Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Перворожденный |
английское название: |
Firstborn |
год: | 1984 |
страна: |
США
|
слоган: | «Fifteen. At a time when most kids need to dream, Jake Livingston had to wake up.» |
режиссер: | Майкл Аптед |
сценарий: | Рон Кослоу |
продюсеры: | Тони Томас, Стэнли Р. Джаффе, Шерри Лэнсинг, Рон Кослоу, Элис Шуар, Пол Юнгер Уитт |
видеооператор: | Ральф Д. Боуд |
композитор: | Майкл Смолл |
художники: | Алан Хикс, Коллин Этвуд, Пол Силберт |
монтаж: | Артур Шмидт |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $6 250 994 |
Мировые сборы: | $6 250 994 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 октября 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
А что если на ваших глазах рушится ваша семья, гибнет все, что вам дорого? Что если ваша мать связалась с уголовником и наркоманом, и, окрыленная ощущением второй молодости, готова идти у него на поводу и не замечать собственного падения? Что если у вашего отца другая семья и ему нет до вас дела? Что если ваш младший брат — самый частый гость у школьного директора и первый кандидат на колонию для несовершеннолетних? А вам — всего 15 лет и жизнь до недавнего времени была веселой и безоблачной, и ничего в ней не было, кроме игр, друзей и материнской заботы… А что если…
Название «Перворожденный», данное нашими локализаторами, имеет отчетливый мистический оттенок. Не понимаю, чем им не угодил обычный «Первенец»? Или даже «Старший сын», но никак не «Перворожденный», звучащий как название фантастического романа или строчка из Библии.
Взяв за первооснову взрослую депрессию после развода и всегда психологически тяжелое для подростков время адаптации к этому событию, а также появлению в семье нового мужчины, Майкл Аптед снял несколько манипулятивный, но все же хороший и достаточно острый психологический триллер в жанре «чужой в доме». Фильмы на эту тему, рассказывают, как правило, о неприятностях, которые начинаются, когда люди, живущие рядом с нами и маскирующиеся под наших близких, открывают истинное лицо. К представителям подобного поджанра можно отнести «Что скрывает ложь», «Сияние», «Ночной рейс», «В постели с врагом», в какой-то степени даже «Лабиринт Фавна» (вернее — его даже в самой первой степени, но иносказательность фильма мешает его жанровой «чистокровности»), и особенно — снятого чуть позже «Отчима».
Аптед, в принципе, не был первооткрывателем и ничего особенно нового не сказал. Но сумел очень грамотно расставить акценты, благодаря чему его фильм до середины смотрится как добротная драма о кризисе в семье, апогеем разрушения которой стало появление в доме мутного мужика, диктующего усталой и отчаянно нуждающейся в мужском внимании и поддержке женщине, что ей делать и как поступать. Ничего фантастического, это правда жизни, которую, к сожалению приходится наблюдать повсеместно. Аптед прекрасно показывает, как подобные опрометчивые решения взрослых влияют на детскую психику, как ребенку легко оказаться чужим в собственном доме, как это может повлиять на его жизнь. Не справляющийся с психологическим давлением и мучимый противоречиями, главный герой-подросток, очень хороший парень, меняется на глазах — дерзит учителям, прекращает общаться с друзьями, испытывает тягу к одиночеству, ненависть ко всем, перестает верить взрослым… Его младший брат испытывает все большую тягу к насилию. А поскольку все это сыграно правдиво и эмоционально, уже за это Аптед достоин похвалы.
Во второй половине фильма он усиливает напряжение, заставляя подростка пройти своеобразный обряд инициации, стать мужчиной, принять непростое решение, взять на себя функции отца и встать на защиту своей семьи. Нельзя сказать, что тут он терпит фиаско, финал смотрится довольно захватывающим, но при этом слишком банальным и все же оставляет после просмотра некую долю разочарования.
Однако по большей части режиссеру все же удается маневрировать между фильмом о взрослении, семейной драмой и триллером. Он мастерски отрывает зрителя от наших психологических якорей, вроде «Мой дом моя крепость» или «Семья — мое богатство». Он вводит в состояние тревожного ожидания, раз от раза заставляя нас видеть беспомощность и отчаяние подростка, не знающего как спасти мать, не желающую спасения. И к тому же зритель не уверен, действительно ли «чужак» плох, или же это всего лишь плод воображения обиженного и ревнующего свою мать мальчишки.
Все персонажи фильма очень интересны и абсолютно правдивы — и несчастная слабовольная женщина, сыгранная очень хорошей актрисой Терри Гарр, бросающаяся в объятия малознакомого мужчины, «лишь бы ее любили», и ледяноглазый Питер Уэллер в роли «бомбы замедленного действия», и оба ребенка — обаятельный Кристофер Коллет и голливудский вундеркинд Кори Хейм. И Сара Джессика Паркер здесь очень мила, и толстогубый пухлый Роберт Дауни младший в роли разбитного панкующего подростка вполне на месте (они, кстати, познакомились на этом фильме и закрутили роман). Оттого-то финал и кажется слишком «простым», слишком голливудским, слишком бесталанным, слишком глупым для такого чудного актерского ансамбля, для такой серьезной темы, впечатляющей режиссуры и вдумчивой первой половины. Возможно, Аптед не хотел усложнять, решив дать на болезненные вопросы абсолютно невежественные ответы, как будто испугавшись, что они могут кому-то не понравиться. Это, впрочем, не уберегло картину от финансовых неудач. Вышедшая в один день с «Терминатором» и за неделю до «Кошмара на улице Вязов», она не смогла привлечь большую аудиторию, хотя, смотрится очень достойно в ряду себе подобных лент. В общем и целом получилась интересная и безусловно достойная внимания работа, которая умудряется за последние 15 минут растерять весь накопленный за предыдущие 80 потенциал.
8 из 10
17 сентября 2018