Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Любовь до смерти |
английское название: |
L'amour à mort |
год: | 1984 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Ален Рене |
сценарий: | Жан Груо |
продюсер: | Филипп Дюссар |
видеооператор: | Саша Вьерни |
композитор: | Ханс Вернер Хенце |
художники: | Жак Солнье, Филипп Тюрлюр, Катрин Летерье |
монтаж: | Жан-Пьер Бенар, Альбер Юргенсон |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 сентября 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
«Любовь до смерти» - почти «Сансет Лимитед» за четверть века до него. Рассуждения о любви, смерти и религии составляют содержание этой картины Рене, весьма камерной и обманчиво доступной в формальном отношении. Единственное, что вызывает отторжение, – попытка режиссера визуально изобразить смерть, получается это довольно нелепо: черный экран, атональная музыка и непонятно откуда взявшийся пух. Это даже в пересказе выглядит смешно, впрочем, для Рене, видимо, как и для Набокова, нас по смерти ожидает лишь «раковинный гул вечного небытия». Спор атеистов с христианами в данной картине выглядит, однако, как бледное подобие изощренных богословских диспутов из уже упомянутой пьесы Кормака Маккарти. Назвать фильм Рене слабым не получается – слишком сильны последние полчаса, почти по-бергмановски репрезентирующие отчаяние человека после утраты близкого.
Вместе с тем, первые две трети этой ленты (весьма небольшой по метражу, надо признать, но она была бы еще лаконичнее, если бы не частое использование черного экрана, тормозящего действие и придающего истории высокопарность и совершенно излишний пафос) постановщик окунает в некий мистицизм двусмысленности. То ли герой жив, то ли пережил клиническую смерть, то ли живет как призрак. Персонажи, пытаясь осмыслить смерть, то и дело обращаются к религиозному опыту, однако, трактуют его наивно в неофитском духе (хотя в их рассуждениях должна быть некая глубина, ведь двое из них – пастор с женой, вроде бы не новички). Так «Любовь до смерти» можно понимать и как достаточно примитивное восприятие смерти чрез призму новоначальной веры, и как достаточно убедительное изображение тупика атеистического ее понимания.
Категорически не согласен с теми, кто считает верующую пару из фильма, воплощенную на экране Дюссолье и Ардан, - лицемерами. Наоборот, она пытается помочь паре Ардити – Азема всем, чем только можно от утешения до убеждения. Другое дело, что их диалоги и споры выглядят осторожным вторжение Рене на территорию Бергмана, то есть новичка в пространство, освоенное мастером. Вопросы веры не сводятся к опыту собственного умирания и утраты ближнего, другое дело, что в такой пограничной ситуации, как называют ее экзистенциалисты, с человека слетает шелуха повседневности, и он сталкивается с философскими предметами не отвлеченного характера, а касающимися лично его самого.
Рене удалось это блестяще показать на экране пусть с этими нелепыми черными экранами по невыносимо помпезную музыку Хенце (вспомним первую картину из трилогии Кесьлевского, где музыка Прейснера также звучала на фоне затемнений и черного экрана, но как это было органично там, и как нелепо у Рене). Уже спустя два года Рене доказал, что экзистенциальные проблемы человечества – не его конек, окончательно переключившись на развлекательное кино, вернее тонкую стилизацию под масскульт. Что же касается «Любви до смерти», то это был последний фильм Рене, проанализированный Делезом во втором томе «Кино», вышедшем из печати, если не ошибаюсь, в 1986 году.
Если судить по его отзыву, представленному в книге, он Делезу понравился, потому рассматривал он его в контексте всего творчества Рене, как «церебрального», то есть попытки осмыслить мир разумом, а кино сделать «головным». От Делеза не скрылось и то, что начиная с ленты «Жизнь – это роман» в кинематограф Рене приходит ирония, отчего он становится легче и доступнее массам. Не смутили его и религиозные диспуты в фильме «Любовь до смерти», видимо, он, как и Кормак Маккарти впоследствии, счел позицию верующих неубедительной в сравнении с атеистическим скепсисом в отношении Бога и вечной жизни. Пусть «Любовь до смерти» - несколько дилетантское подражание Бергману, но все-таки некая концептуальная смелость этой картине все равно присуща, ибо здесь перед зрителем разворачивается некий край философских вопросов, подойдя к которому Рене уже не пошел дальше, вместо этого радикально обновив и содержание,, и форму всех своих последующих кинематографических произведений.
18 июня 2024
«Любовь до смерти» смотрится как логическое продолжение «Люблю тебя люблю». Ален Рене вновь предлагает почти фантастический сюжет — жена узнает, что ее муж умер, но вскоре опять его встречает, наслаждаясь взаимной любовью.
Однако, во второй половине фильм «скатывается» до камерной драмы. Великолепно разыгранный сюрреализм в первой половине обесценивается.
Рене конечно мастер самого высокого уровня, но мне кажется, что во второй половине фильма большее внимание от уделял текстам, которые произносят актеры. Это осуществляется в противовес визуальным решениям и динамике картины.
Сабин Азема, Пьер Ардити, Фанни Ардан, Андре Дюссолье — просто великолепны, но они просто «винтики» в игре загадочного гения Алена Рене.
В итоге: кто знает, как смотрелся бы этот фильм, если бы в главных ролях сыграли звезды. К примеру, Уоррен Битти и Изабель Аджани. Однако, тот фильм который получился, мне показался скучным и недостаточно интересным (слабо проработанный сценарий). Впрочем, гений Алена Рене никто и не оспаривает — у него получилась очередная философская притча.
4 из 10
24 декабря 2012
Камерная драма, состоящая из одних онтологических разговоров, разбавленная короткими музыкальными интерлюдиями. Всего четыре персонажа. Несколько декораций. Тем не мене, заявленная театральность не ощущается. Этому способствует отстранённая режиссура, проникновенная игра актёров и смысловой уровень сюжета…вполне пригодный для облёгчённой адаптации в провокативном варианте фестивальной конъюнктуры. Ален Рене, как всегда, далёкий от угождения вкусам публики, снял со своими постоянными актёрами экзистенциальный триллер, целостное понимание сути которого приходит через некоторое время после просмотра.
Супружеская пара священников Жером и Жюдит давно дружит с Симоном и с радушием принимает его новую сожительницу Элизабет. Однажды Симон умирает, но сразу воскресает. Как и в более ранней картине «Люблю тебя, люблю» (1968), Рене использует фантастическое допущение не для того, чтобы изменить характер героев, поставив перед фактом «волшебного» вмешательства, а чтобы полнее раскрыть их привычный образ жизни, направляющий зрителя внутрь собственных «привычных» нелепостей.
Квадрат, казалось бы, обычных дружески — соседских взаимоотношений сразу же определяет зеркальность героев. Пасторы 10 лет в браке, довольны тихой семейной идиллией, веруют в Бога и обожают своего ребёнка. Любовь Жерома обозначена печатью «агапэ» — жертвенности и духовности направленной на бездоказательное принятие «Божественного» абсолюта. Другая пара живёт страстью телесной («эрос») и умозрительной. Симон — фанатичный археолог, Элизабет — такой же фанатичный учёный. «Один смотрит в прошлое, другой в будущее», а вместе они являют, завещанное Христом, настоящее, сиюминутное, эгоистичное. Жюдит остаётся до финала в тени, но с ней связана особая тайна.
По логике любой драматургии там, где присутствует влияние эроса, должна быть и неминуемая смерть («танатос»). По логике авторов, смерть непосредственный спутник любви. Это дверь обозримая для всех влюблённых, дошедших до пика своего страстного единства, приглашение в иной мир, принять которое означает либо совершить подвиг во имя любви, либо пойти на тяжкий грех. Страх перед смертью свойственен людям, лишённым любви. Религиозная тяжесть суицида навязана одиночками пастырями с целью управления экзальтированного хаоса «эроса». Отправляясь в Иерусалим, Христос знал, что его ждёт крест. Значит, он сознательно шёл на самоубийство и двигал им не «эрос», а «агапэ».
Герои рассуждают, сомневаются, бояться потерять обретённое, но так и не могут определиться с целесообразностью безвозвратного билета в неизвестность, нелепое возвращение из которого сулит лишь стыд, неловкость и непреодолимое желание навсегда покинуть мир «мёртворождённых» живых. Не расставляя приоритеты, Рене показывает идентичную заразительность светлого и тёмного человеческого чувства, оказывающих одинаково деструктивное влияние на человека. Любовь не длится вечно и единственным продлением её во фрагментарном непонятном мироощущении остаётся осознанная смерть.
Определяющим пунктом в названии «Любовь ДО смерти» является предлог, разделяющий эти два, по идее, взаимоисключающих понятия. Линейная фабула фильма наполнена, обычными для стиля режиссёра обращениями к прошлому и анализу воспоминаний в ретроспективе. Пожалуй, только для этого и необходима случайная смерть Симона и такое же случайное воскрешение, чтобы держа в памяти этот факт по иному взглянуть на привычные незаметные жизненные абсурдизмы.
9 из 10
9 декабря 2010
Расскажи мне как любишь ты меня…
Нет лучше, как будешь любить меня после смерти…
История (именно история)эта с одной стороны о том, как сложно свыкнуться с мыслью о смерти, когда ты так безумно любишь…
С другой стороны история эта о том, как же мы до сих пор не понимаем божественных писаний…
Что мы будем делать, когда наши любимые покинут этот мир? Половина из нас последует за ними, другая просто продолжить жить. А как мы поступим с любимыми, когда час смерти нам известен?
Эта история очень печальна, не только для главной героини, но и для тех людей, которые думают что любят. Казалось бы о чем должны говорить люди, служащие Богу(?),люди исповедующие нам слово Божие???
Как быть, когда ты запутался… любишь ты или не любишь? Есть ли что-то после смерти или нет… Скорее фильм об этом.
С одной стороны глупо судить других люде, так до сих пор не разобравшись в себе, с другой-говорить о душе, будучи до сих пор не уверенным в ее существование.
Фильм стоит смотреть, хотя бы за атмосферу и музыкальное сопровождение, не сказать что хороший, но есть в нем что-то, что заставляет испугаться нашей жизни.
Любите люди, любите так, будто скоро нас не станет…
26 февраля 2010