О-би, О-ба — Конец цивилизации
O-bi, o-ba. Koniec cywilizacji
6.7
7.2
1984, фантастика, драма, детектив
Польша, 1 ч 28 мин
В ролях: Ежи Штур, Кристина Янда, Мариуш Дмоховский, Ян Новицкий, Хенрик Биста
и другие
Последние уцелевшие в ядерной войне люди живут внутри бетонного купола, ожидая приземления чудесного Ковчега, который принесет им спасение. Однако Ковчег - не более чем выдумка высоких военных чинов, желавших успокоить людей. Тем временем купол начинает трескаться. Софт знает правду о Ковчеге и пытается поделиться ею с другими. Но его никто не слышит, ибо вера в божественное спасение настолько укоренилась в людях, что они стали совершенно слепы ко всем проблемам других и озабочены лишь подготовкой к своему скорому переселению на Ковчег.
Дополнительные данные
оригинальное название:

О-би, О-ба — Конец цивилизации

английское название:

O-bi, o-ba. Koniec cywilizacji

год: 1984
страна:
Польша
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Витольд Собоциньский
композитор:
художники: Анджей Ковальчук, Ева Краузе
монтаж:
жанры: фантастика, драма, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 28 января 1985 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, драма, детектив

Постеры фильма «О-би, О-ба — Конец цивилизации», 1984

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «О-би, О-ба — Конец цивилизации», 1984

Матрица имеет тебя

Мир после ядерного аполкалипсиса, с позиции отдельно взятой страны: немногие спасшиеся доживают в бункере, сходя с ума всяк на свой лад. Пролетариат кормят целлюлозной кашей из переработанных книг и галетами с беспочвенной надеждой, остатки военной верхушки играют в солдатиков, интеллигенция либо истерично хихикает, либо проникновенно толкает речи, полные разочарования в людях. Кто-то барыжит столовым серебром, кто-то лает за еду, отдельные маньяки окружают себя гусями и щенками, в попытках буквально следовать библейской притче о ковчеге — а герой идет и смотрит на последствия голода, войны, болезни и смерти. У Софта усталый и потухший взгляд, но он творит локальное добро в пост-адовой вселенной, добрым самаритянином раздавая дефицитные шпроты. Он уже бросил попытки объяснить, что никто не придет на помощь — людям настолько опротивела действительность, что они готовы верить в любую чушь, которая будет тонкой гранью отделять их от собственных страхов и безрадостной неизбежности.

Восемьдесят четвертый год невероятно удачен для любых остросоциальных высказываний, ведь параллели с известно чем автоматически напрашиваются и способны добавить глубины любой ерунде. Однако вместе с положительным приходит и известная доля ответственности. Фильм Петра Шулькина неплох отдельными моментами, ради которых, кажется, все и затевалось: надрывными рассказами о том, что люди, посрав, за собой не уберут; гоголевской галереей человеческого безумия; маниакальными попытками сознания зацепиться за привычный уклад, потому что за ним — полная безнадежность. Амбиции, положение, знания канули в небытие, карикатура на социальную жизнь заменила отношения между людьми, на поверхность выползает животная суть и животный же ужас. Конец света начинается с распада души. Но симулякр пауков в банке, схематичная мини-модель общества, так ласкающая снобов и эстетов предсказуемым совпадением взглядов, оказывается до невозможности плоской. Здесь нет персонажей, только големы, а сценарий следует худшим из традиций pulp fiction’а, когда героя целиком и полностью характеризует его небритость. О-би, О-ба в прямолинейности подхода находится в шаге от лубка «Сексмиссии», а впечатление усиливается тем, что сыгравший главную роль Ежи Штур широко известен, по крайней мере, в нашей стране, именно по «Новым амазонкам».

Шулькина, по крайней мере в фантастический период творчества, более всего занимает вопрос о том, что делает человека человеком. Но при этом его герои одномерны и являются носителями какой-либо единственной функции или системы взглядов. Шлюха, наивно считающая, что жизнь тут «не взаправду», и когда прилетит помощь, все можно будет начать с нуля, или люди, тренирующиеся в умении ходить по канату, чтобы первыми забраться на «ковчег» по швартовам — вот примеры местных антирелигиозных метафор, не столько бьющих в цель, сколько просто затрагивающих проблематику. Хотя, справедливости ради, тема «опиума для народа» получила наиболее полное и изящное раскрытие через солдафонское отношение к библии, как к беллетристике в красивом переплете, и через кошмарную давку за место в раю. Центральным, конечно же, остается дискурс отношений человека и общества, тривиально показанный через интеллигентские рефлексии. Что лучше, умереть царем в аду или из последних сил бороться за надежду? Шулькин не дает ответа, потому что ему важно не столько выразить точку зрения, сколько контрабандой поднять вопрос. И есть в подобном уровне дискуссии некое вызывающее брезгливость соответствие полупьяным спорам на прокуренных кухнях, когда открыть пошире рот и вещать о наболевшем гораздо важнее, чем разобраться в сути.

Разумеется, в условиях отсутствия бюджета говорить о технических моментах не имеет смысла, однако в том, как бедность оборачивается системообразующим художественном приемом, есть хорошая, здоровая наглость. Постапокалипсис должен быть именно таким — грязным, вонючим, непритязательным и мрачным. Мимолетные детали играют на аутентичность: деликатесная тушенка, рваные тулупы подконвойного стада, отчаяние в глазах второстепенных персонажей. Но мало, чудовищно мало хлесткой конкретики. Незатейливый символизм ограничивается постмортальным воздушным шаром с претензией на философичность. Основной вывод заключается в том, что рассуждения о моральном долге в условиях филиала чистилища выглядят спекуляцией, дайте спокойно уже встретить конец, наконец. Фильм Шулькина — это очень упрощенный, поверхностный взгляд на социальные проблемы, паноптикум с национальным колоритом, способный отпугнуть потенциальных поклонников сферической артхаусностью в худшем смысле слова. Да, он не лишен некоторой минимальной всеохватности подхода. Но, положа руку на сердце, даже стержневая мысль о том, что закат цивилизации придется (или уже пришелся?) на пик человеческого идиотизма, при всей привлекательности, вряд ли была хоть сколько-нибудь свежа даже тогда.

25 августа 2012

Фантастика О-би, О-ба — Конец цивилизации появился на телеэкранах в далеком 1984 году, его режиссером является Петр Шулькин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ежи Штур, Кристина Янда, Мариуш Дмоховский, Ян Новицкий, Хенрик Биста, Кшиштоф Майхжак, Станислав Игар, Мариуш Бенуа, Адам Ференцы, Рышард Котыс, Станислав Мантужевский, Карина Циммерер, Дарья Корвин, Anna Losik, Роман Бертосевич.

Страна производства - Польша. О-би, О-ба — Конец цивилизации — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.