Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 4.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Легенда о сэре Гавейне и Зелёном рыцаре |
английское название: |
Sword of the Valiant: The Legend of Sir Gawain and the Green Knight |
год: | 1984 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Men of Iron... Blades of Steel.» |
режиссер: | Стефен Викс |
сценаристы: | Тереза Бёрдон, Ховард С. Пенн, Розмари Сатклифф, Стефен Викс, Эмма Саттон, The Gawain Poet, Филип М. Брин |
продюсеры: | Йорам Глобус, Менахем Голан, Sture Rydman, Майкл Дж. Каган, Филип М. Брин, Бейзил Кис |
видеооператоры: | Питер Херст, Фредди Янг |
композитор: | Рон Гисин |
художники: | Морис Фаулер, Дерек Найс, Шуна Харвуд |
монтаж: | Ричард Мэрден, Бэрри Питерс |
жанры: | боевик, фэнтези, мелодрама, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 июня 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Посмотрел фильм «Меч храбреца» (с подзаголовком «Легенда о сэре Гавейне и Зелёном рыцаре», однако взявшем от английской поэмы лишь завязку). Старое-доброе фэнтези 80-х — умели его тогда снимать…
Несмотря на классическую завязку и архетипические сюжетные повороты, «Меч храбреца» не похож на рыцарский роман. Главные герои благородны, но не настолько стерильны, как им следовало бы быть по его канонам, скорее персонажи и их диалоги напоминают о Шекспире — рыцарство не перевешивает человечность, доля иронии наличествует, но не превращает всё в фарс. Создаётся именно тот баланс между сказкой и натурализмом, который обычно и понимают под фэнтези.
Итак, королевский пир — но никто не пирует, поскольку его величество считает, что рыцари, ничего героического не сделавшие за год (в силу мирного времени) не заслужили еды. В его возмущении забвением прежних идеалов, впрочем, сквозит скорее досада старика, что героические времена кончились именно для него. Так или иначе, в эту минуту в зал въезжает Зелёный рыцарь — действительно весь в зелёном, в диадеме в виде оленьих рогов и очевидно иной. Он предлагает присутствующим игру — он подставит шею, и любой желающий попытается отрубить ему голову его же топором, но если гость переживёт один удар, то они поменяются ролями. Никто не вызывается, что король объявляет подтверждением своим словам, и тогда юный сквайр Гавейн согласился поучаствовать, за что немедля получил титул рыцаря. Он срубает Зелёному рыцарю голову, но тот совсем от этого не страдает — однако свой удар задерживает на год, не желая убивать юнца, у которого ещё не растёт борода. Кроме того, по требованию Гайвена он говорит ему загадку — если юноша разгадает её до истечения срока, то эльф его пощадит. Так что Гайвен, в парадных (и потому хрупких) доспехах короля и при оруженосце отправляется куда глаза глядят искать ответ на загадку. Для этого ему предстоит повстречать ещё немало колдовских существ, найти (и потом долго заново разыскивать и спасать) любовь и пережить множество приключений — а загадка в итоге оказывается скорее зашифрованным пророчеством…
Повествование весьма сумбурно и не особенно последовательно, но при просмотре этого не замечаешь — постоянное действие не даёт отвлечься от экрана, зрелище очень красиво, а персонажи колоритны. Как и «Битва титанов», это история, каких сейчас почему-то не увидишь, — где герой является игрушкой высших сил, следуя по указанному ему пути и оказываясь под влиянием то того, то другого сверхъестественного создания.
В целом фильм красивый и занимательный. Учитывая дефицит хорошего фэнтезийного кино, уже за это рекомендую обратить на него внимание. А кроме того, Зелёного рыцаря играет Шон Коннери.
7 из 10
31 мая 2014
Не слишком известный нашему зрителю фильм, не смотря на то, что в нём играет сам Шон Коннери — а уже одно его участие всегда служит показателем качества — хотя бы качества его собственной игры. Но в этом фильме не он главный герой, хотя именно на его персонаже, Зелёном рыцаре, и замешано основное действие сюжета. Загадывая загадки, играя временем и пространством с ловкостью фокусника, он проводит и главного героя, и зрителя, по странному лабиринту фантазий, неотличимых от реальности, созданному воображением британской писательницы Розмари Сатклифф.
Саму книгу читать не довелось, поэтому не знаю, насколько был изменён сюжет, но это фентези — сюрреалистическое, настоящий артхауз, заставляющий некоторых зрителей спрашивать, какую же траву курили его создатели — тех, кто не в силах разобраться во всех тупиках и ответвлениях этого лабиринта, поскольку привыкли к фильмам с сюжетами простыми и прямыми.
Таинственный Зелёный рыцарь прибывает в Камелот во время пира в поисках того, кто бросит ему вызов — но ни один рыцарь не готов на это, многие уже позабыли, с какой стороны за меч берутся, полностью удовлетворённые своей сытой и вольготной жизнью — и только сквайр Гавейн бросил ему вызов. Который мог бы закончиться как его собственным концом, так и победой над Зелёным рыцарем — нужно было лишь разгадать загадки и пройти этот запутанный путь до конца.
Гавейна сыграл Майлз О`Киффи — больше известный по ролям Атора из фильмов Д`Амато и Брешия и Дракулы из Музея восковых фигур Хикокса. Его герой, не понимая, что происходит вокруг него, тем не менее движется вперёд по зову своего сердца — и своей чести. Неужели так измельчали другие рыцари, что бороться с врагами и спасать честь Камелота приходится именно ему, посвящённому в рыцари сразу после вызова Зелёного рыцаря? А может быть он остался единственным, кто ещё сохранил эту самую честь?
В любом случае даже после просмотра вопросов остаётся больше чем ответов — или в этом была главная задумка режиссёра — для которого, кстати, этот фильм стал последним? Кто-то скажет, что это самый обыкновенный треш, замаскированный под артхауз — но с другой стороны — может быть он просто сложен для того, чтобы понять его с налёту? Один просмотр, второй — и вот уже разрозненные куски начинают складываться в мозаику — сюрреалистичную на манер картин Дали, которые многие отторгают — но многие приходят от них в восторг.
Не судите по фильму после попытки разобраться в нём с разгону. Вдумайтесь в слова Зелёного рыцаря — и пусть путь Гавейна был долог и ветвист, но тот, кто сможет пройти его до конца поймёт, что же он вкладывал в них.
9 из 10
В каком переводе его смотреть — мво, сабах или Кузнецове — решать каждому самому, но именно разные переводы позволят взглянуть на фильм с разных сторон восприятия — и понять глубже
17 сентября 2012
Фильм вроде как британский, но выпущен под лейблом «Метро Голдвин Мэер», а «МГМ» ерунды не производит, у неё всё серьёзно и по высшему классу. Это во-первых.
А «во-вторых» естественным образом проистекает из «во-первых». То есть, в отличие от легковесного и попсового (хотя и крутого и ныне вполне классического) «сериала» о Конане со Шварценеггером, создававшегося, кстати сказать, одновременно с «Легендой…», авторы и упомянутые выше покровители нашей картины, следуя своим принципам, так «засерьёзнили» фэнтезийно-приключенческий сюжет, что в нём появилась даже без труда читаемая философия (о чём ниже). Результат: фильм получился не «семейным», а настоящим «взрослым», где есть над чем поломать голову не только его главному герою, молодому рыцарю сэру Гавейну…
Опять буду спорить с синопсисом, приведённым на этой странице и распространённым по всему Рунету. В фильме тактично не называются ни Камелот, где рыцари выродились в обжор и банальных трусов, ни король Артур, не выдержавший такого «порядка». Они лишь подразумеваются! И правильно было бы писать примерно так: «В неком королевстве, похожем на Камелот…»
А теперь зададимся вопросом, кто же был тем самым «возмутителем спокойствия» в образе Зелёного рыцаря (роль, блистательно сыгранная тогда ещё не старым, а просто пожилым Шоном Коннери; обратите внимание на его игру и режиссуру в эпизоде в замке короля- это чисто театрально сработано, как будто Коннери не на съёмочной площадке, а на сцене!), памятуя о как-бы-Камелоте и о том, кто всегда вдохновлял и побуждал к жизни и подвигам и рыцарей, и короля? Тем более что в фильме даётся недвусмысленная подсказка- встреча Зелёного рыцаря и сильнейшего колдуна с «коллегой» Морганой, закончившаяся превращением её в красную лягушку… Надеюсь, всем стало понятно, что мы имеем дело с самим М…
Зачем же он столь вызывающе явился на пир и устроил игру с отрубанием головы и загадками для новоиспечённого рыцаря Гавейна с отсрочкой «приговора» на год?- Да затем же, зачем и прежде! И если даже ему не по силам было влить мужество, честь, доблесть (наконец, просто адреналин) в жилы всего прежде славного (ры)царства (здесь усматривается ядовитый намёк на современное сытое и самодовольное западноевропейское буржуазное общество), то хоть в одного, осмелившегося бросить ему вызов юнца с мечом, он намерен влить всё это. И ведь влил, поскольку, сам того не разумея, наш Гавейн за отведенный ему год стал реальным рыцарем «без страха и упрёка», стал настоящим мужчиной, познавшим любовь и научившимся за неё сражаться (а начинал с того, что постыдно хотел пристрелить священного единорога на ужин!). И тем самым, своей жизнью Гавейн и ответил на загадки колдуна. Ну а раз М… сделал своё дело, М… может уходить (исчезнуть, рассыпаться- как ему угодно!). В очередной раз, но- «до новых встреч» !
8 из 10
16 июля 2012