открыли. Я увидела преданность, уверенность. Эта беспроигрышная линия, но за отсутствием остренького, теряются баллы.
Самая главная, на мой взгляд, ошибка сценариста — конец. Когда Птаха достигает своей цели, он хочет взлететь, создатель фильма над ним посмеялся, мол, не дури, ты все же человек! Обидно, и то приятное малое впечатление тает на контрасте заключительной иронии. Думаю, зритель в смятении, как на то реагировать. От этого эмоции затуманиваются, и общее восприятие картины не может быть серьезным.
Фильм для постояльцев хорошей жизни. Для которых один отступ в сторону — большая трагедия. Вызывает слабые эмоции, отвлекает от повседневности.
Если у вас все хорошо, и вам необходимо встряхнуться без последствий — этот фильм для вас!
27 декабря 2012
От пронизывающих картин Алана Паркера меня неизменно бросает в дрожь. «Птаха» — завершающая часть филигранного триптиха наряду с «Полуночным экспрессом» и «Стеной». Каждая из этих лент великолепна и в отрыве от других, но при слиянии трёх частей возникает захватывающая дух синергичная панорама, невероятная в своей широте и глубине.
Как и две другие картины триптиха, лейтмотив «Птахи» — конфликт личности с противопоставленным ей внешним миром. Излюбленные Паркером отчуждение, одиночество и изоляция, раскрытые в «Стене» и «Экспрессе» изнутри, здесь представлены большей частью со стороны тех, кому приходится биться сердцем в стену свихнувшегося бедолаги.
Повествование делится на две линии: прошлое, преимущественно безоблачное, в котором выстраивается дружба главных героев — двух молодых парней — со всеми вытекающими последствиями, и менее радостное настоящее, где действие разворачивается в стенах психиатрической лечебницы. Наличие первой линии заметно разряжает общую напряжённость гнетущей атмосферы картины.
Точно сказать, какую идею выносить в качестве заглавной, довольно сложно. Как и весь триптих, картина переливается множеством оттенков. Одна из, бесспорно, основных тем — дружба как частный случай любви, и мысль о том, что непробиваемые стены падают под её напором. Огромную роль играет полёт как символ мечты и свободы.
Между делом Паркер затрагивает тему войны, ненавязчиво, уложившись в крошечную часть метража, за которую он успевает придать картине кровавый антивоенный тон. Буквально в нескольких кадрах и монологе героя Николаса Кейджа рождается видение войны как трагедии беспомощности личности: пешки, которые бросают из одного конца шахматного поля в другой, не желают умирать.
Хвалить, кстати, буду не только Паркера. Действительно постарались центральные актёры, чего я никак не ожидала от господина Кейджа, со временем растерявшего свой потенциал, но в этой ленте очень убедительного. Отточена игра ранее неизвестного мне Мэтью Модайна. О композиторской работе вообще можно умолчать: имя Питера Гэбриэла, в общем-то, говорит за себя.
Отдельное спасибо за непредсказуемый жизнеутверждающий финал. В итоге — восхитительная неоднозначная психологическая драма, сложная и метафоричная, открывающая большие просторы для самоанализа и умных разглагольствований.
27 октября 2012
фильм вызвал у меня противоречивые мысли. С одной стороны, действительно, глубокий, передающий всю болезненность героев, их чувства, ощущения.. и в тот же момент, какую то неудовлетворенность — слишком многого я хотел от диалогов, картинки, описания «альтернативы в альтернативе», и даже музыке.. (по ранее озвученным рецензиям)
Фильм сильный по ощущениям, но, опять же, ранее отмеченную тяжесть я не заметил — наоборот, с какой-то легкостью было выстроено отношение героев в начале, что позволило далее, почувствовать особенность этих отношений. Здесь же отмечу и упор на личный характер отношений, где уже каждый для себя индивидуально раскроет свое ощущение.. В фильме использованы классные приемы переноса внимания, концентрации, создания моментов напряженности. Под конец, в финале, отмечу не долгожданный монолог Кейджа, а то, как режиссер мастерски нас «возвращает к жизни»!
Фильм классный.
Спасибо.
30 августа 2012
Он никогда не забудет запах крови, смешанный с порохом, зеленые густые джунгли Вьетконга, своих сослуживцев, еще совсем молодых ребят, отправленных во Вьетнам насильно. Но он пытается этот ужас забыть, как и его друг Эл, когда-то бывший таким веселым и непредсказуемым. Но Эл изменился, а он стал просто Птахой, мечтающей летать, но заточенной в четырех стенах психбольницы.
Психологическая драма Алана Паркера «Птаха», поставленная по роману Уильяма Уортона, рассказывает историю не только о поствьетнамском синдроме, но и о настоящей дружбе на примере Эла и Птахи. Напряженная режиссерская манера Алана Паркера позволяет очень тонко раскрыть характеры главных героев, великолепно сыгранных Мэтью Модайном(Птаха) и Николасом Кейджем(Эл).
Мэтью Модайн феноменально сыграл Птаху, создав самый яркий образ в своей карьере, и зритель, благодаря прекрасной игре, получает возможность прочувствовать всю трагическую судьбу Птахи.
Не менее великолепно сыграл и Николас Кейдж, который после успеха «Девушки из долины» решил предстать в сильной драматической роли. Николас Кейдж восхитительно передал метаморфозу Эла, которого война тоже изменила.
Не могу не отметить также потрясающую, полную символов работу оператора Майкла Серезина и мрачный саундтрек Питера Гэбриэла, проникающий вглубь души и олицетворяющий Птаху.
Я рекомендую этот прекрасный фильм всем поклонникам качественного голливудского кино и, особенно, драм.«Птаха» — сильный и очень тяжелый фильм, который должен посмотреть каждый зритель.
10 из 10
16 июля 2012
Удивительная история, которую сначала написал писатель по имени Уильям Уортон в своей книге, а потом уже одноименно экранизировал Алан Паркер, для тех, у кого руки до книги не дошли или для тех, кто фильмы принимает лучше, чем искусство читать. Скажу сразу, что произведение писателя не читал, и даже не знаком с историей. Но кино меня впечатлило и понравилось. Может в сравнении с книгой он может проиграть и показаться неудачным, но для общего ознакомления с идеей, я думаю, в самый раз должно подойти.
Дружба двух молодых людей, с разными характерами и увлечениями, начиналась очень необычно. Небольшой конфликт, произошедший раньше, перерос в нечто большее. И у двух героев появилось одно новое увлечение, которое объединило их, сделала их дружбу крепче, и заставило пойти на поиски различных приключений, порой опасных для жизни. Увлечение — птицы. Птаха, именно такова кличка одного из героев, который и начал и поддержал увлечение, любит общаться и играть с различными птицами. Он «добывает» их, проникая в разные птичники. А его друг, Эл, помогает ему в этом. Иногда поступки Птахи очень угрожают его жизни, и если бы не его новый товарищ, он вполне мог бы погибнуть и получить серьезную травму. И хотя как начиналось их знакомство и общее увлечение, оно превратилось в нечто большее.
Разные характеры, разные судьбы. Как будто ничего. Им придется пройти вместе многое. Но все разрушила война, которая пришла так невовремя и так внезапно. Эл и Птаха ушли на войну, и именно это было тем самым сильным толчком для полного переворота их жизни и судеб. Они стали совсем другими. И что же заставит их вернуться вновь радостными друзьями, которые столько проводили вместе, и для которых не было никаких преград?
Не знаю, что же делает фильм таким успешным и интересным. Несмотря на год, в котором он был снят и выпущен, картина может до сих пор сохранять свое необычное свойство. Оно как бы завлекает зрителя. История, в которой переплетены не только люди, но и птицы, которым может и не уделено так много картинного времени, но все равно им нужно сыграть свою роль в развитии сюжета. Каждый персонаж запоминается по-своему, у каждого свои особенности и свои недостатки. Птаха порой любит сильно рисковать и проводит с птицами больше времени, нежели со своими друзьями или просто людьми. А Эл может выкинуть такую штуку, о которой никто даже не задумывался, ведь на то он и весельчак. Тот, с кем не скучно. Я уверен, кино вам запомнится, точно также, как и приключения героев, как их судьбы, как их решения.
Мое мнение — действительно стоящий, интересный и удачный фильм, который, я уверен, и как экранизация тоже должен удастся.
3 января 2012
Один из серьезных фильмов, после которого, я думаю каждый возьмёт что то для себя. Мне больше всего понравился персонаж Птаха, может быть из-за того что я почувствовал нечто схожее с самим собой.
Большинство людей не могут или не хотят принять человека, который хоть чем то не похож на них. Нельзя ставить стандарты на чувства и приоритеты определенного человека, у каждого они разные. Потому будьте терпимы. Жизнь человека это его богатство, которым он в праве распоряжаться как ему угодно.
Безусловно стоить посмотреть.
9 из 10
26 декабря 2011
Умеет режиссер Алан Паркер снимать проникающее и жизненное кино, и лента «Птаха» одна из наилучших в его многолетней карьере. В первую очередь, режиссер снял необычное кино, которое заняло на многие годы свою нишу в классике двадцатого века, и к которому нельзя сопоставить рядом никакой другой фильм, как по задумке, так и ее воплощению.
Фильм не просто о дружбе, он, наверное, о такой дружбе, о которой в жизни просто тяжело представить. Лента «Птаха» очень умело отточенное произведение, построенное буквально на игре двух актеров и их диалогах, но в тот, же момент, обладает огромной искренностью, способной заставить зрителя поверить в историю.
Об игре актеров сказано уже много, могу только признать сильнейшую игру молодых Мэтью Модайн и Николаса Кейджа. Последний, кстати, в 1984 году выстрелил дважды феноменальной игрой, в картине Алана Паркера, и в подобной по тематике «Наперегонки с Луной». Спустя многие годы, актер получит свою заветную золотую статуэтку на церемонии «Оскар», но каким, же талантом обладает актер, чтобы в таком возрасте сыграть на элитном уровне.
На данный момент больно наблюдать периодическое появление Николаса Кейджа в номинантах на «Золотую малину», и его участие в коммерческих проектах, не составляющих никакой кинематографической ценности. Однако воспринимающим актера с этой стороны, стоит посмотреть фильм чтобы доказать себе обратное.
9 из 10
18 апреля 2011
Безусловно, то, что Алан Паркер не боялся в своих фильмах поднимать очень щепетильные темы, не может не вызывать к нему уважения. Отчасти режиссёра в этом можно сравнить с другим любителем социально-политической сгущенности — Оливером Стоуном. Но, если последнего больше интересовала сама война («Взвод»), само политическое убийство («JFK») или национальная трагедия («Башни-близнецы»), в которых он демонстрировал незаурядную масштабность, то Паркер больше любил погружаться вглубь явлений, рассматривая их с разных сторон. В «Миссисипи в огне» он исследует расовые предрассудки, в картине «Жизнь Дэвида Гейла» — проблему смертной казни, а в «Багси Мэлоун» выворачивает наизнанку гангстерскую тематику.
«Птаха» же стал очень трогательным и глубинным проектом, в котором режиссёр, не умоляя своего несогласия с политикой страны, всё же главной целью поставил не шокировать зрителя, а попытаться вызвать у него чувство сострадания к молодым людям, не по своей воле ставших марионетками в руках государства. Режиссёр выставил на авансцену двух героев-друзей, таких непохожих вроде бы друг на друга, но ставших в юности очень близкими и, несмотря на несхожесть в восприятии мира, оказавшихся в итоге чуть ли не родными друг другу людьми, которые больше не в силах любить жизнь за то, что она с ними сделала.
Эл — заводила и рубаха-парень, живущий настоящим моментом, не стремящийся даже как-то скрывать своё внутренне недовольство чем-либо, которое порой вырывается у него вспышками ярости. Но, несмотря на некую самовлюблённость и демонстративность в поведении, он, тем не менее, отличный друг, поддерживающий любые авантюры своего чудаковатого приятеля. Будучи в буквальном смысле изуродованным войной, он остаётся верен своему старому другу и продолжает по-приятельски вести с ним диалог «в одни ворота». Финальный монолог Кэйджа, говорящего в этот момент мыслями создателей фильма, смотрится едва ли не со слезами на глазах. Молодой Николас блестяще вжился в роль своего персонажа.
Копаться же в герое отрешённого от мира молодого парня по прозвищу «Птаха» можно сколько угодно. Одно понятно и без слов: эскаписту с едва уловимым контактом с реальность не место на беспощадной войне! Конечно, его случай можно назвать клиническим. Но, тем не менее, режиссёр даёт нам понять, что на самом деле главный герой психически абсолютно здоров (пусть и несколько неадекватен) и был таким всегда. Парень, которого сыграл Мэтью Модайн, одержим странной манией к птицам, которая порой уносила его прочь от этого мира в тот, где он был свободен от всех мирских забот, где он был рад парить над обыденностью и повседневностью. И Перта (его птица) для него привлекательней любой женщины с большими «грудными железами». Для Птахи достаточно, что она умеет летать, чтобы мечтать соединится с ней в естественном полёте.
И если трагедия Эла больше физическая, то и без того витающий в облаках паренёк, чьё настоящее имя мы так и не узнали, душевно пострадал настолько, что элементарно отказался от контакта с чуждым ему миром, существуя в нём по сути лишь физически. Птаха заперся в своём внутреннем мире, едва реагируя даже на своего друга, и неизвестно как они оба будут жить дальше. Паркер не предоставил нам завершённости в финале, потому что это не главное в истории «сумасшедших парней из Филадельфии» — каждый из них уже не будет таким как прежде, как бы ни завершился этот рассказ о загубленной молодости.
Гораздо важнее то, что каждый из них был счастлив, пусть и по-своему. Но теперь, несмотря на то, что друзья остались друзьями, они больше не будут залезать на крыши в костюмах птиц, удирать подальше от города работающем на одном добром слове разваленном автомобиле или ездить на велосипеде по свалке в попытках взлететь над миром хоть на пару секунд.
Они остались лишь двумя N-ми номерами в списках солдат, прошедших Вьетнамскую войну и, пожалуй, лишь те памятные моменты юности будут тем лучом света, способным хоть иногда согревать их измученные от жестокости сердца.
«Это был сон, но такой близкий к реальности, что я уже с трудом осознаю, где одно переходит в другое»
Возможно, сейчас эта бессмысленная война и вспоминается целой страной как некий сон, который поскорей хочется забыть, но беда в том, что многие заснули в нём навсегда и им уже никогда не вернутся к реальности…
8 из 10
27 марта 2011
Фильм «Птаха» — один из немногих драматических фильмов, где то, что спрятано внутри гораздо сильнее и мощнее того, что показывают на обложке или экране. В центре фильма показана дружба 2 людей, которые проходят через многое, показаны две сломанные, как физически так и психически, личности. Но на фоне этих событий раскрывается целый ряд тем, которые затягивают самые важные проблемы в человеческой жизни.
Это фильм не только о том, насколько важна дружба между людьми, какую функцию она несет для человека. Но и о том, насколько важно человеку быть самим собой и самому принимать решения в своей жизни. «Я хочу быть прежним Элом, а не этим уродом в маске» — говорит в своем монологе персонаж Николаса Кейджа. Никто не хочет, чтобы изменения, которые будут происходить в жизни, были направлены в худшую сторону, человек должен сам распоряжаться своей свободой и жизнью. Но драма состоит в том, что прежнего Эла уже никогда не будет, поэтому возникает большое желание просто уйти от этой несовершенной и жестокой реальности, как это сделал герой Птаха.
Также в картине просматривается тема войны как механизма разрушения не только тела, но и психики человека.
Монолог Кейджа в конце фильма можно считать просто выдающимся как и для самого актера, так и для мира кино. Особую мощь этой сцене придают не только слова Эла, но и выражение лица самого Птахи в этом эпизоде. А конец фильма держит тебя в полном напряжении до последних секунд фильма, когда происходит не вполне логичный для сюжета, но определенно человечный финал. Режиссер, видимо, хотел сказать, что именно вера в лучшее и светлое помогает человеку остановиться и не сорваться в бездну безумия.
Об игре актеров и музыке в фильме нечего говорить — все настолько органично и по-реалистичному жизненно, что все воспринимаешь как должное.
Несомненно, одна из лучших психологических драм за последние 2 десятилетия.
10 из 10
24 ноября 2010
В центре сюжета два друга: Эл и Птаха. Один — весельчак-разгильдяй, любимец девушек, а другой — странный соседский парень, который вечно возится с птицами. Казалось бы, что между ними общего? Ну, видимо, это не дано понять никому, очень часто бывает такое, что совершенно разные люди становятся самыми близкими людьми на свете и это никто не может объяснить.
Фильм переполнен эмоциями, тема дружбы двух соседских парней передана с такой мощной «эмоциональной поджилкой», что некоторые моменты заставляют прослезится. И не важно от счастья или от печали, но выпустить «птицу из клетки» этот фильм заставляет.
Николасу Кейджу приходилось играть явно больше своего друга по съемочной площадке Мэтью Модайна, но я не могу выделить кого-то из них, каждый показал себя настоящим актером. И хоть Кейдж чисто визуально и по сюжету является большим участником событий, нежели Мэтью Модайн, Алану Паркеру каким-то невероятным образом удалось соединить образы двух этих персонажей. В каждой сцене, где герой Кейджа был один, я видел присуствие Птахи, незнаю как так вышло, но это неповторимое ощущение при просмотре фильма запомнится мне еще надолго.
Не могу не выделить операторскую работу. Я пока увидел только второй фильм Алана Паркера (первый был «Жизнь Дэвида Гейла»), но мне уже стало ясно, что постановка камеры для этого человека — одна из самых главных составляющих.
Отдельно выделю концовку. Сцена, где Эл лежит на полу, прижав к себе Птаху, а потом после нескольких минут душевных излияний Эла, Птаха начинает говорить — это что-то с чем-то. Когда Эл запрыгал в невероятном восторге вокруг своего друга, мне самому захотелось вскочить со стула и начать орать от счастья вместе с героем Кейджа.
Правильно сказал отец Птахи в одном из эпизодов — «очень сложно быть мастером в том деле, которое не востребовано», приходится всю жизнь притворятся, воображать себя тем, кем ты хотел и хочешь быть. Жить мечтой — вот, что остается в данном случае, но не надо думать, что я совсем уж усугубляю ситуацию. Если кому-то покажется, что такие люди как Птаха — большая редкость, то я врятли с ними соглашусь, их великое множество, просто вы это не замечаете. В каждом из нас живет птица, которой время от времени необходимо «вырваться наружу». В этой истории Птахе помог «вырваться наружу» самый близкий ему человек — Эл.
Спасибо всем участникам фильма, это было потрясающе!
10 из 10.
19 апреля 2010
Очень неоднозначный фильм. Очень. Такой эмоциональный, напряженный, как будто внутри тебя натягивается струна, почти до предела и не знаешь, что тебя ждет дальше: струна порвется или все-таки можно будет вздохнуть с облегчением? В этом плане меня очень удивил конец, можно сказать шокировал — оказался второй вариант.
Смотрела фильм только из-за Николоса Кейджа. По крайней мере, мне так казалось сначала. Он в те годы был еще молодым актером, мне было интересно, как он справится со своей ролью (я знала, о чем фильм). Но такого я никак не ожидала… Великолепный Эл, в его исполнении — настоящий, преданный друг, так отчаянно переживающий за своего единственного лучшего друга Птаху. Эл по своему очень несчастный человек, человек со сломанной жизнью, с рано повзрослевшим умом. И только искренняя привязанность к Птахе позволяет ему еще как-то держаться на плаву… Эл пытается вытащить своего лучшего друга из психиатрической клиники, в которую Птаха попал после той же войны во Вьетнаме. Этот чудаковатый добрый мальчик с одной единственной мечтой и целью в жизни — летать, отправился на войну вслед за своим верным другом Элом после совпадения двух событий, которые он воспринял как Знак (мне так, во всяком случае, кажется): в то время, когда он провожал уходящего на войну Эла, его любимая птичка улетела. Война в своей кровавой мясорубке завершила то, что не смогли сделать с Птахой непонимание и даже осуждение окружающих его людей, когда он был ещё вполне обычным странноватым парнем: он отказался от этого мира, не принимавшего его самого и его мечту. Мне кажется, Птахе можно даже позавидовать — у него была цель. Пусть даже невыполнимая, невозможная, невероятная, но она была и она превратилась в смысл жизни сейчас, когда он оказался запертым в палате психиатрической клиники. Он знает, ради чего живет: чтобы летать!
Неизвестный мне до этого фильма Мэтью Модайн — просто великолепен. Он действительно птица, только запертая в клетке. Его действия заставляли чувствовать его боль, его невыносимое желание летать.
Когда герои смеялись — я смеялась вместе с ними, когда они плакали — мне хотелось рыдать, когда они кричали, как не странно, хотелось подвывать. Это настоящая игра, даже не игра — это жизнь.
Я советую этот фильм абсолютно всем, каждый в нем наверняка найдет что-то свое: кого-то заинтересует великолепная игра актеров, кого-то человеческие аномалии, паранойя, кого-то — ситуация в целом, а кого-то — культовое имя режиссера.
Единственное, что мне до сих пор остается непонятным — почему «Птаха» не была даже номинирована на Оскар?..
13 февраля 2010
Цельно и вкусно. Глубоко и внезапно. Ярко и жизненно. Резко и четко. Эпитетов множество. Вглядываешься в каждый кадр. Вслушиваешься в каждую реплику. Глотаешь и воспринимаешь. Правдоподобно.
Фильм скорее не о дружбе, а о мире вокруг. Мир с каплями радости в океане бездны человеческой пустоты -»… с ними мне не о чем разговаривать…» — ключевая фраза всего фильма. Человеческая жизнь настолько пуста и горька, что не стоит тратить лишних слов. Полет — отрыв от бытия и обыденности. Бытовой рутины.
Фильм о скорбности человеческой судьбы. Мы марионетки в чужом царстве, чужой игре. Играющие роль и умирающие за ненадобностью Мы, словно Берта, летаем вокруг да около. И бьемся в стекло… и разбиваемся.
«Птаху» необходимо смотреть, чтобы открывать новые грани, новые мысли. Понимать.
10 из 10
24 декабря 2009
Первые пять минут думаешь, что фильм о дружбе двух совершенно разных людей: обычного повесы — и чокнутого мечтателя. Ждёшь плавного повествования, как они увидели друг в друге то, чего не достаёт в их собственной жизни. Как поначалу ругались, дрались, пытались доказать свою правоту — чтобы в конце признать правоту другого.
Кукиш. Парни словно влюбляются друг в друга с первого взгляда и становятся неразлучны. Как — мне НЕ ПОНЯТНО. Как капитан школьной футбольной команды мог променять общество чирлидерш лёгкого поведения на какого-то психа, мечтающего стать птицей? И как мог этот псих делиться своими такими интимными мечтами с тем, кто в принципе не в состоянии его понять? Тем не менее, каким-то странным образом парни проводят вместе добрую половину жизни, будто в их маленьком городке они единственные.
Далее в повествование вводится война, которая, конечно, всех делает равными, никчёмными и потерянными. Но тема давно не новая, и была исчерпана в послевоенной литературе. Поэтому целый час фильма я смотрела одним глазом, втайне радуясь, что половину «меланхоличного» лица Кейджа покрывают бинты, и его бездарность не так бросается в глаза.
Зато партнёр его сыграл на славу. Последние полчаса фильма меня немного взбодрили, когда режиссёр решил вытащить всё безумие Птахи на свет божий. Как ночь в птичнике становится для него куда более эротическим приключением, чем выпускной бал; как он «летает» (отличная операторская работа); как переживает почти инстинктивный страх перед котом и какой трагедией для него становится смерть его любимой канарейки… Тут я подумала, что фильм, может быть, оправдает своё название и станет драмой одинокого человека-птицы. Даже пальцы скрестила…
Но Кейдж вернулся в кадр со своим слезливым диалогом про «эту жестокую войну» и исцелил нашего психа. Хэппи-энд.
Лично я ничего не поняла. Про что фильм: про войну, про дружбу или про Птаху? Потому что все три темы здесь как куски от разного пирога. Для кого-то, может быть, вкусно, а у меня несварение.
25 сентября 2009
На протяжении всего фильма мы наблюдаем за двумя людьми, двумя совершенно разными людьми, которые по чему-то лучшие друзья. Так часто бывает в жизни, что совершенно разные люди становятся друзьями, просто что-то сближает их, идеи, видение этого мира, общие цели, а иногда ничего…
Эл — веселый парень, который всем нравятся, которого любят девушки. Не думаю, что окружающие воспринимают его всерьез, он просто хороший парень… у которого на самом деле очень глубокие мысли об этом мире…
Птаха — странный мечтатель, одержимый навязчивой идеей: Птицы и полет, это два термина, которые идут по всему фильму… для него не существует ничего кроме птиц, он верит, что если верить в себя, то и мы сможем летать…
Бывает такое, что, кажется, будто человек родился не в том времени или не тем, кем надо было родиться… таким и был Птаха, он должен был родиться птицей, которой нипочем любые переживания и проблемы, а главная опасность — это кот…
Со смертью Берды (вроде бы так звали ту желтенькую птичку) обрывается все внутри Птахи, он больше никогда не будет прежним, это одно и то же, что растоптать душу…
Мне очень понравилось почти в конце фильма, когда камера будто птица пролетает над городом, людьми, камера летит, режиссер хотел показать нам мир глазами птицы… у него получилось…
Фильм не только об одержимости полетом, не только в желании переродиться, фильм о дружбе, о Великой дружбе, которая пойдет на все…
Я посвящаю этот комментарий двум моим друзьям…
10 из 10
26 августа 2009
После просмотра фильма Алана Паркера «Птаха» я находился не то что под глубоким впечатлением, а в настоящем шоке от увиденного. Это же надо так точно описать крепкую дружбу двух разных парней и в придачу, всего за несколько отведённых минут, показать весь ужас войны. В то время как другие режиссёры посвящают войне целый фильм, Паркер будто просто пробегает мимо и делает это с высоким уровнем профессионализма.
Как вы уже поняли фильм рассказывает о двух совершено разных парнях. Эл — звезда школы и своего двора, способный подцепить любую девчонку. Птаха — страноватый парень, который одержим птицами и мечтами о полётах по бескрайнему небу. Отсюда и прозвище Птаха. Между прочим настоящего имени этого парня так и не называется.
Казалось бы как могут подружится такие непохожие ребята, тем неменее это происходит. Птаха становится более открытым, не таким замкнутым в себе, а Эл начинает понимать истинную ценность настоящей крепкой дружбы, которой казалось ничто не будет помехой.
Но увы, война во Вьетнаме меняет судьбы двух ребят. У Эла серьёзно пострадало лицо и он боится открыть бинты и обнаружить там другого человека. А Птаха… Птаха окончательно сошёл с ума. Он отгородился от мира, оставаясь в своём маленьком мирке, то бишь в палате и мечтательно глядит в окно, закрытое решёткой.
Ну а Элу только и остаётся что пытаться заставить своего друга придти в себя, попутно вспоминая все самые счастливые моменты дружбы с Птахой. А Алан Паркер тем временем показывает всю бесмысленность войны. Один эпизод в спортзале чего стоит. Когда искалеченные войной люди пытаются привыкнуть к своему страшному положению, а на стене висит плакат: «Добро пожаловать домой солдат. США гордится тобой.» Гениальный эпизод.
Николас Кейдж по моему скромному мнению исполнил одну из лучших своих ролей. Эл в его исполнении смотрится крайне убедительно. Особенно в конце когда он прижал Птаху к себе и со слезами на глазах говорил что не бросит его.
Мэтью Модайн. Если честно не знаю этого актёра, но в роли Птахи он был чертовски хорош. Это прямо не игра, а настоящее проживание своим персонажем. Все его мечты, вся та боль что причинила ему война, всё это отыграно очень реалистично.
Отличный фильм из богатой фильмографии Алана Паркера. Кино о настоящей дружбе и о бесмысленности войны. Ведь война, она не только калечит тела людей, а так же их души и разум. Не смотря на недоработанную концовку, фильм смело можно и даже нужно называть шедевром.
9 из 10
20 августа 2009
История дружбы двух парней: Птаха и Эл.
Эл весёлый, общительный, способный подцепить любую красотку. Крутой парень в своём дворе.
Птаха очень странный и замкнутый человек, не от мира всего. Его не интересуют простые подростковые радости. Он вечно витает в облаках, грезит птицами, мечтает летать, так же как и они. Непонятно что у них общего, но парни постепенно становятся лучшими друзьями.
Эл старается помочь своему другу адаптироваться к миру вокруг. К примеру, учит его общаться с девушками.
А сам Птаха постепенно становится более общительным и раскрепощённым, хоть и продолжает грезить о небе и о полётах.
Вскоре история приобретает трагичный оборот. Обоих отправляют во Вьетнам. Пройдя тот ад ребята навсегда меняются.
Эл в мгновение повзрослел. Его лицо замотанно бинтами, и теперь он боится снять повязки, и не узнать человека в зеркале. Конец радостной молодости, беззаботным дням.
А Птаха, он стал тем, кого больше всего любил. Птицей. Вот только не тем, вольным голубем, летающим куда захочет, а пташкой в клетке.
Птицей с обожженными крыльями.
Его закрывают в психбольнице. И теперь Эл просто обязан вернуть Птаху на землю. Сломать его стену. Если ему это не удастся, его искалеченная жизнь потеряет всякий смысл.
Алан Паркер рассматривает трагедию человеческой души, отгородившейся от мира. Данную тему он уже поднимал в гениальной картине «Стена». Но там мы наблюдали за событиями изнутри, глазами героя. А в картине «Птаха» со стороны, уже не видя, что творится внутри персонажа.
Можно сказать, что данные картины дополняют друг друга, особенно это касается концовки. Финалы «Стены» и «Птахи» как две половинки единого целого, по отдельности слегка непонятны, но вместе проясняются и становятся очевидны. Но что-то я забежал вперёд и развёл полемику.
В «Стене» было сказано практически всё об отчуждении от мира, но Паркер ни в коем случае не повторяется. Режиссёр рассматривает проблему уже с другого ракурса.
На первое место выходит Эл. И мы видим все страдания, которые он переносит из-за свихнувшегося друга. Раньше Эл считал полёты Птахи, чем-то ненормальным, заскоком. Теперь он понимает, что они, часть души Птахи.
Вьетнамский напалм сжёг крылья птицы. Лишил птаху, возможности летать. И теперь наш герой лишь птичка в клетке. Без крыльев, без души. Сидящий за кроватью, без эмоций пялящийся в окно.
Эл должен вернуть Птахе крылья. Борясь со стеной своего друга, он сам постепенно уходит в себя, ведь Птаха, единственное, что осталось для Элла. И либо они вместе выйдут из этого дурдома, либо оба останутся там.
Параллельно, в картине затрагивается и тема войны во Вьетнаме. Многие режиссёры посвящают целые фильмы данной тематике, Паркеру хватило пары минут, дабы показать своё виденье этого ада. Именно ада, а не войны. Мы не видим врага, пулемётных очередей, вообще боевых действий. Лишь ужасные (другого слова не подберёшь) крики раненных бойцов, исковерканный ландшафт, охваченный пламенем, и куски тех, кому суждено навсегда остаться на поле боя.
На чём Паркер концентрирует побольше времени, так это последствия войны. И не только состояние Птахи и Элла говорят об этом. Вспомните сцену в спортзале.
Покалеченные солдаты. Покалеченные физически и морально. Не раз за фильм произносится фраза «После войны он…» свихнулся, тронулся. Один из пациентов по имени Нед, после Вьетнама псих, размазывающий дерьмо по стенам клиники.
Паркер показывает войну, которая в первую очередь калечит душу, затем рассудок, и только потом тело людей.
Эти две пересекающиеся смысловые линии, вкупе с мистической атмосферой (радостные моменты детства, сменяются мрачными тонами клиники), гениальной режиссурой и блестящей игрой актёров (от вечно пафосного Кейджа, такой мощной эмоциональной роли я не ожидал), образуют действительно мощную драму. Трагедия одной личности, и целого поколения вышедших из Вьетнама. Без слёзовыжимательных приёмов, картина трогает тебя до глубины души.
Это действительно шедевр. А далее и говорить не стоит.
28 июля 2009
Люди с самого детства человечества задаются вопросом: почему мы не летаем как птицы?
Фильм Алана Паркера рассказывает о том, как человек решил спрятаться в образе птицы от реальности. Птицы кажутся беззаботными, счастливыми тварями, которые нисколько не переживают. Но ведь преимущество у них — это полёт.
Готов ли человек променять свои чувства, свои мысли и мечты ради полёта? Несчастные и помешанные могут.
Фильм не для всех, этот фильм нельзя созерцать, когда выдалась свободная минута, чтобы отвлечься. Потому что он тяжёлый по своей психологии. Тяжело смотреть на судьбу вроде и разных людей: героев Кейджа и Модайна. Один стал птицей, второй солдатом — но оба несчастных. И только их дружба связывает и помогает им.
Но фильм и не о дружбе, он о победе над роком, над тем, что можно выпутаться из всего и лететь подобно птице, наперекор преградам и тяготам. Главное, не сдаваться.
6 из 10
2 мая 2009
К просмотру этого фильма я пришла через любовь к «Жизни Дэвида Гейла» Алана Паркера. Я надеялась получить от «Птахи» подобное впечатление. Могу сказать, что я получила его. То, что Алан Паркер не может снять плохое кино, я убедилась еще раз. Далее у меня по списку просмотров все остальные его фильмы.
Фильм интереснейший от начала до конца. Бывают фильмы, когда считаешь, сколько минут осталось смотреть, мучаясь от скуки. Здесь все наоборот. Мне было жалко приближаться к концу фильма, смотреть который было сплошное удовольствие. Удовольствие с художественной, профессиональной точки зрения, а по сути, фильм, конечно тяжелый.
Близкая дружба двух парней показана очень трогательно и правдиво, так что невольно память уносит в детство, школу и т. д. и вспоминаешь свои проделки и очередные предприятия с друзьями. Яркие воспоминания юности, которые связывают этих парней, преподносятся настолько смешно, что местами кажется, что это вообще просто убойная комедия.
Сочетание настоящего времени и воспоминаний не напрягают мозг, и не отвлекают, как это бывает иногда с такими задумками, а точно наоборот, идеально сочетаются, приковывая зрителя к экрану.
Сержант Ал помогает другу «Птахе» вернуться к человеческой жизни из «птичьей», которую тот ведет с тех, пор как побывал на войне. Неадекватный врач-психиатр (майор!- он настаивает на этом больше, чем на гордом звании — врач), которого нельзя подпускать не только к больным людям, но и к здоровым — олицетворяет собой бюрократическую систему, бездушную и черствую. В ней нет места частным случаям, и нормального человека могут признать сумасшедшим (как Ала, приехавшего помогать другу). Он бы и рад рассказать о том, что друг стал «птицей» не просто потому, что сошел с ума на войне. Друг был этим одержим еще в юности. Но такая откровенность о прошлом могла бы поставить крест на освобождении из психбольницы «Птахи» навсегда, далее шокотерапия и т. д. Чего Ал не мог допустить. Хотя «Птахе», кажется, стало все равно.
Нам показывают несколько моментов, когда кажется, что любовь к птицам для «Птахи» важнее, чем любовь к людям. Трудно это понять. Когда «Птаха» попрощался с лучшим своим другом Алом, уходящим на войну, В это время у «Птахи» птица разбивается о стекло. Он плачет, но, очевидно, не от расставания с другом, а из-за смерти любимой птицы. И в этот момент в который раз подозреваешь, что «Птаха» сходит с ума. Второй раз эта мысль только подтверждается, когда показывают «Птаху» на войне. В бомбежке погибает множество солдат, и от взрыва бомбы погибает большая стая птиц. «Птаха» плакал, но, плакал опять из-за птиц. А на экране в это время нам показывают изувеченные тела солдат. Но досмотрев до конца фильм, понимаешь, что все нам показывалось не просто так. Ведь всегда проще поверить, что человек сумасшедший. И мы сами в этом убеждаемся в конце.
Концовка меня поразила почти также, как и у «Жизни Девида Гейла». Я думала, что будет трагично, и настроилась на то, какой может быть конец у фильма, но мои предположения поменялись два раза за последние 10 минут и все равно не совпали с реальной концовкой. Поэтому фильм и великолепен.
9 из 10
5 апреля 2009